ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-952 от 15.03.2012 Сызранского городского суда (Самарская область)

                                                                                    Сызранский городской суд Самарской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Сызранский городской суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2012 года город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сапего О.В.

при секретаре Степановой О.В.

с участием адвоката А***

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-952/12 по заявлению Большедворова Е.И к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Самарской области о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с настоящими требованиями к ответчику, в котором просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области № 17-15/16 от **.**.**** г. о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 п. 1 НК РФ за неполную уплату сумм налога на доходы физических лиц ( с доходов от предпринимательской деятельности) в виде штрафа в сумме 8144 руб. (п.п.1 п.1 резолютивная часть решения) и о привлечении к налоговой ответственности по ст. 126 п.1 НК РФ - за непредставление в установленный срок физическим лицом в налоговые органы по требованию документов в количестве 94 шт. в виде штрафа в сумме 18800 руб. (п.п.2 п.1 резолютивная часть решения), взыскании налога, пени и неустойки.

В обоснование требований указала, что в период с **.**.**** г. по **.**.**** г. она была зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области (свидетельство о государственной регистрации предпринимателя сер.№00 от **.**.**** г..

14. 01. 20 10 с учета снята, предпринимательской деятельностью не занимается.

МРИ ФНС № 3 по Самарской области проведена выездная налоговая проверка в отношении нее, ИП Большедворова Е.И, по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в части правильного исчисления, уплаты и перечисления налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с **.**.**** г. по **.**.**** г..

По результатам проверки налоговым органом по решению № №00 от **.**.**** г. ИП Большедворова Е.И доначислены налоги в сумме 216 944 рубля:

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 5730 руб. за 1 ул. ХХХ.,

- налог на добавленную стоимость - 75879 руб. за 1 ул. ХХХ.; 26609 руб. за 2 ул. ХХХ.; 9914 руб. за 3 ул. ХХХ.,

- налог на доходы физических лиц (с доходов от предпринимательской деятельности) - 64995 руб. за 2008 г.,

- единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет — 24869 руб. за 2008 г.,

единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС - 3241 руб. -за 2008 г.,

единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС - 5707 руб. за 2008 г.

Начислены пени по состоянию на **.**.**** г. в сумме 58795 руб.27 коп.:

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 2021 руб. 68 коп.,

налог на добавленную стоимость - 44493 руб.31 коп.,

налог на доходы физических лиц (с доходов от предпринимательской деятельности) - 6443 руб.74 коп.,

единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет - 4303 руб. 11 коп.,

единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС - 591 руб.51 коп.,

единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС - 941 руб. 92 коп. Кроме того, ИП Большедворова Е.И привлечена к налоговой ответственности:

- за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ - назначено наказание в виде штрафа за неполную уплату сумм налога на доходы физических лиц ( с доходов от предпринимательской деятельности) в сумме 43389 рублей,

- за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 126 НК РФ - назначено наказание в виде штрафа за непредставление в установленный срок физическим лицом в налоговые органы по требованию документов в сумме 18800 рублей.

К числу нарушений отнесено:

- занижение в налоговой декларации физического показателя «площадь торгового зала», что привело к неуплате единого налога на вмененный доход в сумме 5730 руб. за 1 квартал 2008 г. (страницы 4-6 Решения). Этот вывод сделан на основании договора аренды № 26 от **.**.**** г., заключенный между ней и Рудницкой Е.З., актом возврата помещения от **.**.**** г., техническим паспортом и план-схемой экскликацией на арендуемое помещение, протоколами допроса свидетелей.

Приведенные доводы и выводы решения налогового органа считает необоснованными по следующим основаниям: согласно договору аренды № 26 от **.**.**** г., заключенному между ней и Рудницкой Е.З., в здании ТЦ «Пассаж» по адресу: Самарская область, г.Сызрань, пеул. ХХХ. этаж 2, секция 218 Большедворова Е.И арендовалось помещение. Хотя общая площадь помещения составляет 34,63 кв.м, при этом под торговую площадь было занято только 15 кв.м. секции № 218. На остальной площади секции предпринимательская деятельность не осуществлялась. Это подтверждается ее экземпляром договора. Так же этот факт может быть подтвержден самой Рудницкой Е.З. или ее представителем, который представлял ее интересы в 2008 г., а не Фиманова Л.М., которая была допрошена в ходе налоговой проверки. В период с **.**.**** г. по **.**.**** г. она не являлась представителем Рудницкой Е.З., свидетельские показания она дала только опираясь на имеющийся у нее экземпляр договора аренды № 26, поэтому никак не может владеть полной и объективной информацией, необходимой для установления истины.

В соответствии со ст.346.27 НК РФ, площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Согласно ст.2 Закона Самарской области № 92-ГД «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Самарской области, понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в котором они определены в главе 26.3 НК РФ.

Как следует из вышеизложенного, Большедворова Е.И не было нарушено каких-либо норм законодательства о налогах и сборах, все расчеты единого налога на вмененный доход с использованием физического показателя «площадь торгового зала» в 1 ул. ХХХ.

В соответствии с пунктом 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. В связи с чем, для устранения сомнений и противоречий, налоговый орган имел право осмотреть данное помещение. Однако, на момент проверки договор аренды с ТЦ «Пассаж» с **.**.**** г. истицей был расторгнут, поэтому осмотром помещения сомнения и противоречия не могут быть устранены.

При таких обстоятельствах, а также, учитывая положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, которым определено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. (Постановление ФАС ул. ХХХ от **.**.**** г. № 738).

налоговый орган считает, что в соответствии с гл.26.3 Налогового Кодекса РФ деятельность предпринимателя по изготовлению по индивидуальным заказам оконных конструкций физическим лицам подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; при этом деятельность налогоплательщика, связанная с реализацией и установкой оконных конструкций юридическим лицам, подпадает под общую систему налогообложения, в связи с чем предприниматель обязан уплачивать НДС, ЕСН и НДФЛ. Из этого следует, что Большедворова Е.И допущено занижение налоговой базы по НДС. Этот вывод сделан на основании проверки банковских выписок, представленных ЗАО АКБ «Земский банк» и документов, представленных контрагентами. Поступившая на расчетный счет выручка от реализации товаров не была отражена в декларациях по НДС за 2008 г. в размере 816148 руб.. в том числе за 1 кв. - 421548 руб..2кв. - 339520 руб., 3 кв. - 55080 руб., исходя из чего установлена неуплата налога на добавленную стоимость за 2008 г., а всего на общую сумму 112401 руб.64 коп.

в связи с нарушением пункта 1 ст.210 Налогового Кодекса РФ занижением суммы дохода за 2008 г. установлена неуплата налога на доходы физических лиц в сумме 64994 руб. 59 коп., что подтверждается налоговыми декларациями, выпиской из банка.

установлено занижение налоговой базы за 2008 г. по единому социальному налогу в сумме 499959 руб., что привело к неуплате единого социального налога за 2008 г. в сумме 33817 руб., в т.ч. в Федеральный бюджет - 24869 руб., ФФОМС - 3241 руб., ТФОМС - 5707 руб. Нарушение подтверждается налоговыми декларациями, выпиской из банка.

Оспариваемое решение содержит выводы о том, что Большедворова Е.И должна быть привлечена к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 и п.1 ст. 126 Налогового Кодекса РФ со взысканием штрафа, пени и недоимки.

Доводы налогового органа в этой части решения считает несостоятельным по следующим причинам:

Основным ее видом деятельности в 2008-2009 г. как индивидуального предпринимателя являлась прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах. Она занималась реализацией оконных конструкций, а также оказывала услуги по их установке физическим и юридическим лицам.

Согласно ст.346.26 НК РФ и в соответствии с Законом Самарской области № 92-ГД «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Самарской области» (принят **.**.**** г., с учетом внесения изменений в Закон Самарской области № 10-ГД от **.**.**** г.), одним из видов предпринимательской деятельности в отношении которых применяется данный закон, является розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв.м.

В соответствии со статьей 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Таким образом, одним из основных условий, позволяющих отнести осуществляемую налогоплательщиками деятельность, связанную с реализацией товаров, к деятельности в сфере розничной торговли, является факт заключения ими с покупателями договоров розничной купли-продажи. Пунктом 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Исходя из содержания ст. ст. 492 и 506 ГК РФ следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.

Таким образом, к розничной торговле в целях гл. 26.3 Кодекса относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.

Следует учесть, что в соответствии с положением ст. 9 Федерального закона от **.**.**** г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти

документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В развитие данной нормы указанного Федерального закона Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от **.**.**** г. N 119н) определено, что отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании соответствующих первичных документов - накладных типовой формы N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону". На основании накладных на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов организация выписывает счета-фактуры по установленной форме в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость.

Если при реализации товаров к оплате организацией и (или) индивидуальным предпринимателем предъявляются соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, составляются счета-фактуры, ведутся журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, то такая предпринимательская деятельность по реализации товаров (как за наличный, так и за безналичный расчет) не может быть признана розничной торговлей для целей применения единого налога на вмененный доход и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

Продукция, реализованная Большедворова Е.И для ЗАО «Обувьпром», ГУ Самарской области «Сызранский пансионат для ветеранов труда», ИП «Даховник С.И., МУ Самарской области «Специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии», ООО «Нефтехимзапчасть», ГУ Самарской области «Сызранский пансионат для инвалидов (дом-интернат для психических больных)» была ими приобретена для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, ее деятельность налогоплательщика, связанная с реализацией и установкой оконных конструкций физическим и юридическим лицам, не подпадает под общую систему налогообложения, в связи с чем она не обязана была уплачивать НДС, ЕСН и НДФЛ.

В то же время, при реализации товара к оплате ГОУ высшего профессионального образования «Тольяттинский государственный университет» и ООО «РосРемСтрой» ими были предъявлены соответствующие суммы налога на добавленную стоимость. Поэтому истицей велся раздельный учет по общему режиму налогообложения и специальному режиму в виде ЕНВД. Выручка от реализации товаров этим юридическим лицам была отражена в налоговой декларации по НДС за 2 ул. ХХХ. в сумме 34505 руб. Книги учета доходов и расходов по общему режиму налогообложения и по единому налогу на вмененный доход за проверяемый период Большедворова Е.И были предоставлены.

Налоговый орган, ссылаясь на ст.346.27 НК РФ ошибочно считает, что реализация товаров по образцам и каталогам вне торговой сети не относится к розничной торговле. Однако, согласно письму Минфина России от **.**.**** г. № №00 «О порядке применения положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ» в качестве объекта нестационарной торговой сети следует рассматривать любое помещение, используемое для осуществления розничной торговли, но не соответствующее установленному главой 26.3 НК РФ понятию магазина (специально оборудованное здание либо его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже).

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ специальный налоговый режим в виде ЕНВД применяется налогоплательщиками в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

В ст. 346.27 НК РФ дается следующее определение объекта торговой сети «нестационарная торговая сеть» - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети. Поэтому, предпринимательская деятельность по реализации дверей, пластиковых окон и жалюзи по каталогам и образцам с последующей доставкой товара покупателям (юридическим и физическим лицам) признается розничной торговлей и, соответственно, подлежит переводу на ЕНВД.

По вопросу о порядке налогообложения предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг физическим и юридическим лицам по установке реализованных дверей, пластиковых окон и жалюзи следует учитывать следующее:

- к бытовым услугам, согласно ст.346.27 НК РФ относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от **.**.**** г. № 163 к бытовым услугам отнесены услуги по ремонту и замене дверей, оконных рам, дверных и оконных коробок (коул. ХХХ ОКУН), услуги по изготовлению и ремонту механизмов для зашторивания (коул. ХХХ ОКУН), чем являются жалюзи и ролставни, так как выполняют функцию зашторивания. Жалюзи изготовлены из металлических конструкций (соответствует коул. ХХХ ОКУН -изготовление и ремонт прочих металлических предметов хозяйственного назначения) или ткани (соответствует коул. ХХХ ОКУН - изготовление жалюзей из тканей), что также относится к бытовым услугам и подлежит переводу на уплату ЕНВД.

Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что у Большедворова Е.И не может быть задолженности перед бюджетом по налогам за периоул. ХХХ.г., в связи с чем не имеется никаких оснований для доначисления недоимки, взыскания штрафов и пени, а также привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 и п.1 ст. 126 НК РФ.

Во время проведения налоговой проверки были допущены нарушения. Так, **.**.**** г. налоговым органом было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. Указанное решение инспекции не содержит сведений, позволяющих определить, каких именно свидетелей нужно допросить в соответствии со ст. 90 НК РФ, т.е. не содержит конкретной формы их проведения и срока. Между тем в акте выездной проверки отражено, что имеются показания свидетелей, допрошенных сотрудниками налогового органа, но без указания каких именно свидетелей. Из этого следует, что оспариваемое решение не было направлено на получение дополнительных сведений, необходимых для принятия обоснованного решения по результатам выездной налоговой проверки, противоречит требованиям п. 6 ст. 101 НК РФ.

Согласно пункту 14 статьи 101 Кодекса основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

**.**.**** г. на данное решение Большедворова Е.И была подана апелляционная жалоба.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы руководителем УФНС России по Самарской области Шелудяковым К.Г. было вынесено решение изменить решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от **.**.**** г. № №00

- за неполную уплату сумм налога на доходы физических лиц ( с доходов от предпринимательской деятельности) п.1 ст. 122 НК РФ - п.п.1 п.1 резолютивной части решения - сумму штрафа 433389 руб. заменить суммой 8144 руб.

- уплатить недоимку - налог на добавленную стоимость - п.п.2 п.3.1 резолютивной части решения - сумму недоимки по НДС 112402 руб. заменить суммой 31869 руб. в том числе: 1 ул. ХХХ. - 11259 руб., 2 ул. ХХХ. - 20610 руб.

- уплатить недоимку налог на доходы физических лиц ( с доходов от предпринимательской деятельности) - п.п.3 п.3.1 резолютивной части решения - сумму недоимки по НДФЛ 64995 руб. заменить суммой 23017 руб.

уплатить недоимку - единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет- п.п.4 п.3.1 резолютивной части решения - сумму недоимки по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет 24869 руб. заменить суммой 12925 руб.

уплатить недоимку - единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС- п.п.5 п.3.1 резолютивной части решения - сумму недоимки по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, 3241 руб. заменить суммой 1416 руб.

уплатить недоимку - единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС- п.п.6 п.3.1 резолютивной части решения - сумму недоимки по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, 5707 руб. заменить суммой 3364 руб.

В части привлечения Большедворова Е.И к налоговой ответственности по ст. 126 п.1 НК РФ за непредставление в установленный срок физическим лицом в налоговые органы по требованию документов в количестве 94 шт. решение осталось без изменения. За данное налоговое правонарушение начислен штраф в сумме 18800 руб.

В ходе проведения выездной налоговой проверки, а также в ходе проведения дополнительных мероприятий и к моменту подачи апелляционной жалобы ею были предоставлены запрашиваемые документы частично, которые ранее она не смогла предоставить по следующей причине: из-за затопления помещения, где хранились документы, проводился ремонт. В связи с ремонтом документы переносились из одного помещения в другое, из-за чего затерялись. Поэтому в этой ситуации у Большедворова Е.И не было реальной возможности предоставить их вовремя. Считает, что данные причины являются объективными, вина в ее действиях за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 126 п.1 НК РФ отсутствует. Умышленно Большедворова Е.И документы не уничтожала и факт того, что впоследствии ею были приняты все меры для их восстановления, это подтверждает отсутствие ее вины. На основании п.2 ст. 109 НК РФ при отсутствии вины, налогоплательщика привлекать к ответственности за непредставление документов неправомерно. Как следует из постановления № №00 от **.**.**** г. ФАС ул. ХХХ, непредставление документов по причине их утраты не повлечет за собой штрафных санкций со стороны налоговой службы. Поэтому, в этой части решение налогового органа так же считает незаконным, в связи с чем решение подлежит отмене.

Как следует из п.3 ст. 140 НК РФ, решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. В нарушении названной статьи решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы было вынесено с нарушением п.3 ст. 140 НК РФ. О продлении срока рассмотрения жалобы ей сообщено не было, само решение получено **.**.**** г.. Таким образом, непринятие решения по жалобе в установленный срок напрямую затрагивает интересы Большедворова Е.И, как налогоплательщика. Ее выводы подтверждаются Постановлениями ФАС ЗСО от **.**.**** г. по делу N А70-№00 и от **.**.**** г. по делу N №00 так же в Постановлении ФАС МО от **.**.**** г. N К №00.

Коллегия судей в Определении ВАС РФ от **.**.**** г. N №00 также высказала мнение, что принятие решения по апелляционной жалобе налогоплательщика с пропуском установленного срока лишает его правовой определенности в отношении обязательств по исчислению и уплате налогов, в связи с чем нарушает его интересы в сфере предпринимательской деятельности. В обоснование своих выводов коллегия ВАС РФ сослалась на положения ст. 101.2 и п. 9 ст. 101 НК РФ, согласно которым решение налогового органа вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом (полностью или частично). Именно последнее решение с учетом внесенных изменений будет являться юридическим актом, порождающим права и обязанности налогоплательщика и налогового органа (Постановление ФАС ЦО от **.**.**** г. по делу N №00

Согласно п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Досудебный порядок Большедворова Е.И был соблюден, о вступлении решения налогового органа в силу ей стало известно с момента получения решения УФНС по Самарской области, а именно 16.01 2012.

Как следует из нормы ст. 138 п.2 НК РФ, судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. В соответствии со ст. 245 ГПК суд общей юрисдикции рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению такого суда, в частности, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В судебном заседании истец Большедворова Е.И исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше. Также просила учесть в качестве смягчающих ответственность обстоятельств: наличие на иждивении несовершеннолетних детей, совершении правонарушения впервые, вследствие чего снизить размер штрафа.

Представитель ответчика Тарасова Е.А. возражала против заявленных требований и указала, что Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области по результатам выездной налоговой проверки вынесено оспариваемое в данном деле решение, в соответствии с которым Большедворова Е.И предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), единому социальному налогу (ЕСН), налогу на добавленную стоимость (НДС) и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); начислены пени; налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 и п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа.

Согласно ст. 346.27 НК РФ, площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В целях главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

В 1 квартале 2008 года ИП Большедворова Е.И осуществляла розничную торговлю в неспециализированном магазине в нежилом помещении Торгового центра «Пассаж» по адресу: г. Сызрань, пеул. ХХХ, этаж 2, секция 218, арендованном у Рудницкой Е.З.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 90 НК РФ, в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значения для осуществления налогового контроля.

Одной из форм налогового контроля является также истребование в порядке ст. 93.1 Налогового кодекса РФ у контрагента или у иных лиц документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика.

В порядке ст. 93.1 НК РФ арендодатель Рудницкой Е.З. представила договор аренды нежилого помещения № 26 от **.**.**** г., акт приема- передачи от **.**.**** г., акт возврата помещения от **.**.**** г., технический паспорт. Из представленных документов следует, что общая площадь арендованного помещения составляет 34,63 м2 без выделения торговой площади, что также подтверждается показаниями свидетеля - представителя Рудницкой Е.З., зафиксированными в протоколе допроса свидетеля № 29 от **.**.**** г.. Перед началом допроса свидетелю разъяснены его права и обязанности, свидетель предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем свидетельствуют соответствующие подписи в протоколах допроса. Таким образом, допрос свидетеля соответствует требованиям ст. 90 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 13 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.**** г. N 918, в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. Образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами.

Отсюда можно сделать однозначный вывод, что выставочные залы также представляют собой торговые помещения, так как предназначены для обслуживания покупателей и оборудуются соответствующим образом для этой цели. Следовательно, их общую площадь следует учитывать и при обложении ЕНВД.

В соответствии со ст. 346.29 НК РФ для исчисления ЕНВД в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, используется физический показатель "площадь торгового зала (в кв. м)".

В свою очередь, в целях исчисления ЕНВД под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площади подсобных и административно-бытовых помещений, в которых не производится обслуживание покупателей, не относятся к площади торгового зала, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 НК РФ).

Таким образом, если рассматривать ознакомление покупателей с товарами как составную часть обслуживания покупателей, то, основываясь на приведенных выше нормах, площади демонстрационных (выставочных) залов надо учитывать при определении величины физического показателя "площадь торгового зала (в кв. м)" (Письма Министерства Финансов от **.**.**** г. N №00 от **.**.**** г. N №00, от **.**.**** г. N №00).

Вывод о том, что демонстрация товаров - это неотъемлемая часть процесса торговли, а площадь, используемая для демонстрации товаров, является составной частью торгового зала, подкрепляется не только положениями гл. 23 НК РФ. Подтверждение этому можно найти и в других нормативно-правовых документах, которые используются арбитрами при рассмотрении налоговых споров:

- в соответствии с п. 2 ст. ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи товаров, демонстрация их образцов признаются публичной офертой (ст. ст. 435, 437 ГК РФ) независимо от того, указана ли цена или другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случаев, когда продавец четко определил, что выставляемые (демонстрируемые) образцы товара не предназначены для продажи. Аналогичный довод в пользу отнесения демонстрационных залов к площади торговых залов был приведен в Постановлениях ФАС ПО от **.**.**** г. по делу N А65-№00, ФАС СЗО от **.**.**** г. по делу N №00

- из положений п. 1 ст. 497 ГК РФ следует, что договор розничной купли-продажи может быть заключен в результате ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом. Поэтому в Постановлениях ФАС ВСО от **.**.**** г. по делу N №00, ФАС ЗСО от **.**.**** г. N №00 сделан вывод о том, что образец товара - это единица товара, позволяющая покупателям ознакомиться с его потребительскими свойствами и являющаяся неотъемлемым элементом обслуживания покупателей, поэтому выставочные (демонстрационные) залы фактически являются торговыми залами;

- п. п. 51, 52 ГОСТа Р 51303-99  установлено, что демонстрация товаров - это одна из операций, которая выполняется в торговом зале в процессе реализации товаров.

Таким образом, при определении площади торгового зала в целях исчисления ЕНВД налогоплательщик должен учитывать площадь как выставочного зала, используемого для демонстрации товара, так и зала, где осуществляется оформление сделок купли-продажи, так как оба эти помещения используются для торговли (Постановления ФАС ВВО от **.**.**** г. по делу N №00, ФАС УО от **.**.**** г. N №00-С1);

- из положений п. 40 Постановления Правительства РФ N 55  следует, что с учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены (продемонстрированы) образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара;

- Правилами продажи товаров по образцам  установлено, что залы для демонстрации образцов товаров являются торговыми залами. Так, в п. п. 13 - 15 данного документа, в частности, указано, что образцы товаров, предлагаемых для продажи, должны быть размещены в месте продажи - торговом зале.

Деятельность по реализации дверей, пластиковых окон и жалюзи по каталогам и образцам с последующей доставкой товара покупателям (юридическим и физическим лицам) признается розничной торговлей и, соответственно, подлежит переводу на ЕНВД.

Деятельность, связанная с оказанием услуг физическим и юридическим лицам по установке реализованных дверей, пластиковых окон и жалюзи также подлежит переводу на уплату ЕНВД, как оказание бытовых услуг.

Согласно ст. 346.27 НК РФ к бытовым относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

Общероссийским классификатором к бытовым отнесены, в частности, услуги по ремонту и замене дверей, оконных рам, дверных и оконных коробок (коул. ХХХ ОКУН).

В выписках банка о движении денежных средств на расчетном счете ИП Болыпедворой Е.И. в графе «Назначение платежа» контрагентом ГУ Самарской области «Сызранский пансионат для ветеранов» указывается помимо назначения «за оконные конструкции», «за москитную сетку» также «за монтаж оконных конструкций, за отделку оконных проемов» и т.д.

ГУ Самарской области «Сызранский пансионат для ветеранов» в порядке ст. 93.1 НК РФ представил документы (счета-фактуры, акты, счета), подтверждающие факт оказания ИП Болыпедворовой Е.И. указанных выше услуг.

Таким образом, если в документах услуги по монтажу пластиковых окон и т.п. выделяются отдельно, предпринимательская деятельность, связанная с их оказанием по заказам физических лиц, должна быть переведена на уплату ЕНВД в соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Оказание данных видов услуг юридическим лицам на уплату единого налога на вмененный доход не переводится.

Правомерность доначисления налогов по общему режиму налогообложения (НДС, НДФЛ, ЕСН) с суммы выручки от оказания услуг юридическим лицам подтверждается также судебной практикой (Постановления ФАС ул. ХХХ от **.**.**** г. N №00, ФАС ул. ХХХ от **.**.**** г. N №00, ФАС ул. ХХХ от **.**.**** г. N А42- №00, Постановление Президиума ВАС РФ в от **.**.**** г. N №00).

Следовательно, оспариваемое решение в данной части является правомерным и отмене не подлежит.

В отношении налогообложения деятельности по продаже товаров (оконные конструкции ПВХ, ролставни, пластиковые двери, жалюзи, москитные сетки) следует отметить следующее.

Согласно ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Статьей 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, к розничной торговле в целях применения гл. 26.3 Налогового кодекса РФ относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. Определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.

Так, ФАС ул. ХХХ в Постановлении от **.**.**** г. по делу №№00 рассмотрел ситуацию, когда «...реализация товара осуществлялась предпринимателем учреждениям и сельским поселениям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность. Товар использовался для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, для собственных нужд, для исполнения своих уставных обязанностей, в том числе жизнеобеспечения больных, престарелых, детей, поскольку покупателями товара, реализуемого предпринимателем, являлись образовательные учреждения, учреждения социальной защиты, здравоохранения: специализированные дома-интернаты для престарелых, детей-сирот, диспансеры, школы, техникумы, сельские поселения.

Расчет производился непосредственным его получателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет предпринимателя в банке, что не является нарушением требований главы 26.3 Налогового кодекса РФ. Статья 346.27 Налогового кодекса РФ предусматривает безналичный расчет. Покупателю выдавались накладные и счета-фактуры, что не противоречит положениям статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом факт выставления предпринимателем товарных накладных и счетов-фактур сам по себе не свидетельствует об оптовой реализации товара, поскольку определяющее значение в данном случае имеют цели, для которых он приобретается. Кроме того, заявитель не выделял налог на добавленную стоимость в счетах-фактурах...».

В Определении Конституционного Суда РФ от **.**.**** г. № 405-0 указано, что абзац восьмой статьи 346.27 Налогового кодекса РФ устанавливает специальное значение понятия розничной торговли, которое отражает специфику конечного потребления, предполагающего оплату покупателями приобретенных товаров или оказанных услуг, как правило, наличными денежными средствами или с использованием платежных карт.

Критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой или договора поставки, является цель дальнейшего использования приобретенного покупателем товара. При этом форма оплаты (наличный или безналичный расчет) правового значения для отнесения деятельности к розничной торговли не имеет.

При соблюдении указанных выше норм Гражданского кодекса РФ и гл. 26.3 Налогового Кодекса РФ предпринимательская деятельность, связанная с реализацией за безналичный расчет физическим и юридическим лицам товаров, осуществляемая в рамках договоров розничной купли-продажи, может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Кроме того, в соответствии со ст. 346.27 Налогового кодекса РФ розничной торговле не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.

Как следует из материалов выездной налоговой проверки, для осуществления розничной торговли ИП Большедворова Е.И было арендовано помещение в торговом центре «Пассаж» (стр.3-5 оспариваемого решения), то есть в объекте стационарной торговой сети, который согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам относится к объектам стационарной торговый сети.

Учитывая вышеизложенное, розничная торговля указанными товарами не может быть отнесена к розничной торговле по образцам и каталогам, осуществляемой вне стационарной торговой сети.

По мнению Большедворова Е.И проверяемое лицо по своему статусу свидетелем не являлся, поэтому она не могла быть допрошена в качестве свидетеля.

Согласно п. 1 ст. 90 Налогового кодекса РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Перечень лиц, которые не могут опрашиваться в качестве свидетеля, перечислены в п. 2 указанной статьи, это:

- лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

- лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 90 Налогового кодекса РФ). Так, в соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Показания Большедворова Е.И занесены в протоколы допроса свидетеля, в которых имеются записи о разъяснении ее прав и обязанностей.

Таким образом, допрос проверяемого лица - Большедворова Е.И в качестве свидетеля соответствует требованиям ст. 90 НК РФ.

В соответствии со с п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Соответственно, в решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля необходимо указывать вид мероприятия, срок его проведения, а также обстоятельства, которыми вызвано проведение мероприятия.

Таким образом, Межрайонная инспекция считает, правомерным привлечение налогоплательщика Большедворова Е.И к налоговой ответственности по решению №№00 от **.**.**** г.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, полагает иск необоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная статьей 57 Конституции РФ и п.1 ст.3 НК РФ распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Судом установлено, что в период с **.**.**** г. по **.**.**** г. истица Большедворова Е.И была зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации предпринимателя сер.№00 ОГРНИП №00 от **.**.**** г..

14. 01. 2010 с учета снята, предпринимательской деятельностью не занимается.

МРИ ФНС № 3 по Самарской области проведена выездная налоговая проверка в отношении ИП Большедворова Е.И за период с **.**.**** г. по **.**.**** г., по результатам которой налоговым органом по решению № №00 от **.**.**** г. Большедворова Е.И предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), единому социальному налогу (ЕСН), налогу на добавленную стоимость (НДС) и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); начислены пени; налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 и п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа.

**.**.**** г. на данное решение истицей была подана апелляционная жалоба.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы руководителем УФНС России по Самарской области Шелудяковым К.Г. решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от **.**.**** г. № №00 – изменено:

- за неполную уплату сумм налога на доходы физических лиц ( с доходов от предпринимательской деятельности) п.1 ст. 122 НК РФ - п.п.1 п.1 резолютивной части решения - сумму штрафа 433389 руб. заменена суммой 8144 руб.

- уплатить недоимку - налог на добавленную стоимость - п.п.2 п.3.1 резолютивной части решения - сумму недоимки по НДС 112402 руб. заменить суммой 31869 руб. в том числе: 1 ул. ХХХ. - 11259 руб., 2 ул. ХХХ. - 20610 руб.

- уплатить недоимку налог на доходы физических лиц ( с доходов от предпринимательской деятельности) - п.п.3 п.3.1 резолютивной части решения - сумму недоимки по НДФЛ 64995 руб. заменена суммой 23017 руб.

уплатить недоимку - единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет- п.п.4 п.3.1 резолютивной части решения - сумму недоимки по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет 24869 руб. заменена суммой 12925 руб.

уплатить недоимку - единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС- п.п.5 п.3.1 резолютивной части решения - сумму недоимки по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, 3241 руб. заменена суммой 1416 руб.

уплатить недоимку - единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС- п.п.6 п.3.1 резолютивной части решения - сумму недоимки по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, 5707 руб. заменена суммой 3364 руб.

В части привлечения Большедворова Е.И к налоговой ответственности по ст. 126 п.1 НК РФ за непредставление в установленный срок физическим лицом в налоговые органы по требованию документов в количестве 94 шт. решение осталось без изменения. За данное налоговое правонарушение начислен штраф в сумме 18800 рублей.

Суд полагает решение налогового органа правильным и обоснованным.

При этом довод Большедворова Е.И об исчислении налога исходя из площади торгового зала 15кв.м. является надуманным и не основанным на законе.

Так, согласно ст. 346.27 НК РФ, площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Как установлено судом и налоговым органом в 1 квартале 2008 года ИП Большедворова Е.И осуществляла розничную торговлю в неспециализированном магазине в нежилом помещении Торгового центра «Пассаж» по адресу: ул. ХХХ, этаж 2, секция 218, арендованном у Рудницкой Е.З. При этом названная секция представляет собой помещение, которое не имеет каких-либо перегородок либо отдельно выделенного торгового зала, что не оспаривала в суде истица Большедворова Е.И, которая также пояснила, что таковое разделение произведено ею условно, помещение, где находились образцы продаваемой продукции она не относит к торговому залу.

Вместе с тем, согласно п. 13 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.**** г. N 918, в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. Образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами.

Демонстрация товаров - это неотъемлемая часть процесса торговли, а площадь, используемая для демонстрации товаров, является составной частью торгового зала. И в силу п. 2 ст. ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи товаров, демонстрация их образцов признаются публичной офертой (ст. ст. 435, 437 ГК РФ) независимо от того, указана ли цена или другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случаев, когда продавец четко определил, что выставляемые (демонстрируемые) образцы товара не предназначены для продажи.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен в результате ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом. Образец товара - это единица товара, позволяющая покупателям ознакомиться с его потребительскими свойствами и являющаяся неотъемлемым элементом обслуживания покупателей, поэтому выставочные (демонстрационные) залы фактически являются торговыми залами.

Также п. п. 51, 52 ГОСТа Р 51303-99  устанавливается, что демонстрация товаров - это одна из операций, которая выполняется в торговом зале в процессе реализации товаров.

Таким образом, при определении площади торгового зала в целях исчисления ЕНВД налогоплательщик должен учитывать площадь как выставочного зала, используемого для демонстрации товара, так и зала, где осуществляется оформление сделок купли-продажи, так как оба эти помещения используются для торговли, что нашло свое отражение в Постановлении ФАС ВВО от **.**.**** г. по делу N №00, ФАС УО от **.**.**** г. N №00

Из названного следует, что выставочные залы также представляют собой торговые помещения, так как предназначены для обслуживания покупателей и оборудуются соответствующим образом для этой цели. Следовательно, общую площадь выставочного зала следует учитывать и при исчислении ЕНВД.

Также суд считает несостоятельным довод истицы о том, что исчисление налогов в отношении деятельности по установке окон ПВХ, изготовленных с привлечением третьих лиц, следует квалифицировать как единый налог на вмененный доход.

В данном случае, по работам, выполнявшимся в пользу юридических лиц ( в частности ГУ Самарской области «Сызранский пансионат для инвалидов»), предприниматель являлся плательщиком налогов по общей системе налогообложения и в этом случае вправе был выставлять покупателям – юридическим лицам счета-фактуры с выделением сумм налога на добавленную стоимость, а также заявлять в качестве налоговых вычетов суммы налога, уплаченного поставщиком товаров ( работ, услуг) в рамках данной деятельности. Аналогичный вывод сделан Президиумом ВАС в Постановлении ВАС РФ от **.**.**** г. по делу №00.

Также не нашел своего подтверждения довод истицы о том, что товар ею реализовывался по каталогам вне стационарной торговой сети, в связи с чем к ней должен был применяться специальный налоговый режим в виде ЕНДВ.

Так, в соответствии со ст. 346.27 Налогового кодекса РФ розничной торговле не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.

Как следует из материалов выездной налоговой проверки, для осуществления розничной торговли ИП Большедворова Е.И было арендовано помещение в торговом центре «Пассаж» (стр.3-5 оспариваемого решения), то есть в объекте стационарной торговой сети, который согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам относится к объектам стационарной торговый сети.

Учитывая вышеизложенное, розничная торговля указанными товарами не может быть отнесена к розничной торговле по образцам и каталогам, осуществляемой вне стационарной торговой сети.

Также не нашли своего подтверждения доводы истицы о нарушении налоговым органом процедуры проведения проверки в части несоблюдения процессуальных сроков.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы истицы о снижении размера штрафа, наложенного на нее в качестве меры наказания за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ, поскольку требуемые налоговым органом документы представлены ею были не в полном объеме по объективной причине- вследствие затопления помещения, в котором они хранились, что подтвердил в суде свидетель Мальцев Д.В..

В данном случае следует учесть, что Большедворова Е.И умышленно документы не уничтожала и впоследствии ею были приняты все меры для их восстановления.

Также суд учитывает, что у истицы на иждивении находится двое несовершеннолетних детей: Большедворова ЕИ Илья, **.**.**** г. г.р., и Большедворова ЕИ Кирилл, **.**.**** г. г.р.

При таких обстоятельствах и с учетом требований ст.112,114 НК РФ суд полагает необходимым уменьшить размер штрафа, взысканного с Большедворова Е.И при привлечении ее к налоговой ответственности по ст.126 п.1 НК РФ до 9400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Оставить без удовлетворения заявление Большедворова Е.И об оспаривании решения МРИ ФНС № 3 по Самарской области № №00 от **.**.**** г., измененное решением руководителя УФНС России по Самарской области, об оплате недоимки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), единому социальному налогу (ЕСН), налогу на добавленную стоимость (НДС) и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); пени; и привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 и п. 1 ст. 126 НК РФ.

Снизить размер штрафа до 9400 рублей, наложенного на Большедворова ЕИ в качестве меры наказания за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ на основании решения МРИ ФНС № 3 по Самарской области № №00 от **.**.**** г..

Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья