ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-954/2022 от 11.08.2022 Свободненского городского суда (Амурская область)

№2-954/2022

УИД 28RS0017-01-2022-001435-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2022 года г. Свободный

Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора космодрома «Восточный» Истомина М.П.,

при секретаре судебного заседания Фроловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации, в защиту неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный», Акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» об обязании устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, I этап, первый подэтап. Площадка 6А» в соответствии с проектной и рабочей документацией

у с т а н о в и л:

Прокурор космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации, в защиту неопределенного круга лиц, обратился с исковым заявлением к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» об обязании устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, I этап, первый подэтап. Площадка 6А» в соответствии с проектной и рабочей документацией, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указывая на следующее.

Прокуратурой космодрома «Восточный» по результатам анализа исполнения федерального законодательства о государственном оборонном заказе, градостроительного законодательства при строительстве объектов космодрома «Восточный» в части устранения нарушений градостроительного законодательства, отраженных в предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ, проведенного во исполнение протокола выездного заседания межведомственной рабочей группы по обеспечению исполнения требований законодательства при строительстве космодрома «Восточный» от 18.11.2021 года, выявлены нарушения, допускаемые ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ».

Работы по созданию космодрома «Восточный» выполняются в соответствии с Указом Президента РФ от 06.11.2007 № 1473.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 года № 1546-р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», которое выполняет функции заказчика - застройщика.

Устав Дирекции в новой редакции утвержден распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от 13.02.2016 года № 9-рсп «Об утверждении Устава ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

Согласно пункту 2.1. Устава, Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 года № 188 и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2017 года №1124, осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

В соответствии с пунктом 2.2. Устава, предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».

Согласно пункту 2.3.1. Устава, Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функций, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдением сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных госконтракгов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемка выполненных работ, реализация иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.01.2020 года № 37 «Об осуществлении в 2020 и 2021 годах бюджетных инвестиций в завершение строительства объектов капитального строительства первой очереди космодрома «Восточный», от 27.01.2020 года № 48 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» перераспределены лимиты бюджетных ассигнований и скорректированы сроки строительства объектов космодрома.

Указанными нормативными актами на завершение строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» в 2020-2021 годах предусмотрены средства федерального бюджета в размере 22,370 млрд. рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 года № 863 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 № 1709-72 АО «ЦЭНКИ» определено в качестве единственного исполнителя работ по завершению строительства 9 объектов первой очереди космодрома «Восточный».

Между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Государственный заказчик, Заказчик) и АО «ЦЭНКИ» (Головной исполнитель) на основании постановления Правительства РФ от 13.06.2020 года № 863 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 19.12.2019 № 1709-72» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.07.2017 года № 1124 «Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 23.01.2020 года № 37 «Об осуществлении в 2020 и 2021 годах бюджетных инвестиций в завершение строительства объектов капитального строительства первой очереди космодрома «Восточный», в целях исполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт № 80/20 от 15.06.2020 года по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительноэксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 4» (далее - Госконтракт). Идентификатор государственного контракта --.

Государственным контрактом по государственному оборонному заказу в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» является договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.

Согласно положениям указанной статьи к исполнителям работ в сфере государственного оборонного заказа относятся головной исполнитель и привлеченные им исполнители.

В соответствии с п.п. 12, 14, 15, 22 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 275- ФЗ основными обязанностями Головного исполнителя являются:

- обеспечение поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта;

- обеспечение соответствия продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом;

- обеспечение качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта;

- исполнение иных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь в обязанности Государственного заказчика в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 275-ФЗ входит:

- заключение государственных контрактов и принятие необходимых мер по их исполнению;

- осуществление контроля за обеспечением головным исполнителем, а также исполнителями (при условии включения в государственный контракт и контракт положений о праве контроля) поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с государственным контрактом, контрактом;

- исполнение иных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По условиям Госконтракта результатом выполненных работ по госконтракту является построенный объект, в отношении которого Головным исполнителем направлено извещение Заказчика об окончании строительства и сторонами подписаны акты приемки законченного строительством объектов приемочной комиссией (п. 2.3).

В обязанности Головного исполнителя в соответствии с Госконтрактом входит:

- выполнение вех работ по госконтракту в соответствии с техническим заданием, проектной и рабочей документацией, условиями контракта, а также требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и иных нормативных документов в области проектирования и строительства (п. 7.2.1 Госконтракта);

- обеспечение своевременного устранения недостатков и нарушений строительства, несоответствий проектной документации, выявленных Заказчиком, авторским надзором, а также уполномоченными органами, в т.ч. органами строительного контроля; устранение замечаний государственного архитектурно-строительного надзора и авторского надзора для первоочередного устранения в соответствии с Приложением № 1 к техническому заданию (п. 7.2.35 Госконтракта);

- исполнение полученных в ходе выполнения работ указаний Заказчика, которые заносятся в соответствующие журналы, в срок, установленный предписанием об устранении нарушений (приложение № 8 к Госконтракту) Заказчика, устранение обнаруженных им недостатков и иных отступлений от проектной и рабочей документации и условий госконтракта (п. 7.2.42 Госконтракта);

- устранение своими силами и за свой счет допущенных в выполненных работах недостатков, которые могут повлечь отступления от техникоэкономических параметров, предусмотренных в контракте, техническом задании, проектной и рабочей документации (п. 7.2.58 Госконтракта).

Согласно ст. 54 ГрК РФ при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, осуществляется государственный строительный надзор.

Указом Президента РФ № 853-с от 15.11 2013 на 119 отдел ГАСН МО РФ возложены полномочия по осуществлению государственного строительного надзора на космодроме «Восточный».

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи застройщику, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (ч. 6 ст. 54 ГрК РФ).

Установлено, что по состоянию на 24.05.2022 года ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ» вопреки требованиям федерального законодательства о государственном оборонном заказе, градостроительного законодательства, условиям Госконтракта, не устранено 8 замечаний градостроительного законодательства, отраженных в 4 предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ, выданных в адрес ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», в том числе:

По предписанию от 29.05.2014 года № 306/1 (срок исполнения до 30.06.2014 года):

Пункт 1. На стальных колоннах, связях, балках перекрытия на огнезащитной изоляции имеются вздутия и разрывы.

Пункт 2. Монтажные болтовые соединения м\конструкций на отметке 9,5 м. не покрашены.

По предписанию от 26.04.2016 года № 147/2 (срок исполнения до 30.06.2016 года):

Пункт 2. Сети ливневой канализации смонтированы с нарушениями требований проекта 943-ИВ001/110795/6-1-3-АР лист 21И, блок А по оси Г/2-18 имеются протечки кровли в местах монтажа воронок, нарушена герметичность стыков труб, наблюдаются многочисленные порывы полимерной мембраны.

Пункт 3. В блоке А в осях А/4-15, Г-14, Б-9 и в блоке Б по оси Л-8 на стальных колоннах, связях, балках перекрытиях на огнезащитной изоляции имеются вздутия и разрывы.

По предписанию от 08.10.2018 года № 193/1 (срок исполнения до 01.12.2018 года):

Пункт 1. На объекте отсутствует исполнительная документация в полном объёме.

Пункт 2. На объекте отсутствуют результаты экспертиз, обследовании, лабораторных и иных испытаний.

Пункт 3. Строительно-монтажные работы на объекте остановлены в августе 2016 года (срок прекращения работ составляет более 6-ти месяцев). Застройщиком (техническим заказчиком) не обеспечена консервация объекта капитального строительства, по объекту не составлен акт о приостановлении работ.

По предписанию от 04.12.2019 года № 173/64 (срок исполнения в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта. При решении о возобновлении строительства не позднее, чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства объекта):

Пункт 1. Нет решения о консервации объекта капитального строительства Космодром «Восточный» Строительство промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома II этап (здания и сооружения, указанные в акте №173/64 от 04.12.2019 года, срок прекращения работ по которым составляет более 6 месяцев).

В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство (застройщик или технический заказчик, либо лицо, осуществляющее строительство на основании договора), обязано обеспечить устранение выявленных нарушений и не приступать к продолжению работ до устранения выявленных недостатков.

Вопреки требованиям законодательства о государственном оборонном заказе, градостроительного и гражданского законодательства ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ» указанные нарушения градостроительного законодательства не устранены.

Вышеуказанные нарушения градостроительного законодательства явились основаниям для принятия прокуратурой космодрома «Восточный» в течение 2021-2022 годов мер прокурорского реагирования в отношении ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ», однако достаточных мер с целью устранения нарушений не принято. Работы на объекте фактически остановлены с февраля 2021 года.

По мнению истца, указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о бездействии ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ», что негативно сказывается на процессе строительства и создает предпосылки к нарушению сроков ввода объектов в эксплуатацию, что, кроме прочего, влечет нарушение требований Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

В связи с чем, прокурор космодрома «Восточный» обратился с данными требованиями в судебном порядке.

Определением Свободненского городского суда от 07.07.2022 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная корпорация «Роскосмос», Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.

В судебном заседании старший помощник прокурора космодрома «Восточный» Истомин М.П. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» Захарова С.М., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, представила письменные возражения, согласно которым проведена процедура согласования подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечении космической деятельности Российской Федерации» с предполагаемым сроком завершения строительства объекта «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы, I этап, первый подэтап. Площадка 6А» в 2025 году.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №1002 от 01.06.2022 года срок завершения строительства объекта Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы, I этап, первый подэтап. Площадка 6А» продлен до 2025 года.

Таким образом, ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» предприняты все меры, направленные на исполнение условий государственного контракта, устранений нарушений градостроительного законодательства.

Исковые требования прокурора космодрома «Восточный» являются неисполнимыми, т.к. не указывается каким именно способом, предусмотренном законодательством РФ, Дирекция должна устранить предписания 119 отдела ГАСН МО РФ по объекту «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы, I этап, первый подэтап. Площадка 6А».

Представитель ответчика АО «ЦЭНКИ» Шайдурова В.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, представила письменные возражения, согласно которым согласно пункту 5.2 Госконтракта (в редакции дополнительного соглашения №6 от 03.11.2021 года) окончание работ – 25 декабря 2025 года.

В соответствии с Графиком производства работ по строительству объекта «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы, I этап, первый подэтап. Площадка 6А», согласованным представителями Заказчика и Головного исполнителя и находящемся на утверждении в Госкорпорации «Роскосмос», устранение замечаний 119 отдела ГАСН МО РФ предусмотрено в период с 03.08.2020 года по 25.12.2025 года.

Таким образом, устранение выявленных нарушений, согласно предписаний 119 отдела ГАСН МО РФ будет производиться в течение срока завершения работ, установленного Госконтрактом и Графиком.

Требование по устранению недостатков, отраженных в предписании 119 отдела ГАСН МО РФ от 29.05.2014 года №306/1, от 26.04.2016 года №147/2, от 08.10.2018 года №193/1 является обязанностью Заказчика в силу выдачи предписания надзирающего органа по выполненным прежним генподрядчиком ФГУП «ГВСУ по спецобъектам» (п.1.9 Приложения №1 к Госконтракту) работам, т.е. до заключения Госконтракта №80/20 от 15.06.2020 года, у АО «ЦЭНКИ» отсутствуют исполнительная документация и журналы работ по объекту капитального строительства на работы, выполненные прежним генподрядчиком.

В просительной части искового заявления прокурора космодрома «Восточный» требует устранить нарушения, изложенные в предписании 119 отдела ГАСН МО РФ №173/64 от 04.12.2019 года и в предписании от 08.10.2018 года №193/1, при этом излагая только отдельную меру, которую необходимо предпринять для устранения отдельно выявленного нарушения, изложенного только в предписании от 08.10.2018 года №193/1. При этом не указывается нарушение, требующее устранения, изложенные в предписании 119 отдела ГАСН МО РФ №173/64 от 04.12.2019 года, а именно: «Нет решения о консервации объекта капитального строительства космодрома «Восточный»: «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы, I этап (здания и сооружения, указанные в акте №173/64 от 04.12.2019 года, срок прекращения работ по которым составляет более 6 месяцев». Вместе с тем, решение о консервации объекта заказчиком не принято. Устранение вышеназванных нарушений являются обязанностью заказчика.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило. Согласно письменным возражениям действующим законодательством не предусмотрена возможность подачи иска об исполнении предписаний органов государственного строительного надзора. Довод о бездействии ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ» не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Предписания 119 отдела ГАСН МО РФ могут быть исполнены в течение срока окончания работ, поскольку между Госкорпорацией «Роскосмос», АО «ИПРОМАШПРОМ», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» заключен договор №31/20 от 20.02.2020 года на выполнение работ по комплексному обследованию незавершенных строительством объектов первой очереди космодрома «Восточный» и разработке документации для проверки достоверности определения сметной стоимости работ по завершению их строительства.

В настоящее время АО «ИПРОМАШПРОМ» выполнены работы по I этапу «Предварительные заключения о техническом состоянии объектов» и II этапу «Разработка документации для проверки достоверности определения сметной стоимости работ по завершению строительства объектов и получение положительного заключения ФАК «Главэкспертиза России» по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости работ по завершению строительства объектов».

Результаты выполнения III этапа «Заключения по комплексному обследованию технического состояния объектов» на текущую дату не представлены.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило.

Выслушав стороны, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.

Указом Президента Российской Федерации от 06.11.2007 №1473-с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1546-р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», выполняющее функции застройщика, связанные с организацией строительства объектов космодрома «Восточный».

Устав Дирекции утвержден распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от 13.02.2016 № 9-рсп «Об утверждении Устава ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

Согласно п. 2.1. Устава Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 188 и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2017 №1124, осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

В соответствии с пунктом 2.2. Устава предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».

Согласно пункту 2.3.1. Устава Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функций, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдение сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных госконтрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемка выполненных работ, реализация иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.01.2020 года № 37 «Об осуществлении в 2020 и 2021 годах бюджетных инвестиций в завершение строительства объектов капитального строительства первой очереди космодрома «Восточный», от 27.01.2020 года № 48 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» перераспределены лимиты бюджетных ассигнований и скорректированы сроки строительства объектов космодрома.

Указанными нормативными актами на завершение строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» в 2020-2021 годах предусмотрены средства федерального бюджета в размере 22,370 млрд. рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 года № 863 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 № 1709-72 АО «ЦЭНКИ» определено в качестве единственного исполнителя работ по завершению строительства 9 объектов первой очереди космодрома «Восточный».

Между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Государственный заказчик, Заказчик) и АО «ЦЭНКИ» (Головной исполнитель) на основании постановления Правительства РФ от 13.06.2020 года № 863 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 19.12.2019 № 1709-72» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.07.2017 года № 1124 «Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 23.01.2020 года № 37 «Об осуществлении в 2020 и 2021 годах бюджетных инвестиций в завершение строительства объектов капитального строительства первой очереди космодрома «Восточный», в целях исполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт № 80/20 от 15.06.2020 года по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Создание промышленной строительноэксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 6А» (далее - Госконтракт). Идентификатор государственного контракта --.

Государственным контрактом по государственному оборонному заказу в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» является договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.

Согласно положениям указанной статьи к исполнителям работ в сфере государственного оборонного заказа относятся головной исполнитель и привлеченные им исполнители.

В соответствии с п.п. 12, 14, 15, 22 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 275- ФЗ основными обязанностями Головного исполнителя являются:

- обеспечение поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта;

- обеспечение соответствия продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом;

- обеспечение качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта;

- исполнение иных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь в обязанности Государственного заказчика в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 275-ФЗ входит:

- заключение государственных контрактов и принятие необходимых мер по их исполнению;

- осуществление контроля за обеспечением головным исполнителем, а также исполнителями (при условии включения в государственный контракт и контракт положений о праве контроля) поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с государственным контрактом, контрактом;

- исполнение иных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По условиям Госконтракта результатом выполненных работ по госконтракту является построенный объект, в отношении которого Головным исполнителем направлено извещение Заказчика об окончании строительства и сторонами подписаны акты приемки законченного строительством объектов приемочной комиссией (п. 2.3).

В обязанности Головного исполнителя в соответствии с Госконтрактом входит:

- выполнение вех работ по госконтракту в соответствии с техническим заданием, проектной и рабочей документацией, условиями контракта, а также требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и иных нормативных документов в области проектирования и строительства (п. 7.2.1 Госконтракта);

- обеспечение своевременного устранения недостатков и нарушений строительства, несоответствий проектной документации, выявленных Заказчиком, авторским надзором, а также уполномоченными органами, в т.ч. органами строительного контроля; устранение замечаний государственного архитектурно-строительного надзора и авторского надзора для первоочередного устранения в соответствии с Приложением № 1 к техническому заданию (п. 7.2.35 Госконтракта);

- исполнение полученных в ходе выполнения работ указаний Заказчика, которые заносятся в соответствующие журналы, в срок, установленный предписанием об устранении нарушений (приложение № 8 к Госконтракту) Заказчика, устранение обнаруженных им недостатков и иных отступлений от проектной и рабочей документации и условий госконтракта (п. 7.2.42 Госконтракта);

- устранение своими силами и за свой счет допущенных в выполненных работах недостатков, которые могут повлечь отступления от техникоэкономических параметров, предусмотренных в контракте, техническом задании, проектной и рабочей документации (п. 7.2.58 Госконтракта).

В соответствии с п. 1 ст. 740 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В силу ст. 309, п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно ст. 54 ГрК РФ при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, осуществляется государственный строительный надзор.

Указом Президента РФ № 853-с от 15.11 2013 на 119 отдел ГАСН МО РФ возложены полномочия по осуществлению государственного строительного надзора на космодроме «Восточный».

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи застройщику, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (ч. 6 ст. 54 ГрК РФ).

Установлено, что по состоянию на 24.05.2022 года ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ» вопреки требованиям федерального законодательства о государственном оборонном заказе, градостроительного законодательства, условиям Госконтракта, не устранено 8 замечаний градостроительного законодательства, отраженных в 4 предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ, выданных в адрес ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», в том числе:

По предписанию от 29.05.2014 года № 306/1 (срок исполнения до 30.06.2014 года):

Пункт 1. На стальных колоннах, связях, балках перекрытия на огнезащитной изоляции имеются вздутия и разрывы.

Пункт 2. Монтажные болтовые соединения м\конструкций на отметке 9,5м не покрашены.

По предписанию от 26.04.2016 года № 147/2 (срок исполнения до 30.06.2016):

Пункт 2. Сети ливневой канализации смонтированы с нарушениями требований проекта 943-ИВ001/110795/6-1-3-АР лист 21И, блок А по оси Г/2-18 имеются протечки кровли в местах монтажа воронок, нарушена герметичность стыков труб, наблюдаются многочисленные порывы полимерной мембраны.

Пункт 3. В блоке А в осях А/4-15, Г-14, Б-9 и в блоке Б по оси Л-8 на стальных колоннах, связях, балках перекрытиях на огнезащитной изоляции имеются вздутия и разрывы.

По предписанию от 08.10.2018 года № 193/1 (срок исполнения до 01.12.2018 года):

Пункт 1. На объекте отсутствует исполнительная документация в полном объёме.

Пункт 2. На объекте отсутствуют результаты экспертиз, обследовании, лабораторных и иных испытаний.

Пункт 3. Строительно-монтажные работы на объекте остановлены в августе 2016 года (срок прекращения работ составляет более 6-ти месяцев). Застройщиком (техническим заказчиком) не обеспечена консервация объекта капитального строительства, по объекту не составлен акт о приостановлении работ.

По предписанию от 04.12.2019 года № 173/64 (срок исполнения в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта. При решении о возобновлении строительства не позднее, чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства объекта):

Пункт 1. Нет решения о консервации объекта капитального строительства Космодром «Восточный» Строительство промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома II этап (здания и сооружения, указанные в акте №173/64 от 04.12.2019 года, срок прекращения работ по которым составляет более 6 месяцев).

В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство (застройщик или технический заказчик, либо лицо, осуществляющее строительство на основании договора), обязано обеспечить устранение выявленных нарушений и не приступать к продолжению работ до устранения выявленных недостатков.

Вопреки требованиям законодательства о государственном оборонном заказе, градостроительного и гражданского законодательства ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ» указанные нарушения градостроительного законодательства не устранены.

Данные нарушения градостроительного законодательства явились основаниям для принятия прокуратурой космодрома «Восточный» в течение 2021-2022 годов мер прокурорского реагирования в отношении ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ», однако достаточных мер с целью устранения нарушений не принято. Работы на объекте фактически остановлены с февраля 2021 года.

Таким образом, указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о бездействии ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ», что негативно сказывается на процессе строительства и создает предпосылки к нарушению сроков ввода объектов в эксплуатацию, а также влечет нарушение требований Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Закон Российской Федерации «О космической деятельности» № 5663-1 от 20.08.1993 направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.

Так, статьей 3 Закона Российской Федерации «О космической деятельности» № 5663-1 от 20.08.1993 установлены цели космической деятельности, которыми в том числе являются: содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования; содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации.

Непринятие ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ» действенных мер направленных на исполнение условий государственного контракта, устранение нарушений градостроительного законодательства, некачественное выполнение строительно-монтажных и иных работ свидетельствует о бездействии, влечет нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, что выражается в нарушении сроков строительства объекта космодрома «Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ Российской Федерации к освоению космического пространства.

Нарушениями, допущенными ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ», затронуты права и законные интересы граждан Российской Федерации, связанные с реализацией ими права на освоение космического пространства, выхода Российской Федерации в число ведущих участников мирового рынка космических товаров (работ и услуг).

Выявленные в ходе строительства комплекса эксплуатации районов падения нарушения являются существенными, их наличие влияет на несущую способность конструкций сооружений и может повлиять па надежность и безопасность зданий, сооружений и объекта в целом.

Ненадлежащее исполнение ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ» требований законодательства о государственном оборонном заказе, градостроительного законодательства и условий контракта нарушает стратегические интересы Российской Федерации по созданию космодрома «Восточный», затягивает сроки его строительства и создает риски нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств при реализации мероприятий федеральной целевой программы, а также негативно влияет на обороноспособность и безопасность Российской Федерации.

В соответствии с абз.8 ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора о выполнении предписания 119 отдела ГАСН МО РФ направлены на понуждение ответчиков в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности.

Обсуждая довод представителя ответчика АО «ЦЭНКИ» Шайдуровой В.Г. о неподсудности указанного спора в суде общей юрисдикции, суд находит его несостоятельным, поскольку положениями части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен круг дел, инициатором которых может выступать прокурор в арбитражном процессе, данный перечень является исчерпывающим. Приведенный перечень не предусматривает возможность обращения прокурора в интересах Российской Федерации с иском об устранении нарушений обязательных требований в отношении оборонной продукции.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению частично и необходимо обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ» устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 6А» в соответствии с проектной и рабочей документацией, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, в силу подп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которых истец освобожден.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации, в защиту неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный», Акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» об обязании устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 6А» в соответствии с проектной и рабочей документацией, удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный», Акционерное общество «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, II этап, первый подэтап. Площадка 6А» в соответствии с проектной и рабочей документацией, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

По предписанию от 29.05.2014 № 306/1:

Пункт 1. Устранить вздутия и разрывы на стальных колоннах, связях, балках перекрытия на огнезащитной изоляции

Пункт 2. Покрасить монтажные болтовые соединения м\конструкций на отметке 9,5 м.

По предписанию от 26.04.2016 № 147/2:

Пункт 2. В сетях ливневой канализации устранить протечки кровли в местах монтажа воронок, восстановить герметичность стыков труб, устранить многочисленные порывы полимерной мембраны

Пункт 3. Устранить вздутия и разрывы в блоке А в осях А/4-15, Г-14, Б-9 и в блоке Б по оси Л-8 на стальных колоннах, связях, балках перекрытиях на огнезащитной изоляции

По предписаниям от 08.10.2018 № 193/1 и от 04.12.2019 № 173/64:

Провести повторное техническое обследование по объекту «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, I этап, первый подэтап. Площадка 6А» по результатам которого определить необходимый объем работ по восстановлению утраченных или разрушенных элементов или деталей зданий и сооружений объекта в связи с истечением 6 месяцев с крайнего обследования объекта «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, I этап, первый подэтап. Площадка 6А» и предоставить результаты обследования органу государственного строительного надзора с уведомлением о возобновлении строительства.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход местного бюджета муниципального образования «город Свободный».

Взыскать с Акционерного общества «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход местного бюджета муниципального образования «город Свободный».

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18 августа 2022 года.

Судья Свободненского городского суда Н.В. Гордельянова