ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-952/18 от 23.04.2018 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2018 года город Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Пожидаева В.П.

при секретаре судебного заседания Спектор А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Труда и социальной защиты населения администрации города – курорта Кисловодска к Муртазова И.Х. о взыскании излишне выплаченных денежных сумм,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в Кисловодский городской суд с настоящим иском по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ « О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» ответчице по делу с ДД.ММ.ГГГГ было назначено ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Меры указанной социальной поддержки предоставляются гражданам по месту их постоянного проживания на территории <адрес>. На момент подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты все члены семьи ответчицы были зарегистрированы по месту жительства в городе Кисловодске, <адрес>А <адрес>. Специалистам Управления стало известно, что супруг ответчицы с ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете по указанному адресу не состоит, в связи с чем, ответчица утратила право на получение денежной выплаты. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она получила излишне выплаченную сумму в размере 62290 рублей, которые истец просит взыскать в свою пользу.

Представитель истца Управления труда и социальной защиты администрации города – курорта Кисловодска ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, поскольку для получения денежных выплат в соответствии с Постановлением <адрес> предусмотрены регистрация по месту проживания всех членов семьи.

Ответчица Муртазова И.Х. с иском не согласилась и пояснила суду, что не знала о том, что после начисления денежных выплат члены семьи не могут пользоваться свободой передвижения и правом регистрации в другом месте. По семейным обстоятельствам ее супруг ФИО4 был вынужден зарегистрироваться в другой республике, однако в этот же день он получил временную регистрацию по прежнему месту жительства, где и проживает постоянно со своей семьей. Она не считает, что нарушила, какие либо законы и не должна возвращать выплаченные ее семье денежные средства в связи с рождением третьего ребенка. Просит в исковых требованиях истца отказать.

Третье лицо по делу ФИО4 с иском так же не согласился и пояснил в судебном заседании, что перерегистрация его в другом месте и другой республике стало возможным по семейным обстоятельствам. Он оформил двойное гражданство, однако постоянно проживает с семьей в городе Кисловодске, с оформлением временной регистрации по месту жительства ответчицы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что иск не подлежит удовлетворению как необоснованный по следующим основаниям.

Как видно из копий свидетельств о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчица имеет трех несовершеннолетних детей.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с данной Концепцией реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа. Кроме того, потребуется принятие дополнительных мер, стимулирующих рождение в семьях второго и третьего ребенка. Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,753, осуществлять с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при назначении выплат в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации. Рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до ДД.ММ.ГГГГ нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлена ежемесячная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории <адрес>, назначаемую в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет (ежемесячная денежная выплата) в размере величины прожиточного минимума для детей в <адрес>. Определено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и детей среднедушевой доход семьи не превышающий величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в <адрес> (пункт 2 постановления). В пункте 5 указанного постановления установлено, что настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 498-п утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес> (Порядок).

В соответствии с пунктом 5 данного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за такой выплатой, при наличии права на это, при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; постоянное проживание на территории <адрес> родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную выплату; совместное проживание заявителя с третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло права на выплату; среднедушевой доход.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 524 в постановление N 571 были внесены изменения, предусматривающие дополнительное условие, при соблюдении которого гарантировалось назначение ежемесячной денежной выплаты - наличие регистрации по месту жительства на территории <адрес> у родителей несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, из вышеизложенной позиции пункта 1.1.2 постановления N 524 и абзаца 4 пункта 2 постановления N 571 следует, что наличие регистрации родителей и их несовершеннолетних детей на указанный в данных постановлениях период на территории <адрес> является обязательным условием для получения установленных ежемесячных денежных выплат, нуждающимся в поддержке семьям.

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 указанного Закона и статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В качестве одного из обязательных условий для предоставления социальной гарантии (ежемесячной денежной выплаты) нуждающимся в поддержке семьям, при рождении третьего или последующего ребенка, родившегося после ДД.ММ.ГГГГ, является регистрация родителей по месту жительства на территории <адрес>. Регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации.

Более того, решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, абзац 4 пункта 2, пункт 5 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 571 (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 524), пункт 1.1.2 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 524 признаны недействующими, как противоречащие Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Как установлено в судебном заседании на момент назначения денежных выплат все члены семьи ответчика были зарегистрированы и проживали совместно по адресу <адрес>, что указывает на их право назначения и получения указанных выплат.

В судебном заседании так же установлено, что супруг ответчицы ФИО4 снялся с регистрационного учета по месту жительства, однако получил свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания по выше указанному адресу, что подтверждает его постоянное проживание со своей семьей.

При таких обстоятельствах, расчет и требования о взыскании с ответчика необоснованно полученных средств ЕДВ на третьего ребенка в размере 62290 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд не может считать законными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд,

Р е ш и л :

В исковых требованиях Управления труда и социальной защиты населения администрации города – курорта Кисловодска к Муртазова И.Х. о взыскании в их пользу излишне выплаченных денежных средств в сумме 62290 рублей – о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд

Судья –

В.П. Пожидаев