ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 27 мая 2016 года
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дадакова С.С.,
при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ № «Ромашка» <адрес> об обязании разработать план мероприятий по противодействии коррупции МБДОУ № «Ромашка» <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ № «Ромашка» <адрес> об обязании разработать план мероприятий по противодействии коррупции МБДОУ № «Ромашка» <адрес>, обосновывая свои требования следующим:
<адрес> проведена в МБДОУ № «Ромашка» <адрес> (далее - Учреждения) проверка исполнения обязанности принимать меры по предупреждению коррупции, предусмотренной ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), в ходе которой выявлены нарушения закона, требующие принятия мер по их устранению.
Так, статьями 1 и 2 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции реализуется, в том числе путем выявления и последующего устранения причин коррупции (профилактика коррупции). Правовую основу противодействия коррупции составляют муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
По требованиям раздела 3 Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее -Рекомендации), при создании системы мер противодействия коррупции в организации рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах: принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам; принцип личного примера руководства; принцип вовлеченности работников; принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции; принцип эффективности антикоррупционных процедур; принцип ответственности и неотвратимости наказания; принцип открытости бизнеса; принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Разделом 4 Рекомендаций определено, что антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)». Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы: разработка проекта антикоррупционной политики; обсуждение проекта и его утверждение; информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике; реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер; анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.
Разработчиком антикоррупционной политики может выступать должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое планируется возложить функции по профилактике и противодействию коррупции. Организациями крупного и среднего бизнеса, располагающими достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты.
Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации. Для этого необходимо обеспечить информирование работников о возможности участия в подготовке проекта. В частности, проект политики может быть размещен на корпоративном сайте. Также полезно проведение очных обсуждений и консультаций.
Проект антикоррупционной политики, подготовленный с учетом поступивших предложений и замечаний, рекомендуется согласовать с кадровым и юридическим подразделениями организации, представителями работников, после чего представить руководству организации.
Итоговая версия проекта подлежит утверждению руководством организации. Принятие политики в форме локального нормативного акта обеспечит обязательность ее соблюдения всеми работниками организации, что может быть также обеспечено посредством включения данных требований в трудовые договоры в качестве обязанности работников.
Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников организации, в том числе посредством оповещения по электронной почте. Рекомендуется организовать ознакомление с политикой работников, принимаемых на работу в организацию, под роспись. Также следует обеспечить возможность беспрепятственного доступа работников к тексту политики, например, разместить его на корпоративном сайте организации. Полезно также предусмотреть "переходный период" с момента принятия антикоррупционной политики и до начала ее действия, в течение которого провести обучение работников организации внедряемым стандартам поведения, правилам и процедурам.
Утвержденная политика подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности организации. Исключительно большое значение на этой стадии имеет поддержка антикоррупционных мероприятий и инициатив руководством организации. Руководитель организации, с одной стороны, должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, а с другой стороны, выступать гарантом выполнения в организации антикоррупционных правил и процедур.
Рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг хода и эффективности реализации антикоррупционной политики. В частности, должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое возложены функции по профилактике и противодействию коррупции, может ежегодно представлять руководству организации соответствующий отчет. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, необходимо внести в антикоррупционную политику изменения и дополнения.
Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники организации, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Однако политика может закреплять случаи и условия, при которых ее действие распространяется и на других лиц, например, физических и (или) юридических лиц, с которыми организация вступает в иные договорные отношения. При этом необходимо учитывать, что эти случаи, условия и обязательства также должны быть закреплены в договорах, заключаемых организацией с контрагентами.
Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников организации или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения.
Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений следует закрепить в локальном нормативном акте организации. В данном документе необходимо предусмотреть каналы и формы представления уведомлений, порядок их регистрации и сроки рассмотрения, а также меры, направленные на обеспечение конфиденциальности полученных сведений и защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях. В качестве методического материала при подготовке локального нормативного акта предлагаем использовать Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений.
Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в организации: руководства организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.
Исходя их положений ст. 57 Трудового кодекса РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
В этой связи, как общие, так и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником организации. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
В антикоррупционную политику организации рекомендуется включить перечень конкретных мероприятий, которые организация планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависит от конкретных потребностей и возможностей организации.
Между тем, по результатам проведенной проверки установлено, что в Учреждении обязанности по принятию мер в сфере предупреждения коррупции, предусмотренной ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ исполняются не на должном уровне, а именно не разработаны планы мероприятий по противодействию коррупции, положения об антикоррупционной политике, а также не созданы комиссии по антикоррупционной политике.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непосредственна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2, поддержал заявленные требования по мотивам изложенным в исковом заявлении просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик представитель МБДОУ № «Ромашка» <адрес> в судебное заседание не явился, несмотря на то, что суд своевременно и надлежащим образом уведомил о месте и времени рассмотрения дела.
Суд находит возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав в судебном заседании пояснения помощника прокурора, изучив материалы данного дела, суд находит необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям:
Указанное подтверждается исследованными в судебном заседании: объяснением 23.03.2016г. справкой прокуратуры <адрес>.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным заявителем требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ № «Ромашка» <адрес> об обязании разработать план мероприятий по противодействии коррупции МБДОУ № «Ромашка» <адрес> удовлетворить.
Признать неправомерным бездействие МБДОУ № «Ромашка» <адрес> части непринятия мер по противодействию коррупции.
Обязать МБДОУ № «Ромашка» <адрес> разработать план мероприятий по противодействию коррупции, положение об антикоррупционной политике, а также создать комиссию по антикоррупционной политике.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд <адрес> заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня получения им его копии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) С.С. Дадаков
Копия верна:
Судья: