ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-956/2021 от 09.08.2021 Реутовского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Реутовский городской суд <адрес> в составе: председательствующего федерального судьи Волковой Э.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и обязании заключить договор социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратилась с исковым заявлением в суд к Администрации <адрес>, в котором просит:

- признать за ФИО5 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.

- обязать Администрацию <адрес> заключить с ФИО5 договор социального найма на <адрес> по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что истец зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГг. в двухкомнатной квартире (кадастровый ) расположенной по адресу: <адрес>. Спорная квартира была предоставлена ФИО4 (дедушка истца) как работнику СУ «Мособллифтремонт» на основании Удостоверения Исполнительного <адрес> совета депутатов трудящихся (серия ) от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия служебной жилой площади. Вместе с ФИО4 право на вселение и проживание имели два сына: ФИО2 и ФИО3 (отец истца). ФИО4 (дедушка истца, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>) умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти VI-ИК . ФИО2 (дядя истца) умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти VI-ИК . ФИО3 (отец истца, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>) умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-ИК . ФИО3 являлся сыном ФИО4, что подтверждается свидетельство о рождении V-ИК . Истец является дочерью ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении I-ИК . Истцу при рождении (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения <адрес>) была присвоена фамилия родителей «ФИО10». ДД.ММ.ГГГГ истец переменил фамилию на «Назарова», что подтверждается свидетельством о перемене имени I-ИК . ДД.ММ.ГГГГ истец вступил в брак и была присвоена фамилия «ФИО5», что подтверждается свидетельством о заключении брака III-ИК . ДД.ММ.ГГГГ г.г. истец неоднократно обращалась в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении возможности оформить договор социального найма, заключении договора передачи квартиры в собственность (в порядке приватизации), исключении из специализированного жилищного фонда. По всем обращениям истцу было отказано в удовлетворении просьб. В своих ответах Администрация <адрес> указывает на отсутствие документа подтверждающего право пользование спорной квартирой и отнесение спорной квартиры к специализированному жилищному фонду (служебное помещение). Как указывает истец, с ДД.ММ.ГГГГ года Администрация города не имела правовых оснований к использованию квартиры в качестве служебной, поскольку она не закреплялась за муниципальными предприятиями и учреждениями. Никто не состоял в трудовых отношениях с муниципальным образованием. Не предъявляя никаких требований о выселении, Администрация города фактически согласилась с тем, что семья истца занимала данную квартиру фактически по договору социального найма. Истец зарегистрирован в спорной квартире, проживает там постоянно, это его единственное место жительства, несет обязанности по содержанию жилья, а также оплату и намерена реализовать свое право на приватизацию. Решить данный вопрос другим способом у истца не имеется возможности. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру отсутствуют. В графе отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду данные отсутствуют. С 1992 года спорное жилое помещение стало относиться к муниципальному жилищному фонду в связи с переходом права собственности от государства к органам местного самоуправления (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации <адрес>). В настоящее время, как указывает истец, спорная квартира не является служебной и утратила статус таковой со дня ее поступления в муниципальную собственность. Факт принятия решения о передаче служебного жилого помещения, которое находилось в государственной собственности и было закреплены за государственным предприятием СУ «Мособллифтремонт», в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. В свою очередь Администрация <адрес>, получив в муниципальную собственность спорную квартиру с проживающим в ней, не имела правовых оснований к ее использованию в качестве служебной, так как спорная квартира не закреплялась за муниципальными предприятиями или учреждениями. Как считает истец, она на законных основаниях приобрела право пользования спорной квартирой после поступления ее в муниципальную собственность, не мог быть установлен режим ее использования в качестве служебной относительно ее нового собственника - муниципального образования Администрация <адрес>, так как и ранее действовавшим жилищным законодательством и действующим ЖК РФ, установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений (ст. 93 ЖК РФ).

Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещена, направила в суд своего представителя.

Представитель истца (по доверенности ФИО9) в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Ответчик Администрация <адрес> направила в суд представителя (по доверенности ФИО7), которая в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменном отзыве, суть которого сводится к следующему: Спорное жилое помещение, а именно служебная жилая площадь была предоставлена в 1979 году ФИО4, о чем свидетельствует удостоверение серии 01 на право занятия служебной жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ. На момент предоставления служебной квартиры действовал Жилищный Кодекс РСФСР, в соответствии с которым, согласно ст. 105 служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Что подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации": В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до ДД.ММ.ГГГГ законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР). Как указывает сторона ответчика, спорная квартира никогда не была в хозяйственном ведении или оперативном управлении СУ «Мособллифтремонт» и иных организаций, а также никогда не являлась общежитием, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, где сказано, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью с года его постройки, а именно с 1964 <адрес> ответчик считает ссылку истца на ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», где сказано, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, безосновательной. Спорная квартира относится к специализированному жилищному фонду и является служебной. Решения об исключении квартиры из специализированного жилого фонда Администрацией <адрес> не принималось. В своем исковом заявлении истица ссылается на ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», с чем Администрация <адрес> также не может согласиться. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, имеют право приобрести эти помещения в собственность. Однако, в силу ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Вопросы снятия упомянутого выше статуса и предоставления права на приватизацию служебного жилого помещения относятся к компетенции собственника такого жилого помещения. Приватизация служебных жилых помещений представляет собой отчуждение собственности публично-правового образования в пользу граждан и тем самым - реализацию собственником права распоряжаться принадлежащим ему имуществом (статья 35, часть 2 Конституции Российской Федерации). Соответственно, понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него служебных жилых помещений в собственность граждан путем установления оснований и условий приватизации является ограничением прав собственности, которое - в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - может вводиться только федеральным законом. Федеральный законодатель, исходя из возможности изменения потребностей публично-правовых образований в служебных жилых помещениях с учетом заинтересованности проживающих в них граждан в приватизации этих помещений и преследуя цель соблюдения необходимого баланса прав граждан и муниципальных образований как собственников жилищного фонда, предоставил частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственникам право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их тем самым из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Такие решения являются исключением из общего правила, установленного частью первой той же статьи, и не могут предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан. Следовательно, положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П). Как было указано, квартира предоставлялась ФИО4, 1938 года рождения, как служебная. ДД.ММ.ГГГГФИО4 умер, о чем свидетельствует свидетельство о смерти . Истица, ФИО5 отношения к служебной квартире не имеет, в трудовых отношениях ни с органом местного самоуправления, ни с муниципальным унитарным предприятием или учреждением не состоит. Прописана в спорной квартире с года. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного Кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). В соответствии со ст. 52 и п.2 ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Как указывает ответчик, ФИО5 никогда не обращалась с заявлением в Администрацию <адрес> для постановки ее на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении. Соответственно, Администрацией <адрес> не принималось решение о признании ФИО5 малоимущей и принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях (справка Администрации <адрес>).

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, и оценив с учётом статьи 67 ГПК РФ, представленные суду доказательства, находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Исходя из положений ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что спорная квартира расположена по адресу: <адрес>.

Согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ. за из реестра муниципального имущества городского округа <адрес>, является муниципальной собственностью (с года постройки – 1962 – и по настоящее время числится в реестре муниципальной собственности муниципального образования «городской округ Реутов» как служебная) на основании Постановления Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58).

В соответствии со статьями 47, 105 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) основанием для вселения в жилое помещение является ордер. Однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживании в ней и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.

В соответствии со статьями 50, 51, 106 ЖК РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.

Согласно ст. 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, но носят длящийся характер, руководствуясь положениями ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР.

Положениями ч. 2 ст. 297 ГК РСФСР было предусмотрено, что жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру.

Судом установлено, что жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, занимаемое истцом предоставлено ФИО4 для временного поселения, ордер не выдавался.

Основанием предоставления являлось решение Реутовского Исполкома райсовета от ДД.ММ.ГГГГ N 413/15 "Об утверждении протоколов жилищной комиссии" ФИО4 было выдано удостоверение на право занятия служебной жилой площади в составе семьи из двух человек (два сына): ФИО2 и ФИО3 (отец истца), в безордерное жилое помещение - квартиру по адресу: <адрес>, жилой площадью 30,9 кв. м.

Из удостоверения серия 01 от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия служебной жилой площади усматривается, что ФИО4, работающему в СУ «Мособллифтремонт» в должности «электромеханик», предоставляется служебная жилая площадь на период его работы в данной должности. Служебная жилая площадь находится в доме местного Совета, ведомства.

Таким образом, с ФИО4 фактически был заключен договор найма служебного жилого помещения.

Кроме того, в указанном удостоверении в примечании указано, что в случае прекращения работы в данной организации указанная служебная жилая площадь должна быть освобождена в 10-дневный срок совместно со всеми проживающими (л.д.13).

В соответствии со статьями 50, 51, 106 Жилищного кодекса РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.

Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрирована: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., постоянно с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-43).

ФИО4 (дедушка истца, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>) умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.18).

ФИО2 (дядя истца) умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.20).

ФИО3 (отец истца, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>) умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.19).

ФИО3 являлся сыном ФИО4, что подтверждается свидетельство о рождении (л.д.9).

Истец является дочерью ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении .

Истцу при рождении (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения <адрес>) была присвоена фамилия родителей «ФИО10». ДД.ММ.ГГГГ истец переменил фамилию на «Назарова», что подтверждается свидетельством о перемене имени .

ДД.ММ.ГГГГ истец вступил в брак и была присвоена фамилия «ФИО5», что подтверждается свидетельством о заключении брака .

Согласно выписке из домовой книги, спорная квартира является отдельной муниципальной (служебной) (л.д.41).

В силу ст. 49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно справке, представленной Администрацией <адрес>, ФИО5 не состоит и ранее не состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городском округе Реутов (л.д.67,72).

Согласно пояснениям данным в судебном заседании представителем администрации <адрес>ФИО5 зарегистрирована по спорному адресу, оплату за спорное жилое посещение и коммунальные услуги производит. Факт использования истцом квартиры для проживания подтверждается пояснениями представителя ответчика.

Несение расходов по содержанию указанной квартиры само по себе не свидетельствует о возникновении у истца права пользования указанным жилым помещением.

Согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения.

Исходя из положений ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ст.99 ЖК РФ).

По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ч.1 ст.100 ЖК РФ).

Отказывая ФИО5 в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения, поскольку на момент предоставления квартира являлась муниципальной собственностью и не могла быть предоставлена ФИО4 и истцу по договору социального найма, поскольку на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО5 не состояла, а ФИО4 прибыл в данное жилое помещение и его вселение являлось временным на период трудовых отношений.

Спорное жилое помещение является муниципальной собственностью Администрации <адрес> с года его постройки, а именно ДД.ММ.ГГГГ то есть ранее, чем было принято решение исполнительного комитета Реутовского городского совета народных депутатов <адрес> N 413/15 "Об утверждении протоколов жилищной комиссии", изданное только ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах ФИО4 не мог приобрести право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, поскольку он был вселен в спорное жилое помещение уже после передачи его в собственность Администрации <адрес>.

Спорная квартира никогда не была в хозяйственном ведении или оперативном управлении СУ «Мособллифтремонт» и иных организаций, а также никогда не являлась общежитием, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, суд полагает возможным в удовлетворении исковых требований истца о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и обязании заключить договор социального найма отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления ФИО5 к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и обязании заключить договор социального найма – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Реутовский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: (подпись) Э.О. Волкова

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:

Секретарь:

Решение НЕ вступило в законную силу.

Судья:

Секретарь: