Дело № 2-954/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 года город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Халиулиной Е.В.,
при секретаре Балдиной Г.В.,
с участием
истца Бычкова О.А., его представителя Бычковой И.М.,
представителей ответчика МУП ЖКХ г. Гая – Атангуловой А.М., Таратухиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бычкова О.А. к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Гая Оренбургской области о защите прав потребителей,
установил:
Бычков О.А. обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В январе 2018 года вышел из строя счетчик холодной воды по сроку годности, в связи с чем в феврале 2018 года переданные показания по потреблению холодной воды ответчиком приняты не были.
19 апреля 2018 года он позвонил ответчику по телефону, указанному в квитанции и уведомил, что необходима замена счетчика холодной воды. Ему было разъяснено, что установку нового счетчика он может произвести самостоятельно с последующим вызовом представителя МУП ЖКХ г. Гая для опломбирования. Определена дата опломбирования – 26 апреля 2018 года.
26 апреля 2018 года прибывшие сотрудники МУП ЖКХ, обнаружив, что он самостоятельно демонтировал использованный счетчик, составили акт о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета холодного водоснабжения, который он отказался подписать.
Ответчик выставил ему квитанции с пере5расчетом платы за коммунальную услугу с февраля 2018 года на сумму 33 587,12 руб., которая удержана из его заработной платы. При этом, за холодную воду он ежемесячно платил 451,91 руб., в квитанции за май начислено 17 170,18 руб., разница 16 718,27 руб. За водоотведение плата составляла 358,49 руб., начислено 14 766,62 руб., разница – 14 408,13 руб. Расчет ответчиком произведен на основании нормативов с применением повышающего коэффициента 10.
Указывает, что требование о внесении доначисленной платы ему не направлялось. Кроме того, ему не была предоставлена информация о порядке демонтажа счетчика, его замене, кто должен производить указанные работы и т.д., тем самым нарушено право потребителя на информацию.
Просит обязать МУП ЖКХ г. Гая произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные ему по адресу: <адрес>, исключив из начисления плату за холодную воду в размере 16 718,27 руб. и за водоотведение в размере 14 766,62 руб. Обязать ответчика прекратить доначисление платы за несанкционированное вмешательство с применением коэффициента 10. Взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В судебном заседании истец Бычков О.А., его представитель Бычкова И.М., действующая на основании устного ходатайства, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснили, что истец, самостоятельно поменяв старый прибор учета на новый, старый прибор выбросил. Сотрудники МУП ЖКХ г. Гая, прибыв опломбировать новый прибор учета, обнаружили отсутствие старого прибора и составили акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. Указывают, что до истца, как до потребителя, ответчиком не доведена надлежащим образом информация в соответствии с подпунктами «з(1)», «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг.
Представители ответчика МУП ЖКХ г. Гая Атангулова А.М., Таратухина Е.И., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали. Суду пояснили, что необходимая информация доводится до потребителя путем ее размещения на официальном сайте МУП ЖКХ г. Гая, а также на информационном стенде. В письме от 03 мая 2018 года Бычкова О.А. уведомили о доначисленной платы за коммунальные услуги.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила) потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета (пп. "г" п. 35). Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (п. 81). Исполнитель коммунальной услуги обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими Правилами (пп. "у", "у(2)" п. 31).
Согласно пункту 81(11) Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, МУП ЖКХ г. Гая оказывает коммунальные услуги Бычкову О.А. по адресу: <адрес>. В связи с истечением срока очередной поверки, истцом самостоятельно произведен демонтаж старого прибора учета холодной воды на новый. При этом, старый прибор учета истцом был уничтожен. Прибывшие 26 апреля 2018 года сотрудники МУП ЖКХ г. Гая по адресу: <адрес>, составили Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, от подписания которого истец отказался.
Таким образом, Бычков О.А., являясь потребителем коммунальной услуги водоснабжения, самовольно произвел демонтаж прибора учета и несанкционированное вмешательство в его работу. В связи с чем ответчиком правомерно в соответствии с пунктом 81(11) Правил произведено доначисление платы за коммунальные услуги, исходя из десятикратного норматива потребления коммунальных услуг. Расчет судом проверен и является верным. Правовых оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете платы за коммунальные услуги и обязании прекратить доначисление платы, у суда не имеется.
Обосновывая свои требования, истец ссылается также на нарушение ответчиком прав потребителя в связи с непредоставлением необходимой информации, в том числе, предусмотренной подпунктами «з(1)», «п» пункта 31 Правил.
Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. "з(1)" п. 31 Правил исполнитель обязан уведомлять потребителей путем размещения на официальном сайте исполнителя и на информационных стендах (стойках), расположенных в пунктах обслуживания потребителей, или путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах информации, в том числе, о последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:…порядок и форма оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета (подп. "п" п. 31 Правил).
Из материалов дела усматривается, что на официальном сайте МУП ЖКХ г. Гая во вкладке «Азбука для потребителей услуг» размещена необходимая информация, в том числе, «Как ввести счетчик в эксплуатацию?», «Что делать, если прибор учета сломался?». В МУП ЖКХ г. Гая имеется информационный стенд, на котором ответчиком также размещена информация для потребителей.
Кроме того, указанные выше Правила, относящиеся к публичным и общедоступным сведениям, после их принятия и внесения в них изменений были официально опубликованы в газете "Российская газета" № 116 от 01 июня 2011 года, № 6 от 13 января 2017 года.
То обстоятельство, что на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома, не размещены сведения о последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, само по себе не нарушает прав истца, поскольку в любом случае Бычков О.А. не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Доводы истца о том, что в его адрес не было направлено требование о внесении доначисленной платы, судом отклоняются как несостоятельные. 03 мая 2018 года в адрес истца ответчиком было направлено письмо о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета и его последствиях.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Требования о компенсации морального вреда являются производными от основных, в удовлетворении которых также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований Бычкова О.А. к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Гая Оренбургской области о защите прав потребителей – отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Халиулина
Мотивированный текст решения изготовлен 20 августа 2018 года.
Судья Е.В. Халиулина