ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-957/2012 от 24.12.2012 Тотемского районного суда (Вологодская область)

  Дело № 2-957/2012

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 с.им.Бабушкина 24 декабря 2012 г.

 Тотемский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Голодовой Е.В.,

 при секретаре Кусковой Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Бабушкинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Бабушкинского муниципального района с требованием обязать оборудовать вертолетную площадку на территории с.им.Бабушкина,

 Установил:

 Прокурор Бабушкинского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Бабушкинского муниципального района с требованием обязать оборудовать вертолетную площадку на территории с.им.Бабушкина.

 В обоснование заявления указано, что Прокуратурой района по заявлению БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» проведена проверка исполнения администрацией Бабушкинского муниципального района полномочий по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории района. По результатам проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Бабушкинского муниципального района не имеется оборудованной взлетно-посадочной полосы (вертолетной площадки) для транспортировки больных санитарно-авиационным транспортом. Посадка вертолета в настоящее время осуществляется на необорудованную площадку. В связи с отсутствием вертолетной площадки врачи БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» в экстремальной ситуации не имеют права вызвать санитарный вертолет для транспортировки тяжело больных или принять бригады врачей специалистов для оказания медицинской помощи. В связи с этим, специализированная медицинская помощь гражданам своевременно может быть не оказана. Таким образом, администрацией Бабушкинского муниципального района не созданы условия для оказания неотложной медицинской помощи населению на территории района, чем нарушаются права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

 В судебном заседании помощник прокурора района Макарова Т.А. просила обязать Администрацию Бабушкинского муниципального района оборудовать вертолетную площадку на территории с.им.Бабушкина в срок до 01.07.2013. В части требований к Департаменту здравоохранения <...> отказалась.

 Представитель Администрации Бабушкинского муниципального района по доверенности Власов С.А. с требованиями прокурора не согласился, пояснил, что прокурор выходит за рамки своих полномочий при подаче данного искового заявления, поскольку Администрация района прав граждан не нарушала. Полагает, что необходимости в строительстве вертолетной площадки не имеется, так как транспортировку больных возможно проводить и наземным транспортом. Разовую посадку вертолета можно осуществить на любую территорию подобранную с воздуха или с земли. Указал, что чрезвычайных ситуаций на территории района не имеется. В целом администрация района в добровольном порядке готова строить вертолетную площадку, но в данном иске просил прокурору отказать.

 Представитель Департамента здравоохранения <...> в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии. В отзывах указали, что необходимость в вертолетной площадке имеется. В части требований по оборудованию вертолетной площадки к Департаменту просили отказать.

 Представитель БУЗ «Бабушкинская ЦРБ» - <...> Коршунов В.В. заявленные требования поддержал, пояснил, что на прошлой неделе при утверждении бюджета района были предусмотрены денежные средства на строительство вертолетной площадки. Что касается посадки вертолета на имеющуюся площадку, пояснил, что на площадке растут кусты, имеются ямы и возвышения, подъезд и площадка не расчищены от снега. Повод для обращения в прокуратуру возник давно, однако пока разрешали осуществлять посадку вертолета на старом аэропорту, они мер не предпринимали. Когда к ним поступило письмо от главы района с запретом приземлять вертолет на территории с.им.Бабушкина, они обратились в прокуратуру. Когда в борьбе за жизнь тяжело раненого человека идет счет на минуты, они должны вызывать вертолет в <...>, потом в течение 1 часа доставлять его по плохой дороге. По словам Власова С.А. в районе не бывает чрезвычайный ситуаций, но может возникнуть пожар или ДТП.

 Представитель БУЗ «Бабушкинская ЦРБ» по доверенности Лужинская А.Н. в судебном заседании от 09.11.2012 требования прокурора района поддержала, пояснила, что вопрос о строительстве вертолетной площадки разрешается уже на протяжении двух лет. В августе <...> года в учреждение поступило уведомление от главы района о запрете использования вертолетной площадки в районе аэропорта. Транспортировку больных рекомендовано осуществлять в <...>. В настоящее время под свою ответственность врачи больницы вызывают санавиацию, посадка вертолета производится на неприспособленные для этого места. Услуги санавиации необходимы также и для доставки бригады врачей для оказания медицинской помощи. Обращения в адрес главы района и поселения по вопросу строительства новой вертолетной площадки, результата не дали.

 Представитель Администрации Бабушкинского сельского поселения –<...> Голубцов Н.И. пояснил, что необходимо строить вертолетную площадку на территории района. На сегодняшний день площадки нет, есть только территория для возможного строительства площадки. Данная территория не расчищается от снега. В бюджете района действительно предусмотрены денежные средства на строительство вертолетной площадки. Район должен быть готов к чрезвычайным ситуациям.

 Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Нормами международного права каждому гарантируется право на жизнь, на медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья (ст. 3, 25 Всеобщей декларации прав человека и гражданина).

 Указанным нормам корреспондируют положения ст. 41 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

 Основными принципами охраны здоровья, установленными ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 11.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

 В соответствии со ст. 10 указанного федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

 Согласно ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ экстренная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

 Статья 35 данного закона устанавливает, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Медицинская эвакуация включает в себя, в том числе, санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую авиационным транспортом. Выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи оказывается медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), в том числе по вызову медицинской организации, в штате которой не состоят медицинские работники выездной экстренной консультативной бригады скорой медицинской помощи, в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

 В соответствии с п. 7 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 01.11.2004 № 179, одной из основных функции станции скорой медицинской помощи является осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по заявке медицинский работников) больных, нуждающихся в экстренной стационарной помощи.

 Согласно п. 8 данного Порядка в составе станции скорой медицинской помощи при необходимости оборудуются вертолетные площадки.

 Согласно ст. 17 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах.

 Полномочия в сфере охраны здоровья по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи закреплены также и ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Согласно Устава Бабушкинского муниципального района указанное полномочие отнесено к компетенции Администрации района.

 Из материалов дела следует, что главой Администрации района в адрес <...> МБУЗ «Бабушкинская ЦРБ» в связи с отсутствием обустроенной вертолетной площадки, в связи со строительством воздушных линий электропередач и жилищным строительством с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций направлено уведомление о недопустимости вызова санитарной авиации в район бывшего аэропорта с.им.Бабушкина. До строительства вертолетной площадки в с.им.Бабушкина предложено вызывать санитарную авиацию в <...>

 Из обращений главного врача в адрес Глав администрации района и поселения, прокуратуры района следует, что расстояние от с.им.Бабушкина до <...> составляет 37 километров, дорога между данными населенными пунктами находится в плохом состоянии. Транспортирование больного в таких условиях противоречит принципам оказания неотложной помощи, которая должна быть максимально приближена по времени и по расстоянию.

 Согласно данных БУЗ «Бабушкинская ЦРБ» санавиация в 2012 году вызывалась 7 раз. На данный момент вызов санавиации невозможен в связи с отсутствием места для посадки вертолета.

 Из информации Департамента здравоохранения <...> следует, что в <...> медицинская эвакуация осуществляется специализированными медицинскими бригадами постоянной готовности отделения консультативной и экстренной медицинской помощи и медицинской эвакуации БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница». Обеспечение надлежащей работы санитарно-авиационного транспорта (вертолетов) имеет важное значение для обеспечения медицинской эвакуации тяжелых пациентов из центральной районной больницы в <...> в целях оказания им специализированной медицинской помощи, а также организации оказания медицинской помощи специалистами БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» непосредственно в центральной районной больнице.

 Из пояснений главного врача БУЗ «Бабушкинская ЦРБ», главы администрации поселения Голубцова Н.И., помощника прокурора Макаровой Т.А. следует, что денежные средства на строительство вертолетной площадки при утверждении бюджета района на <...> год предусмотрены.

 Учитывая вышеизложенные положения законодательства, обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что наличие на территории района вертолетной площадки, является важной составляющей в обеспечении оказания медицинской помощи пациентам, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

 Строительство вертолетной площадки в рамках создания условий для оказания медицинской помощи относится к полномочиям Администрации района.

 Кроме того, суд учитывает положения ст. 7 Воздушного кодекса РФ о том, что имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства могут находиться в муниципальной собственности.

 В связи с отсутствием вертолетной площадки на территории с.им.Бабушкина врачи БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» в экстремальной ситуации не имеют право вызвать вертолет для транспортировки тяжело больных или принять бригады врачей специалистов для оказания медицинской помощи. В связи с чем, специализированная медицинская помощь гражданам своевременно может быть не оказана.

 Доводы ответчика о вмешательстве прокурора района в полномочия органов местного самоуправления не состоятельны, поскольку в данном случае прокурор действует в целях защиты конституционных прав граждан на своевременное и качественное оказание медицинской помощи, на охрану здоровья.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление Прокурора Бабушкинского района подлежит удовлетворению.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

 Решил:

 Заявление прокурора Бабушкинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Бабушкинского муниципального района удовлетворить.

 Обязать Администрацию Бабушкинского муниципального района оборудовать вертолетную площадку на территории с.им.Бабушкина Вологодской области в срок до 01 июля 2013 года.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Тотемский районный суд.

 Судья Е.В.Голодова

 Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2012 года.

 Судья Е.В.Голодова