ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-954/2021 от 17.11.2021 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело №2-954/2021

УИД 29RS0017-01-2021-001627-74

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Каргополь 17 ноября 2021 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Захарова Е.С.,

при секретаре Гулиевой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу к ФИО1 о признании недействительными результатов межевания земельных участка, признании отсутствующим права на земельный участок,

установил:

Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу (далее – Департамент) обратился с иском к ФИО1 о признании недействительными результатов межевания земельных участка, признании отсутствующим права на земельный участок.

В обоснование требований указал, что в результате проведенной проверки выявлено расположение земельного участка с кадастровым номером 29:05:080101:73, площадью 73 000 кв.м, расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, в районе д. Ватамановская, в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 29:05:000000:634, местоположение: Архангельская область, Каргопольский район, Каргопольское лесничество, Печниковское сельское участковое лесничество, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – ведение лесного хозяйства.

Право собственности на данный участок с кадастровым номером 29:05:080101:61 зарегистрировано за ФИО1 29 мая 2018 г. Вместе с тем он расположен в квартале 151 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области. Площадь пересечения спорного земельного участка с лесным участком составляет 73 000 кв.м. Право РФ на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 29:05:000000:634 зарегистрировано 12 ноября 2008 г., о чем в ЕГРН сделана запись регистрации №29-29-10/004/2008-071 от 12 ноября 2008 г. При проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, покрытых лесом, должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре. Факт наложения вновь образованных земельных участков подтверждается заключением Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» с каталогами координат границ земельных участков и каталогами координат наложениях на земли лесного фонда, тематическими картами наложений. Просит суд признать недействительным результаты межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером 29:05:080101:73, площадью 73 000 кв.м. расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, в районе д. Ватамановская; признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 29:05:080101:73.

В судебное заседание представитель истца не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержал.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении извещена надлежащим образом.

Третьи лица ГКУ АО «Каргопольское лесничество», Министерство природы и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АО и НАО, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по АО и НАО, ООО «ГеоСтройИнновации» в судебное заседание не явились.

Третье лицо ФКБУ «Рослесинфорг», в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, в отзыве требования поддерживает.

Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии со ст.ст.67-70.1 Лесного кодекса РФ. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч.2 ст.91 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Пунктом 1 ст.4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

На основании ч.6 ст.39 указанного Федерального закона согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

В соответствии с ч.6 ст.47 поименованного Федерального закона участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Следовательно, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

Применительно к положениям ч.1 ст.71 Лесного кодекса РФ действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2018 г. отмежеван и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 29:05:080101:73.

В настоящее время в отношении данного земельного участка зарегистрировано право собственности за ответчиком ФИО1

Заключением Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» с каталогами координат границ спорных земельных участков и каталогами координат наложения их на земли лесного фонда, тематическими картами наложений, таксационными описаниями, представленными в материалы дела установлено наложение вновь образованного земельного участка, принадлежащего ФИО1, на земли лесного фонда. Вышеуказанный земельный участок образован на землях лесного фонда Каргопольское лесничество, Печниковское сельское участковое лесничество, участок с-з «Печниковский», кв. 151). Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Каргопольского лесничества Архангельской области с кадастровым номером 29:05:000000:634 зарегистрировано 12 ноября 2008 г. (№29-29-10/004/2008-071), категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для разрешенных видов лесопользования.

Площадь пересечения спорного земельного участка с кадастровым номером 29:05:080101:73 с лесным участком составляет 73 000 кв.м.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.

Территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа (подп.3.1 п.1 ст.11 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Согласно ст.ст.8, 83 Земельного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Если в соответствии с проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе вновь образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (ч.8 ст.24, п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №, таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Несоблюдение установленной процедуры согласования собственником земель лесного фонда - Российской Федерации в лице Рослесхоза перевода земель лесного фонда в земли сельхозназначения при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.

Заключение Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» подготовлено по форме, утвержденной приказом Рослесхоза от 1 февраля 2018 г. № «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке». Координаты поворотных точек границы пересекаемой части смежных земельных участков определены в местной системе координат, принятой для ведения единого государственного реестра недвижимости. Заключение содержит необходимые реквизиты, подписано уполномоченными должностными лицами.

Как следует из материалов дела, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 03 сентября 2008 г. № 240 об определении количества лесничеств и лесопарков на территории Архангельской области и установлении их границ определено, что на территории Архангельской области создаются 28 лесничеств и 1 лесопарк, установлены границы лесничеств и лесопарков.

Согласно указанному приказу с приложениями создано Каргопольское лесничество Архангельской области, включающее в себя, в том числе, участок совхоз «Печниковский» Печниковского сельского участкового лесничества.

Как следует из представленных материалов, имеется наложение спорного земельного участка с кадастровым номером: 29:05:080101:73, на земли лесного фонда (квартал 151).

Данные заключения о наложении границ земельного участка сельхозназначения на границы земельного участка лесного фонда ответчиком по правилам ст.ст.12, 56, 57 ГПК РФ не опровергнуты, ходатайство о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы по спорному предмету сторонами не заявлено.

При проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, покрытых лесом, в обязательном порядке должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках содержится в государственном лесном реестре. В соответствии с п.2.2.9 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 496 основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства (таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничеств).

Если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться только данными государственного кадастра недвижимости, которые не содержат координат ранее учтенных лесных участков, недостаточно.

Вместе с тем, кадастровые работы в отношении спорных земельных участков проведены кадастровым инженером в 2018 г. без учета сведений, содержащихся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре. При этом сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о них с указанием категории, отличной от категории «земли лесного фонда», нарушает права и охраняемые интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц на земли лесного фонда, на вновь образованных земельных участках находятся лесные насаждения, их вырубка нанесет вред лесному фонду и окружающей среде.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт наложения границ вновь сформированного земельного участков, принадлежащих ответчикам на земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, в связи с чем результаты межевания следует признать недействительными.

В соответствии со п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как следует из ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Добросовестность приобретения спорного имущества в настоящем деле никем не оспаривается. Вместе с тем, независимо от обстоятельств, на основании которых отчуждалось спорное имущество, законный собственник вправе требовать признания отсутствующим право у ответчика на данный участок, поскольку того требует принцип восстановления нарушенного права.

В связи с изложенным иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу к ФИО1 о признании недействительными результатов межевания земельных участка, признании отсутствующим права на земельный участок удовлетворить.

Признать недействительным результаты межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером 29:05:080101:73, площадью 73 000 кв.м, расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, в районе д. Ватамановская.

Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 29:05:080101:73, площадью 73 000 кв.м, расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, в районе д. Ватамановская.

Решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 29:05:080101:73 и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий Е.С. Захаров