РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Ессентукский городской суд ФИО3 края в составе:
председательствующего судьи Суюшовой С.А.,
с участием старшего помощника прокурора: ФИО6,
при секретаре судебного заседания: ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, ФИО2 края о признании незаконным бездействия, выразившееся в не обращении в Ессентукский межрайонный отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО3 краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества- гидротехнического сооружения, возложении обязанности по обращению с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора <адрес> обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки о признании незаконным бездействия, выразившееся в не обращении в Ессентукский межрайонный отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО3 краю с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнического сооружения, возложении обязанности по обращению с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения.
Определение суда в качестве соответчика привлечено ФИО2 края.
В судебном заседании старший помощник прокурора- ФИО6, заявленные исковые требования поддержала и суду пояснила, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в границах муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки расположены гидротехнические сооружения: берегоукрепительные сооружения на левом берегу <адрес> в районе законсервированного строительства - интерната для детей инвалидов, <адрес>; берегоукрепительные сооружения на правом берегу <адрес> в районе Воинской части <адрес>; берегоукрепительные сооружения на правом берегу реки Б. Ессентучок, <адрес>; водопроводящий лоток и противопаводковые мероприятия <адрес>, район Электросетей; берегоукрепительные сооружения ручья Капельный, <адрес> (балансодержатели) вышеуказанных ГТС отсутствуют, меры администрацией города к постановке бесхозяйных недвижимых вещей на учет, не принимаются. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническими сооружениями являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе, регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, обеспечивать разработку и современное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатациюгидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.Согласно п. 7.1, п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа, что отражено и в п. 7.1, п. 8 ч. 1 ст. 11 Устава МО городского округа города-курорта Ессентуки.В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривает выполнение комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, атакже на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Выполнение мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования в соответствии со ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Одним из основных условий обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, является определение их собственников, а также принятие мер по учету бесхозяйных гидротехнических сооружений. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечивать соблюдение требований Закона №117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния плотины пруда, обеспечивающего безопасность ее эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводк.Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнических сооружений, расположенных в границах муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки: берегоукрепительные сооружения на левом берегу <адрес> в районе законсервированного строительства Интерната для детей инвалидов, <адрес>; берегоукрепительные сооружения на правом берегу <адрес> в районе Воинской части <адрес>; Берегоукрепительные сооружения на правом берегу реки Б. Ессентучок, <адрес>; водопроводящий лоток и противопаводковые мероприятия <адрес>, район Электросетей; берегоукрепительные сооружения ручья Капельный, <адрес> № 117-ФЗ по обеспечению безопасности при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений. Бездействие администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций. Просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
ФИО2 администрации <адрес> (по доверенности) ФИО7, заявленные исковые требования не признала и суду пояснила, что исковые требования и.о. прокурора <адрес> к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившееся в не принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнические сооружения, расположенные в границах <адрес>, возложении обязанности о принятии на учет гидротехнических сооружений не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно сведениям Федерального агенства водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления реки Подкумок, Бугунта и Большой Ессентучек внесены в государственный водный реестр и являются федеральной собственностью. В силу Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов при использовании водных объектов обладают следующими правами и обязанностями. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:самостоятельно осуществлять использование водных объектов; осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах; пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности. В соответствии со ст. 31 Водного кодекса РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Государственный водный реестр создается в целях информационногообеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования иразработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Из вышеизложенных правовых норм следует, что оформление прав на гидротехнические сооружения расположенные на реках Подкумок, Бугунта входит в компетенцию федеральных органов власти. Кроме того, Комитетом по муниципальной собственности <адрес> в адрес Прокуратуры города было направлено письмо за № от 06.03.2014г. ( ответ на представление Прокуратуры <адрес> от 05.02.2014г. № 07-4/1-2014), в котором сообщалось, что согласно ежегодным отчетам «Об итогах работы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО3 края» Министерством проводятся берегоукрепительные работы Подкумок и строительство водопроводящего лотка реки Бугунта. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
ФИО2 края и Министерства природных ресурсов и окружающей среды ФИО3 края (по доверенности) ФИО8, заявленные исковые требования в части возложения обязанностей на администрацию <адрес> поддержала и суду пояснила, что статьей 9 Закона №117-ФЗ установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения, в том числе он обязан обеспечивать: соблю_дение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструк_ции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; разработку и свое_временное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооруже_ния; проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооруже_ния, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Фе_дерации (далее- ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, не_движимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объек_ты незавершенного строительства. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ог_раничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государствен_ной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (пункты 1,3 статьи 131 ГК РФ).Так, в соответствии со статьей 7 Закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения вносятся в ФИО1 регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр). Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.В целях государственной регистрации и учета гидротехнических со_оружений, а также сбора, обработки, хранения и распространения информа_ции о количественных и качественных показателях состояния гидротехниче_ских сооружений постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от 03.11.2012) «О порядке формирования и веде_ния ФИО1 регистра гидротехнических сооружений» формирование и ведение ФИО1 регистра гидротехнических сооружений возложено на федеральный орган исполнительной власти - Федеральное агентство водных ресурсов. Согласно пункту «ж» статьи 4 постановления ФИО2 Россий_ской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от 28.01.2011) «Вопросы Феде_рального агентства водных ресурсов» одной из основных функций Феде_рального агентства водных ресурсов является: ведение государственного рее_стра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и ФИО1 регистра гидротехнических сооружений, осуществ_ление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования. <адрес> край входит в пятерку наиболее паводкоопасных ре_гионов Российской Федерации, вопросу обеспечения безопасности ГТС уде_ляется большое внимание со стороны уполномоченных органов в данной сфере деятельности, также и правоохранительными органами. Прокурорской проверкой в части обеспечения безопасности гидротех_нических сооружений на территории муниципального образования городско_го округа город-курорт Ессентуки ФИО3 края установлено, что гидротехнические сооружения (ГТС): берегоукрепительные сооружения на правом берегу <адрес> в районе Воинской части, <адрес>; бере_гоукрепительные сооружения на левом берегу <адрес> в районе закон_сервированного строительства Интерната для детей инвалидов, <адрес>; берегоукрепительные сооружения на правом берегу реки Б.Ессентучок, <адрес>; водопроводящий лоток и противопаводко_вые мероприятия <адрес>, район Электросетей; берегоукрепительные со_оружения ручья Капельный, <адрес> - являются вещами бесхозяйными. В ФИО1 регистр гидротехнических сооружений включено 4046 тыс. комплексов гидротехнических сооружений, в том числе 51 комплекс гидротехнических сооружений в ФИО3 крае. Указанные комплек_сы находятся в федеральной собственности и эксплуатируются федеральным бюджетным государственным учреждением «Управление «Ставропольмелиоводхоз». <адрес> входит в пятерку наиболее паводкоопасных ре_гионов Российской Федерации (наиболее паводкоопасными территориями края являются Георгиевский, Кочубеевский, Минераловодский, Предгорный и <адрес>ы, <адрес>, города-курорты Ессентуки, Кисло_водск и <адрес>) для обеспечения защиты территории края от негативного воздействия вод необходимо обеспечить безопасную эксплуата_ции гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных), осуществить реконструкцию и капитальный ремонт сооружений, имеющих пониженный уровень безопасности; осуществить комплекс мер по строительству соору_жений инженерной защиты; ликвидировать бесхозяйные гидротехнические сооружения путем постановки их на баланс эксплуатирующими организа_циями края или вывода из эксплуатации. В соответствии со статьей 5 Закона №117-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротех_нических сооружений: на основе общих требований к обеспечению безопас_ности гидротехнических сооружений, в том числе разрабатывают и реализу_ют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, на_ходящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капи_тальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые нахо_дятся на территориях субъектов Российской Федерации.Так, постановлением ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №468-п введена в действие Подпрограмма «Развитие водохозяй_ственного комплекса» Государственной программы ФИО3 края «Охрана окружающей среды», предусматривающая ежегодное приведение гидротехнических сооружений в крае (в том числе бесхозяйных) в безопас_ное техническое состояние на период 2014-2016 годы.Прокурорской проверкой в части обеспечения безопасности гидротех_нических сооружений на территории муниципального образования городско_го округа город-курорт Ессентуки ФИО3 края установлено, что гидротехнические сооружения (ГТС): берегоукрепительные сооружения на правом берегу <адрес> в районе Воинской части, <адрес>; бере_гоукрепительные сооружения на левом берегу <адрес> в районе закон_сервированного строительства Интерната для детей инвалидов, <адрес>; берегоукрепительные сооружения на правом берегу реки Б.Ессентучок, <адрес>; водопроводящий лоток и противопаводко_вые мероприятия <адрес>, район Электросетей; берегоукрепительные со_оружения ручья Капельный, <адрес> - являются вещами бесхозяйными.В силу части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи при_нимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправ_ления, на территории которого они находятся.Просила суд заявленные исковые требования удовлетворить.
ФИО2 Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ФИО3 краю, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав объяснения помощника прокурора, ФИО2 администрации <адрес>, ФИО2 края, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Фе_дерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, не_движимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объек_ты незавершенного строительства. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ог_раничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государствен_ной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (пункты 1,3 статьи 131 ГК РФ).
В силу положений статей 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в границах муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки имеются берегоукрепительные сооружения на левом берегу <адрес> в районе законсервированного строительства Интерната для детей инвалидов, <адрес>; берегоукрепительные сооружения на правом берегу <адрес> в районе Воинской части <адрес>, берегоукрепительные сооружения на правом берегу реки Б. Ессентучок, <адрес>, водопроводящий лоток и противопаводковые мероприятия <адрес>, район Электросетей; берегоукрепительные сооружения ручья Капельный, <адрес> в <адрес>.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Участвующий в рассмотрении дела ФИО2 Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО3 края (По доверенности) ФИО8, подтвердила, что спорный объект является гидротехническим сооружением.
Доказательств, опровергающих вышеуказанное, ФИО2 администрации, суду не представлено.
Данные гидротехнические сооружения не имеют собственника, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвиимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.
Гидротехнические сооружения, расположенные на территории муниципального образования городского округа города курорта Ессентуки, использовать необходимо и целесообразно, поскольку <адрес> входит в пятерку наиболее паводкоопасных ре_гионов Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с п. 7 ч. 1 статьи 15 этого же закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, что предполагает осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Таким образом, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Частью 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования городского округа города -курорта Ессентуки, необращение данного муниципального образования в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Довод ФИО2 администрации городского округа города-курорта Ессентуки о том, что орган местного самоуправления самостоятельно принимает решение о признании имущества бесхозяйным, и понуждение его к совершению данного действия является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в данном случае противоречит нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Отсутствие собственника спорного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
По смыслу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать.
Уставом муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки ФИО3 края от (в ред.решения Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 104) к вопросам местного значения данного муниципального образования относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа( п.3 ст.11); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (п.8 ст.11); организация и осуществление мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 11 ст.11).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, не опровергнуты, и сомнений в их достоверности не вызывают.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Собственники гидротехнических сооружений (эксплуатирующие организации) обязаны организовывать эксплуатацию объекта в соответствии с правилами эксплуатации гидротехнического сооружения, а также обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.
Правила эксплуатации гидротехнического сооружения разрабатываются собственником или эксплуатирующей организацией и подлежат согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в отношении судоходных гидротехнических сооружений и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении остальных гидротехнических сооружений (Постановление ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений")).
Организация эксплуатации гидротехнических сооружений должна быть направлена на обеспечение их безопасности, работоспособного состояния, соблюдение норм безопасности, требований охраны окружающей среды.
Эксплуатация гидротехнических сооружений осуществляется эксплуатационной службой, деятельность которой регламентируется производственными и должностными инструкциями, являющимися локальными актами организаций. Гидротехнические сооружения закрепляются за инженерно-техническими работниками, несущими ответственность за их эксплуатацию.
Эксплуатационные службы должны обеспечивать систематические наблюдения за состоянием гидротехнических сооружений, в том числе регулярные инструментальные измерения, разработку и выполнение мероприятий, обеспечивающих эффективность эксплуатации и уменьшающих отрицательное экологическое влияние на окружающую среду, ведение технической документации по оценке состояния сооружений, своевременное проведение ремонтных работ.
Разрешая требования прокурора по существу, суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность на администрацию муниципального образования города-курорта Ессентуки по совершению действий, направленных по принятию на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения.
При этом суд, суд исходит из того, что невыполнение органом местного самоуправления данной обязанности влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий и возлагает на администрацию муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки обязанность обратиться в течении одного года (данный срок суд считает целесообразным и разумным) после вступления решения суда в законную силу в Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО3 краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, расположенных в границах муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки- берегоукрепительные сооружения на левом берегу <адрес> в районе законсервированного строительства Интерната для детей инвалидов, <адрес>; берегоукрепительные сооружения на правом берегу <адрес> в районе Воинской части <адрес>, берегоукрепительные сооружения на правом берегу реки Б. Ессентучок, ос. Белый Уголь, водопроводящий лоток и противопаводковые мероприятия <адрес>, район Электросетей; берегоукрепительные сооружения ручья Капельный, <адрес> в <адрес>.
В то же время доводы администрации, что данные сооружения должны быть приняты на баланс ФИО2 края, подтверждения не нашли.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации муниципальной образования городского округа города- курорта Ессентуки, выразившееся в не обращении в Ессентукский межрайонный отдел управления Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии по ФИО3 краю с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнических сооружений, расположенных в границах муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки- берегоукрепительные сооружения на левом берегу <адрес> в районе законсервированного строительства Интерната для детей инвалидов, <адрес>; берегоукрепительные сооружения на правом берегу <адрес> в районе Воинской части <адрес>, берегоукрепительные сооружения на правом берегу реки Б. Ессентучок, <адрес>, водопроводящий лоток и противопаводковые мероприятия <адрес>, район Электросетей; берегоукрепительные сооружения ручья Капельный, <адрес> в <адрес>.
Возложить на администрацию муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки обязанность обратиться в течении шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО3 краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, расположенных в границах муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки- берегоукрепительные сооружения на левом берегу <адрес> в районе законсервированного строительства Интерната для детей инвалидов, <адрес>; берегоукрепительные сооружения на правом берегу <адрес> в районе Воинской части <адрес>, берегоукрепительные сооружения на правом берегу реки Б. Ессентучок, ос. Белый Уголь, водопроводящий лоток и противопаводковые мероприятия <адрес>, район Электросетей; берегоукрепительные сооружения ручья Капельный, <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.
Председательствующий: