ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-952/16 от 07.09.2016 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-952/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2016 года п. Ванино

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Прилепской Н.А.,

при секретаре Никулиной Е.А.,

с участием представителя истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 - ФИО6, действующей по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, выданными сроком до ДД.ММ.ГГГГ, без права передоверия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО1, ФИО7, ФИО4, ФИО3, ФИО2 к ООО «Янтарь» в лице внешнего управляющего об индексации заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в Ванинский районный суд с иском об индексации заработной платы. В обоснование исков указали, что они работают в ООО «Янтарь», заработная плата им установлена согласно штатному распи­санию. Коллективным договором, заключенным между администрацией и профсоюзным комите­том ООО «Янтарь», установлено, что минимальная (месячная) тарифная ставка рабочего первого разряда, без учета доп­лат, надбавок, премий и других поощрительных выплат, при выработке полного баланса рабоче­го времени, должна быть установлена в соответствии с базовой тарифной ставкой рабочего первого разряда. Минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда должна быть не ниже установленной Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ РФ на соответствующие го­ды. Отраслевым тарифным соглашением в жилищно - коммунальном хозяйстве РФ на 2014 – 2016 годы установлен рост минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в ор­ганизациях коммунального водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения по сравнению с про­шлым годом на 15,49%. Согласно экспертным заключениям Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаров­ского края для ООО «Янтарь» установлена индексация заработной платы работников на 2015 год в размере 7,2%; на 2016 год в размере 5,3%, итого: 12,5%. Данные тарифы обязательны для приме­нения, так как организация осуществляет регулируемые виды деятельности - теплоснабжение, водоснабжение и прием сточных вод. С 14.01.2015г. Арбитражным судом Хабаровского края в отноше­нии ООО «Янтарь» введено внешнее наблюдение, внешним управляющим назначен ФИО8 С момента введения внешнего управления в организации не производится индексация за­работной платы, несмотря на значительный рост потребительских цен, которые увеличились по сравнению с 2014 года на 50 и более процентов. Профсоюзный комитет направлял ответчику предложение о повышении заработной платы, на что был получен ответ от 19.02.2016г. о рассмотрении данного вопро­са после проведения очередного собрания кредиторов. Собрание кредиторов было проведено ДД.ММ.ГГГГ, с принятием решения о продлении внешнего наблюдения еще на полгода. Вопрос по повышению заработной платы ответчиком полностью игнорируется. Просят обязать ООО «Янтарь» в лице внешнего управляющего ФИО8 осуществить индексацию заработной платы на 15%. с июля 2016 года.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились. Просили рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представитель истцов ФИО6 исковые требования поддержала, уточнив их, просила иски удовлетворить и обязать ООО «Янтарь» в лице внешнего управляющего ФИО8 осуществить индексацию заработной платы на 12,5%. с июля 2016 года.

Представитель ответчика ООО «Янтарь», в лице внешнего управляющего ФИО8, в судебное заседание не явился. Согласно письменному отзыву с исковыми требованиями не согласен по следующим основаниям. С ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Хабаровского края в отноше­нии ООО «Янтарь» введено внешнее наблюдение, внешним управляющим назначен ФИО8 Определением от ДД.ММ.ГГГГ внешнее наблюдение было продлено до ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не предусматривает повышение, либо индексацию заработной платы работникам организации, находящейся в одной из стадий несостоятельности (банкротства). Работники предприятия необоснованно требуют индексацию заработной платы на 15%, ссылаясь на установление в тарифах, утвержденных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края повышение заработной платы, в 2015 году в размере 7,2%, в 2016 году в размере 5,3%, поскольку средств на повышение заработной платы у ответчика нет. ООО «Янтарь» является предприятием коммунального комплекса, задолженность которого перед бюджетами всех уровней достигла 240569, 469 тыс. рублей. Кроме того, минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в настоящее время составляет 5125,0 руб., однако с учетом установленной на предприятии системы премирования, средняя заработная плата работников составляет выше 30000 рублей. Деятельность внешнего управляющего ограничена утвержденным собранием кредиторов планом внешнего управления, направленного на восстановление платежеспособности должника. Расходная часть плана внешнего управления ООО «Янтарь» не предусматривает какого-либо повышения заработной платы работников ООО «Янтарь», в том числе и ее индексации. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителя истцов, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 134 ТК РФ, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из анализа приведенных норм права следует, что механизм индексации заработной платы работников законодателем определен с учетом порядка ее установления: при бюджетном финансировании - централизованно, у других работодателей - коллективно-договорным и локальным путем.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными материалами, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ООО «Янтарь» в должности водителя автомобиля УАЗ 1 класса; ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в ООО «Янтарь» в должности водителя автомобиля ЗИЛ-цистерна; ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в ООО «Янтарь» в должности водителя автомобиля КАМАЗ; ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в ООО «Янтарь» в должности водителя автомобиля УАЗ; ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в ООО «Янтарь» в должности лаборанта химико-биологического анализа 3 разряда. Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными суду копиями трудовых договоров.

Согласно п.3 трудовых договоров – на работника распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством РФ, локальными актами и настоящим трудовым договором.

В соответствии с п.5 трудовых договоров – оплата труда производится в соответствии с Коллективным договором.

Согласно коллективному договору, заключенному между администрацией ООО «Янтарь» в лице генерального директора и профсоюзного комитета в лице председателя профкома, выступающего от имени всех работников ООО «Янтарь» на 2010-2013 г.г., коллективный договор является нормативно-правовым документом, главной направленностью которого, является регулирование трудовых отношений работников. Коллективный договор разработан на основании ТК РФ и заключен равноправными сторонами добровольно на основе соблюдения норм законодательства РФ, полномочности представителей сторон, свободы выбора, обсуждения и решения вопросов, составляющих его содержание, реальности обеспечения принимаемых обязательств (п.1.2.).

Коллективным договоров установлена оплата и стимулирование труда работников ООО «Янтарь», разработаны формы и система оплаты труда, минимальная тарифная ставка рабочего 1-го разряда, без учета доплат, надбавок, премий и других поощрительных выплат.

Согласно п.7.10. коллективного договора, его действие распространяется на всех работников организации и обособленного структурного подразделения. При приеме на работе работодатель или его представитель обязан ознакомить работника с настоящим договором (п.7.11).

Согласно выписке из протокола Общего собрания профсоюзной организации ООО «Янтарь», коллективный договор ООО «Янтарь» был продлен на три года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Положением об оплате труда и материальным стимулированием работников ООО «Янтарь» установлена система, формы, условия оплаты труда, а также материальное стимулирование работников общества. Положение распространяется на всех лиц, ведущих в организации трудовую деятельность на основании трудовых договоров, как по основному месту работы, так и работающих по внешнему или внутреннему совместительству.

Порядок индексации заработной платы может быть установлен как локальным нормативным актом, так и коллективным договором, соглашением или трудовым договором (ст. ст. 5, 9 ТК РФ).

Принятие локального нормативного акта ТК РФ отнесено к компетенции работодателя (ст. 8 ТК РФ).

Коллективным договором ООО «Янтарь» не предусмотрена обязанность работодателя повышать заработную плату в связи с ростом индекса потребительских цен и тарифов на товары и услуги, не определена какая-либо периодичность индексации заработной платы. Иных локальных нормативных актов, обязывающих индексировать заработную плату работников, у ответчика не имеется.

Представителем истцов ФИО6 представлено суду соглашение о внесении в приложение Коллективного договора ООО «Янтарь» Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников пункта 1.7 в следующей редакции: «Ежегодно проводить индексацию заработной платы. Для индексации заработной платы применяется индекс потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики. Индексация заработной платы представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников. Порядок индексации заработной платы определяется приказом руководителя по предприятию».

Согласно п. 7.2 Коллективного договора работодатель и Профком вправе совместным решением вносить изменения и уточнения в коллективный договор, с последующим его утверждением на конференции.

Согласно выписке из протокола общего собрания профсоюзной организации ООО «Янтарь» от ДД.ММ.ГГГГ вопрос об утверждении соглашения о внесении пункта 1.7 в Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников не рассматривался.

Кроме того, в суд представлено Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников ООО «Янтарь», в котором отсутствует п. 1.7.

Также истцами не представлены приказы директора ООО «Янтарь» о порядке индексации заработной платы на предприятии. Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что Соглашение об индексации заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом не утверждено, следовательно, ссылка истцов на указанное Соглашение не обоснованна.

В обоснование своих требований истцы ссылаются на Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014-2016 годы.

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014-2016 со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ утверждено ДД.ММ.ГГГГ Минрегионом России, общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», общероссийском профсоюзом работников жизнеобеспечения.

Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости ( от ДД.ММ.ГГГГ), опубликовано в «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ» (N 11, ноябрь 2013) и газете «Солидарность» (N 47, 18 - ДД.ММ.ГГГГ) и размещено на официальном сайте Министерства труда и социального развития РФ ДД.ММ.ГГГГ.

Из сообщения секретаря ЦК профсоюза ДФО ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Янтарь» присоединилось к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014-2016 годы через Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, который от имени работников первичных профсоюзных организаций подписал вышеназванное Соглашение.

В соответствии с п. п. 1.2 Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.

В соответствии с Соглашением его действие распространятся на организации жилищно-коммунального хозяйства, указанные в Приложении , в случае присоединения к соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Организации, на которые не распространяются нормы Соглашения, вправе присоединиться к нему (п. п. 1.3; 10.3 ОТС).

Из п. п. 1.7 Соглашения следует, что оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.

В соответствии с п. п. 2.3 и Приложением Соглашения минимальная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) в организации коммунального теплоснабжения установлена в размере 7.056 руб.

Пунктом 2.4. указанного соглашения установлено, что минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

Если в региональных соглашениях или в коллективных договорах Организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики. Рекомендации о квартальной индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.

В судебном заседании установлено, что в Отраслевое соглашение изменений размера тарифной ставки рабочего первого разряда с учетом индекса потребительских цен в Российской Федерации, не вносилось, а в Коллективном договоре и других локальных актах ООО «Янтарь» не предусмотрена индексация заработной платы в вязи с ростом потребительских цен.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 913-О-О, следует, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ). В силу предписаний статей 2, 130 и 134 данного Кодекса индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Янтарь» введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев. Внешним управляющим утвержден ФИО8

Согласно определению Арбитражного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ срок внешнего управления в отношении ООО «Янтарь» продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Из письменных возражений внешнего управляющего ООО «Янтарь» ФИО8 следует, что внешний управляющий возражает против индексации заработной платы работникам ООО «Янтарь», поскольку экономическое состояние предприятия не позволяет произвести повышение заработной платы.

Планом внешнего управления предусмотрены мероприятия по восстановлению платежеспособности ООО «Янтарь». Расходная часть плана внешнего управления, утвержденная собранием кредиторов ДД.ММ.ГГГГ, не предусматривает повышения заработной платы работникам ООО «Янтарь», в том числе ее индексации.

Из представленных Заключений Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края о проведении экспертиз экономической обоснованности на тепловую энергию, поставляемую ООО «Янтарь» на 2015 год, и на 2016-2018 годы следует, что ООО «Янтарь» является убыточным предприятием. При утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям <адрес>, Комитетом по ценам и тарифам <адрес> предлагалось расходы на оплату труда в 2015 году увеличить на 7,2% к базовому периоду, при уменьшение численности штата работников на 19 человек. В 2016 году увеличение расходов на оплату труда по отношению к базовому периоду составило 5,3%. В указанных заключениях отсутствуют сведения о том, что предусмотренное повышение расходов на оплату труда работников ООО «Янтарь» является индексацией заработной платы.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «Янтарь» является убыточным предприятием, средства на индексацию заработной платы отсутствуют.

Доводы представителя истцов ФИО6 о том, что заработная плата работников ООО «Янтарь» за последние три года не повышалась, не может являться основанием для индексации заработной платы.

Ссылка представителя истцов ФИО6 при обосновании требований истцов об индексации заработной платы на решение учредителей общества о согласии на индексацию заработной платы работникам ООО «Янтарь», несостоятельна.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 913-О-О, индексация заработной платы по своей природе представляет собой государственную гарантию по оплате работников. Нормативные положения статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы с учетом всей совокупности обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

Поскольку ответчик не относиться к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции указанного работодателя и разрешаются с учетом конкретных обстоятельств, специфики деятельности организации, уровня ее платежеспособности.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов об индексации заработной платы, поскольку для индексации заработной платы в соответствии с положениями ст. 134 ТК РФ необходимо либо, чтобы работодатель финансировался из средств соответствующего бюджета, либо чтобы указанное условие было установлено в коллективном договоре, соглашениях или локальных нормативных актах работодателя.

В данном случае ответчик не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, а сведений о том, что условие об индексации заработной платы предусмотрено локальными актами ответчика, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, оснований для возложения на ответчика обязанности осуществить индексацию заработной платы на 12,5 % с июля 2016 года, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований истцов ФИО1, ФИО7, ФИО4, ФИО3, ФИО2 к ООО «Янтарь» в лице внешнего управляющего об индексации заработной платы, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья

Ванинского районного суда

Хабаровского края Н.А. Прилепская

Мотивированное решение

изготовлено 09.09.2016 г.

Копия верна:

Судья Н.А. Прилепская