ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-956/18 от 19.11.2018 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Железногорск-Илимский 19 ноября 2018 г.

Нижнеилимский районный суд Иркутской области, в составе: председательствующей судьи Тимощук Ю.В., при секретаре Малетиной О.О., с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-956/2018 по иску ФИО2, ФИО1, ФИО3 к МУП «УК Спектр», МУП «УК Игирма» об освобождении потребителей от оплаты за тепловую энергию, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО1, ФИО3 обратились в Нижнеилимский районный суд с исковым заявлением к МУП «УК Спектр», об освобождении их как потребителей от оплаты за тепловую энергию, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих исковых требований указали, что они являются потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению, предоставляемую муниципальным унитарным предприятием «УК Спектр» (далее по тексту - МУП «УК Спектр»). Квартира, расположенная по адресу: *** принадлежит истцам на праве собственности.

С начала отопительного сезона 2017-2018 теплоснабжение квартиры было ненадлежащего качества, температура воздуха не поднималась выше 14-16 °С при включенных электрообогревателях. Обращения в адрес ответчика не дали результатов, ситуация не изменилась за весь период отопительного сезона.

В результате их обращения по факту низкой температуры воздуха в квартирах *** квартала *** в службу государственного жилищного надзора *** была проведена проверка и установлены нарушения, которые ответчику было предписано устранить и произвести перерасчет размера платы за отопление в период с 22.03.2018 г. до момента устранения нарушения. Тем не менее, ответчик до настоящего не произвел снижение размера платы.

Просят, с учетом уточнений, признать действия ответчика МУП «УК Спектр» по предоставлению услуги теплоснабжения ненадлежащего качества незаконным, нарушающим права потребителей, обязать муниципальное унитарное предприятие «УК Спектр» освободить истцов от оплаты за отопление за квартиру, расположенную по адресу: <...>, за период с *** по дату вынесения решения; взыскать с муниципального унитарного предприятия «УК Спектр» в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей в пользу каждой истицы.

В судебном заседании истица ФИО1 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно указала, что с начала отопительного сезона 2017 г. -2018 г. им как потребителям, услуга отопления стала предоставляться ненадлежащего качества, несмотря на то, что их квартира полностью утеплена: поставлены пластиковые окна, утеплены полы, им приходилось постоянно обогреваться электрическими обогревателями, приходилось постоянно носить теплую одежду. Ее несовершеннолетняя дочь спала в одежде, в шапке, новорожденная внучка, за которой она временно осуществляла уход, часто болела, и ее пришлось увезти матери.

Истица ФИО2, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании 26.09.2018 г., 19.10.2018 г. ФИО2 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлении.

Истица ФИО3, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители ответчика МУП «УК Спектр», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «УК ЖЭУ Киевский», Служба государственного жилищного надзора Иркутской области, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Определением Нижнеилимского районного суда от 19.10.2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «УК Игирма», представитель которого извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки в известность не поставил.

Суд, выслушав истиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 10 ст. 156 ЖК РФ, ч. 4 ст. 157 ЖК РФ изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В силу требований ч. ч. 1, 2.3 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно пунктам 20 - 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).

В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).

При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Таким образом, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, возложено в силу приведенных норм на исполнителя коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены Правила предоставления соответствующих услуг (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). По смыслу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, если собственниками жилого помещения заключен соответствующий договор энергоснабжения с такой организацией.

В силу положений разделов 9 и 10 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.

Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

По окончании проверки составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.

Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.

Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и представителем общественного объединения потребителей.

Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);

Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:

с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;

с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;

После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.

Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации для подтверждения качества предоставляемой коммунальной услуги требуется проведение экспертизы, исполнитель организует проведение такой экспертизы и несет расходы на ее проведение.

При проведении указанной проверки и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги могут участвовать также представители ресурсоснабжающей организации, лица, привлеченного собственниками для обслуживания внутридомовых систем, государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественного объединения потребителей, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или исполнителем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ***.

В судебном заседании также установлено, не оспаривалось представителем ответчика МУП «УК Спектр», что предприятие является ресурсоснабжающей организацией, до *** оказывало коммунальные услуги по отоплению, в том числе в жилой дом по адресу ***. Обслуживание внутридомового оборудования находилось в ведении управляющей компании ООО «УК ЖЭУ Киевский».

Факт предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества подтверждается актами проведения проверок и замеров температурного режима в квартире по адресу *** от 24.01.2018 г., 01.03.2018 г., 06.03.2018 г., в соответствии с которыми представителями МУП «УК Спектр», ООО «УК ЖЭУ Киевский» по обращению ФИО2 производились замеры температуры воздуха в помещениях квартиры. Согласно акта обследования жилого помещения от 06.03.2018 г. в двух спальнях стеклопакеты; окна утеплены в полном объеме, полы утеплены. Обогреватели работают постоянно. В зальной комнате температура составляет +18 градусов, спальня +19, кухня +17. Обследование жилого помещения 01.03.2018 г. произведено при включенных обогревателях в зальной комнате + 16 градусов, в спальне +18, в кухне + 19 (работает духовка). Таким образом, в результате обследования устанавливалось, что температура в квартире истцов не соответствует нормативам, отопительные приборы работают неудовлетворительно.

По факту несоответствия температурного режима в квартире законодательным нормам, ФИО2 обращалась в ООО «УК ЖЭУ Киевский» 08.12.2017 г., к руководителю службы жилищного надзора истица ФИО1 обращалась 31.01.2018 г.

В ходе проверок, проводившихся ООО «УК ЖЭУ Киевский» по жалобам граждан осуществлялся замер температуры теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности МУП «УК Спектр», которая проходит по наружной стене многоквартирного дома. В результате установлено на вводе в жилой дом ежедневное снижение температуры теплоносителя от установленной нормы составляет от 13 до 28 градусов, что приводит к нарушению теплового режима внутри жилых помещений.

Так, представителем третьего лица ООО «УК ЖЭУ Киевский» в материалы дела представлены температурные графики по отоплению *** за февраль-март 2018 г., в соответствии с которыми выявлен ежедневный недогрев сетевой воды.

При этом, график температуры выхода тепловой энергии с котельной *** в зависимости от температуры наружного воздуха на 2016-2017 г.г. утвержден директором МУП «УК Спектр», согласован с главой ФИО4.

Согласно акта обследования границы эксплуатационной ответственности (отопление) в многоквартирном доме по адресу ***, проведенного 01.03.2018 г. инженером ООО «УК ЖЭУ Киевский», ио абонентского отдела МУП «УК Спектр», была обследована граница эксплуатационной ответственности многоквартирного ***, при этом установлено, что при температуре наружного воздуха на момент замера -25 градусов, температура подающей магистрали составляет 47 градусов (при норме 74,4 град.), температура обратной магистрали 35 градусов (при норме 57,5 град.).

Согласно информации службы государственного жилищного надзора Иркутской области, в период с 22.03.2018 г. по 30.03.2018 г. службой проведена внеплановая выездная проверка качества предоставления коммунальной услуги по отоплению собственникам жилых помещений многоквартирного дома по адресу ***. в ходе проверки проведены замеры температуры воздуха внутри квартир, в том числе и 9. При этом температура не соответствовала нормативу (в жилых помещениях от +20 градусов С, в угловых +22 град. С), установленном приложением *** к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354. По результатам проверки Службой в отношении ресурсоснабжающей организации МУП «УК Спектр» оформлены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ. МУП «УК Спектр» выдано предписание обеспечить в границах эксплуатационной ответственности предоставление потребителям коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества, выполнить перерасчет платы за предоставление потребителям коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества с 22.03.2018 г. до момента устранения нарушения, в срок до 01.10.2018 г.

Сведения об устранении выявленных нарушений в материалы дела ответчиком не предоставлены.

Таким образом, исходя из имеющихся в материалах дела документов, в ходе рассмотрения дела, судом установлен факт предоставления МУП «УК Спектр» в границах эксплуатационной ответственности управляющей компании услуги отопления МКД по адресу ***, ненадлежащего качества.

Согласно ст. 123 (часть 3) Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом, в соответствии со ст. 35 ГК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Часть 1 ст.56 ГПК РФ возлагает обязанность по предоставлению доказательств на стороны.

Однако каких-либо доказательств надлежащего исполнения обязательств по предоставлению услуги отопления в границах эксплуатационной ответственности МУП «УК Спектр» суду не предоставлено, несмотря на то, что представитель ответчика в отзыве ссылается на обязанность управляющей организации ООО «УК ЖЭУ Киевский» отвечать за настройку внутридомовых инженерных систем и качество поставляемого ресурса конечному потребителю - жителям МКД, каких-либо доказательств того, что качество поставляемого ресурса не соответствует нормативам в связи с нарушением работы внутридомовых инженерных систем, а также доказательств надлежащего исполнения своих обязанностей по теплоснабжению в границах эксплуатационной ответственности, суду не предоставлено, в материалах дела таковые отсутствуют. В связи с чем, указанный довод представителя ответчика МУП «УК Спектр», суд не может принять во внимание.

Сделав вывод об установлении факта предоставления услуг по отоплению ненадлежащего качества, суд в то же время, приходит к выводу о невозможности удовлетворения исковых требований А-ных, ФИО3 об освобождении истцов от оплаты за отопление.

Так, в силу раздела 9 п.п. 98 - 101 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги. Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом или нежилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается: исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги - для жилых помещений; исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил, - для нежилых помещений. Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги отопления рассчитывается только в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии или когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам. Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

В силу пункта 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже + 18 °C (в угловых комнатах + 20 °C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже + 20 (+ 22 °C); в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000.

Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 05.00 часов) - не более 3 °C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C. При этом, отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

Из материалов дела следует, что акты о ненадлежащем качестве оказываемой коммунальной услуги по отоплению, оказанию этой услуги не в полном объеме, в установленном порядке за период с 22 марта 2018 г. по день рассмотрения дела не составлялись, данные о том, что истец обращался в управляющую организацию с заявлением о составлении таких актов, в материалах дела также отсутствуют.

Заявляя требования об обязании МУП «УК Спектр» освободить истцов от оплаты за отопление в полном объеме за период с 22.03.2018 г. по дату вынесения решения суда, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, обязывающей предоставить доказательства в обоснование своих требований, истцами соответствующих доказательств не предоставлено, при рассмотрении гражданского дела оснований для полного освобождения от оплаты за предоставление услуги по отоплению ненадлежащего качества, не установлено. С заявлением о производстве перерасчета платы за отопление в УК истцы не обращались.

Кроме того, истцами также не предоставлено доказательств ненадлежащего оказания услуг соответчиком МУП «УК Игирма», осуществляющего теплоснабжение с 15.09.2018 г. после прекращения ведения хозяйственной деятельности МУП «УК Спектр». В связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований, предъявленных к МУП «УК Игирма» об освобождении от платы за отопление по день вынесения решения суда, взыскании компенсации морального вреда с МУП «УК Игирма» за ненадлежащее оказание услуг по отоплению, отсутствуют.

Разрешая исковые требования истцов о взыскании морального вреда за нарушение их прав потребителя коммунальной услуги, суд приходит к следующему.

В силу ст.9 Федерального закона от 26 января 1996г. №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма (далее - наниматели), а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (далее - собственники), использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).

К спорным правоотношениям подлежит применению Закон РФ «О защите прав потребителей» поскольку в судебном заседании установлено нарушение ответчиком прав истца, как потребителя.

Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

На основании ст.151 ГК РФ компенсация морального вреда возлагается судом на нарушителя в случае, если его действиями нарушаются личные неимущественные права гражданина, либо в других случаях, предусмотренных законом.

Согласно ч.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В силу ч.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Учитывая, что суд пришел к выводу о том, что ответчиком МУП «УК Спектр» нарушены права ФИО1, ФИО2 как потребителя коммунальной услуги, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд полагает необходимым учесть тот факт, что на протяжении длительного времени истцы ФИО1, ФИО2 проживали в жилом помещении, без соответствующего отопления, в связи с чем испытывали дискомфорт, переживания за свое здоровье, здоровье близких родственников, стресс, поскольку неоднократные обращения по вопросу приведения отопления в норму, результатов не имели.

В подтверждение доводов об испытывании нравственных и физических страданий в результате ненадлежащего оказания коммунальной услуги ФИО1, ФИО2, в судебном заседании свидетельствовал Г., также проживающий в квартире.

С учетом степени вины ответчика и обстоятельств причинения вреда, суд полагает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей в пользу каждой из истиц ФИО1, ФИО2

В то же время, в судебном заседании установлено, не оспаривалось истцами ФИО1, ФИО2, что истица ФИО3 фактически в жилом помещении в спорный период времени не проживала, в связи с чем, по мнению суда, оснований для взыскания в ее пользу компенсации морального вреда в связи с ненадлежащее оказанной услугой по отоплению, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО2, ФИО1, ФИО3 к МУП «УК Спектр», МУП «УК Игирма» об освобождении потребителей от оплаты за тепловую энергию, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать действия МУП «УК Спектр» по предоставлению потребителям по адресу ***, услуги теплоснабжения ненадлежащего качества в период отопительного сезона 2017 – 2018 г.г., нарушающими права потребителей.

Взыскать с МУП «УК Спектр» в пользу ФИО2, ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей в пользу каждой.

В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО1, ФИО3 к МУП «УК Спектр» об освобождении потребителей от оплаты за тепловую энергию отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО1, ФИО3 к МУП «УК Игирма» об освобождении потребителей от оплаты за тепловую энергию, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к МУП «УК Спектр», МУП «УК Игирма» о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей отказать.

ФИО2, ФИО1 в удовлетворении исковых требований к МУП «УК Спектр», МУП «УК Игирма» о взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 рублей каждой, отказать.

Взыскать с МУП «УК Спектр» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться с 26.11.2018 г.

Судья Тимощук Ю.В.