ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-957 от 22.10.2010 Рамонского районного суда (Воронежская область)

                                                                                    Рамонский районный суд Воронежской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Рамонский районный суд Воронежской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-957/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2010 года

п. Рамонь Воронежской области

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Бородкина С.А.

с участием помощника прокурора Рамонского района Колесовой М.Г.

заявителя Хрипунова Г.М.

представителя заинтересованного лица - Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Бредихина А.С.

при секретаре Аверковой Т.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хрипунова Г.М. о признании решения Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района противоречащим закону и недействующим с момента его принятия,

УСТАНОВИЛ:

Хрипунов Г.М. обратился с заявлением о признании решения Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района № 27 от 19.05.2010 года в части установления нормативов потребления холодной воды противоречащим закону и недействующим с момента его принятия, мотивируя следующим:

Решением Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района от 19.05.2010 года № 27 утверждены и введены в действие с 01.01.2010 года нормативы потребления коммунальных услуг для населения при отсутствии приборов учета, действующие до настоящего времени. Данное решение обнародовано в установленном порядке 19.05.2010 года. Указанным муниципальным правовым актом норматив потребления холодной воды установлен в размере 5,3 куб. м в месяц на 1 человека. Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (органами государственной власти). Вышеуказанные нормативы были определены с применением расчетного метода в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306. Расчетом норматива потребления холодной воды в соответствии с Приложением (формулой 7) к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, установлено, что норматив холодного водоснабжения равен 3,34 куб. м в месяц на 1 человека, что значительно ниже норматива, установленного оспариваемым решением, в размере 5,3 куб.м в месяц на 1 человека. Незаконным принятием данного решения и, следовательно, незаконным установлением нормативов потребления в повышенном размере нарушаются права заявителя на оплату коммунальных услуг в размере, предусмотренном законодательством, и возлагается обязанность по внесению платы за водоснабжение в повышенном размере. Оспариваемым муниципальным правовым актом также нарушаются требования статьи 1 ЖК РФ, согласно которой жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданами жилищных прав, статьи 2 ЖК РФ, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, а также части 1 статьи 157 ЖК РФ.

В судебном заседании заявитель Хрипунов Г.М. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям, дополнительно пояснил, что в квартире в поселке Бор, в которой он проживает со своей семьей, отсутствует централизованное горячее водоснабжение, а также отсутствует газовый или электрический проточный водонагреватель (имеется электрический накопительный водонагреватель). В то же время, осуществляется подача холодной воды, которой он фактически не пользуется и плату за которую по этой причине не производит. В его квартире с 20.09.2005 года установлен счетчик холодной воды, однако к настоящему времени истек срок проведения его проверки, которая должна осуществляться каждые пять лет, поэтому его показания не могут учитываться при расчете платы за холодное водоснабжение. Оспариваемым нормативным актом его права, кроме того, нарушаются по той причине, что он намерен снять квартиру в поселке Рамонь, в которой отсутствует прибор учета потребления холодной воды, и в результате этого ему придется платить за холодную воду исходя из нормативов потребления, установленных Решением Совета народных депутатов Рамонского городского поселения от 19.05.2010 года № 27. Расчет потребления холодной воды, положенный в основу утвержденных указанным решением нормативов, не соответствует постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, он явно завышен. Для подсчета норматива потребления холодной воды необходимо вычесть из общего потребления количество потребляемой горячей воды. В утвержденных нормативах общий объем потребления холодной и горячей воды указан в количестве 8 куб.м. С учетом того, что холодная вода в квартире используется только для работы унитаза, то вся остальная потребляемая вода должна иметь более высокую температуру, а именно + 37 градусов. Температура же горячей воды, подаваемой централизованно, как это видно из проекта на строительство жилого дома, составляет 55 градусов. Так как подаваемая холодная вода имеет в среднем температуру около 10 градусов (5 градусов в отопительный период и 15 градусов в неотопительный период), то для получения расходуемой воды с температурой 37 градусов требуется в среднем смешать более 60% горячей воды с 40% холодной. В этом случае соотношение горячей и холодной воды в общей объеме потребляемой воды (8 куб. метров) не должно быть как 2,7 и 5,3 куб. метра. Приведенные расчеты показывают, что количество потребляемой холодной воды значительно менее показателя 5,3 куб. метра на человека. Кроме того, в поселке Бор Рамонского района находится две скважины. По проекту видно, что одна скважина в сутки может выдавать 48 куб. метров воды. При том, что в поселке Бор проживает 1000 человек две скважины не могут обеспечить весь поселок расчетным количеством воды.

Представитель заинтересованного лица - Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Бредихин А.С., заявленные требования Хрипунова Г.М. не признал, представил письменные возражения, в которых указал следующее:

Норматив потребления услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению на 2007 год по Рамонскому району был утвержден на основании экспертного заключения о применении нормативов потребления коммунальных услуг для населения в Рамонском районе, выполненного ООО «Комэксперт» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об установлении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Норматив потребления на одного человека в месяц установлен по холодному водоснабжению 5,3 куб. м., а горячего водоснабжения 2,7 куб. м., норматив потребления тепловой энергии 0,034 Гкал/ куб. м. (р.п. Рамонь 0,032; п. Бор 0,045). Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат. В связи с переводом всех котельных на газовое отопление и заявлений жителей п. Бор, был заключен договор с автономной некоммерческой организацией учебно-инженерный центр «Энергобезопасность и экспертиза» на проведение расчета величины нормативного потребления тепловой энергии жилым сектором ООО «Бор». Норматив отопления по всей группе домов на один квадратный метр отапливаемой площади в месяц составил 0,042 Гкал. на квадратный метр. При рассмотрении экспертных заключений двух организаций «Комэксперт» и «Энергобезопасность и экспертиза» Совет народных депутатов Рамонского городского поселения утвердил норматив потребления коммунальных услуг по некоторым позициям даже меньше, чем рекомендовали эксперты по их применению. Норматив по холодному водоснабжению в поселке Бор установлен 5,0 куб. м., а в р.п. Рамонь 5,3 куб. м. Данные расчеты сделаны специализированной организацией и в соответствии с методикой, изложенной в Постановлении Правительства от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Истец в своих расчетах сделал несколько неточностей, что и привело его к другим результатам. В таблице № 8 приложения приведены нормы расхода на все виды приборов и процедур. В своих расчетах истец взял только расходы на ванну и душ, но упустил расходы на кухонную мойку, раковину и общеквартирные нужды. Кроме того, истец температуру горячей воды в местах водоразбора брал величиной 50 градусов, а холодной - 9,63 градуса. Эксперты путем многократных замеров вывели среднюю температуру и она составила: холодная вода в водопроводе +12 градусов, а горячая вода в местах водоразбора +65 градусов. Температура горячей воды, используемой в различных целях, принята в соответствии с рекомендациями: для купания в ванных и под душем +37 градусов, в кухонных мойках +40 градусов, в раковинах смесителях +25 градусов. Таким образом, значения коэффициента, учитывающего объем смешивания горячей и холодной воды, определяемый по формуле 1-(tгор - tni)/(tгор - tx) равен: в ванной и под душем - 0,472; в кухонной мойке - 0,53; в раковине и для воды, используемой для общеквартирных нужд - 0,25. Норматив горячего и холодного водоснабжения рассчитывается по формуле: Nв =

Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит требования Хрипунова Г.М. не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ и от 23.07.2008 № 160-ФЗ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) размер платы за коммунальные услуги рассчитывался исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района № 27 от 19.05.2010 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения при отсутствии приборов учета» были утверждены и введены с 01.01.2010 года нормативы потребления коммунальных услуг для населения при отсутствии приборов учета (л.д. 40-43). 19.05.2010 года указанный нормативный акт был обнародован в установленном порядке и вступил в силу (л.д. 44).

В приложении № 2 к названному решению приведены утвержденные нормативы потребления коммунальных услуг населением с 01.01.2010 года для граждан, проживающих в поселке Бор. Согласно пункту 1.1.1 приложения норматив потребления на одного человека в месяц холодной воды без централизованного горячего водоснабжения в жилых зданиях, оборудованных канализацией, ванной и душем с газовыми или электрическими проточными водонагревателями составляет 5,0 куб.м., а без газовых и электрических проточных водонагревателей - 4,2 куб.м. (л.д. 43).

Как следует из объяснений представителя ответчика - Совета народных депутатов Рамонского городского поселения при определении нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных оспариваемым решением, использовался экспертный метод, что предусмотрено постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Причиной использования указанного (а не какого-либо другого, предусмотренное Постановлением) метода является отсутствие возможности измерения объема потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах.

Согласно пункту 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных названным постановлением Правительства РФ, экспертный метод применяется, если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов. При применении указанного метода используются данные измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг переносными приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования в домах, в которых проводятся измерения, должна соответствовать правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Обоснованность применения ответчиком именно экспертного метода (а не какого-либо другого, указанного в постановлении Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года) при определении нормативов потребления коммунальных услуг заявителем не оспаривалась.

Согласно экспертному заключению о применении нормативов потребления коммунальных услуг для населения в Рамонском районе, выполненному специалистами ООО «Комэксперт» (л.д. 7-29), норматив потребления холодной воды на одного человека в месяц в квартирах с централизованной канализацией, без централизованного горячего водоснабжения, с газовыми или электрическими проточными водонагревателями, с ванной и душем в среднем составляет 5 куб. метров, а при таких же условиях, но без проточных водонагревателей - 4,2 куб. метра на человека (л.д. 28). Расчет потребления горячей и холодной воды для квартир, оборудованных горячим и холодным централизованным водоснабжением выполнен по формуле Nв =

Приведенный расчет выполнен в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года, является логически обоснованным. В связи с этим суд находит законным основанное на указанном выше экспертном заключении решение Совета народных депутатов Рамонского городского поселения № 27 от 19.05.2010 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения при отсутствии приборов учета».

Не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что в оспариваемом решении неправильно определено соотношение горячей и холодной воды при централизованном водоснабжении (соответственно 2,7 и 5,3 куб. метра в месяц), поскольку в этом случае, по его мнению, при ее смешивании невозможно получить воду требуемой температуры (+37 градусов), необходимую для удовлетворения бытовых нужд человека. Указанный довод Хрипунов Г.М. обосновывал тем обстоятельством, что температура горячей воды в системе горячего водоснабжения составляет +55 градусов, а холодной воды - в среднем +10 градусов. Однако согласно экспертному заключению ООО «Комэксперт» средняя температура холодной и горячей воды была определена по многократным замерам и составила: холодной воды в водопроводе + 12 градусов, горячей воды в местах водоразбора + 65 градусов. При этом специалистами были определены коэффициенты, учитывающие объем смешивания горячей и холодной воды с тем, чтобы получить необходимую температуру воды, используемую в быту для различных целей: для ванной и душа - +37 градусов, в кухонной мойке - +40 градусов, в раковинах смесителях - +25 градусов. Названные коэффициенты смешивания составили следующие значения: в ванной и под душем - 0,472, в кухонной мойке - 0,53, в раковине - 0,25. Оснований не доверять заключению ООО «Комэксперт» у суда не имеется. Рабочий проект на строительство 27-квартирного жилого дома в квартале «Западный» поселка Рамонь, представленный заявителем в обоснование довода, что температура горячей воды в системе централизованного горячего водоснабжения составляет 55 градусов, не может являться достаточным и бесспорным доказательством этого факта, поскольку указанный документ составлен около 15 лет назад и являлся лишь проектом (планом) предполагаемых действий по возведению жилого дома. Сам по себе названный документ не является техническим регламентом в области централизованного горячего водоснабжения. В то же время, экспертное заключение, как следует из его содержания, основано на многократных замерах температуры воды, произведенных специалистами. По этой же причине не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что температура холодной воды в водопроводной сети составляет в среднем + 10 градусов. Ответ от 11.10.2010 года Воронежского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (л.д. 59), представленный Хрипуновым Г.М., указанный довод не подтверждает.

Также необоснованным является довод заявителя, что мощности двух имеющихся в поселке Бор артезианских скважин недостаточно для обеспечения всех жителей поселка холодной водой по установленным нормативам, так как каждая скважина в сутки выдает не более 48 куб. метров воды, а в населенном пункте проживает около 1000 человек. Показатели производительной мощности артезианских скважин, расположенных в поселке, в котором проживает Хрипунов Г.М., сами по себе, не свидетельствуют о неправильности произведенных специалистами расчетов нормативов потребления холодной воды, поскольку не все жители поселка оплачивают и потребляют воду по установленным нормативам без приборов учета (в том числе заявитель). Установленные же счетчики холодной воды в части квартир стимулируют потребителей к экономному ее расходованию, в связи с чем общее потребление воды снижается и не может рассчитываться исходя из нормативов потребления, утвержденных оспариваем решением. Кроме того, норматив потребления холодной воды, утвержденный решением Совета народных депутатов Рамонского городского поселения № 27 от 19.05.2010 года, для поселка Бор варьируется от 1,2 до 5 куб. метров куб. метров в месяц на человека в зависимости от благоустроенности жилых помещений. Две скважины в поселке Бор, исходя из данных об их мощности, представленных заявителем, способны обеспечивать каждого жителя водой в объеме 2,88 куб. метра в месяц, что составляет среднее значение от приведенных выше нормативов потребления.

Заявитель Хрипунов Г.М. с семьей проживает в поселке Бор в квартире, не имеющей централизованного горячего водоснабжения. В его жилом помещении установлен счетчик холодной воды, по показаниям которого согласно справке ООО «Бор» от 22.10.2010 года производятся начисления платы за предоставление указанного вида коммунальных услуг.

В соответствии со статями 3 и 4 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод. В случаях, предусмотренных законодательством, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 5 статьи 251 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ и содержать дополнительно указание, какие права и свободы гражданина нарушаются этим актом или его частью.

Суд считает, что Хрипунов Г.М. не представил доказательств, подтверждающий нарушение его прав оспариваемым решением Совета народных депутатов Рамонского городского поселения № 27 от 19.05.2010 года, поскольку указанным нормативным актом установлены нормативы потребления коммунальных услуг для населения при отсутствии прибора учета, а начисление платы за холодное водоснабжение заявителю производится на основании показаний установленного в его квартире счетчика холодной воды. Доводы Хрипунова Г.М. о том, что у счетчика воды истек срок проведения очередной проверки, а так же, что он намерен снимать квартиру в поселке Рамонь, не имеющую прибора учета потребления холодной воды, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не свидетельствуют о том, что в настоящее время заявитель производит оплату за потребление холодной воды по установленным нормативам потребления при отсутствии прибора учета, и что оспариваемый им нормативный акт применяется в отношении него.

Руководствуясь ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Хрипунова Г.М. о признании решения Совета народных депутатов Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района № 27 от 19.05.2010 года в части установления нормативов потребления холодной воды противоречащим закону и недействующим с момента его принятия, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней после его вынесения.

Судья

С.А. Бородкин