ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-955/2018 от 28.05.2018 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-955/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Норильск Красноярского края 28 мая 2018 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Крючкова С.В.,

при секретаре Галдиной Д.А.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Норильске Красноярского края о возложении обязанности включения периодов в страховой стаж и трудовой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении страховой пенсии по старости с более ранней даты,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Норильске Красноярского края о возложении обязанности включения периодов в страховой стаж и трудовой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении страховой пенсии по старости с более ранней даты. Свои требования истец мотивировала тем, что является пенсионером по старости с января 2017 года, размер пенсии установлен 13 690,60 руб. При назначении трудовой пенсии и определении ее размера ответчиком не был учтен страховой стаж в периоды, когда истец состояла в Центре занятости населения, а также общий стаж в периоды обучения. Кроме того, в связи с наличием 3-х детей истец полагает, что должна была выйти на пенсию в 48 лет, т.е. в январе 2015 года, однако в 2015 году ответчик в назначении пенсии истцу отказал. Истец просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж периоды: -27.06.2002-29.07.2002 - период получения пособия по безработице, -30.08.2002-27.03.2003 – период получения пособия по безработице, -28.04.2003-03.06.2003 - период получения пособия по безработице, -06.09.2004-13.01.2005 - период получения пособия по безработице, -05.03.2007-15.03.2007 - период получения пособия по безработице, -16.04.2007-21.05.2007 - период получения пособия по безработице, -22.06.2007-24.07.2007 - период получения пособия по безработице, -25.02.2009-24.05.2009 - период получения пособия по безработице, -08.06.2009-16.06.2009 - период получения пособия по безработице, -22.09.2009-18.10.2009 - период получения пособия по безработице, -12.04.2010-06.06.2010 – период получения пособия по безработице, -17.01.2013-18.03.2013 - период получения пособия по безработице, -14.01.2014-19.03.2014 - период получения пособия по безработице, -03.11.2015-13.11.2015 - период получения пособия по безработице, -21.11.2015-31.01.2016 – период получения пособия по безработице, с последующим перерасчетом с даты первичного обращения в Пенсионный фонд РФ; обязать ответчика включить в общий трудовой стаж период обучения с 01.09.1982 по 21.07.1985 с последующим перерасчетом с даты первичного обращения в Пенсионный фонд РФ; обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом выхода в 48 лет, а именно с января 2015 года в связи с наличием 3-х детей.

В последующем истец увеличила исковые требования и просила суд, кроме того, обязать ответчика зачесть в трудовой стаж с учетом района Крайнего Севера периоды службы с 02.09.1999 по 02.03.2007 (л.д. 4-6, 46, 47).

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Норильске Красноярского края ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что 29.03.2017 УПФР в г.Норильске Красноярского края было вынесено решение о назначении ФИО2 страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Спорные периоды получения пособия по безработице и спорный период обучения с 01.09.1982 по 21.07.1985 также были включены в страховой стаж ФИО2, что подтверждается данными о стаже при назначении страховой пенсии. Оснований для назначения пенсии с более ранней даты с учетом выхода в 48 лет в связи с наличием 3-х детей не имеется. В соответствии с действующим законодательством период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы подлежит включению только в страховой стаж. Включение военной службы в специальный стаж законом не предусмотрено. Стаж работы в районах Крайнего Севера является специальным стажем работы (л.д. 70, 71).

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон О страховых пенсиях») страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Судом установлено, что ФИО2 13.12.2016 путем подачи письменного заявления о назначении страховой пенсии по старости через многофункциональный центр г.Норильска обратилась в УПФР в г.Норильске Красноярского края, регистрационный в МФЦ 13.12.2016 (л.д. 22-27).

На основании документов, имеющихся в распоряжении Комиссии УПФР в г.Норильске Красноярского края по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц, 29.03.2017 УПФР в г.Норильске Красноярского края было вынесено решение о назначении ФИО2 страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 35-37).

Спорные периоды получения пособия по безработице также были включены в страховой стаж ФИО2, что подтверждается данными о стаже при назначении страховой пенсии (л.д. 51-54):

-27.06.2002-29.07.2002 - период получения пособия по безработице,

-21.08.2002-19.09.2002 - работа (заявлен 30.08.2002-27.03.2003),

-20.09.2002-27.03.2003- период получения пособия по безработице,

-28.04.2003-03.06.2003- период получения пособия по безработице,

-06.09.2004-13.01.2005- период получения пособия по безработице,

-05.03.2007-15.03.2007 - период получения пособия по безработице,

-16.04.2007-21.05.2007 - период получения пособия по безработице,

-22.06.2007-24.07.2007 - период получения пособия по безработице,

-25.02.2009-24.05.2009 - период получения пособия по безработице,

-08.06.2009-16.06.2009 - период получения пособия по безработице,

-22.09.2009-18.10.2009 - период получения пособия по безработице,

-01.01.2010-06.06.2010 - работа (заявлен 12.04.2010-06.06.2010),

-17.01.2013-23.01.2013 (заявлен 17.01.2013-18.03.2013) - период получения пособия по безработице,

-24.01.2013-26.12.2013 - работа,

-14.01.2014-19.03.2014 - период получения пособия по безработице,

-03.11.2015-13.11.2015 - период получения пособия по безработице,

-18.11.2015-27.11.2015 - работа (заявлен 21.11.2015-31.01.2016)

-28.11.2015-29.11.2015 - период получения пособия по безработице,

-30.11.2015-30.11.2015 - работа,

-01.12.2015-06.12.2015 - период получения пособия по безработице,

-07.12.2015-11.12.2015 - работа,

-12.12.2015-13.12.2015 - период получения пособия по безработице,

-14.12.2015-22.12.2015 - работа,

-01.01.2016-12.01.2016 - период получения пособия по безработице,

-13.01.2016-22.04.2016 - работа.

Кроме того, заявленный спорный период с 01.09.1982 по 21.07.1985 также учтен в трудовой стаж ФИО2:

-01.09.1982-08.12.1983 - учеба,

-09.12.1983-03.06.1984 - работа (справка от 19.02.2004 № 151)

-04.06.1984-15.06.1984 - работа (справка от 19.02.2004 № 151)

-16.06.1984-27.10.1984 - работа (справка от 19.02.2004 № 151)

-28.10.1984-11.04.1985 - учеба,

-12.04.1985-20.07.1985 - работа (справка от 08.02.2017 № 88).

Дата регистрации ФИО2 в системе государственного пенсионного страхования 29.01.2001, страховой номер индивидуального лицевого счета

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

В 2017 году индивидуальный пенсионный коэффициент составлял 11,4.

Согласно ч.1,2 ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч.2 ст.8 настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона.

В 2017 году продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, составляла 8 лет.

В соответствии со ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.5,6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.ст.10,11 Федерального закона «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.11,12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.11,12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» не содержит оснований предусматривающих приобретение женщинами права на страховую пенсию по старости при наличии троих детей и достижению возраста 48 лет.

Согласно материалам дела, истец служила в органах уголовно-исполнительной системы в период с 14.01.2005 по 02.03.2007, а также проходила военную службу по контракту в 1999 году (л.д. 58-69).

В соответствии с действующим законодательством период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» подлежит включению только в страховой стаж. Включение военной службы в специальный стаж законом не предусмотрено. Стаж работы в районах Крайнего Севера является специальным стажем работы. Порядок сложения специального стажа работы при назначении трудовых пенсий регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516. Согласно указанным Правилам время службы в органах уголовно-исполнительной системы не может быть включено в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Кроме того, судом из материалов пенсионного дела истца установлено, что в установленном Федеральным законом «О страховых пенсиях» порядке ФИО2 не обращалась к ответчику с заявлением о включении периодов службы в органах уголовно-исполнительной системы и военной службы в страховой стаж, не представляла документы, подтверждающие прохождение указанной службы при подаче заявления о назначении пенсии и позже, а подала данные документы только в ходе рассмотрения данного дела.

Учитывая изложенное, заявленный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Норильске Красноярского края о возложении обязанности включения периодов в страховой стаж и трудовой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении страховой пенсии по старости с более ранней даты - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Крючков

Мотивированное решение составлено 04.06.2018