ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-954 от 18.04.2012 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

                                                                                    Левобережный районный суд г. Воронежа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Левобережный районный суд г. Воронежа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        дело № 2-954/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2012 года Левобережный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Слепцова В.А.,

секретаря Громовой М.А.,

с участием заявителя ФИО1, представителя Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж ФИО2 истца рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению ФИО1 на распоряжение Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж от 14 февраля 2012 года № 266-р,

установил:

Распоряжением Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж от 14 февраля 2012 года № 266-р ФИО1, ветерану Великой Отечественной войны, было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.12, 73).

ФИО1 обратился в суд с просьбой признать распоряжение Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж от 14 февраля 2012 года № 266-р незаконным, поскольку оно нарушает его права.

В судебном разбирательстве заявитель свою просьбу поддержал, при этом суду пояснил, что он является ветераном и участником Великой Отечественной войны. В установленном порядке он обратился с просьбой о постановке его на учет в предоставлении жилого помещения. Отказа в постановке считает незаконным, поскольку решение об этом было принято без учета положений ст. 31 ЖК РФ. Более того, обратил внимание суда на то, что отношения с бывшей супругой испортились, в результате чего, она стала чинить препятствия в пользовании жилым помещением по месту его регистрации. Также обращает внимание на то, что сегодняшний собственник жилого помещения не являлся членом его семьи и не является таковым в настоящее время.

Представитель Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж с заявлением не согласился. Считает, что оснований для постановки на учет для предоставления ФИО1 не имеется, поскольку он обеспечен жилой площадью сверх постановочной нормы.

Изучив материалы дела, выслушав мнения участвующих в деле лиц, суд считает, что заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поводом к отказу в принятии на учет заявителя в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, послужил факт обеспеченности жилой площадью заявителя сверх учетной нормы.

Исследуя доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 49 ГПК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Кроме того, помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом …категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления могут предоставляться в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О ветеранах» в качестве мер социальной поддержки ветеранов предусмотрено обеспечение их за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (ст.15).

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) было предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Анализ указанных правовых актов позволяет суду придти к выводу о том, что основанием для предоставления жилого помещения ветерану Великой Отечественной войны является его нуждаемость в улучшении жилищных условий, при этом в указанных выше нормативных актах не содержится указаний об учетной норме.

Закон Воронежской области от 30.11.2005 N 71-ОЗ (ред. от 14.11.2008) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» предписал органам местного самоуправления вести учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст.3).

Постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 22.04.2011 год № 346 утверждено Положение об управе Левобережного района городского округа г. Воронеж, в соответствии с которым к функциям управы относится ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.3.3.20).

В этой связи решение об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

Исследуя вопрос о нуждаемости в жилом помещении, суд исходит из следующих положений.

В связи с тем, что в законе «О ветеранах», Указе Президента от 07.05.2008 года № 714 не указана учетная норма, поэтому суд руководствуется положениями ст. 50 ЖК РФ, в которой дано определение «учетной нормы предоставления» и под которой понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления, и ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Воронежской городской Думы от 07.07.2005 года № 102-II была установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Воронеже в размере 11 кв. м общей площади на одного человека.

Из материалов по рассмотрению заявления ФИО1 (л.д.27-75) следует, что заявитель зарегистрирован проживающим в двухкомнатной квартире , общая площадь которой составляет 39,70 кв.м., собственником которой является О. (л.д.21, 28). Собственник жилого помещения в нем не зарегистрирован и не проживает.

Таким образом, на каждого проживающего в указанном жилом помещении гражданина приходится по 19,60 кв.м. (39,7 : 2), что значительно выше чем учетная норма – 11 кв.м.

С учетом изложенного, заявитель не является нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поэтому ему правомерно отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Доводы, заявителя в части того, что он не является ни членом семьи П. (брак прекращен 13.08.2010 года), ни членом семьи собственника жилого помещения – О. и в силу положений ст. 31 ЖК РФ право пользование жилым помещением может быть прекращено в любое время, судом не могут быть приняты во внимание.

Как следует из выписки из домовой книги на кв. заявитель проживал в ней с 21.11.1986 года, а П. – с 04.02.1964 года.

Из решения Левобережного районного суда от 15.08.2011 года следует, что ФИО1 вселен в кв. (л.д.50-52).

При рассмотрении указанного дела было установлено, что 01.10.1993 года в собственность П. (в порядке приватизации жилого помещения) безвозмездно была передана кв.по адресу .....

В приватизации жилого помещения принимал участие и заявитель, который не изъявил желание получить в общую долевую собственность указанное выше жилое помещение.

Тем не менее, на заявителя распространяются положения ст. 19, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Более того, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года»" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008).

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении просьбы ФИО1 о признании незаконным Распоряжение Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж от 14 февраля 2012 года № 266-р об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Воронежского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Слепцов