ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-954/18 от 30.07.2018 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Гришиной Л.Ю.,

при секретаре Синяевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-954/18 по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» о признании бездействия незаконным, понуждении к оснащению объекта муниципальной собственности прибором учёта электрических ресурсов,

у с т а н о в и л:

Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» о признании бездействия незаконным, понуждении к оснащению объекта муниципальной собственности прибором учёта электрических ресурсов.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы оснащения зданий, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета электрических ресурсов.

Как указывает истец, проведенной проверкой установлено, что муниципальному образованию Киреевский район на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: <...>. Данное здание используется собственником, в лице администрации муниципального образования Киреевский район, для размещения муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Липковская средняя общеобразовательная школа № 2», за которым оно закреплено на праве оперативного управления. Теплоснабжение здания образовательного учреждения осуществляется в рамках заключенного 14.02.2018 г. с ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» муниципального контракта -лип/2018 на подачу тепловой энергии. В силу п. 2.3.14 муниципального контракта обеспечивает надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых тепловых сетей и оборудования в соответствии с действующей нормативной документацией, соблюдает установленный режим потребления тепловой энергии, а также незамедлительно сообщает теплоснабжающей организации о нарушениях, допущенных при использовании тепловой энергии и систем теплоснабжения. Однако до настоящего времени здание МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» не оснащено приборами учета потребленной тепловой энергии.

По мнению истца, отсутствие прибора учета тепловой энергии приводит к невозможности определения характеристик тепловой энергии, теплоносителя, в целях контроля качества теплоснабжения при предоставлении образовательных услуг несовершеннолетним и лишает образовательную организацию возможности принятия должных мер по защите прав несовершеннолетних в случае предоставления услуги теплоснабжение ненадлежащего качества. Кроме того, отсутствие прибора учета приводит к невозможности учета показаний теплосчетчика при расчетах с поставщиком ресурса в рамках договора теплоснабжения, что в свою очередь приводит к увеличению размера платы за поставленный энергоресурс.

Об устранении выявленных нарушений закона было указано в представлении, внесенном 22.05.2018 г. в адрес МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2», однако требования прокурора до настоящего времени не исполнены, до настоящего времени в здании МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2», расположенном по адресу: <...>, не установлены приборы учета тепловой энергии и не введены в эксплуатацию.

Между тем, неисполнение администрацией муниципального образования Киреевский район установленной законом обязанности по оснащению приборами учета энергетических ресурсов зданий, находящихся в муниципальной собственности нарушает интересы Российской федерации в области энергоснабжения. Осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Непринятие мер к установке прибора учета нарушает интересы муниципального образования, поскольку препятствует проведению муниципальным учреждением мероприятий по энергосбережению, определению объема снижения потребляемых муниципальным учреждением ресурсов, достижению экономии средств за счет снижения потребления энергетических ресурсов и использования ее для нужд учреждения, а также осуществлению надлежащего планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг казенными учреждениями. В связи с чем, бездействия административных ответчиков нарушает права неопределенного круга лиц, а также являются незаконным.

В силу вышеизложенного, просил признать бездействие администрации муниципального образования Киреевский район, МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» по оснащению здания, находящегося в муниципальной собственности, приборами учета энергетических ресурсов незаконным; обязать администрацию муниципального образования Киреевский район в срок до 01.05.2019 профинансировать мероприятия по оснащению здания МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» прибором учета тепловой энергии; обязать МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» в срок до 01.07.2019 установить в здании МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2», расположенном по адресу: <...>, приборы учета тепловой энергии и ввести их в эксплуатацию.

В судебное заседание административный истец Киреевский межрайонный прокурор надлежащим образом извещённый о дне, времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, заявленные требования поддерживает.

Административные ответчики администрация муниципального образования, МКОУ «Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» надлежащим образом извещённые о дне, времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.

Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административного истца и административных ответчиков.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 51 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области теплоснабжения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 216-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального Закона от 23.11.2009 № 216-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под энергоснабжением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального Закона от 23.11.2009 № 216-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе на принципе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.

В силу п. 3 ст.9 Федерального Закона от 23.11.2009 № 216-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.

Ч. 1 ст. 13 Федерального Закона от 23.11.2009 № 216-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

В силу ч. 2 ст. 13 Федерального Закона от 23.11.2009 № 216-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с ч. 4 ст. 13Федерального Закона от 23.11.2009 № 216-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:

1) установку приборов учета;

2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства изменений» ввод в эксплуатацию средства измерений – документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению; поверка средств измерений (далее также - поверка) - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Как усматривается из материалов дела, Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы оснащения зданий, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета электрических ресурсов.

В ходе проверки выявлены факты неисполнение администрацией муниципального образования Киреевский район установленной законом обязанности по оснащению приборами учета энергетических ресурсов зданий, находящихся в муниципальной собственности, что нарушает интересы Российской Федерации в области энергоснабжения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Как установлено материалами дела непринятие мер к установке прибора учета нарушает интересы муниципального образования, поскольку препятствует проведению муниципальным учреждением мероприятий по энергосбережению, определению объема снижения потребляемых муниципальным учреждением ресурсов, достижению экономии средств за счет снижения потребления энергетических ресурсов и использования ее для нужд учреждения, а также осуществлению надлежащего планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг казенными учреждениями.

За МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» на праве оперативного управления закреплен объект – школа, общей площадью 2076,1 кв.м., инв. , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.11.2012 71-АГ , договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным общеобразовательным учреждением Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» от 09.06.2011.

09.06.2011 составлен акт приема-передачи муниципального недвижимого и движимого имущества .

17.06.2016 постановлением администрации муниципального образования Киреевский район № 292 утвержден Устав муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Липковская средняя общеобразовательная школа № 2».

14.02.2018 между ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» и МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» заключен муниципальный контракт -лип/2018 на подачу тепловой энергии.

На администрацию муниципального образования Киреевский район, как на учредителя и собственника имущества возложены соответствующие полномочия, в том числе по обеспечению деятельности казенного учреждения, предоставленные Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В связи с этим, 22.05.2018 года Киреевским межрайонным прокурором в адрес МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» внесено представление о принятии мер к установке приборов учета тепловой энергии, введение их в эксплуатацию в здании МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2», расположенном по адресу: <...>.

Из письма МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» от 08.06.2018 в адрес председателя комитета по образованию следует, что для переоборудования приборов учета тепловой энергии необходимо выделить дополнительный кредит в размере 70000 руб.

Как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего административного дела, приборы учета тепловой энергии в здании МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2», расположенном по адресу: <...>, не установлены, и соответственно не введены в эксплуатацию.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что бездействия администрации муниципального образования Киреевский район, МКОУ Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» являются незаконным.

В связи с изложенным, судья приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» о признании бездействий незаконными, понуждении к оснащению объектов муниципальной собственности прибором учёта электрических ресурсов, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст.ст.175-180,290,291-294 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» о признании бездействия незаконным, понуждении к оснащению объектов муниципальной собственности прибором учёта электрических ресурсов, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Киреевский район, муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» по оснащению здания, находящегося в муниципальной собственности, приборами учета энергетических ресурсов незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район в срок до 01.05.2019 года профинансировать мероприятия по оснащению здания муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» прибором учета тепловой энергии.

Обязать муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Липковская средняя общеобразовательная школа № 2» в срок до 01.07.2019 года установить в здании муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Липковская средняя общеобразовательная школа № 2», расположенном по адресу: <...>, приборы учета тепловой энергии и ввести их в эксплуатацию.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья