В окончательной форме решение изготовлено 29.11.2021.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Сумбаевой С.П.,
при секретарях судебного заседания Жарких Е.В., Делимовой Н.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика администрации городского округа Краснотурьинск ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа Краснотурьинск, Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, ФИО3 о возложении обязанности по включению многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, выполнении капитального ремонта общего имущества жилого дома, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации городского округа Краснотурьинск, Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности по включению многоквартирного жилого дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области. В обоснование иска указав, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен> В 2016 году многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес обезличен> был исключен из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области на 2015-2044 годы, в связи с высоким уровнем износа его основных конструктивных элементов. Считая, данное решение незаконным и нарушающим права собственников, истец просит обязать Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области включить многоквартирный жилой дом, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области с последующим выполнением капитального ремонта.
Определением суда от <дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Свердловской области.
В судебном заседании, состоявшемся <дата обезличена>, истец ФИО1 изменил исковые требования, просит суд включить многоквартирный дом в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, возложить на администрацию городского округа Краснотурьинск, Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области обязанность выполнить капитальный ремонт общего имущества жилого дома, а также взыскать с ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Определением суда, вынесенным в протокольной форме 26.10.2021, к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО3, в связи с заявлением требований о взыскании с него денежной компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что он не согласен со сметой, которая представлена ответчиком администрацией городского округа Краснотурьинск, поскольку она составлена с помощью программного обеспечения гранд-смета, не указаны часть необходимых реквизитов, наименования работ не соответствуют перечню работ и услуг, не указана общая стоимость работ. Он не согласен с арифметическим расчетом, который был произведен помощником прокурора Максимовым Р.П., при сравнении со стоимостью ремонта аналогичных домой, становится ясным, что рассчитанная сумма недостаточна. Администрацией городского округа неоднократно принимались постановления об утверждении краткосрочного плана, при этом каждый раз предыдущее постановление отменялось. Требование о взыскании компенсации морального вреда с ФИО3 обосновывает тем, что официальные ответы, которые он подписывал, приносили ему страдания, он был вынужден переживать, испытывал стресс, поскольку ремонт дома не был сделан. Попал в больницу, поскольку из-за стресса его иммунитет ослаб, в связи с чем он заболел коронавирсной инфекцией. Он заинтересован в капитальном ремонте дома, в котором он проживает, поскольку он его полностью устраивает и не желает переезжать. Просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации городского округа Краснотурьинск ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснив, что вопросами проведения капитального ремонта администрация не занимается, на территории Свердловской области эти функции возложены на Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, которые в свою очередь руководствуются Региональной программой капитального ремонта. В августе 2016 года направлялось письмо с просьбой о рассмотрении вопроса об исключении домов из Региональной программы капитального ремонта, однако решение об исключении ряда домов, в том числе и дома, в котором проживает истец, было принято Правительством Свердловской области, а не администрацией городского округа Краснотурьинск. В 2017 году прокуратурой г. Краснотурьинска проводилась проверка по вопросу исключения дома из Региональной программы, нарушений выявлено не было, при этом был сделан вывод о том, что ремонт дома экономически не целесообразен. В связи с изложенным возложить обязанность на администрацию по проведению капитального ремонта невозможно, поскольку это не полномочия администрации. Она согласна с доводами, изложенными в возражениях Регионального фонда.
Представитель ответчика Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в судебное заседание не явился, направив письменный отзыв на иск, согласно которого Региональная программа капитального ремонта утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительством Свердловской области, непосредственно подготовку региональной программы осуществляет уполномоченный орган – Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Свердловской области. Участие регионального оператора ограничивается предоставлением в уполномоченный орган сведений о выполненных работах по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в связи с изложенным региональный оператор не может самостоятельно определять содержание региональной программы, включать или исключать из нее дома, а до включения дома в программу не имеет права организовывать проведение каких-либо работ или оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества в нем. На основании предложения администрации городского округа Краснотурьинск, направленного в соответствии с п. 3 ст.10 Закона Свердловской области от 19.12.2013 №127-ОЗ, многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец, Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 №493-ПП был исключен из региональной программы капитального ремонта.
Кроме того для организации региональным оператором капитального ремонта общего имущества в МКД необходима совокупность условий, предусмотренных ЖК РФ, а именно наличие дома в Региональной программе капитального ремонта, определяющей перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, а также сроки их оказания и выполнения; принятие собственниками помещений в доме решения о проведении капитального ремонта в соответствии с ч. 5 ст.189 ЖК РФ и направлен его региональному оператору либо принятие органом местного самоуправления решения о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта при отсутствии соответствующего решения собственников. Поскольку дом исключён из программы капитального ремонта у администрации городского округа Краснотурьинск отсутствовали основания для принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в доме, а у регионального оператора – основания для организации проведения такого ремонта.
Представитель третьего лица Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, направив письменный отзыв на иск, в котором указал на несогласие с заявленными требованиями, поскольку формирование Региональной программы осуществлялось в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 30.01.2014 №68-РП «О подготовке региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», ее актуализация осуществляется в соответствии со ст.10 Закона №127-ОЗ по мере необходимости в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы, с учетом направляемых предложений путем принятия Правительством Свердловской области соответствующего правового акта. Постановление Правительства Свердловской области от 19.08.2015 №756-ПП «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы» (на которое ссылается истец) является недействующей редакцией и утратило свою силу и не используется при разрешении вопросов об организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Спорный жилой дом аварийным и подлежащим сносу не признавался, изначально был включен в Региональную программу капитального ремонта с плановыми сроками выполнения работ: в 2018-2020 годах- ремонта внутридомовых инженерных систем, фундамента и подвальных помещений, в 2039-2041 годах – ремонта крыши и фасада. Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 №493-ПП дом был исключен из региональной программы. При этом собственники помещений в многоквартирных домах не наделены правом инициировать изменения в Региональную программу. При принятии решения об исключении дома руководствовались предложением администрации городского округа Краснотурьинск об исключении дома, учитывая фактическое состояние дома, объем поступающих взносов и предварительную стоимость капитального ремонта. Кроме того, Министерство также учитывало, что срок эксплуатации дома, основными конструктивные элементы которого являются деревянными, составляет 50 лет, следовательно, срок его эксплуатации завершился в 2002 году. Размер фонда капитального ремонта, сформированного собственниками помещений в доме на счете регионального оператора, недостаточен для оплаты минимально необходимых работ и услуг по капитальному ремонту дома. При этом региональный оператор не наделен полномочиями по включению домов в Региональную программу, оснований для включения дома в региональную программу в настоящее время не имеется. Собственники жилых помещений также вправе обратиться в адрес регионального оператора за получением ранее уплаченных взносов на капитальный ремонт на цели сноса или реконструкции дома. Безосновательно определение по внесению изменений в Региональную программу, минуя нормы законодательства, устанавливающие порядок формирования, актуализации и реализации Региональной программы, участников таких отношений, а также используемые сведения. Обоснованность исключения дома из региональной программы проверялась прокуратурой по заявлению истца. Требование совершить определенные действия может следовать как результат признания действий (бездействия) или решений органов власти незаконными, для сего необходимо установить несоответствие оспариваемых действий или решений нормам действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов истца. Таких обстоятельств не установлено.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, ходатайств в адрес суда не направлял.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом надлежащего извещения участников процесса, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме регулирует жилищное законодательство. Определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отнесено к числу полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4 и пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положениями части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях, которые перечислены в обозначенной норме, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее по тексту – Закон №127-ОЗ).
Статья 8 названного регионального закона устанавливает необходимый объем сведений, которые включает в себя Региональная программа капитального ремонта, а также предусматривает случаи, когда многоквартирные дома, расположенные на территории Свердловской области, не включаются в Региональную программу капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 №306-ПП.
Актуализация Региональной программы осуществляется в соответствии со ст.10 Закона №127-ОЗ, предусматривающей, что актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется путем внесения в нее изменений, осуществляется в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы.
Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется по мере необходимости, но не реже чем один раз в год, с учетом требований федерального закона, предложений, направляемых в уполномоченный орган иными исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления и региональным оператором.
В августе 2016 года администрация городского округа Краснотурьинск обратилась в адрес Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства и Регионального оператора с предложением исключить дом, расположенный по адресу: <...>, из Региональной программы по основаниям, предусмотренным ст. 8 Закона №127-ОЗ, исходя из фактического состояния дома, объема поступающих взносов и предварительной стоимости капитального ремонта (л.д.15).
Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 № 493-ПП внесены изменения в Постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы", в частности многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, исключен из перечня домов, подлежащих ремонту.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации вытекают следующие предписания федерального законодателя.
По общему правилу Региональная программа капитального ремонта включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Не включаются в Региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Рассматриваемый в данном деле многоквартирный дом (<адрес обезличен>) не признавался подлежащим сносу или реконструкции, что не оспаривается сторонами.
При этом, одновременно федеральный законодатель в обозначенной норме Жилищного кодекса Российской Федерации допускает право и возможность субъектов Российской Федерации не включать в Региональную программу капитального ремонта на основании положений регионального законодательства следующие многоквартирные дома:
- физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов,
- если совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, статья 8 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" определяет объем сведений, подлежащих включению в Региональную программу капитального ремонта. Региональный законодатель установил, что Региональная программа капитального ремонта включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением:
- многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
- многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов;
- многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым уполномоченным органом;
- многоквартирных домов, в которых имеется менее чем три квартиры;
- многоквартирных домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном настоящим Законом, приняты решения о сносе или реконструкции;
Именно ст. 8 Закона N 127-ОЗ явилась основанием для исключения рассматриваемого дома из Региональной программы капитального ремонта.
Рассматривая исковые требования к администрации городского округа Краснотурьинск, Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области суд приходит к следующему.
Статья 182 часть 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Во исполнение указанных положений издано Постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2014 N 37-ПП, которым утвержден Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области.
Как следует из п.19 указанного Порядка по результатам сбора, обобщения и анализа информации о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, региональный оператор составляет перечень многоквартирных домов, в отношении общего имущества которых проведены работы по капитальному ремонту за отчетный период.
Указанный перечень направляется региональным оператором в орган исполнительной власти Свердловской области, уполномоченный на формирование региональной программы капитального ремонта, в целях осуществления актуализации указанной программы не позднее 10 июля и 10 декабря соответственно.
Таким образом, для организации региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме необходима совокупность условий, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации:
- наличие дома в Региональной программе капитального ремонта, определяющей перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, а также сроки их оказания и выполнения;
- принятие собственниками помещений в доме решения о проведении капитального ремонта в соответствии с ч. 5 ст.189 ЖК РФ и направлен его региональному оператору либо принятие органом местного самоуправления решения о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта при отсутствии соответствующего решения собственников.
Из указанного следует, что Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области и администрация городского округа Краснотурьинск, являются лишь исполнителями Региональной программы капитального ремонта и не наделены полномочиями самостоятельного включения в неё многоквартирных домов, а также осуществления капитального ремонта многоквартирных домов, не включенных в Региональную программу.
При этом вопрос соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Постановления Правительства Свердловской области от 05.07.2017 №493-ПП, а именно Перечня домов, включенных в Региональную программу капитального ремонта (в котором отсутствует многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец), подлежит проверке в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и относится к подсудности областного суда в качестве суда первой инстанции.
Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Требования ФИО1 о взыскании денежной компенсации морального вреда с ФИО3, в связи с тем, что ответы на обращения истца, которые были подписаны указанным ответчиком, как заместителем главы городского округа Краснотурьинск, причиняли ФИО1 физические и нравственные страдания, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку все ответы на обращения были подписаны ФИО3, действующим в пределах его полномочий и при исполнении должностных обязанностей.
При этом ответы, подписанные заместителем главы городского округа Краснотурьинск ФИО3, не признаны не соответствующими действующему законодательству, какого – либо нарушения прав истца действиями либо бездействиями ответчика решением суда не установлено.
На основании установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к администрации городского округа Краснотурьинск, Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, ФИО3 о возложении обязанности по включению многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, выполнении капитального ремонта общего имущества жилого дома, взыскании компенсации морального вреда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 196 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования исковые требования ФИО1 к администрации городского округа Краснотурьинск, Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, ФИО3 о возложении обязанности по включению многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, выполнении капитального ремонта общего имущества жилого дома, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: судья (подпись) С.П. Сумбаева