Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 03.04.2018 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ефанова В.А.,
с участием прокурора Барахович С.В.,
при секретаре судебного заседания Бабухадия Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Сочи к Песоцкому С. А., Песоцкому А. С., Песоцкому Е. С. об изъятии жилого помещения,
Установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам об изъятии жилого помещения, выселении и прекращении права пользования жилым помещением.
В обоснование иска указывает, что постановлением Главы г. Сочи Краснодарского края от 21.07.2005 года № утверждено постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от 12.08.2003 года № «Об утверждении акта обследования жилого дома <адрес> в Центральном районе г. Сочи на предмет признания его непригодным для дальнейшего проживания».
По смыслу действовавшего на момент издания названного постановления от 21.07.2005 № Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 №, принятие решения о непригодности дома для проживания по причине экономической нецелесообразности его капитального ремонта либо реконструкции означало тем самым принятие решения о его сносе.
Указанный многоквартирный дом включен в муниципальную адресную программу, утвержденную постановлением администрации города Сочи от 29.05.2013 № «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Как следует из текста Федерального закона № 185-ФЗ, законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 10 данной статьи признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
Также согласно пункту 4 части 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка может быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и отсылочной по своему характеру нормой пункта 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, применяемыми в системной взаимосвязи, постановлением администрации города Сочи от 06.10.2015 № после соблюдения предварительной процедуры (предъявление к собственникам помещений в доме требований о его сносе в разумный срок) принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № и всех жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.
Факт принадлежности Песоцкому С. А. на праве собственности жилого помещения - квартиры, общей площадью 72 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации копия решения об изъятии (постановления администрации города Сочи от 06.10.2015 №) направлена собственнику изымаемой недвижимости Песоцкому С. А. заказным письмом по почтовому адресу, указанному в Едином государственном реестре недвижимости, являющемуся одновременно адресом его регистрации по месту жительства, которое получено адресатом 28.10.2015, что подтверждается сопроводительным документом от 13.10.2015 №, квитанцией ФГУП «Почта России» от 14.10.2015, отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором №, сформированным официальным сайтом Почты России.
По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения как путем выкупа, так и путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Предъявление соответствующего иска возможно в течение срока действия решения об изъятии, т.е. в течение трех лет со дня его принятия (пункт 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации), но не ранее чем до истечения трехмесячного срока дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии.
В соответствии с положениями статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае предоставления взамен изымаемых других объектов недвижимого имущества в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд указывается разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.
При этом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства», региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, то есть без учета разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника по соглашению сторон.
Жилые помещения, находящиеся в сносимых домах, и приобретаемые жилые помещения в большинстве случаев не могут быть равнозначны по общей площади и по рыночной стоимости в силу особенностей конструктивных и технических параметров многоквартирных домов современных строительных серий, поэтому стоимость предоставляемых жилых помещений существенно превышает стоимость изымаемых по независящим от граждан причинам и без учета их имущественного положения.
Поскольку положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной части не содержат каких-либо специальных правил их применения в случаях признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в процессе правоприменения сложилась ситуация неопределенности правового регулирования, которая не должна повлиять на эффективную защиту прав и законных интересов переселяемых граждан.
В целях определении порядка заключения соглашений об изъятии жилых помещений с учетом системного толкования положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией города Сочи был направлен запрос на имя председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Хованской о порядке применения указанных правовых норм в части необходимости определения и указания в соглашении об изъятии такой разницы.
Письмом председателя комитета по жилищной политике и жилищно- коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Хованской от 01.12.2015 № даны разъяснения о том, что в соглашении об изъятии не указывается порядок оплаты собственником изымаемого жилого помещения органу местного самоуправления такой разницы, а также сообщено о направлении соответствующих разъяснений в адрес министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).
В соответствии с требованиями жилищного законодательства и с учетом указанных правовых позиций высшего судебного органа и высшего органа законодательной власти Российской Федерации, администрацией города Сочи подготовлены проекты соглашений в связи с изъятием жилого помещения как путем выкупа, так и путем предоставления правообладателю в собственность другого жилого помещения взамен изымаемого без указания в соглашении разницы в стоимости предоставляемого жилого помещения и выкупной пены изымаемого жилого помещения.
В соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
При этом, земельный участок под многоквартирным домом с момента его формирования и государственного кадастрового учета входит в состав общего имущества собственников квартир (пункт 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ), поэтому стоимость доли в праве на земельный участок и другое общее имущество в многоквартирном доме входит в стоимость самого жилого помещения, что согласуется с позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной им в определении от 17.11.2011 №.
Положения части 1 статьи 36, части 2 статьи 37 и статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяя состав и особенности правового режима общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивают защиту прав и необходимый баланс интересов всех собственников помещений. По смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изъятие жилого помещения - в силу неразрывной взаимосвязи жилых помещений и доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме - предполагает одновременное изъятие этой доли, а рыночная стоимость выкупаемого помещения определяется с учетом общего имущества (определения от 17.1 1 2011 №, от 22.03.2012 №, от 23.12.2014 №).
Согласно статье 6 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Свойством общеобязательности, по смыслу названного Закона, обладают все решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые, в силу части второй статьи 79 этого Закона, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
В случае возникновения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (подпункт «з» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
С учетом изложенного, в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по заказу департамента городского хозяйства администрации города Сочи государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» определена выкупная стоимость жилого помещения - квартиры, общей площадью 72 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Песоцкому С. А., включающая в себя рыночную стоимость жилого помещения и размер убытков, причиненных правообладателю изъятием.
Согласно отчету об оценке от 27.06.2017 №, подготовленному государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Крайтехинвентаризапия-Краевое БТИ», выкупная стоимость жилого помещения - квартиры, общей площадью 72 кв. м., по адресеу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, составляет 3246000 (три миллиона двести сорок шесть тысяч) рублей 00 копеек, в том числе:
- рыночная стоимость жилого помещения - квартиры, общей площадью 72 кв. м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, включая право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом и другое общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, составляет <данные изъяты> рублей 00 копеек;
- размер убытков, причиненных правообладателю в связи с изъятием, составляет <данные изъяты> рублей 00 копеек.
Квартира, общей площадью 73,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, предусмотренная для предоставления в собственность Песоцкому С. А. взамен изымаемого жилого помещения, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.12.2017 №.
Указанный многоквартирный дом введен в эксплуатацию и соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, что подтверждается выданными в установленном порядке разрешением на строительство от 03.06.2015 №; разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 26.11.2015 №; заключением о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 18.09.2015, утвержденным распоряжением Управления государственного строительного надзора Краснодарского края от 18.09.2015 №/ЮС; актом о выполнении технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств от 11.11.2015 №-в; актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 21.08.2015; справкой ООО «Сочиводоканал» о выполнении технических условий от 09.10.2015 №.
При вводе объекта в эксплуатацию производится проверка на соответствие построенного объекта требованиям строительных, санитарных и иных правил и норм (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а это, исходя из определения жилого помещения в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, означает установление пригодности построенного объекта для постоянного проживания граждан.
Кроме того, на потребительских свойствах предоставляемого жилого помещения положительно сказывается близость места расположения к курортной зоне и наличие хорошей инфраструктуры: наличие поблизости школы, детского сада, остановочных пунктов общественного транспорта. Также в Центральном внутригородском районе города Сочи и в непосредственной близости от предоставляемого жилого помещения находятся основные административные учреждения и важные объекты жизнеобеспечения населения, крупные промышленные предприятия и торговые организации, что делает район престижным и удобным для постоянного проживания.
В изымаемом жилом помещении помимо собственника Песоцкого С. А. также зарегистрированы по месту жительства и проживают в качестве членов семьи собственника Песоцкий А. С. и несовершеннолетний Песоцкий Е. С., что подтверждается копией поквартирной карточки, выданной муниципальным унитарным предприятием города Сочи «Городской информационно-вычислительный центр».
Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства, в частности, в случае признания утратившим право пользования жилым помещением производится на основании вступившего в законную силу решения суда (статья 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подпункт «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713).
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Таким образом, с прекращением права собственности Песоцкого С. А. на изымаемое жилое помещение, проживающие в нем в качестве членов семьи собственника несовершеннолетний Песоцкий Е. С. и Песоцкий А. С. также подлежат выселению в связи с утратой права пользования жилым помещением.
Исходя из смысла пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 121 и 122 Семейного кодекса Российской Федерации, при отчуждении жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний, согласия органа опеки и попечительства, по общему правилу, не требуется, поскольку предполагается, что несовершеннолетний находится на попечении родителей и это не опровергнуто имеющейся у органа опеки и попечительства информацией об отсутствии попечения со стороны родителей.
Такое регулирование, при котором вмешательство органов опеки и попечительства в процесс отчуждения жилого помещения необходимо в случаях, когда родители несовершеннолетних по тем или иным причинам не исполняют по отношению к ним своих обязанностей, имеет целью своевременную защите прав и интересов несовершеннолетних и вместе с тем направлено на учет интересов тех родителей - собственников жилых помещений, которые исполняют свои родительские обязанности надлежащим образом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 13-П).
Забота о детях, их воспитание как обязанность родителей по смыслу статьи 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации предполагают, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Таким образом, исходя из презумции добросовестности поведения родителей, именно на них возложена ответственность за соблюдение интересов своих несовершеннолетних детей при выборе способа компенсации в связи с изъятием жилого помещения (не приводящего к утрате несовершеннолетними права пользования иным жилым помещением после изъятия).
В соответствии с частью 3 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проекты соглашений для ознакомления и последующего принятия решения направлены собственнику изымаемого недвижимого имущества заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу изымаемого жилого помещения, указанному в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являющемуся одновременно адресом его регистрации по месту жительства.
Почтовое отправление с почтовым идентификатором №, направленное Песоцкому С. А. для ознакомления и принятия решения о порядке компенсации в связи с изъятием жилого помещения, получено им 21.08.2017, что подтверждается сопроводительным документом о направлении проектов соглашений от 11.08.2017 №, квитанцией ФГУП «Почта России» от 11.08.2017, а также отчетом об отслеживании почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России.
В соответствии с частью 6 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма.
До настоящего времени ни одно из соглашений правообладателем не подписано, что создает препятствия для сноса аварийного дома и создает условия для проживания в нем с риском для жизни и здоровья граждан.
Согласно части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Предъявление соответствующего иска возможно в течение срока действия решения об изъятии, т.е. в течение трех лет со дня его принятия (пункт 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации), но не ранее чем до истечения трехмесячного срока дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии.
Таким образом, в силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в подпункте «д» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкуп жилого помещения может быть осуществлен только на основании вступившего в законную силу решения суда (при отсутствии согласия собственника с решением об изъятии жилого помещения либо соглашения о выкупной цене) по иску органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения.
В связи с тем, что Песоцким С. А. до настоящего времени не выражено волеизъявление о способе обеспечения его жилищных прав в связи с изъятием жилого помещения, и поскольку по причине аварийного состояния дома существует постоянная угроза его обрушения и причинения вреда жизни и здоровью граждан, включая несовершеннолетнего члена семьи собственника, администрация города Сочи обращается в суд с иском об изъятии жилого помещения, а также с факультативными требованиями о признании членов семьи собственника утратившими право пользования в связи с изъятием и выселении граждан в соответствии с положениями действующего законодательства.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении требований, поддержал доводы, изложенные в иске.
Ответчики Песоцкий С.А. и Песоцкий А.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, пояснив, что предлагаемая в замен квартира не соответствовала требованиям пожарной безопасности, однако разрешение на ввод объекта, в котором расположена квартира, в эксплуатацию ни признанно незаконным. Кроме этого полагают, что сумма компенсации занижена. Так же указали, что истцом пропущен срок исковой давности.
Прокурор, участвующий в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Предстаивтель Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КК, представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте, которого были извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд находит, исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из представленных доказательств, постановлением Главы г. Сочи Краснодарского края от 21.07.2005 года № утверждено постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от 12.08.2003 года № «Об утверждении акта обследования жилого дома <адрес> в Центральном районе г. Сочи на предмет признания его непригодным для дальнейшего проживания».
Указанный многоквартирный дом включен в муниципальную адресную программу, утвержденную постановлением администрации города Сочи от 29.05.2013 № 1050 «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 613 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Как следует из текста Федерального закона № 185-ФЗ, законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 10 данной статьи признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
Также согласно пункту 4 части 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка может быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и отсылочной по своему характеру нормой пункта 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, применяемыми в системной взаимосвязи, постановлением администрации города Сочи от 06.10.2015 №2867 после соблюдения предварительной процедуры (предъявление к собственникам помещений в доме требований о его сносе в разумный срок) принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № и всех жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.
Так Песоцкому С. А. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, общей площадью 72 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.12.2017 №.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации копия решения об изъятии (постановления администрации города Сочи от 06.10.2015 №) направлена собственнику изымаемой недвижимости Песоцкому С. А. заказным письмом по почтовому адресу, указанному в Едином государственном реестре недвижимости, являющемуся одновременно адресом его регистрации по месту жительства, которое получено адресатом 28.10.2015, что подтверждается сопроводительным документом от 13.10.2015 №, квитанцией ФГУП «Почта России» от 14.10.2015, отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором №, сформированным официальным сайтом Почты России.
По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения как путем выкупа, так и путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Предъявление соответствующего иска возможно в течение срока действия решения об изъятии, т.е. в течение трех лет со дня его принятия (пункт 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации), но не ранее чем до истечения трехмесячного срока дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии.
В соответствии с положениями статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае предоставления взамен изымаемых других объектов недвижимого имущества в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд указывается разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.
При этом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства», региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, то есть без учета разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
Поскольку положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной части не содержат каких-либо специальных правил их применения в случаях признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в процессе правоприменения сложилась ситуация неопределенности правового регулирования, которая не должна повлиять на эффективную защиту прав и законных интересов переселяемых граждан.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства, администрацией города Сочи подготовлены проекты соглашений в связи с изъятием жилого помещения как путем выкупа, так и путем предоставления правообладателю в собственность другого жилого помещения взамен изымаемого без указания в соглашении разницы в стоимости предоставляемого жилого помещения и выкупной пены изымаемого жилого помещения.
В соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
При этом, земельный участок под многоквартирным домом с момента его формирования и государственного кадастрового учета входит в состав общего имущества собственников квартир (пункт 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ), поэтому стоимость доли в праве на земельный участок и другое общее имущество в многоквартирном доме входит в стоимость самого жилого помещения, что согласуется с позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной им в определении от 17.11.2011 № 1504- О-О.
Положения части 1 статьи 36, части 2 статьи 37 и статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяя состав и особенности правового режима общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивают защиту прав и необходимый баланс интересов всех собственников помещений.
В соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по заказу департамента городского хозяйства администрации города Сочи государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» определена выкупная стоимость жилого помещения - квартиры, общей площадью 72 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Песоцкому С. А., включающая в себя рыночную стоимость жилого помещения и размер убытков, причиненных правообладателю изъятием.
Согласно отчету об оценке от 27.06.2017 № подготовленному государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Крайтехинвентаризапия-Краевое БТИ», выкупная стоимость жилого помещения - квартиры, общей площадью 72 кв. м., по адресеу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, составляет <данные изъяты> рублей 00 копеек, в том числе:
- рыночная стоимость жилого помещения - квартиры, общей площадью 72 кв. м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, включая право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом и другое общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, составляет <данные изъяты> рублей 00 копеек;
- размер убытков, причиненных правообладателю в связи с изъятием, составляет <данные изъяты> рублей 00 копеек.
Квартира, общей площадью 73,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, предусмотренная для предоставления в собственность Песоцкому С. А. взамен изымаемого жилого помещения, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.12.2017 №.
Указанный многоквартирный дом введен в эксплуатацию и соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, что подтверждается выданными в установленном порядке разрешением на строительство от 03.06.2015 №; разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 26.11.2015 №; заключением о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 18.09.2015, утвержденным распоряжением Управления государственного строительного надзора Краснодарского края от 18.09.2015 №/ЮС; актом о выполнении технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств от 11.11.2015 №-в; актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 21.08.2015; справкой ООО «Сочиводоканал» о выполнении технических условий от 09.10.2015 №.
При вводе объекта в эксплуатацию производится проверка на соответствие построенного объекта требованиям строительных, санитарных и иных правил и норм (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а это, исходя из определения жилого помещения в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, означает установление пригодности построенного объекта для постоянного проживания граждан.
В изымаемом жилом помещении помимо собственника Песоцкого С. А. также зарегистрированы по месту жительства и проживают в качестве членов семьи собственника Песоцкий А. С. и несовершеннолетний Песоцкий Е. С., что подтверждается копией поквартирной карточки, выданной муниципальным унитарным предприятием города Сочи «Городской информационно-вычислительный центр».
Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства, в частности, в случае признания утратившим право пользования жилым помещением производится на основании вступившего в законную силу решения суда (статья 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подпункт «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713).
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Таким образом, с прекращением права собственности Песоцкого С. А. на изымаемое жилое помещение, проживающие в нем в качестве членов семьи собственника несовершеннолетний Песоцкий Е. С. и Песоцкий А. С. также подлежат выселению в связи с утратой права пользования жилым помещением.
Исходя из смысла пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 121 и 122 Семейного кодекса Российской Федерации, при отчуждении жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний, согласия органа опеки и попечительства, по общему правилу, не требуется, поскольку предполагается, что несовершеннолетний находится на попечении родителей и это не опровергнуто имеющейся у органа опеки и попечительства информацией об отсутствии попечения со стороны родителей.
Такое регулирование, при котором вмешательство органов опеки и попечительства в процесс отчуждения жилого помещения необходимо в случаях, когда родители несовершеннолетних по тем или иным причинам не исполняют по отношению к ним своих обязанностей, имеет целью своевременную защите прав и интересов несовершеннолетних и вместе с тем направлено на учет интересов тех родителей - собственников жилых помещений, которые исполняют свои родительские обязанности надлежащим образом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 13-П).
Забота о детях, их воспитание как обязанность родителей по смыслу статьи 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации предполагают, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Таким образом, исходя из презумции добросовестности поведения родителей, именно на них возложена ответственность за соблюдение интересов своих несовершеннолетних детей при выборе способа компенсации в связи с изъятием жилого помещения (не приводящего к утрате несовершеннолетними права пользования иным жилым помещением после изъятия).
В соответствии с частью 3 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проекты соглашений для ознакомления и последующего принятия решения направлены собственнику изымаемого недвижимого имущества заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу изымаемого жилого помещения, указанному в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являющемуся одновременно адресом его регистрации по месту жительства.
Почтовое отправление с почтовым идентификатором №, направленное Песоцкому С. А. для ознакомления и принятия решения о порядке компенсации в связи с изъятием жилого помещения, получено им 21.08.2017, что подтверждается сопроводительным документом о направлении проектов соглашений от 11.08.2017 №, квитанцией ФГУП «Почта России» от 11.08.2017, а также отчетом об отслеживании почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России.
В соответствии с частью 6 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма.
До настоящего времени ни одно из соглашений правообладателем не подписано, что создает препятствия для сноса аварийного дома и создает условия для проживания в нем с риском для жизни и здоровья граждан.
Согласно части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Таким образом, в силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в подпункте «д» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкуп жилого помещения может быть осуществлен только на основании вступившего в законную силу решения суда (при отсутствии согласия собственника с решением об изъятии жилого помещения либо соглашения о выкупной цене) по иску органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения.
При таких обстоятельствах требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков не нашли своего подтверждения и полностью опровергаются материалами дела.
Предъявление соответствующего иска возможно в течение срока действия решения об изъятии, т.е. в течение трех лет со дня его принятия (пункт 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации), но не ранее чем до истечения трехмесячного срока дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии.
Таким образом, срок исковой давности истцом не пропущен так как, решение об изъятии было принято 06.10.2015 года, а иск подан в суд 24.01.2018 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление администрации г. Сочи к Песоцкому С. А., Песоцкому А. С., Песоцкому Е. С. об изъятии жилого помещения, удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд путем выкупа жилое помещение – квартиру, общей площадью 72 кв.м. по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №, принадлежащее на праве собственности Песоцкому С. А., посредством перечисления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи денежной суммы в размере 3 246 000 (три миллиона двести сорок шесть тысяч) рублей 00 копеек на банковский счет Песоцкого С. А..
Прекратить право собственности Песоцкого С. А. на жилое помещение - квартиру, общей площадью 72 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Признать право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на жилое помещение - квартиру, общей площадью 72 кв.м., по адресу; Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Прекратить право пользования Песоцкого Е. С. и Песоцкого А. С. в качестве членов семьи собственника изымаемым жилым помещением - квартирой, общей площадью 72 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Выселить Песоцкого С. А., Песоцкого Е. С., Песоцкого А. С. из жилого помещения - квартиры, общей площадью 72 кв.м., по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2018 года.