ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9525/2023 от 26.10.2023 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело №2-9525/2023

УИД 35RS0010-01-2023-010794-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда 26 октября 2023 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Шевчук Ю.С.,

при секретаре Белове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области о взыскании денежных сумм,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Вологодской области (далее также МИФНС №11 по Вологодской области), в обосновании исковых требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с МИФНС №11 по Вологодской области, последняя занимаемая должность – заместитель начальника отдела финансового обеспечения (служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии со служебным контрактом государственному служащему устанавливается денежное содержание, состоящее из месячного оклада соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячных надбавок за выслугу лет, за особые условия государственной гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, а также других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За период работы истец находилась в оплачиваемых отпусках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 календарных дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 календарных дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 14 календарных дней. В указанные периоды ей были начислены и выплачены отпускные, кроме того, при увольнении была начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, четырехмесячное денежное содержание при сокращении. Из предоставленных работодателем документов истец выяснила, что в расчет среднего заработка за предоставляемые дни отпуска не включены суммы материального стимулирования, что значительно повлияло на размер среднего заработка. Согласно произведенному истцом расчету, недоплата за предоставленные ей отпуска, компенсацию за неиспользованные дни отпуска, выплаченное четырехмесячное денежное содержание при сокращении в связи с невключением сумма материального стимулирования, составила 196 768 рублей 39 копеек.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также приводя в обоснование положения ст.ст.236, 392 ТК РФ, Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФИО1 просила взыскать с МИФНС №11 по Вологодской области в свою пользу сумму недоплаты по оплате отпусков и компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере 196 768 рублей, а также проценты в соответствии со ст.236 ТК РФ по день фактической выплаты присужденных денежных сумм.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее также ФНС РФ).

Протокольным определением от 09.10.2023 произведена замена ответчика МИФНС №11 по Вологодской области на Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее также УФНС России по Вологодской области), в связи с прекращением деятельности МИФНС №11 по Вологодской области путем реорганизации в форме присоединения к УФНС России по Вологодской области.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Также указала, что заявленные исковые требования уточняет, просит взыскать с ответчика в свою пользу сумму недоплаты по оплате отпусков и компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере 196 768 рублей 39 копеек. Исковые требования в части взыскания процентов в соответствии со ст.236 ТК РФ по день фактической выплаты присужденных денежных сумм не поддерживает и просит не рассматривать по существу.

Представитель ответчика УФНС России по Вологодской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица ФНС РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, пришел к следующему.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 (далее - Правила).

В соответствии с абзацем первым пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклад за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 этой же статьи формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пунктов 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

По смыслу приведенных выше положений части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3).

Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в МИФНС №11 по Вологодской области, последняя занимаемая должность – заместитель начальника отдела финансового обеспечения (служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО1ДД.ММ.ГГГГ освобождена от замещаемой должности заместителя начальника отдела финансового обеспечения, в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ. Основание: предупреждение ФИО1 о сокращении должности государственной гражданской службы с датой ознакомления ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ выплате ФИО1 подлежит компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

На основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 31 409 рублей, 15 000 рублей; на основании приказа и.о. начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 27 782 рубля; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 28 568 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 51 175 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 36 993 рубля, 10 278 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 6960 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 8227 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 34 941 рубль, 23 000 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 59 452 рубля; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 53 348 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 28 228 рублей, 25 000 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 53 070 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 54 183 рубля; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 34 171 рубль, 36 000 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 49 837 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 36 651 рубль, 32 000 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 9197 рублей; на основании приказа начальника МИФНС №11 по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГдсп ФИО1 выплачено материальное стимулирование в размере 55 914 рублей.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 материальное стимулирование должно учитываться при расчете денежного содержания, сохраняемого на период отпуска.

Из представленных в суд расчетов сохраняемого денежного содержания на период отпуска следует, что материальное стимулирование при расчете денежного содержания учтено не было.

С учетом изложенного требования истца о взыскании задолженности по денежному содержанию, сохраняемому на период отпуска, являются обоснованными.

Определяя размер подлежащих взысканию с ответчика денежных средств, суд полагает взять за основу расчет задолженности по денежному содержанию, сохраняемому на период отпуска, представленный ответчиком, данный расчет проверен судом и признан арифметически правильным.

Суммы выплат отпускных ФИО1 за период с 2022 года по 2023 год составили 62 779 рублей (расчет отпускных произведен без учета материального стимулирования).

Сумма отпускных за период с 2022 года по 2023 год с учетом материального стимулирования должна составляет 110 794 рубля 38 копеек. Следовательно, невыплаченная сумма отпускных с учетом материального стимулирования составляет 48 015 рублей 38 копеек (110 794 рубля 38 копеек - 62 779 рублей).

Сумма компенсации за неиспользованные дни отпуска ФИО1 составила 67 669 рублей 20 копеек (расчет компенсации произведен без учета материального стимулирования).

Сумма компенсации за неиспользованные дни отпуска с учетом материального стимулирования составляет 96 080 рублей 75 копеек.

Следовательно, невыплаченная сумма компенсации за неиспользованные дни отпуска с учетом материального стимулирования составляет 28 411 рублей 55 копеек (96 080 рублей 75 копеек - 67 669 рублей 20 копеек).

Сумма четырехмесячного денежного содержания при увольнении ФИО1 составила 286 621 рубль 48 копеек (расчет четырехмесячного денежного содержания произведен без учета материального стимулирования).

Сумма четырехмесячного денежного содержания при увольнении ФИО1 с учетом материального стимулирования составила 406 962 рубля 94 копейки.

Следовательно, невыплаченная сумма четырехмесячного денежного содержания при увольнении ФИО1 с учетом материального стимулирования составляет 120 341 рубль 46 копеек (406 962 рубля 94 копейки – 286 621 рубль 48 копеек).

Итого, сумма не полностью выплаченных отпускных, компенсации за неиспользованные дни отпуска и четырехмесячного денежного содержания при увольнении ФИО1 составляет 196 768 рублей 39 копеек (48 015 рублей 38 копеек + 28 411 рублей 55 копеек + 120 341 рубль 46 копеек).

Учитывая изложенное, а также с учетом уточнения, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца следует взыскать 196 768 рублей 39 копеек.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (ОГРН <***>) в пользу ФИО1 (паспорт серия выдан <данные изъяты>) недоплаченные денежные средства по оплате отпусков, компенсации за неиспользованные дни отпуска и четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 196 768 (сто девяносто шесть тысяч семьсот шестьдесят восемь) рублей 39 копеек.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.С. Шевчук

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2023.