РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Красный Яр Астраханской области 8 ноября 2016г
Красноярский районный суд Астраханской области в составе судьи Камзенова Е.Б.
с участием истца М.Р.Б.
представителя Администрации МО «Красноярский район» С.А.К.
при секретаре Исмукановой Д.Т.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Красноярского района обязать Администрацию МО «Красноярский район» возвратить М.Р.Б. удержанные суммы налога в размере 148828 рублей
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района обратился с иском обязать Администрацию МО «Красноярский район» возвратить М.Р.Б. удержанные с доплат к ее трудовой пенсии суммы налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2007г по 31 августа 2016г в общем размере 148828 рублей.
В судебном заседании старший помощник прокурора Красноярского района Л.Е.В. подала заявление прокурора Красноярского района об отказе от иска, поданного в защиту прав М.Р.Б.
На основании ст.45 ч.2 ГПК РФ суд продолжил рассмотрение дела по существу без участия прокурора. Поскольку, истец М.Р.Б. поданный прокурором иск поддерживает и просит рассмотреть дело по существу.
М.Р.Б. иск поддержала по изложенным в исковом заявлении прокурора доводам. Дополнительно пояснила, что в январе 1997г вышла на пенсию с должности заместителя Главы Администрации Красноярского района. С января 2007г с получаемых ею доплат к трудовой пенсии ответчик удерживает подоходный налог в размере 13%. Считает, что она на момент выхода на пенсию приобрела статус муниципального служащего. Получаемые ею от ответчика доплаты к трудовой пенсии являются разновидностью пенсионных выплат, либо социальных доплат к трудовой пенсии. И соответственно, с указанных выплат налоги удерживаться не должны.
Представитель Администрации МО «Красноярский район» иск не признала, в его удовлетворении просит отказать. В возражениях на иск сослалась на следующие доводы. Налоговая инспекция при проверках неоднократно подтверждала правильность удержания налога с доплаты к пенсии М.Р.Б.. Налоги перечислены в федеральный бюджет. Порядок возврата излишне удержанных налогов, определяется нормами НК РФ. Возврат неправильно удержанных налогов осуществляется только в пределах трех лет. Администрация района удерживала и перечисляла в бюджет эти налоги лишь в качестве налогового агента. Истцом избран неправильный способ защиты права. Для возврата с федерального бюджета удержанных налогов, М.Р.Б. следует обратиться с заявлением об их возврате в налоговую инспекцию, которая и принимает решение возвращать или не возвращать удержанные налоги. Доплату к трудовой пенсии М.Р.Б. получает на основании Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах исполнительной власти Красноярского района, утвержденного решением Совета МО «Красноярский район» № от ДД.ММ.ГГГГг. М.Р.Б. вышла на пенсию в январе 1997г и в то время не могла приобрести статус муниципального служащего. Поскольку, первый Закон Астраханской области «О муниципальной службе в Астраханской области» был принят позднее в августе 1997г. Получаемые ею доплаты не являются пенсией или доплатами к пенсии за выслугу, назначаемую муниципальным служащим на основании законодательства о муниципальной службе. Как разъяснило Министерство финансов РФ, эти доплаты не относятся и к социальным доплатам к пенсиям, установленным ФЗ «О государственной социальной помощи». В связи с чем, получаемые от них М.Р.Б. доплаты подлежат налогообложению и оснований для возврата удержанных налогов не имеется.
Представитель третьего лица МИФНС России № 1 по Астраханской области в судебное заседание не явился. В заявлении просит рассмотреть дело без участия их представителя в судебном заседании. Письменного отзыва на иск не представил.
Суд признает иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
М.Р.Б. с 17 октября 1995г по 13 января 1997г занимала должность заместителя Главы Администрации Красноярского района по управлению народным хозяйством и муниципальным имуществом. В связи с увольнением вышла на пенсию.
На основании «Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах исполнительной власти Красноярского района», утвержденного решением Совета МО «Красноярский район» № 157 от 21 сентября 2006г (далее Положение) и Постановления Главы МО «Красноярский район» № 36 от 31 января 2007г. М.Р.Б. с 1 января 2007г по настоящее время ежемесячно получает из бюджета МО «Красноярский сельсовет» доплату к своей трудовой пенсии в размере 9871 рубль 49 копеек. Администрация МО «Красноярский район» в качестве налогового агента ежемесячно удерживает с указанной доплаты М.Р.Б. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13% в размере 1283 рубля и перечисляет их в федеральный бюджет.
Поскольку, предметом спора является фактически возврат излишне уплаченного налога, возврат спорных удержанных с доплат к трудовой пенсии М.Р.Б. сумм налога может осуществляться только в порядке, установленном ст.78 и ст.231 п.1 НК РФ. Данные нормы налогового законодательства по своему смыслу в их взаимосвязи, предусматривают, что налогоплательщик должен подать соответствующее заявление налоговому агенту. Налоговый агент обязан в течение 10 дней со дня подачи ему соответствующего заявления налогоплательщика, направить заявление налогоплательщика в налоговый орган ему на рассмотрение. Налоговый орган обязан в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога, принять по нему решение. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о возврате излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении возврата в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.
Нормы налогового законодательства предусматривают право, но не обязанность налогового агента из собственных средств по заявлению налогоплательщика осуществить возврат излишне уплаченных налогов, который еще не успели перечислить в бюджет, если налоговый агент согласится с заявлением налогоплательщика о необоснованности удержания еще не перечисленного в бюджет налога. В настоящем деле, удержанные с доплат М.Р.Б. налоги за период с 1 января 2007г по 31 августа 2016г поступили в федеральный бюджет и их возвращение сугубо по инициативе налогового агента уже невозможно. А Администрация МО «Красноярский район» считает удержание налогов законным и обоснованным и несогласно с мнением М.Р.Б. о необоснованности их удержания. Таким образом, на ответчика не может быть возложена обязанность по возврату удержанных налогов за указанный период, в силу регулирования, установленного нормами законодательства РФ о налогах и сборах.
Вместе с тем применение к этим отношениям норм гражданского законодательства, которые позволяют взыскание с виновного лица, причиненных убытков, невозможно. Поскольку, споры о возврате неправильно удержанных (по мнению истца) налогов, регулируются исключительно нормами законодательства РФ о налогах и сборах.
Относительно спора сторон о юридической природе получаемых М.Р.Б. доплат к трудовой пенсии, суд пришел к следующим выводам.
По смыслу ст.217 п.2 НК РФ не подлежат налогообложению пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые (ранее трудовые) пенсии, социальные доплаты к пенсиях, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В обзоре судебной практики за первый квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012) Верховный Суд РФ дал следующие разъяснения. Ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим не относятся к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст.121 ФЗ «О государственной социальной помощи» на основании п.п.3,4 ст.4 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ». Ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет и представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению. Соответственно, они не подлежат налогообложению.
Право на ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии за счет средств местного бюджета имеют лица, относящиеся к категории муниципальных служащих, которые ко дню выхода на пенсию приобрели право на получение пенсии за выслугу лет.
М.Р.Б. получает доплаты к трудовой пенсии на основании Положения, как лицо, ранее замещавшее должности в органах исполнительной власти Красноярского района. Согласно Перечню, являющемуся Приложением № 1 к Положению, к данным должностям отнесены заместитель председателя исполкома Красноярского Районного Совета народных депутатов и Заместитель Главы Администрации Красноярского района.
М.Р.Б. пояснила, что в своей трудовой деятельности она занимала обе должности: была и заместителем председателя исполкома Красноярского Районного Совета народных депутатов (с 1978г до 1993г) и заместителем Главы Администрации Красноярского района с 1993г до ухода на пенсию 13 января 1997г.
Из справки, представленной ответчиком, следует, что М.Р.Б. с 22 февраля 1993г по 16 октября 1995г занимала должность заместителя Главы Администрации Красноярского района по оперативному руководству народным хозяйством. С 17 октября 1995г по 13 января 1997г занимала должность заместителя Главы Администрации Красноярского района по управлению народным хозяйством и муниципальным имуществом.
По смыслу преамбулы (вводной части) Решения Совета МО «Красноярский район» № от ДД.ММ.ГГГГг следует, что, исходя из имеющихся финансовых возможностей бюджета района, приняв указанное Положение. Орган местного самоуправления Красноярского района, решил за счет средств местного бюджета, распространить на лиц, замещавшим должности в органах исполнительной власти Красноярского района социальные гарантии, аналогичные тем, которые были установлены Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 467 в отношении лиц, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР. Хотя из п.7 названного Указа Президента РФ следовало, что установление соответствующих гарантий носило только рекомендательный характер и лишь в отношении органов государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, Положение устанавливает доплаты к трудовой пенсии М.Р.Б. не в качестве доплаты к пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, а как к категории лиц, которые ранее замещали должности в органах исполнительной власти Красноярского района.
Самостоятельность органов местного самоуправления и их отграничение от органов государственной власти, впервые была установлена ст.12 Конституцией РФ, вступившей в силу 25 декабря 1993г.
Впервые понятие муниципального служащего было установлено Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступившего в силу с 1 сентября 1995г. Статья 21 названного федерального закона устанавливала, что лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими (п.1). Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законом (п.2). Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе (п.3). Статья 53 данного федерального закона устанавливала, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования и не содержит положения о придании ему обратной силы.
На день вступления данного федерального закона в силу (1 сентября 1995г), М.Р.Б. еще работала и занимала должность заместителя Главы Администрации Красноярского района по оперативному руководству народным хозяйством. А с 17 октября 1995г по 13 января 1997г занимала должность заместителя Главы Администрации Красноярского района по управлению народным хозяйством и муниципальным имуществом. Отнесение ее должности к должности муниципальной службы в то время зависело от положений редакции устава МО «Красноярский район», которое действовало в период с 1 сентября 1995г по 13 января 1997г.
Вместе с тем, нет необходимости выяснять, каково было содержание устава МО «Красноярский район» в период с 1 сентября 1995г по 13 января 1997г, когда ФИО1 работала в указанных должностях. Поскольку, конкретизированным предметом спора является приобретение права на пенсию за выслугу лет в момент выхода истца на пенсию. А не сам по себе один лишь факт того, имела или не имела М.Р.Б. в день выхода на пенсию статус муниципального служащего. Приобретение права на пенсию за выслугу лет в качестве муниципального служащего зависит, прежде всего, от законодательных норм о пенсионном обеспечении, которые действовали в период выхода на пенсию с должности заместителя главы администрации района.
Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не содержал в себе норм, устанавливающих право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение. А первый Закон Астраханской области «О муниципальной службе в Астраханской области» от 15.08.1997 № 28, устанавливающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение вступил в силу 15 августа 1997г. В это время, М.Р.Б. уже не работала и вышла на пенсию. В ст.20 данного областного закона впервые устанавливалось право муниципального служащего на пенсионное обеспечение (п.1). А также право муниципального служащего, в соответствии нормативными правовыми актами органа местного самоуправления на получение ежемесячных доплат к пенсии за счет средств местного бюджета (п.2). А федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» впервые установивший право муниципального служащего на пенсионное обеспечение (ст.18) вступил в силу еще позже, с 16 января 1998г.
По общему правилу закону не может быть придана обратная сила, если в самом законе не установлена специальная норма о придании определенным ее нормам обратной силы. Оба вышеуказанных закона (федеральный закон и Закон Астраханской области) не содержат положений о придании им обратной силы. Оба закона к настоящему времени уже утратили свою силу, в связи с принятием нового законодательства.
Предъявляя иск по настоящему делу в интересах М.Р.Б., прокурор в исковом заявлении сослался на нормы более позднего федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Однако нормы указанного закона не могут быть применены с обратной силой к случаю с М.Р.Б., которая вышла на пенсию на 10 лет раньше времени принятия данного закона.
Следовательно, в период увольнения и выхода на пенсию в январе 1997, М.Р.Б. не приобрела право на получение пенсии за выслугу лет в качестве муниципального служащего. Поскольку, соответствующие законы о праве муниципального служащего на пенсию за выслугу лет, не были еще приняты. Соответственно, доплаты к трудовой пенсии, выплачиваемые ей ответчиком на основании Положения, не могут квалифицироваться как доплаты к пенсии за выслугу лет муниципального служащего.
Таким образом, доплаты к трудовой пенсии, которая М.Р.Б. получает на основании Положения, не относятся к разновидности государственного пенсионного обеспечения. Эти выплаты носят иной компенсационный характер и не освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
М.Р.Б. отказать в удовлетворении иска обязать Администрацию МО «Красноярский район» возвратить удержанные с доплат к трудовой пенсии суммы налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2007г по 31 августа 2016г в общем размере 148828 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня его принятия, через Красноярский районный суд.
Судья: Камзенов Е.Б.