ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-953/2016 от 08.11.2016 Красноярского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Красный Яр Астраханской области 8 ноября 2016г

Красноярский районный суд Астраханской области в составе судьи Камзенова Е.Б.

с участием истца М.Р.Б.

представителя Администрации МО «Красноярский район» С.А.К.

при секретаре Исмукановой Д.Т.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Красноярского района обязать Администрацию МО «Красноярский район» возвратить М.Р.Б. удержанные суммы налога в размере 148828 рублей

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноярского района обратился с иском обязать Администрацию МО «Красноярский район» возвратить М.Р.Б. удержанные с доплат к ее трудовой пенсии суммы налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2007г по 31 августа 2016г в общем размере 148828 рублей.

В судебном заседании старший помощник прокурора Красноярского района Л.Е.В. подала заявление прокурора Красноярского района об отказе от иска, поданного в защиту прав М.Р.Б.

На основании ст.45 ч.2 ГПК РФ суд продолжил рассмотрение дела по существу без участия прокурора. Поскольку, истец М.Р.Б. поданный прокурором иск поддерживает и просит рассмотреть дело по существу.

М.Р.Б. иск поддержала по изложенным в исковом заявлении прокурора доводам. Дополнительно пояснила, что в январе 1997г вышла на пенсию с должности заместителя Главы Администрации Красноярского района. С января 2007г с получаемых ею доплат к трудовой пенсии ответчик удерживает подоходный налог в размере 13%. Считает, что она на момент выхода на пенсию приобрела статус муниципального служащего. Получаемые ею от ответчика доплаты к трудовой пенсии являются разновидностью пенсионных выплат, либо социальных доплат к трудовой пенсии. И соответственно, с указанных выплат налоги удерживаться не должны.

Представитель Администрации МО «Красноярский район» иск не признала, в его удовлетворении просит отказать. В возражениях на иск сослалась на следующие доводы. Налоговая инспекция при проверках неоднократно подтверждала правильность удержания налога с доплаты к пенсии М.Р.Б.. Налоги перечислены в федеральный бюджет. Порядок возврата излишне удержанных налогов, определяется нормами НК РФ. Возврат неправильно удержанных налогов осуществляется только в пределах трех лет. Администрация района удерживала и перечисляла в бюджет эти налоги лишь в качестве налогового агента. Истцом избран неправильный способ защиты права. Для возврата с федерального бюджета удержанных налогов, М.Р.Б. следует обратиться с заявлением об их возврате в налоговую инспекцию, которая и принимает решение возвращать или не возвращать удержанные налоги. Доплату к трудовой пенсии М.Р.Б. получает на основании Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах исполнительной власти Красноярского района, утвержденного решением Совета МО «Красноярский район» от ДД.ММ.ГГГГг. М.Р.Б. вышла на пенсию в январе 1997г и в то время не могла приобрести статус муниципального служащего. Поскольку, первый Закон Астраханской области «О муниципальной службе в Астраханской области» был принят позднее в августе 1997г. Получаемые ею доплаты не являются пенсией или доплатами к пенсии за выслугу, назначаемую муниципальным служащим на основании законодательства о муниципальной службе. Как разъяснило Министерство финансов РФ, эти доплаты не относятся и к социальным доплатам к пенсиям, установленным ФЗ «О государственной социальной помощи». В связи с чем, получаемые от них М.Р.Б. доплаты подлежат налогообложению и оснований для возврата удержанных налогов не имеется.

Представитель третьего лица МИФНС России № 1 по Астраханской области в судебное заседание не явился. В заявлении просит рассмотреть дело без участия их представителя в судебном заседании. Письменного отзыва на иск не представил.

Суд признает иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

М.Р.Б. с 17 октября 1995г по 13 января 1997г занимала должность заместителя Главы Администрации Красноярского района по управлению народным хозяйством и муниципальным имуществом. В связи с увольнением вышла на пенсию.

На основании «Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах исполнительной власти Красноярского района», утвержденного решением Совета МО «Красноярский район» № 157 от 21 сентября 2006г (далее Положение) и Постановления Главы МО «Красноярский район» № 36 от 31 января 2007г. М.Р.Б. с 1 января 2007г по настоящее время ежемесячно получает из бюджета МО «Красноярский сельсовет» доплату к своей трудовой пенсии в размере 9871 рубль 49 копеек. Администрация МО «Красноярский район» в качестве налогового агента ежемесячно удерживает с указанной доплаты М.Р.Б. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13% в размере 1283 рубля и перечисляет их в федеральный бюджет.

Поскольку, предметом спора является фактически возврат излишне уплаченного налога, возврат спорных удержанных с доплат к трудовой пенсии М.Р.Б. сумм налога может осуществляться только в порядке, установленном ст.78 и ст.231 п.1 НК РФ. Данные нормы налогового законодательства по своему смыслу в их взаимосвязи, предусматривают, что налогоплательщик должен подать соответствующее заявление налоговому агенту. Налоговый агент обязан в течение 10 дней со дня подачи ему соответствующего заявления налогоплательщика, направить заявление налогоплательщика в налоговый орган ему на рассмотрение. Налоговый орган обязан в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога, принять по нему решение. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о возврате излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении возврата в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.

Нормы налогового законодательства предусматривают право, но не обязанность налогового агента из собственных средств по заявлению налогоплательщика осуществить возврат излишне уплаченных налогов, который еще не успели перечислить в бюджет, если налоговый агент согласится с заявлением налогоплательщика о необоснованности удержания еще не перечисленного в бюджет налога. В настоящем деле, удержанные с доплат М.Р.Б. налоги за период с 1 января 2007г по 31 августа 2016г поступили в федеральный бюджет и их возвращение сугубо по инициативе налогового агента уже невозможно. А Администрация МО «Красноярский район» считает удержание налогов законным и обоснованным и несогласно с мнением М.Р.Б. о необоснованности их удержания. Таким образом, на ответчика не может быть возложена обязанность по возврату удержанных налогов за указанный период, в силу регулирования, установленного нормами законодательства РФ о налогах и сборах.

Вместе с тем применение к этим отношениям норм гражданского законодательства, которые позволяют взыскание с виновного лица, причиненных убытков, невозможно. Поскольку, споры о возврате неправильно удержанных (по мнению истца) налогов, регулируются исключительно нормами законодательства РФ о налогах и сборах.

Относительно спора сторон о юридической природе получаемых М.Р.Б. доплат к трудовой пенсии, суд пришел к следующим выводам.

По смыслу ст.217 п.2 НК РФ не подлежат налогообложению пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые (ранее трудовые) пенсии, социальные доплаты к пенсиях, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В обзоре судебной практики за первый квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012) Верховный Суд РФ дал следующие разъяснения. Ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим не относятся к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст.121 ФЗ «О государственной социальной помощи» на основании п.п.3,4 ст.4 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ». Ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет и представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению. Соответственно, они не подлежат налогообложению.

Право на ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии за счет средств местного бюджета имеют лица, относящиеся к категории муниципальных служащих, которые ко дню выхода на пенсию приобрели право на получение пенсии за выслугу лет.

М.Р.Б. получает доплаты к трудовой пенсии на основании Положения, как лицо, ранее замещавшее должности в органах исполнительной власти Красноярского района. Согласно Перечню, являющемуся Приложением № 1 к Положению, к данным должностям отнесены заместитель председателя исполкома Красноярского Районного Совета народных депутатов и Заместитель Главы Администрации Красноярского района.

М.Р.Б. пояснила, что в своей трудовой деятельности она занимала обе должности: была и заместителем председателя исполкома Красноярского Районного Совета народных депутатов (с 1978г до 1993г) и заместителем Главы Администрации Красноярского района с 1993г до ухода на пенсию 13 января 1997г.

Из справки, представленной ответчиком, следует, что М.Р.Б. с 22 февраля 1993г по 16 октября 1995г занимала должность заместителя Главы Администрации Красноярского района по оперативному руководству народным хозяйством. С 17 октября 1995г по 13 января 1997г занимала должность заместителя Главы Администрации Красноярского района по управлению народным хозяйством и муниципальным имуществом.

По смыслу преамбулы (вводной части) Решения Совета МО «Красноярский район» от ДД.ММ.ГГГГг следует, что, исходя из имеющихся финансовых возможностей бюджета района, приняв указанное Положение. Орган местного самоуправления Красноярского района, решил за счет средств местного бюджета, распространить на лиц, замещавшим должности в органах исполнительной власти Красноярского района социальные гарантии, аналогичные тем, которые были установлены Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 467 в отношении лиц, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР. Хотя из п.7 названного Указа Президента РФ следовало, что установление соответствующих гарантий носило только рекомендательный характер и лишь в отношении органов государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, Положение устанавливает доплаты к трудовой пенсии М.Р.Б. не в качестве доплаты к пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, а как к категории лиц, которые ранее замещали должности в органах исполнительной власти Красноярского района.

Самостоятельность органов местного самоуправления и их отграничение от органов государственной власти, впервые была установлена ст.12 Конституцией РФ, вступившей в силу 25 декабря 1993г.

Впервые понятие муниципального служащего было установлено Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступившего в силу с 1 сентября 1995г. Статья 21 названного федерального закона устанавливала, что лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими (п.1). Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законом (п.2). Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе (п.3). Статья 53 данного федерального закона устанавливала, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования и не содержит положения о придании ему обратной силы.

На день вступления данного федерального закона в силу (1 сентября 1995г), М.Р.Б. еще работала и занимала должность заместителя Главы Администрации Красноярского района по оперативному руководству народным хозяйством. А с 17 октября 1995г по 13 января 1997г занимала должность заместителя Главы Администрации Красноярского района по управлению народным хозяйством и муниципальным имуществом. Отнесение ее должности к должности муниципальной службы в то время зависело от положений редакции устава МО «Красноярский район», которое действовало в период с 1 сентября 1995г по 13 января 1997г.

Вместе с тем, нет необходимости выяснять, каково было содержание устава МО «Красноярский район» в период с 1 сентября 1995г по 13 января 1997г, когда ФИО1 работала в указанных должностях. Поскольку, конкретизированным предметом спора является приобретение права на пенсию за выслугу лет в момент выхода истца на пенсию. А не сам по себе один лишь факт того, имела или не имела М.Р.Б. в день выхода на пенсию статус муниципального служащего. Приобретение права на пенсию за выслугу лет в качестве муниципального служащего зависит, прежде всего, от законодательных норм о пенсионном обеспечении, которые действовали в период выхода на пенсию с должности заместителя главы администрации района.

Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не содержал в себе норм, устанавливающих право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение. А первый Закон Астраханской области «О муниципальной службе в Астраханской области» от 15.08.1997 № 28, устанавливающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение вступил в силу 15 августа 1997г. В это время, М.Р.Б. уже не работала и вышла на пенсию. В ст.20 данного областного закона впервые устанавливалось право муниципального служащего на пенсионное обеспечение (п.1). А также право муниципального служащего, в соответствии нормативными правовыми актами органа местного самоуправления на получение ежемесячных доплат к пенсии за счет средств местного бюджета (п.2). А федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» впервые установивший право муниципального служащего на пенсионное обеспечение (ст.18) вступил в силу еще позже, с 16 января 1998г.

По общему правилу закону не может быть придана обратная сила, если в самом законе не установлена специальная норма о придании определенным ее нормам обратной силы. Оба вышеуказанных закона (федеральный закон и Закон Астраханской области) не содержат положений о придании им обратной силы. Оба закона к настоящему времени уже утратили свою силу, в связи с принятием нового законодательства.

Предъявляя иск по настоящему делу в интересах М.Р.Б., прокурор в исковом заявлении сослался на нормы более позднего федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Однако нормы указанного закона не могут быть применены с обратной силой к случаю с М.Р.Б., которая вышла на пенсию на 10 лет раньше времени принятия данного закона.

Следовательно, в период увольнения и выхода на пенсию в январе 1997, М.Р.Б. не приобрела право на получение пенсии за выслугу лет в качестве муниципального служащего. Поскольку, соответствующие законы о праве муниципального служащего на пенсию за выслугу лет, не были еще приняты. Соответственно, доплаты к трудовой пенсии, выплачиваемые ей ответчиком на основании Положения, не могут квалифицироваться как доплаты к пенсии за выслугу лет муниципального служащего.

Таким образом, доплаты к трудовой пенсии, которая М.Р.Б. получает на основании Положения, не относятся к разновидности государственного пенсионного обеспечения. Эти выплаты носят иной компенсационный характер и не освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

М.Р.Б. отказать в удовлетворении иска обязать Администрацию МО «Красноярский район» возвратить удержанные с доплат к трудовой пенсии суммы налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2007г по 31 августа 2016г в общем размере 148828 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня его принятия, через Красноярский районный суд.

Судья: Камзенов Е.Б.