РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2016 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Паршукова А.В.,
при секретаре Шальневой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа и Департаменту образования администрации муниципального образования г. Салехард о включении в список на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Печерин Ю.И.обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о включении в список на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Требования мотивировал тем. что ДД.ММ.ГГГГ г. остался без помещения родителей. До помещения в МСРЦН "Доверие" ДД.ММ.ГГГГ г. проживал с бабушкой. Бабушка и отец умерли, мать лишена в отношении него родительских прав. Впоследствии проживал в МОУ "Детский дом "Радуга", ему был назначен попечитель, по месту жительства которого он проживал с ДД.ММ.ГГГГ г. С ДД.ММ.ГГГГ г. он проходил службу в Вооружённых Силах РФ. В настоящее время живёт, работает и учится в г. Салехарде, проживает в балке со своей семьёй. Ранее не обращался по вопросу обеспечения жильём, поскольку не был осведомлён об этом попечителем, детским домом, органами опеки и попечительства.
В судебном заседании истец на иске настаивал по изложенным в нём доводам. Уточнил, что желает, чтобы его приняли на учёт в г. Салехарде. Указал, что ранее не обращался в какие-либо органы по вопросу реализации своих жилищных прав, так как ранее являлся несовершеннолетним, никто не совершил действий по его выявлению и принятию на учёт. Пояснил, что жилых помещений не имеет, однако включён в договор социального найма. При этом площадь жилого помещения такова, что не позволяет в нём проживать.
Представитель ответчика - Правительства ЯНАО и третьего лица - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Чепурнов В.В. (по доверенности) иск не признал по доводам письменных возражений. В данных возражениях указано на то, что учёт детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, затем сформированные органами опеки и попечительства списки направляются в Департамент образования ЯНАО, В этой связи полагал у Правительства ЯНАО и Департамента функций по принятию истца на учёт. Кроме того, указано, что истец достиг 23 лет и не предпринимал ранее попыток встать на учёт.
Представитель Департамента образования администрации г. Салехарда, привлечённого судом к участию в деле в качестве соответчика, Кетова Г.А. (по доверенности) против иска возражала. Указала, что истец может быть включён в окружной список. Пояснила, что ранее он по вопросу принятия на учёт не обращался.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено представленными доказательствами, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ г. Мать истца была лишена в отношении него родительских прав по решению Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ г. истец был помещён в МУ "МСРЦН "Доверие", что подтверждается актом от указанной даты.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ г. истец был переведён в МОУ "Детский дом "Радуга".
Согласно справе детского дома истец находился там в период с ДД.ММ.ГГГГ г. В этот период состоял на полном государственном обеспечении.
Распоряжением администрации от № истцу был назначен попечитель П.., по месту жительства которого проживал истец до призыва на военную службу.
Согласно военному билету ситец в период с ДД.ММ.ГГГГ г. проходил срочную службу в рядах Вооружённых сил РФ.
По справке о регистрации истец значится зарегистрированным в <адрес>. Указанное жилое помещение является местом проживания его матери, лишённой в отношении истца родительских прав.
Указанное жилое помещение было закреплено за истцом на основании постановления администрации. Из договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец поименован в данном договоре в качестве члена семьи нанимателя. В соответствии с дополнительным соглашением к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ г. право пользования квартирой имеют наниматель и трое членов семьи. Указанные лица зарегистрированы в квартире.
По условиям договора социального найма жилое помещение состоит из двух комнат, имеет общую площадь <адрес>
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ указанной категории граждан предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договора найма специализированного жилого помещения.
Согласно ст. 8 упомянутого Закона предоставление таких жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 37 Закона ЯНАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в ЯНАО» № 36-ЗАО предусмотрено, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляется за счёт средств окружного бюджета.
Часть 1 ст. 40 названного Закона устанавливает, что жилые помещения данным категориям граждан предоставляются по договора найма специализированных жилых помещений.
Статус истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с достоверностью подтверждён материалами дела. Наличие такого статуса предполагает право по обеспечению жильём по установленным законом формам.
При этом в соответствии со ст. ст. 40-1, 40-2 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в ЯНАО» учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянное место жительства которых находится на территории автономного округа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, постоянное место жительства которых находится на территории автономного округа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в целях предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда автономного округа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства указанных лиц на территории автономного округа.
Органы опеки и попечительства, осуществляющие учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 40-1 настоящего Закона ежегодно в срок до 01 мая текущего года направляют в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми необходимые сведения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что жилых помещений истец в собственности не имеет, что подтверждается справкой ГУП ЯНАО "ОЦТИ", сведениями из ЕГРП.
Наличие у истца права пользования по договору социального найма не может влиять на его права. С учётом характеристик и площади жилого помещения, на одного из проживающих приходится менее учётной площади. Кроме того, суд учитывает невозможность проживания там истца ввиду того, что нанимателем является лицом, лишённым в отношении него родительских прав.
Из материалов дела также следует, что истец не был своевременно включён в списки детей-сирот органами местного самоуправления.
При этом данное обстоятельство не завесило от истца. Сам по себе факт достижения возраста более 23 лет не является основанием к отказу во включении истца в список, поскольку по независящим от истца обстоятельством право на обеспечение жильём не было реализовано. Обязанность по принятию истца на учёт, а также по совершению значимых действий по обеспечению реализации его жилищных прав, лежала, в том числе, на органах местного самоуправления, образовательных учреждениях, попечителе. Вместе с тем, такие действия совершены не были.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования истца о включении его в список детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. При этом Правительство ЯНАО является органом общей компетенции, первоначальное формирование списков осуществляется органами опеки в муниципальных образованиях, впоследствии Департаментом образования ЯНАО осуществляется формирование общего сводного списка. При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по делу суд признаёт Департамент образования администрации муниципального образования г. Салехард.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Департамент образования администрации муниципального образования г. Салехард включить П. в список детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении иска к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья А.В. Паршуков