ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-955/21 от 06.08.2021 Джанкойского районного суда (Республика Крым)

Дело №2-955/21

91RS0008-01-2021-001332-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Джанкой 06 августа 2021 года

Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:

Председательствующего – судьи Синицыной О.П.

При секретаре – Козловской А.А.,

С участием представителей ответчиков – ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Крым, Управлению ФНС России по Республике Крым о взыскании сумм, причитающихся при увольнении, проценты за нарушение выплаты суммы при увольнении, морального вреда,

установил:

истец ФИО4 ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями о взыскании с Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Крым 159 289,55 руб., в том числе: 97 361,79 руб. - компенсации, предусмотренной п.3.1 ст.37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального Закона от 27 июля 2004 г №79-ФЗ; 1927,76 руб. - процентов за нарушение срока выплаты денежных средств, причитающихся при увольнении (с 12.01.2021 по дату фактического расчёта); 40 000 руб. - морального вреда; 20 000 руб. расходов на оплату представителя по гражданскому делу.

Свои исковые требования обосновывает нарушением её имущественных прав на своевременное получение установленных законом сумм в полном объёме, выразившееся в бездействии ответчика - Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Крым. Ссылается на ст.ст. 129, 135 ТК РФ о том, что согласно справке о доходах №2-НДФЛ, указанные выплаты входят в общую сумму, а также из указанных выше сумм ответчиком удерживался НДФЛ, все предусмотренные законодательство страховые взносы, перечисленные в соответствующие бюджеты РФ. По мнению истца ответчик, при расчёте выплат, предусмотренных при увольнении в связи с сокращением должности, необоснованно не учёл (исключил) суммы полученных ею средств материального стимулирования (СМС и СМС руководителя) в размере 122 363,25 руб., суммы премий сверх финансирования в размере 155 531,14 руб. и суммы единовременного поощрения «премия к юбилею» в размере 14 191 руб., а всего 292 085,39 руб.

Определением суда от 11.05.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление ФНС России по Республике Крым.

Ни истец ФИО5, ни ее представитель в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом – заказной корреспонденцией, телефонограммой.

Представители ответчиков по доверенности в судебном заседании посчитали неявку стороны истца неуважительной, настаивали на рассмотрении дела по существу, исковые требования не признали, сославшись на предоставленные возражения.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей ответчиков, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что 29.10.2014 года между истцом и МИФНС №1 по РК был заключен срочный служебный контракт №59 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в ФНС (л.д.52-54 тома №1). Срок действия контракта по 01.01.2015 года.

31.12.2014 года между истцом и МИФНС №1 по РК был заключен бессрочный служебный контракт №173 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в ФНС (л.д.55-58 тома №1).

Во исполнение приказов Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Крым (11.01.2021 года на основании Приказа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 17.09.2020 года № 01-16/0167@ «О реорганизации инспекций»), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Крым реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым.

В соответствии с приказом от 11.01.2021 года МИФНС №2 по РК №12-08/069 истец освобождена от замещаемой должности гражданской службы с расторжением служебного контракта от 31.12.2014 года №173 и уволена с гражданской службы в соответствии с п. 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в рамках мероприятий по реорганизации Инспекции (л.д.61 тома №1).

В связи с увольнением истцу Управлением начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания государственных гражданских служащих в размере 110 094,32 рублей и компенсация за 7,17 дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы с 27.10.2020 года по 11.01.2021 год.

Сторонами не оспаривалось, что при расчете указанной компенсации и отпускных Управлением в денежное содержание гражданского служащего не учитывались суммы выплаченных средств материального стимулирования – квартальные, СМС Руководителя «разовые», премии сверх финансирования, единовременное поощрение «премия к юбилею» закрепленная коллективным договором.

Согласно ответу УФНС, направленному на адрес ФИО6 по ее обращению от 08.02.2021 года, ответчик указал, что из буквального толкования положений Правил №562 следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных или случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии со ст. 50 ч. 2, 5 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Аналогичной правовой позиции сторона ответчика придерживалась и при рассмотрении настоящего дела в суде.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно п. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 данной статьи, гражданскому служащему предусмотрена выплата компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

Пункт 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ определяет, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданским служащим производится в виде денежного содержания, являющемся основным средством материальном обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федеральном закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из: 1) оклада месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), который включает: месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад); месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), 2) а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Согласно ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

При этом ч. 10 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклад за классный чин - в размере четырех должностным окладов; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размере полутора должностных окладов; 5) премии за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как предусмотрено частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерация.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержания федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; 6) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Согласно п. 9 Указа №763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах -Восточной Сибири и Дальнего Востока, в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 13 Указа №763 Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

В соответствии с п. 1 Правил №562 они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячном оклада гражданском служащем в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячном оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чаном гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты> г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемом отпуска.

Согласно п. 8 Правил №562 при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (п.п.«д» п.1 Правил), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.

Таким образом, при исчислении денежного содержания для расчёта компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, учитывается оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (состоящий из должностного оклада и оклада за классный чин), а также иные дополнительные выплаты в виде: ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющим государственную <данные изъяты>, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Анализ вышеуказанных положений действующего законодательства, свидетельствует о том, что в структуре денежного содержания (ч.2 и 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ) выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.

При этом, ч. 10 ст. 50 поименованного Федерального закона, предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно, актами Правительства Российской Федерации, предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).

Указанные акты (постановления) Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим, и средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, могут учитываться при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами №562.

В соответствии с абз.8 подп. «р» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Абзацем 10 подпункта «р» пункта 2 Указа №601 Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведения уровня оплаты их труда до конкурентном на рынке труда, увеличения в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом №601, Правительством Российской Федерации принимались постановления (акты Правительства), предусматривающие объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Действительно, стороной ответчика подтверждено, что истцу в 2020 выплачивались СМС, СМС руководителя и премии сверх финансирования из средств федерального бюджета, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих (л.д. 85-88, 104-125 тома №1).

Таким образом, суд полагает, что указанные средства федерального бюджета направлялись на стимуляцию мотивации государственного гражданского служащего, что соответствует требованиям абзаца 10 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента от 7 мая 2012 года № 601, а не на выплату премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы, установленных п. 5 ч.1 ст.50 Федеральном закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, которые согласно расчетным листкам истца и расчетам ответчика выплачены как месячные премии и приняты для расчета компенсации истца.

Обстоятельства того, что средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ, ФИО6 не оспариваются и положены в основу доводов, на которых она основывает свои требования к ответчику.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований ФИО6 следовало бы учесть содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года разъяснения.

Вместе с тем, как следует из сообщения Первого Заместителя Министра Министерства Финансов ФИО7 от 27.04.2021 года, позиция Минфина России об учете при исчислении денежного содержания гражданского служащего дополнительно к выплатам, входящим в его состав, суммы средств, выплаченных гражданскому служащему в виде дополнительного материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации, изложенная в письме от 15 июля 2014 года , направленном в федеральные органы исполнительной власти и размещенном в справочно-правовых информационных системах общего пользования (в том числе в информационном банке справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант»), не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения.

Отмечается, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

В то же время выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами (локальными нормативными правовыми актами) самостоятельно определяются порядок и условия его выплаты, а также взаимосвязь с выполнением определенных заданий, достижением утвержденных в конкретном государственном органе показателей эффективности и результативности, качеством исполнения гражданскими служащими своих служебных обязанностей и т.д.

Таким образом, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты).

Принимая во внимание изложенное, при расчетах по начислению гражданским служащим выплат по оплате труда (исчислению сохраняемого денежного содержания) учитываются условия выплаты материального стимулирования, предусмотренные в соответствующем государственном органе.

Указано, что вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы, оплатой труда гражданских служащих и порядком исчисления их денежного содержания для всех случаев определения его размера отнесены к компетенции Минтруда России.

Так, позиция Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу, связанному с учетом выплат, производимых федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданские служащие) за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих, при исчислении денежного содержания в установленных законодательством, изложена в письме Заместителя Министра ФИО8 от 05.05.2021 года.

Так, сказано, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, перечень которых установлен частью 5 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ.

Таким образом, указанными положениями Федерального закона № 79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.

Частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона № 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.

В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила).

В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.

Исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил.

Согласно данному пункту Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены.

Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ.

В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.

Только такой порядок их реализации, по мнению Минтруда, позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих.

Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что выплаченные ФИО6 средства материального стимулирования в виде премий и СМС в сумме 292 085,39 руб. относятся к иным (другим) дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ, и не могут учитываться при исчислении денежного содержания.

Соответственно, компенсация, выплаченная ФИО6 в связи с увольнением на основании п. 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ, соответствует размеру четырехмесячного денежного содержания и рассчитана согласно указанным выше нормам действующего законодательства.

В соответствии со ст.73 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, и возмещение морального вреда, причиненного работнику, положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не предусмотрены, в связи с чем в указанной части исковых требований суд применяет нормы Трудового кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В соответствии с ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ч. 2 ст. 237 Трудового кодекса РФ).

С учетом приведенных правовых норм суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО6 о взыскании с ответчика процентов за задержку причитающихся выплат в размере 1927,76 руб. и компенсации морального вреда в размере 40 000 руб. отказать, поскольку отказ истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика суммы, причитающийся при увольнении, свидетельствует об отсутствии нарушений срока оплаты причитавшихся истцу выплат и, соответственно, неправомерности действий ответчика при их оплате.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей (ст.94 ГПК РФ).

На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Оснований для удовлетворения требований ФИО6 о взыскания расходов по оплате услуг представителя в размере 20000 руб. суд не усматривает, поскольку полный отказ в удовлетворении исковых требований не влечет для ответчика обязанность возмещения понесенных истицей судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд –

решил:

исковые требования ФИО4 ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Крым, Управлению ФНС России по Республике Крым о взыскании сумм, причитающихся при увольнении, проценты за нарушение выплаты суммы при увольнении, морального вреда, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.П. Синицына

Полный текст решения изготовлен 09.08.2021 года.