ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9543/13 от 13.12.2013 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-9543/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2013 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,

при секретаре Титовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО11 и ФИО2 ФИО12 о признании незаконными действий Управления культуры и искусства Липецкой области,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 и ФИО2 обратились с заявлением о признании незаконными действий Управления культуры и искусства Липецкой области, в котором указывают, что являются собственниками четырех земельных участков, расположенных в Липецком районе Липецкой области, которые поставлены на кадастровый учет. Три из них представляют собой обособленные объекты археологического наследия: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>».

Четвертый участок с кадастровым номеров №, площадью <данные изъяты>, расположенный в п. <адрес>, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «для жилищного строительства». Обременения прав на данный участок не зарегистрировано, он имеет смежные границы с остальными тремя участками. Из письма Управления культуры и искусства Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года заявителям стало известно, что на земельном участке с кадастровым номером № якобы расположены объекты археологического наследия, а сформированные границы памятников архитектурного наследия изменяются в сторону их увеличения Управлением культуры и искусства в одностороннем порядке, и расположены на земельном участке с кадастровым номером №. Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, положительное заключение которой является основанием для утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон. В настоящее время Управлением культуры и искусства Липецкой области не проведена указанная экспертиза и не утверждены новые границы зон охраны объектов культурного наследия. Заявители просят обязать Управление культуры и искусства Липецкой области прекратить незаконные действия, направленные на установление новых границ объектов археологического наследия, которые нарушают их права по использованию земельного участка с кадастровым номером № для жилищного строительства.

Заявители ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представители заявителей ФИО3 и ФИО4 поддержали заявление, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнительно объяснили, что разработка проектов зон объектов культурного наследия лишит заявителей возможности осуществлять жилищное строительство.

Представители заинтересованного лица Управления культуры и искусства Липецкой области ФИО5 и Филипповских О.И. заявление не признали и объяснили, что Управление культуры и искусства Липецкой области является исполнительно-распорядительным органом, осуществляющим деятельность на территории Липецкой области, связанную с сохранением, использованием и государственной охраной объектов культурного наследия. Новые границы зон объектов культурного наследия и проект зон объектов культурного наследия не утверждались, ни право собственности заявителей на земельные участки, ни какие-либо другие их права и законные интересы Управлением культуры и искусства не нарушались, препятствий в пользовании земельными участками не имеется, в связи с чем заявление полагали необоснованным.

Представитель заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по изложенным далее основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ)

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 являлись собственниками в равных долях (<данные изъяты>) земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, распложенного в п. <адрес>, на котором расположено три объекта археологического наследия : «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>».

Указанный участок был разделен заявителями на 4 земельных участка с кадастровыми номерами: - №, площадью <данные изъяты>; - №, площадью <данные изъяты>; - №, площадью <данные изъяты>; - №, площадью <данные изъяты>, которые поставлены на кадастровый учет в сформированных границах.

Земельный участок к/н №, площадью <данные изъяты>, не включающий в себя объекты археологического наследия, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «для жилищного строительства»

Указанные обстоятельства подтверждается кадастровыми паспортами, ситуационным планом, решением Управления имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, свидетельствами о праве собственности.

Статья 7 Земельного кодекса РФ устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с положениями ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов РФ («памятник» истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения, расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 25.06.02 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

На основании ст. 34 указанного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов РФ и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются па основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно ст. 5 данного Федерального закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом.

В силу положений статей 33, 34 Федерального закона от 25.06.02 года № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде органы власти субъектов РФ вправе устанавливать ограничения на использование земельных участков, находящихся в зонах охраны объекта культурного наследия. Включение земельного участка в состав зоны охраны объекта культурно-исторического наследия означает установление особого режима использования земельного участка, но не влечет за собой запрета либо ограничения его в обороте.

Статья 46 названного закона устанавливает, что физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством РФ и законом соответствующего субъекта РФ.

Из заявления ФИО1 и ФИО2, а также объяснений их представителей в судебном заседании следует, что заявители просят обязать заинтересованное лицо прекратить незаконные действия по установлению новых границ объектов археологического наследия, которые нарушают их права по использованию земельного участка. Указали, что незаконными являются действия заинтересованного лица по составлению таблиц координат, описаний и карт (схем) границ территорий объектов археологического наследия.

Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года N 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

Проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.

Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков (п. 3).

Согласно п. 4 Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Таким образом, указанным Положением о зонах охраны объектов культурного наследия разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия возложена именно на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, каковым является Управление культуры и искусства Липецкой области. Следовательно, требование заявителей о возложении на заинтересованное лицо обязанности прекратить действия, которые оно должно совершать в соответствии с данным нормативным актом, является незаконным и не подлежит удовлетворению.

В силу п. 6 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (далее - историко-культурные исследования), данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 7 установлено, что материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия включают в себя: сведения об объекте культурного наследия, внесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; отчет о проведенных историко-культурных исследованиях; сведения в текстовой форме и в виде карт (схем) о расположенных в границах проектируемых зон других объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны; о выявленных объектах культурного наследия; о визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок; о композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, расположенного в границах проектируемых зон, а также о сочетании в нем определенных типов рельефа местности, водных объектов, почв, растительности; иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия; состав и содержание материалов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, определяются на основании историко-культурных исследований.

Материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия, расположенного на территории исторического поселения, указанные в подпунктах "в", "г" и "д" пункта 7 настоящего Положения, могут быть представлены в виде содержащего соответствующие сведения историко-культурного опорного плана или его фрагмента.

Указанным Положением установлено, что Министерство культуры РФ дает методические разъяснения по проведению историко-культурных исследований, подготовке материалов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, и разработке на их основе проектов зон охраны объектов культурного наследия (п. 9).

Из материалов дела установлено, что Управление культуры и искусства Липецкой области с ДД.ММ.ГГГГ года применяет методику, определения границ территорий объектов археологического наследия, разработанную Институтом археологии РАН и рекомендованную Министерством культуры РФ (письмо № 12-01-39/05-АБ).

Поскольку материалы по обоснованию проекта зон охраны объекта культурного наследия также определены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия, доводы заявителей о незаконности действий Управления культуры по составлению таблиц координат, описаний и карт (схем) границ территорий объектов археологического наследия являются несостоятельными.

Согласно п. 13, п. 14 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.

На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия (п. 17).

Сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации (п. 18).

Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты утверждения копию решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным проектом (п. 19).

В данном случае, из объяснений заявителей следует, и не оспаривалось заинтересованными лицами, что историко-культурная экспертиза новой зоны охраны памятников не проводилась, проект зон охраны объекта культурного наследия вместе с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы в соответствующий орган не представлялся, новые границы зон охраны объектов культурного наследия не утверждены.

Вместе с тем, в соответствии с п. 26 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, правообладатели земельных участков вправе оспорить решение об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, и (или) соответствующий проект зон охраны объекта культурного наследия в судебном порядке в том случае, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Поскольку новые границы границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон не утверждены, факт незаконных действий со стороны Управления культуры и искусства Липецкой области либо нарушения прав заявителей на земельный участок в судебном заседании не нашел подтверждения, следовательно, заявление удовлетворению не подлежит. Кроме того, доводы заявителей о возможном нарушении их прав в будущем и утрате потребительской ценности земельного участка являются предположением, в то время как законодательством РФ предусмотрена защита нарушенных прав и законных интересов заявителей.

В связи с тем, что нарушения прав и свобод заявителей либо создания препятствий к осуществлению ими своих прав не установлено; какая-либо обязанность на заявителей не возлагалась и к ответственности они не привлекались, оснований для удовлетворения данного заявления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления ФИО1 ФИО13 и ФИО2 ФИО14 о признании незаконными действий Управления культуры и искусства Липецкой области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца.

Председательствующий А.Н. Малыхина

Мотивированное решение

составлено 18.12.2013 г.