ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-952/13 от 21.03.2013 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2013 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Титовец В.Ю.,

с участием представителя истца ФИО1ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителей ответчика Администрации г. Иркутска: ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–952/2013 по иску ФИО1 к Администрации г. Иркутска о признании действий по отказу в приеме на работу необоснованными, обязании заключить трудовой договор,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Иркутска, требуя признать незаконными действия Администрации г. Иркутска в отказе принять ее на работу в предложенной должности <данные изъяты> администрации г. Иркутска; признать, что необоснованные действия Администрации г.Иркутска нанесли ей дискриминацию; восстановить ее нарушенные права путем обязания ответчика заключить с ней трудовой договор в порядке, предусмотренном трудовым законодательством РФ, в предложенной должности <данные изъяты> администрации г. Иркутска. В обоснование требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ ей была предложена работа в Администрации г. Иркутска в должности <данные изъяты> администрации г. Иркутска. В течение почти трех месяцев она проходила медицинскую комиссию, собирала справки, проходила собеседования. ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что в приеме на работу отказано. Причиной отказа послужило то, что ее муж <данные изъяты> является обвиняемым по ст. 159 ч. 3 УК РФ и его дело рассматривается в <данные изъяты> районном суде <адрес>. Полагает отказ в приеме на работу необоснованным. Трудовое законодательство РФ содержит запрет на отказ в приеме на работу по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника. Основанием отказа в приеме на работу послужило привлечение ее мужа <данные изъяты> к уголовной ответственности, однако его вина не доказана, он не осужден, отказ в приеме на работу является дискриминацией, запрещенной Конституцией Российской Федерации.

Истец ФИО1, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные ФИО1 требования к Администрации г. Иркутска о признании незаконными действий Администрации г. Иркутска в отказе принять ФИО1 на работу в предложенной должности <данные изъяты> администрации г. Иркутска; обязании Администрации г. Иркутска заключить с ФИО1 трудовой договор в порядке, предусмотренном трудовым законодательством РФ, в предложенной должности <данные изъяты> администрации г. Иркутска, поддержал по основаниям, изложенным в основном и уточненном исковых заявлениях, настаивал на их удовлетворении. От исковых требований о признании, что необоснованные действия Администрации г. Иркутска нанесли ФИО1 дискриминацию, отказался, о чем представил суду письменное заявление.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску ФИО1 к Администрации г. Иркутска о признании действий нанесшими дискриминацию прекращено в связи с отказом представителя истца от иска в этой части.

Представители ответчика Администрации г. Иркутска: ФИО3, ФИО4, ФИО5 требования ФИО1 не признали, в удовлетворении иска просили отказать по доводам, указанным в письменном отзыве на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с ч 1 ст. 16 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Одним из таких ограничений для принятия гражданина на муниципальную службу в силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона является представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Частью 1 ст. 15 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 16 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ РФ "О муниципальной службе в Российской Федерации" решением Думы г. Иркутска от 22.11.2007 г. № 004-20-430688/7 утверждено Положение о муниципальной службе в городе Иркутске.

Силу ч. 1 ст. 36 Положения право поступления на муниципальную службу в городе Иркутске имеют граждане Российской Федерации, граждане иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в Федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 38 Положения должности муниципальной службы (за исключением заместителей мэра) замещаются в порядке назначения по представлению (на основании мотивированного предложения о кандидатуре на соответствующую должность). Представление оформляется непосредственным руководителем в письменной форме с указанием сведений о лице, претендующем на должность муниципальной службы, имеющих значение для решения вопроса о назначении на должность (возраст, гражданство, уровень образования, указание на соответствие образования специализации должности, стаж муниципальной службы (государственной службы), стаж работы по специальности, опыт работы по специальности, уровень знаний законодательства применительно к должностным обязанностям).

Частью 3 ст. 36 Положения предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случаях, определенных статьей 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Перечень документов, представляемых при поступлении на муниципальную службу, закреплен в ст. 37 Положения, в соответствии с ч. 2 которой сведения, представленные гражданином при поступлении на муниципальную службу, подвергаются проверке в порядке, установленном законодательством.

Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 15.12.2003 г. № 19-П, согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление, которое является одной из форм осуществления народом своей власти, самостоятельно в пределах своих полномочий (статья 3, часть 2; статья 12). Осуществление местным самоуправлением публичных функций включает, в частности, реализацию населением права на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления, что предполагает организацию и прохождение муниципальной службы в соответствии с общими принципами организации муниципальной службы и основами правового положения муниципальных служащих (статья 72, пункт "н" части 1; статья 130; статья 131, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Из статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, во взаимосвязи с ее статьями 19 и 32 (части 2 и 4) вытекает право граждан на равный доступ к муниципальной службе, прохождение которой является одновременно и осуществлением трудовых прав. Эти права, согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены только федеральным законом соразмерно конституционно значимым целям.

Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) не исключает возможности законодательного закрепления определенных требований к кандидатам на те или иные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также установления специального порядка их замещения. Муниципальная служба, как и государственная, в силу своего публично-правового характера предполагает необходимость профессиональной подготовки служащих и наличие у них соответствующих моральных качеств, что согласуется с положениями Европейской хартии местного самоуправления 1985 года об обеспечении подбора высококвалифицированных кадров, основанного на принципах учета опыта и компетентности (статья 6).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел кадровой работы Администрации г. Иркутска поступило представление <данные изъяты> администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 с просьбой принять ее на должность <данные изъяты> администрации г. Иркутска.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, претендующая на замещение должности муниципальной службы, извещена о том, что кадровой службой Администрации г.Иркутска будут проводиться проверки персональных данных и иных сведений, представленных для поступления на должность муниципальной службы органов местного самоуправления г.Иркутска, а также в период замещения должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г. Иркутска, на предмет их достоверности и полноты; проверки будут проводиться, в том числе, путем направления запросов в соответствующие правоохранительные органы, налоговые органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации любых форм собственности.

В этот же день ФИО1 дано согласие на проведение соответствующих проверок.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в кадровую службу Администрации г. Иркутска представлена справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы г. Иркутска; справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы г. Иркутска.

Администрацией г. Иркутска проведена проверка достоверности и полноты представленных ФИО1 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера непосредственно ФИО1, ее супруга <данные изъяты>. и несовершеннолетнего ребенка <данные изъяты>.

В результате данной проверки кадровой службой выявлен факт сообщения ФИО1 недостоверных сведений.

Так, в справке истец не указала сведения о наличии у нее в собственности земельного участках для ведения <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

В справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга <данные изъяты> истец не указала сведения о доходах, полученных супругом от сделок купли-продажи недвижимого имущества:

- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>,

- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

атакже о наличии в собственности у супруга <данные изъяты> автомобиля <данные изъяты>.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются справками о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ г., ответом УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и стороной истца в ходе судебного разбирательства не оспорено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 при поступлении на муниципальную службу сообщила недостоверные, заведомо ложные сведения, что в силу прямого указания п. 8 ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации" является препятствием для принятия гражданина на муниципальную службу.

В связи с чем, отказ в назначении ФИО1 на должность <данные изъяты> администрации г. Иркутска суд находит обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства.

Доводы стороны истца об отсутствии у ФИО1 умысла на представление неполных сведений, суд полагает несостоятельными, не влияющими на содержание решения.

Понятие "заведомо ложные" означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им сведений.

Заполнив собственноручно справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своего супруга <данные изъяты>., истец ФИО1, зная и понимая, что в заявлении отсутствуют указания о наличии у нее в собственности земельного участка, о совершении ее супругом сделок купли-продажи объектов недвижимости, своими подписями подтвердила достоверность и полноту указанных в справках сведений.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании действий Администрации г. Иркутска по отказу в приеме на работу необоснованными, обязании заключить трудовой договор суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации г.Иркутска о признании действий по отказу в приеме на работу необоснованными, обязании заключить трудовой договор оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 31.03.2013 г.

<данные изъяты>

Судья (С.А. Алферьевская)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>