ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-953/2013 от 20.03.2013 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

  Дело № 2-953/2013

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 20 марта 2013 года г. Омск

 Советский районный суд г. Омска

 в составе председательствующего судьи Романовой Л.А.

 при секретаре Мухачевой М.П.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по исковому заявлению министерства природных ресурсов и экологии Омской области к индивидуальному предпринимателю Кушелевскому К. И. о признании деятельности по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух незаконной и о приостановлении источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

 УСТАНОВИЛ:

 Минприроды Омской области обратилось в Советский районный суд г. Омска к ИП Кушелевскому К.И. указав, что к ним поступила жалоба Б.Г.А., проживающей по адресу: г…, по факту выбросов в атмосферный воздух из трубы печного отопления торгового павильона, расположенного в 20 метрах от дома № … по ул. … в г. Омске. В ходе проверки установлено, что ИП Кушелевский К.И. осуществляет розничную деятельность в торговом павильоне, расположенном по адресу: …. Торговый павильон отапливается котлом водогрейным КВр 10, работающим круглосуточно в автоматическом режиме, в качестве топлива используются дрова. Количественные характеристики выбросов в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ определяются в соответствии с «Методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 30 ГКАЛ в час, Москва, 1999». При сжигании дров в атмосферный воздух выбрасываются вещества: оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, диоксид серы, золы (взвешенные частицы) и твердые частицы. Согласно приказу Минприроды России от 31 декабря 2010 г. N579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" данные вещества являются вредными и оказывают негативное воздействие на атмосферный воздух и окружающую среду. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В нарушение ч. 1 ст. 14 вФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.199 № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов - котла водогрейного КВр 10 ИП Кушелевский К.И. осуществляет без разрешения на выброс, выдаваемое уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в области охраны окружающей среды, которым согласно подп. 5 п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 г. № 8, является Министерство природных ресурсов и экологии Омской области. Деятельность ИП Кушелевского К.И. по эксплуатации стационарного источника выбросов без разрешения на выброс создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). Действиями ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения города Омска, а также лиц, временно находящихся на указанной территории. Просят признать деятельность ИП Кушелевского К.И. по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - котла водогрейного КВр 10, по адресу: адрес без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, незаконной, приостановить эксплуатацию источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух - котла водогрейного КВр 10 по адресу: …, до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета.

 В судебном заседании представитель Минприроды Омской области – Караев В.М., действующий по доверенности от … г., исковое заявление поддержал, по основаниям, изложенным в иске.

 Ответчик Кушелевский К.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался судом, ходатайств об отложении дела не представил.

 Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ст. 233 ГПК РФ, учитывая согласие представителя истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.

 В судебном заседании установлено, что:

 С … г. Кушелевский К.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

 …. г. в Минприроды Омской области поступила жалоба Б.Г.А., проживающей по адресу: г…. по факту выбросов в атмосферный воздух из трубы печного отопления торгового павильона, расположенного в 20 метрах от д. … по ул. … в г. Омске.

 … г. государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области был составлен протокол осмотра торгового павильона по адресу: …, принадлежащий ИП Кушелевскому К.И. В ходе осмотра было установлено, что торговый павильон расположен примерно в 20 метрах от жилого дома по ул. …. Труба от котла выведена на крышу павильона со стороны жилого дома и находится примерно на высоте второго этажа жилого дома. Труба служит для отвода продуктов сжигания топлива в котле. Топливом служит древесина (дрова). В торговом павильоне по адресу: … установлен котел промышленного производства КВр-10 (16), предназначенный для теплоснабжения жилых зданий. Установлен отопительный котел в подсобном помещении. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подтверждаются фотоматериалами. В ходе осмотра был изъят паспорт на отопительный котел марки КВр-10 (16). Протокол осмотра проводился в присутствии продавца павильона – Т.О.Э., которая от подписи в протоколе отказалась.

 Согласно сведениям от … г. начальника управления экологической безопасности в настоящее время у ИП Кушелевского К.И. разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует и в Министерство за получением разрешения Кушелевский К.И. не обращался.

 Частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

 Факт и количественные характеристики выбросов в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ определяются в соответствии с «Методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 30 ГКАЛ в час, Москва, 1999». Так, при сжигании твердого топлива (дрова, уголь) в атмосферный воздух выбрасываются вещества: оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, диоксид серы, золы (взвешенные частицы) и твердые частицы. Согласно приказу Минприроды России от 31 декабря 2010 г. N579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" данные вещества являются вредными и оказывают негативное воздействие на атмосферный воздух и окружающую среду.

 Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

 Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

 Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

 Пунктами 6, 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.2000 № 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6).

 Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8).

 Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

 Согласно пп. 5 п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 г. № 8 уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.

 В нарушение ч. 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» Кушелевский К.И. без соответствующего разрешения, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в области охраны окружающей среды, осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов - котла водогрейного КВр 10 ИП.

 В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, экологического законодательства.

 Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения города Омска, а также лиц, временно находящихся на указанной территории.

 На основании статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Согласно статье 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

 Согласно ч.5 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

 Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 В связи с тем, что ИП Кушелевский К.И. осуществляет свою деятельность с нарушением требования законодательства в области охраны окружающей среды, исковые требования Минприроды Омской области суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 На основании ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере … рублей в доход местного бюджета. Руководствуясь ст.ст. 194-199,235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Исковое заявление министерства природных ресурсов и экологии Омской области к индивидуальному предпринимателю Кушелевскому К. И. о признании деятельности по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух незаконной и о приостановлении источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух удовлетворить.

 Признать деятельность индивидуального предпринимателя Кушелевского К. И. по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - котла водогрейного КВр 10, по адресу: … без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, незаконной.

 Приостановить эксплуатацию источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух - котла водогрейного КВр 10 по адресу: …, до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 Взыскать с индивидуального предпринимателя Кушелевского К. И. … руб. госпошины в местный бюджет.

 Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

 Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами так же в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2013 года.

 Судья Л.А. Романова