ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9547/16 от 02.12.2016 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело №2-9547/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2016 года город Липецк

Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Устиновой Т.В.

при секретаре Стеганцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Липецка в интересах Л.И. к филиалу ПАО «Квадра-«Липецкая генерация» о понуждении к обеспечению требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, об оспаривании взимания платы за коммунальные услуги,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района г. Липецка, действуя в интересах Л.И., обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «Квадра-«Липецкая генерация» о понуждении к обеспечению требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, указывая на то, что прокуратура Октябрьского района г. Липецка провела проверку по обращению Л.И. о начислении ресурсоснабжающей организацией платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентного тарифа.

В ходе проверки было установлено, что поставку тепловой энергии и теплоносителя для нужд потребителей <адрес><адрес>, а также расчет размера платы за горячее водоснабжение осуществляет филиал ПАО «Квадра-«Липецкая генерация».

Указанный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя, который учитывает фактическое потребление энергоресурса многоквартирного дома на нужды отопления и горячего водоснабжения, при этом в доме реализована открытая система горячего водоснабжения.

Ссылался на то, что в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 23 приложения к настоящим Правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды, при этом указанные Правила расчета введены в действие Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду», которые вступили в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылался на то, что указанные правила расчета подлежат применению при расчетах коммунальной услуги Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проверки было также установлено, что ответчик при начислении платы Л.И. по <адрес> не соблюдает установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, поскольку ответчик не использует ранее утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды -0,0631Гкал/м3 при определении объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период.

Указывает на то, что применяемая ответчиком методика определения объема потребленной тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению как на индивидуальное потребление, так и на общедомовые нужды, не предусмотрена каким-либо нормативно-правовым актом, противоречит нормам действующего жилищного законодательства, в связи с чем ответчик допускает нарушения прав Л.И., как потребителя коммунальной услуги, а поэтому в судебном порядке просил признать деятельность ПАО «Квадра-«Липецкая генерация» по начислению Л.И. платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды для жилого помещения по адресу: <адрес> при установлении двухкомпонентного тарифа, незаконной в части методики и порядка расчета данной платы, обязать ПАО «Квадра-«Липецкая генерация» производить Л.И. расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды для жилого помещения по адресу: <адрес> применением двухкомпонентного тарифа на горячую воду в соответствии с методикой и порядком, установленном п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, пунктами 26, 27, формулами 23 и 24 приложения к указанным Правилам.

В последующем истцом Л.И. были увеличены исковые требования, в соответствии с которыми истец также ссылался на то, что у ответчика отсутствует право на выставление счетов и платежных документов по оплате коммунальной услуги по горячему водоснабжению, поскольку граница оказания услуг для ресурсоснабжающей организации стена дома, при этом ответчик не заключил с управляющей компанией соответствующий договор, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, ответчик не является исполнителем коммунальной услуги, в связи с чем оспаривает взимание ответчиком платы за коммунальные услуги.

В судебном заседании прокурор Октябрьского района А.А., истец Л.И. исковые требования поддержали, ссылаясь на те же доводы.

Прокурор Октябрьского района г. Липецка также пояснил, что формулы и Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ для правильного определения размера платы по горячему водоснабжению в качестве составного показателя предусматривают норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который и должен быть использован для расчета платы по горячему водоснабжению как его произведении на объем потребленной в жилом или нежилом помещении горячей воды, устанавливаемый исключительно показаниями ИПУ, определяется в гикокалориях фактически потребленный объем тепловой энергии, используемый на подогрев воды.

Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при установленном двухкомпонентном тарифе на территории Липецкой области Управлением энергетики и тарифов Липецкой области не был утвержден, ответчик применял показатель, определенный путем соотношения расхода тепловой энергии, содержащейся в горячей воде, и расхода горячей воды, определенных по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, что является неверным для определения размера платы, поскольку применение показаний общедомовых приборов учета (далее ОДПУ) при расчетах платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, поставляемую на индивидуальное потребление в конкретное жилое или не жилое помещение при установлении двухкомпонентного тарифа, действующим жилищным законодательством, включая норму статьи 157 ЖК РФ, не предусмотрено.

Истец Л.И. в судебном заседании также пояснил, что указанная в платежных документах на его имя методика расчета размера платы за оказанную коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентного тарифа в открытых системах горячего водоснабжения противоречит действующему законодательству, что, по мнению истца, подтверждается сообщением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, как органа уполномоченного давать разъяснения по применению Правил .

Поскольку в спорный период норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Липецкой области не был установлен, ответчик применял показатель, определенный с использованием формулы 7.1 приложения N к Правилам N , путем соотношения расхода тепловой энергии, содержащейся в горячей воде, и расхода горячей воды, определенных по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, что является неверным для определения размера платы на коммунальную услугу по горячему водоснабжению, поскольку использование показателей коллективного (общедомового) прибора учета в конкретном многоквартирном доме при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению данной формулой не предусмотрено.

Ссылку представителей ответчика и третьих лиц на ст. 157 Жилищного кодекса РФ считает необоснованной.

Также ссылается на то, что норматив расхода тепловой энергии в размере 0,0631Гкал на м3 был разработан в исполнение рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации для аналогичной ситуации при применении Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми применение при расчёте размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов на тепловую энергию в горячей воде или на подогрев руб/Гкал и тарифов на холодную воду руб./куб. м приложением к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено.

Органы регулирования муниципальных образований регулирует тариф на горячее водоснабжение для потребителей в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом тарифов на тепловую энергию, устанавливаемую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок.

Количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1м3 холодной воды, определяется ресурсоснабжающей организацией и органом местного самоуправления самостоятельно и учитывается при регулировании тарифа на горячую воду.

Считает, что применение при расчёте платы за услугу горячего водоснабжения норматива подогрева в размере 0,0631 Гкал /м3 основано на аналогии права.

Кроме того, указывал на то, что исполнителем коммунальных услуг при способе управления многоквартирным домом управляющей организацией может быть исключительно управляющая организация, при этом договора горячего водоснабжения, определяющего предоставление коммунальной услуги или поставки коммунального ресурса с положениями об оплате, между потребителями МКД <адрес> и ПАО «Квадра» заключено не было, а поэтому взимание ответчиком платы за коммунальные услуги незаконно.

Представители ответчика, действующие на основании доверенностей, В.В., О.А., И.О. в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на то, что ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и единой теплоснабжающей организацией на территории <адрес>, в соответствии с Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ «О теплоснабжении», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения потребителям коммунальных ресурсов с ежемесячным определением размера платы и направлением платежных документов за фактически потребленные энергоресурсы собственникам, пользователям помещений многоквартирного <адрес>, инженерные сети которого непосредственно присоединены к сетям общества.

Указывали на то, что ответчик является поставщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии договором поставки коммунальных ресурсов, который является публичной офертой и размещен в Липецкой газете от ДД.ММ.ГГГГ, являющейся официальным средством массовой информации Липецкой области, а также на официальном сайте ПАО «Квадра» в сети интернет: <данные изъяты> соответственно, истец Л.И., пользующийся жилым помещением в многоквартирном доме является стороной договора поставки коммунальных ресурсов в качестве потребителя.

Указанный договор считается заключенным с учетом положений пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрено заключение договора, как в письменной форме, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные ресурсы или о фактическом потреблении таких ресурсов (конклюдентные действия).

Фактическое потребление ресурсов, осуществление расчетов за поставленные ресурсоснабжающей организацией коммунальные ресурсы отопление, горячее водоснабжение свидетельствует о совершении конклюдентных действий и вступлении в договорные отношения.

При отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией, договорные отношения в силу закона возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирных домах, платежные документы потребителям выставляет ресурсоснабжающая организация, получает от них плату, а ресурсоснабжающая организация в этом случае до начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил , вправе производить начисления платы за тепловую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил : плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Расчет размера платы за горячую воду по жилому помещению истца Л.И. производится в соответствии с требованиями п. Правил Размер платы на индивидуальное потребление определяется с применением формулы Приложения к Правилам плата за горячую воду на общедомовые нужды начисляется с применением формулы Приложения к Правилам , поскольку многоквартирный <адрес> присоединен к тепловым сетям филиала, имеет открытую систему горячего водоснабжения и оборудован общедомовым прибором учета горячей воды, который фиксирует фактическое количество потребленной в многоквартирном доме горячей воды, в том числе по компонентам: теплоноситель и тепловая энергия.

Величина 0,0631 Гкал/м3 не является нормативом расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не установлена в порядке определенном Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N , в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N , и не утверждена управлением энергетики и тарифов Липецкой области, как органом, ответственным за разработку и установление нормативов потребления коммунальных услуг, а рассчитана и рекомендована департаментом жилищно-коммунального хозяйства г. Липецка для использования при определении размера платы за горячую воду в условиях отсутствия установленного норматива и исключительно в многоквартирных домах не оборудованных общедомовыми приборами учета горячей воды.

Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являющийся одним из составляющих элементов формул и Приложения к Правилам управлением энергетики и тарифов Липецкой области надлежащим образом в порядке определенном Правилами в период с ДД.ММ.ГГГГ установлен не был.

В условиях отсутствия установленного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в соответствии с требованиями Правил , в многоквартирном <адрес>, оборудованном общедомовым прибором учета горячей воды, количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определялосьв соответствии с принципом расчета, предусмотренным пунктом 6 (1) Правил по аналогии, соответственно отношением количества тепловой энергии к объему теплоносителя, определенных по показаниям общедомового прибора учета горячей воды, что также закрепелено в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица- управления энергетики и тарифов Липецкой области, действующий на основании доверенности, А.П. исковые требования полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что порядок расчета платы за коммунальные услуги определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. При отсутствии норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению необходимо руководствоваться фактическими затратами, понесенными на приготовление одного куба горячей воды конкретном многоквартирном доме, поскольку в соответствии с постановлением Правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» был установлен срок для установления норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В условиях отсутствия указанного норматива, при наличии прибора учета по каждому коммунальному ресурсу стоимость одного кубического метра горячей воды следует определять по фактическим показателям расходов ресурсов.

Также ссылался на то, что в данном случае имел место прямой договор между потребителем коммунального ресурса и ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем ответчик законно и обоснованно взимал плату с истца за предоставленные коммунальные ресурсы.

Представители привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Государственной жилищной инспекции Липецкой области, действующие на основании доверенностей, З.Н., Л.Н. исковые требования полагали необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ собственниками многоквартирного <адрес><адрес> заключен договор с ответчиком об оказании коммунальных услуг путем совершения собственниками конклюдентных действий, а поэтому ответчиком законно и обоснованно выставляются счета по коммунальной услуге по горячему водоснабжению.

Также ссылались на то, что многоквартирный <адрес><адрес><адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой и энергии, позволяющим определять объем тепловой энергии, использованного на нужды горячего водоснабжения, о также объемы теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, при этом, применяемая ответчиком методика расчета тепловой энергии позволяет предъявить к оплате объемы тепловой энергии и теплоносителя, определенные по показаниям общедомовых приборов учета, поскольку в доме установлены исправные приборы учета.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ООО «ГУК «Стахановская», действующий на основании решения единственного участника ООО «ГУК «Стахановская», исковые требования в части методики и порядка расчета платы ответчика по коммунальной услуге по горячему водоснабжению, предоставленную на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды для жилого помещения по адресу: <адрес> полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению, исковые требования в остальной части полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку ресорсоснабжающая организация законно и обоснованно выставляет платежи за предоставленные коммунальные ресурсы.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Липецка в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу п. «к» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РФв соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 7 Жилищного кодекса РФ В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги регулируется разделом VII Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 1, п. 5ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

В силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

3. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

4. При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. В случае, если предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вызвано отсутствием технической возможности поставок холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, отсутствием технической возможности отведения сточных вод надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, что подтверждается решением органа государственного жилищного надзора, уплата указанного в части 4 настоящей статьи штрафа не осуществляется в течение периода, установленного решением органа государственного жилищного надзора и соответствующего сроку выполнения мероприятий, планов по приведению качества холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, а также по отведению сточных вод и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства. Отсутствие технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, определяется решением органа государственного жилищного надзора на основании обращения ресурсоснабжающей организации или лица, отвечающего за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения), газоснабжения, электроэнергетики.

6. Лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учетаи при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее Правила ).

В силу п. 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.

При наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4.1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжениюс учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23.1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в нежилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 43 Правил ).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" были внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Правительством РФ было постановлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Изменения были внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее Правила ) и Правила .

Указанные изменении впервые закрепили положения о том норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - норматив потребления горячей воды) определяется исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными правилами предоставления коммунальных услуг.

При этом, как указывалось выше, органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Указанные изменения также закрепили применение формулы 23 приложения N 2 к Правилам по определению размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяются в соответствии с Правилами
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (далее Правила )

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Судом установлено, что истец Л.И. является собственником <адрес>.

В указанном многоквартирном доме реализована открытая система горячего водоснабжения.

С ДД.ММ.ГГГГ тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию, что закреплено в ч. 5 ст. 9 Федерального закона РФ «О теплоснабжении», с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 417-ФЗ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно п. 49 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 520
"Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" под открытой системой горячего водоснабжения (теплоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из тепловой сети.

Тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Судом установлено, что поставку тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирный <адрес>, а также расчет размера платы за горячее водоснабжение осуществляет ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра»-«Липецкая генерация», что подтверждается документально и не оспаривалось сторонами.

Указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя, квартира истца также оборудована индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды, что также не оспаривали стороны в судебном заседании.

При этом истец Л.И. в судебном заседании не оспаривал правильность показаний как индивидуальных приборов учета, так и общедомовых приборов учета, ссылаясь на то, что все приборы учета исправны, поверены соответствующим образом, допущены к эксплуатации, что также не оспаривали представители ответчика и представитель ООО ГУК «Стахановская» в судебном заседании и указанные обстоятельства подтверждаются документально.

Вместе с тем стороной истца оспаривается правильность расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в части методики и порядка самого расчета данной платы.

Согласно п. 38 Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В силу п. 42 данных Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды, а именно:

,где:

- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;

- компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

- компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

В данном случае, исходя из существа заявленных исковых требований стороной истца, суд приходит к выводу о том, что оспаривается расчет размера платы за горячее водоснабжение применительно к указанной формуле в части показателя- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Исходя из содержания вышеприведенных нормативных актов, в частности, с учетом Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 129"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду"суд приходит к выводу о том, что указанная формула подлежит применению с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, который в свою очередь должен быть утвержден органом государственной власти субъектов Российской Федерации, применительно к Липецкой области, соответственно, Управлением энергетики и тарифов Липецкой области не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на территории Липецкой области установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для многоквартирных и жилых домов.

Соответственно, в данном случае стороной истца оспаривается расчет ответчика размера платы по горячему водоснабжению, предоставленную истцу Л.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ, что также указывали истцы в судебном заседании, т.е. за период, в котором отсутствовал утвержденный уполномоченным органом Липецкой области норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды.

Обосновывая заявленные требования прокурор Октябрьского района г. Липецка в своих исковых требованиях и объяснениях, данных в судебном заседании, указывает на то, что в условиях отсутствия утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, ответчик при определении размера платы за горячее водоснабжение обязан был руководствоваться формулой 23 Приложения к Правилам за расчетный период в жилом помещении и формулу приложения к Правилам при расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды и применительно к расчету объема (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период должен был применять величину 0,0631 Гкал/м3, при этом ссылаясь на то, что данная величина является ранее утвержденным нормативом расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, с указанными утверждениями прокурора Октябрьского района г. Липецка, суд не соглашается, поскольку величина 0,0631Гкал/м3 не является нормативом расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не установлена в порядке определенном Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 306, в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 129 (далее Правила 306) и не утверждена управлением энергетики и тарифов Липецкой области, как органом, ответственным за разработку и установление нормативов потребления коммунальных услуг.

Судом установлено, что данная величина была рассчитана и рекомендована департаментом жилищно-коммунального хозяйства г. Липецка в ДД.ММ.ГГГГ для использования при определении размера платы за горячую воду в условиях отсутствия установленного норматива и исключительно в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета горячей воды, что подтверждается письмомдепартамента жилищно-коммунального хозяйства г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ, имеющемся в материалах дела.

Таким образом, доводы прокурора <адрес> о необходимости обязательного применения ответчиком величины 0,0631 Гкал/м3 при расчете объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды, являются несостоятельными, поскольку в данном случае указанная величина не утверждена в установленном законом порядке, носит исключительно рекомендательный характер и может быть применена для определения размера платы за горячую воду в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета горячей воды, что также следует из объяснений представителей ответчика и третьих лиц.

Согласно доводам представителей ответчика, в условиях отсутствия установленного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в соответствии с требованиями Правил 306, в многоквартирном <адрес><адрес>, оборудованном общедомовым прибором учета горячей воды, количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определялось в соответствии с принципом расчета, предусмотренным пунктом 6.1 Правил 306 по аналогии отношением количества тепловой энергии к объему теплоносителя, определенных по показаниям общедомового прибора учета горячей воды, что в полной мере соответствует положениям ст. 157 Жилищного кодекса РФ.

При этом представители ответчика ссылались на то, что применяемый ответчиком алгоритм расчета был рекомендован письмом управления энергетики и тарифов Липецкой области, как органа, ответственного за разработку и установление нормативов потребления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся в материалах дела.

Истцом Л.И. при рассмотрении данного дела заявлялось ходатайство о подложности доказательства в отношении указанного письма управления энергетики и тарифов Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, указанное письмо в данном случае не имеет правового значения, поскольку содержит разъяснения относительно определения платы за горячую воду в межотопительный период при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии и при отсутствии общедомового прибора учета тепловой энергии применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307, которые в настоящее время утратили свою силу.

Кроме того, в своих доводах сторона истца ссылается на то, что методика определения объема потребленной тепловой энергии, используемой на подогрев воды в условиях отсутствия установленного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в период с ДД.ММ.ГГГГ законодательно никак не была урегулирована, соответственно, в этой части имел место пробел в законодательной базе.

При этом представители ответчика, ссылались на то, что коль скоро, законодательно методика определения объема потребленной тепловой энергии, используемой на подогрев воды не была закреплена, то в данном случае для расчета размеры платы по горячему водоснабжению ответчиком по аналогии использовался пункт 6.1 Правил 306, с учетом, прежде всего, показаний общедомовых приборов учета, что отвечает принципам действующего жилищного законодательства РФ.

Согласно п. 6.1 Правил 306 норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. метр), при применении метода аналогов в соответствии с положениями пунктов 32 - 32.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила), определяется по следующей формуле:

,

где:

- суммарный расход тепловой энергии, содержащейся в горячей воде, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в i-м многоквартирном доме или индивидуального прибора учета в i-м жилом доме (Гкал в месяц);

- суммарный расход горячей воды по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в i-м многоквартирном доме или индивидуального прибора учета в i-м жилом доме (куб. м в месяц);

m - количество многоквартирных домов или жилых домов.

Суд принимает во внимание данные доводы представителей ответчиков, считает их обоснованными, поскольку фактически истцу Л.И. при расчете платы по горячему водоснабжению в части определения объема (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывался исходя из суммарного расхода тепловой энергии, содержащейся в горячей воде, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора.

Представитель управления энергетики и тарифов Липецкой области, представители Государственной жилищной инспекции в судебном заседании также ссылались на то, что указанная методика определения ответчиком объема (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в условиях отсутствия утвержденного норматива тепловой энергии полностью соответствует положениям ст. 157 Жилищного кодекса РФ, поскольку ответчиком фактически производился расчет размеры платы исходя из расхода тепловой энергии, содержащейся в горячей воде, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора.

Кроме того, в материалах дела содержатся ответы Государственной жилищной инспекции Липецкой области, данных истцу в связи с его обращениями, исходя из которых Государственной жилищной инспекцией Липецкой области, как органа, осуществляющего контроль за исполнением требований жилищно-коммунального законодательства РФ, нарушений со стороны ответчика в части расчета размера платы по горячему водоснабжению выявлено не было, что также подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с учетом положений вышеперечисленных нормативно-правовых актов в их взаимосвязи, с учетом объяснений и доводов сторон и представителей третьих лиц, судом при рассмотрении данного дела каких-либо нарушений со стороны ответчика в части методики определения размера платы по горячему водоснабжению выявлено не было.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что при определении размера платы по горячему водоснабжению, а именно, в части определения объема (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в условиях отсутствия утвержденного норматива расхода тепловой энергии, ответчиком законно и обоснованно учитывались показания общедомового прибора учета, что в данном случае полностью соответствует положениям ст. 157 Жилищного кодекса РФ, в которой закреплено положение о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Кроме того, суд считает необходимым указать на то, что формулы 23 и 24 Приложения Правил в условиях отсутствия утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, в полной мере не могли быть применимы ответчиком при расчете платы по горячему водоснабжению истцу, поскольку формула 23 содержит четко закрепленный расчет объема (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с учетом прежде всего утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, тогда как в спорный период отсутствовал утвержденный норматив расхода тепловой энергии, и иная методика расчета указанного объема иными правовыми актами закреплена не была, против чего не возражала сторона истца, соответственно расчет размера платы по горячему водоснабжению истцу определялся исключительно по показаниям общедомовых приборов учета, показания которых истец Л.И. в судебном заседании не оспаривал.

Кроем того, согласно ответу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, данного истцу Л.И. на его обращению аналогичного исковым требованиям характера, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами не предусмотрено.

Суд не соглашается с доводами истца Л.И. о том, что указанное письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ также согласуется с его позицией по рассматриваемому спору, поскольку исходя из буквального содержания данного ответа следует, что показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую на в целях горячего водоснабжения не учитываются при наличии нормативов расхода тепловой энергии, тогда как в рассматриваемом судом случае имеет место отсутствие норматива тепловой энергии, из чего следует вывод о возможности учета показаний приборов при отсутствии норматива тепловой энергии.

Кроме того, данное письмо содержит оговорку о том, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Таким образом, исковые требования, первоначально заявленные об оспаривании методики расчета платы по горячему водоснабжению удовлетворению не подлежат, поскольку данные требования не имеют правового закрепления и обоснования, направлены на самостоятельное трактование содержания формулы 23 приложения Правил и содержат утверждения об обязанности использования ответчиком величины 0,0631 Гкал/м3, тогда как указанная величина не является нормативом тепловой энергии.

Относительно требований истца Л.И. об оспаривании взимания ответчиком платы за коммунальные услуги, суд считает их также не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п. 6 Правил 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

При этом в силу п. 7 данных Правил потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 8 Правил 354 исполнителем коммунальных услуг может вступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежат определению в соответствии с п.14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

При этом, в силу п. 30 Правил , договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем, указанной в п. 14, ь15, 16 и 17 Правил.

В судебном заседании истец Л.И. не оспаривал, что является потребителем коммунального ресурса, предоставляемого ответчиком, не оспаривал, что оплачивает все счета ответчика, при этом оспаривал наличие договорных отношений с ответчиком.

Вместе с тем, согласно положениям вышеприведенных норм, суд в данном случае приходит к выводу о том, что фактическое потребление ресурсов, осуществление расчетов за поставленные ресурсоснабжающей организацией коммунальные ресурсы (отопление, горячее водоснабжение) свидетельствует о совершении конклюдентных действий и вступлении в договорные отношения.

В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно п. 17 б Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, либо способ выбран, но не наступили события, указанные в п. 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение.

При отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией, договорные отношения в силу закона возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирных домах, соответственно платежные документы потребителям выставляет ресурсоснбажающая организация, получает от них плату, а ресурсоснабжающая организация в этом случае до начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил , вправе производить начисления платы за тепловую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил : плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 8 Правил 354 ресурсоснабжающая организация осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ общего внеочередного собрания, проведенного в форме заочного голосования собственников помещений в многоквартирном <адрес><адрес>, принято решение об избрании способа управления – управляющей организацией, о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, о переуступке прав и обязанностей: начисления, выставления счетов-квитанций, доставке платежных документов и т.д. непосредственно ресурсоснабжающей организацией, а также ораспределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения

Согласно ст. 7.1 Жилищного кодекса РФ (в последней редакции) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Пунктом 40 Правил 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, с учетом положений вышеперечисленных норм права, суд приходит к выводу о том, что ресурсоснабжающая организация не может нарушать права и законные интересы потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги и, следовательно, должна предоставлять потребителям коммунальные услуги вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую потребителям.

При таких обстоятельствах, ответчик был вправе начислять плату за горячую воду, предоставленную как истцу на индивидуальное потребление, так и на общедомовые нужды, поскольку коммунальный ресурс поставлялся собственнику помещения напрямую.

Кроме того, согласно п. 12.2 протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, в соответствии с п. 44 Правил .

Довод истца о том, что он не заключал договор поставки коммунальных ресурсов с ответчиком в данном случае не имеет правого значения, поскольку между сторонами фактически возникли правоотношения по поставке коммунального ресурса путем совершения истцом Л.И. конклюдентных действий, связанных с потреблением и оплатой коммунального ресурса.

Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что за коммунальные услуги он должен вносить плату непосредственно своей управляющей компании, поскольку протокол протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ такого условия не содержит.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Следовательно, основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который организация, в том числе ресурсоснабжающая, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана представить потребителям.

Таким образом, ответчик в данном случае имеет право ежемесячно выставлять платежные документы истцу за фактически потребленные коммунальные ресурсы в многоквартирном <адрес><адрес>, так как осуществляет поставку горячего водоснабжения и тепловой энергии потребителям вышеуказанного дома и, соответственно, является исполнителем, оказывающим предоставление коммунальных ресурсов.

С учетом данных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ответчик также был правомочен выставлять истцу платежные документы, что соответствует положениям п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, с учетом представленных сторонами доказательств, приведенных правовых норм в их взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления прокурора Октябрьского района г. Липецка в интересах Л.И. к филиалу ПАО «Квадра-«Липецкая генерация» о понуждении к обеспечению требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, об оспаривании взимания платы за коммунальные услуги отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.12.2016 года.