ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9544/14 от 31.07.2014 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Подлинник документа подшит в деле №2-9544/14, хранящемся в Набережночелнинском городском суде

Дело № 2-9544/14

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 июля 2014 года город Набережные Челны РТ

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.З. Хасимова,

при секретаре судебного заседания А.М. Талипове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», Социально-ипотечному потребительскому кооперативу «Строим Будущее» о признании исключения из реестра Государственного жилищного Фонда при Президенте РТ незаконными и восстановлении права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – истец) обратилась в суд с иском к НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» (далее –ГЖФ, Фонд) о признании исключения из реестра Государственного жилищного Фонда при Президенте РТ незаконными и восстановлении права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий, указав в обоснование, что ... решением общественной комиссии по работе с гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки истец, а также члены ее семьи ФИО2 и ФИО3 были приняты на учет по Программе социальной ипотеки составом семьи из трех человек. ... между ГЖФ, истцом, членами ее семьи и ИПК «Строим будущее» заключен договор социальной ипотеки. ... семья истца была исключена из реестра Фонда в связи с невыполнением обязательств по предварительным накоплениям. Согласно условиям договора истец должна была осуществлять ежемесячные платежи в размере не менее 11% от размера средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья. В 2013 году эта сумма составляла 3300 рублей, в 2014 году-3500 рублей . За период с ... по ... истцом внесена сумма в размере 3300 рублей. На счете образовалась задолженность в размере 10300 рублей, повлекшая исключение истца и ее семьи из Реестра, а затем снятие с учета семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в РТ. Задолженность истцом погашена в полном объеме, в настоящее время на счете истца имеется переплата более 8000 рублей. В связи с чем, истец просит восстановить ей и членам ее семьи право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, признать незаконным исключение истца и ее семьи из реестра Государственного жилищного Фонда при Президенте РТ.

Истец ФИО1 в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме, пояснив, что причиной возникновения задолженности по платежам явилось ее плохое самочувствие во время беременности, она находилась на больничном, поэтому ее материальное положение ухудшилось. Об исключении из Программы социальной ипотеки истцу не было сообщено.

Представитель ответчика - некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что в связи с невыполнением истцом условий договора социальной ипотеки по осуществлению ежемесячных платежей, Фонд в соответствии с пунктом 5.5.5 договора социальной ипотеки, пунктом 18 Постановления №190 от 15 апреля 2005 года «Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан», обоснованно исключил истца из Реестра. Возможность исключения из Реестра граждан, не выполняющих условия по предварительным платежам, предусмотрена Постановлением Кабинета Министров РТ от 12 октября 2011 года №847. Также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Фонда.

Представитель Социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим Будущее», привлеченного к участию в процессе в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв, в котором исковые требования не признал, по мотивам, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Просил рассмотреть дело в отсутствии представителя кооператива.

Привлеченные к участию в процессе в качестве третьих лиц ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив, что иной возможности улучшить свои жилищные условия не имеется.

Представитель Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны, привлеченный к участию в процессе в качестве третьего лица в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В силу статей 1,12,13 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения.

Статьей 3 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года №69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» определено понятие социальной ипотеки, под которой понимается предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.

На основании указанного Закона Республики Татарстан №69-ЗРТ и в целях реализации его положений принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года №190 «Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан», которым определены правила и порядок постановки на учет, а также условия снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки.

Согласно пунктам 7, 8, 11 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, рассмотрение заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется органами местного самоуправления в месячный срок со дня подачи заявления. Основанием регистрации учетного дела является распоряжение главы органа местного самоуправления с присвоением Заявителю уникального учетного кода. Копию распоряжения главы органа местного самоуправления о регистрации учетного дела, утвержденную карточку учета семьи по установленной форме с приложением двух экземпляров анкеты Заявителя органы местного самоуправления направляют в специализированную организацию (Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан).

Согласно пункту 17 указанных Правил право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в соответствии с Законом Республики Татарстан №69-ЗРТ возникает с момента включения семей в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан»), о чем специализированная организация (некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан») письменно извещает органы местного самоуправления и заявителей в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях.

На основании пункта 18 Правил право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан») сохраняется за заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев: незаключения Заявителем договора социальной ипотеки в 90-дневный срок со дня получения уведомления о включении в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан»), невыполнения условий договора по осуществлению ежемесячных платежей.

Исключение из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан») осуществляется решением специализированной организации с обязательным письменным извещением органа местного самоуправления и Заявителя с указанием причины исключения в 10-дневный срок со дня принятия решения.

После получения извещения специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан») орган местного самоуправления в 10-дневный срок принимает решение о снятии Заявителя с учета. Решение о снятии с учета принимается при отсутствии у Заявителя иных оснований для нахождения на учете.

Судом установлено, что ... решением общественной комиссии по работе с гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки истец, а также члены ее семьи ФИО2 и ФИО3 были приняты на учет по Программе социальной ипотеки составом семьи из трех человек.

14 ноября 2013 года между СНО ГЖФ при Президенте РТ, социально ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее», и гражданами ФИО1, ФИО2 и ФИО3 заключен договор социальной ипотеки ... (договор участия гражданина в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения в собственность)(л.д.6-12). Согласно пункту 1.1 Настоящий договор составлен и подписан участниками договора во исполнение нормативных актов, регулирующих отношения по республиканской государственной поддержке в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан, вставших на учет по социальной ипотеке.

Согласно пункту 3.1.2 гражданин обязан осуществлять ежемесячные платежи предварительных накоплений в размере 11 % от размера средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, с целью участия в выборе.

Согласно пункту 5.2 настоящий договор расторгается по согласию участников договора путем подписания соглашения о добровольном расторжении; в одностороннем порядке Фондом в случае невыполнения гражданином условий настоящего договора…

Решение об исключении истца и ее семьи из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан») суду не представлено.

Кроме того, НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» не представлено доказательств, подтверждающих, что исключение истца с семьей из Реестра нуждающихся в улучшении жилищных условий было произведено совместно с исполкомом города Набережные Челны РТ.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исключение истца из Реестра специализированной организации не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Из объяснений истца следует, что действительно, у нее имелась задолженность по ежемесячным платежам, которая была незначительной и в настоящее время погашена, однако никаких предупреждений, уведомлений об исключении из Реестра Фонда ей не приходило. С марта 2014 года она ежемесячно вносит платежи, последний платеж от .... ... у нее родился сын Х.. Ей стало известно, что ... ее семью исключили из Реестра специализированной организации.

Объяснения истца подтверждаются копиями квитанций, в которых получателем платежа указана НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», а также представленной ответчиком ГЖФ карточкой учета основных данных по заявителю, из которой следует, что ответчик продолжает принимать платежи и после исключения истца и членов ее семьи из Реестра.

Поскольку решение об исключении истца и членов семьи из Реестра специализированной организации затрагивает одно из важнейших конституционных прав гражданина – право на жилье, оно не должно приниматься по формальным основаниям и вопреки следованию установленных законом целей.

Действие Закон Республики Татарстан «О Государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» направлено на реализацию конституционного права граждан на жилище, объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья в Республике Татарстан.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», Социально-ипотечному потребительскому кооперативу «Строим Будущее» о признании исключения из реестра Государственного жилищного Фонда при Президенте РТ незаконными и восстановлении права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать исключение ФИО1, ФИО2, ФИО3 из реестра Государственного жилищного Фонда при Президенте РТ и последующее расторжение договора социальной ипотеки ... от ..., незаконным.

Восстановить за ФИО1, ФИО2 и ФИО3 право на государственную поддержку при приобретении жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Набережночелнинский городской суд.

Судья: «подпись»

Копия верна:

Судья: Л.З. Хасимов

Решение не вступило в законную силу.

Судья: Л.З. Хасимов

Секретарь: