ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-957/2017 от 24.03.2017 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Костиной О.В.,

при секретаре Разноглядовой А.Г.,

с участием истца Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-957/2017 по исковому заявлению Н. к индивидуальному предпринимателю В. о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза, стоимости перевозки, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

Н. обратился в суд с иском к ИП В. о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза, стоимости перевозки, взыскании компенсации морального вреда, штрафа. В обоснование заявленных требований указал, что 16.11.16 г. он заказал услугу по перевозке саней для снегохода с забором груза от грузоотправителя из г. Тюмени и доставкой в г. Ханты-Мансийск. При получении было обнаружено повреждение груза, на санях присутствовали сколы, царапины, вмятины, также имеются сквозные повреждения основных элементов. Из фотографий видно, что груз был поврежден в момент забора от грузоотправителя и транспортировки до терминала перевозчика в г. Тюмени. ДД.ММ.ГГГГ истцом подана претензия о возмещении ущерба и стоимости перевозки, однако ему было отказано. Считает, что груз был поврежден по причине некачественной доставки от грузоотправителя до терминала перевозчика либо в момент его разгрузки на терминале перевозчика. Просит суд возместить ущерб в размере стоимости груза 105 000 рублей, а также стоимость перевозки 6 431 рубль. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения по доводам, изложенным в иске.

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 785 Гражданского кодекса по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГН. приобрел у З. сани для снегохода в количестве 1 шт. марки Sky-Viking, 2016 года выпуска, стоимостью 105 000 рублей.

Ответчик ИП В. приняла на себя обязательства оказать услуги по перевозке груза в г. Ханты-Мансийск, что подтверждается договором перевозки, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ груз принят от грузоотправителя З. в количестве 1 грузо-место, с объявленной стоимостью 50 000 рублей.

25.11.2016г. груз доставлен на склад в г. Ханты-Мансийске.

В ходе приемки груза истцом обнаружено повреждение товара.

Согласно коммерческому акту по неисправной перевозке груза по маршруту Тюмень -Ханты-Мансийск от ДД.ММ.ГГГГ, при приеме товара было обнаружено повреждение груза, полиэтилен надорван. Сани имеют повреждения в виде сколов задней части, царапин и сколов по краям, двух больших вмятин в задней части. Клиент от получения груза отказался.

02.12.2016г. истец обратилась к ответчику с претензией, ДД.ММ.ГГГГ в возмещении ущерба отказано.

Учитывая характер спорного правоотношения между сторонами, в данном случае подлежат применению положения ГК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Согласно п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В случае повреждения (порчи) груза или багажа ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ). Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

В соответствии с п. 1 ст. 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

Специальное правовое регулирование оснований ответственности перевозчика предусмотрено ст. 34 Федерального закона N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав).

Пунктом 3 части 7 статьи 34 Устава установлено, что перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа; 3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью.

Таким образом, статья 34 Устава с учетом положений статьи 400 ГК РФ содержит ограничение размера ответственности, так как стороны при заключении договора перевозки свободы в согласовании его условий в части объявленной ценности, поэтому должны осуществлять свои гражданские права с достаточной степенью разумности и осмотрительности и прогнозировать все возможные негативные последствия, а также отражать объявленную ценность груза в объективном размере.

Истец заключил договор перевозки с объявленной ценностью 50 000 рублей, при этом просит взыскать в счет возмещения ущерба 105 000 рублей, что соответствует стоимости приобретенного товара.

Более того, обстоятельства, свидетельствующие о невозможности восстановления груза, не установлены и опровергаются экспертным заключением стороны истца об определении стоимости восстановительного ремонта.

Кроме того, суд не находит оснований для взыскания ущерба с перевозчика, поскольку считает, что в данном случае груз получил повреждения вследствие ненадлежащей упаковки.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Пунктами 26, 28 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., предусмотрено, что если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза будут замечены такие недостатки, которые вызывают опасения утраты, порчи или повреждения груза, грузоотправитель обязан по требованию автотранспортного предприятия или организации привести тару или упаковку в соответствие с требованиями Устава автомобильного транспорта. Грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.д.), а также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу или установленным стандартам и техническим условиям.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.11 г. № 272 утверждены Правила перевозки грузов автомобильным транспортом.

Согласно п. 7 Правил заказ (заявка) подается грузоотправителем перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку). При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8 - 11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной. При перевозке опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов перевозчик указывает в пункте 13 транспортной накладной при необходимости информацию о номере, дате и сроке действия специального разрешения, а также о маршруте перевозки такого груза.

Состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару, упаковку и контейнер (п. 30 Правил).

Исходя из представленного фотоматериала, груз был предъявлен перевозчику, упакованный в полиэтиленовую пленку.

Согласно п. 1.17 Договора перевозки грузоотправитель соглашается с Правилами перевозки перевозчика, размещенными на сайте в сети Интернет по адресу www.tk-kit.ry.

В разделе «Клиентам» указанной сайта имеется перечень грузов, подлежащих обязательной упаковке в дополнительную специализированную жесткую упаковку, в том числе: лодки, катера, снегоходы, мопеды, велосипеды, авто-, мотто- и гидротехника, квадроциклы, газонокосилки, садовые машины, электромобили (в т.ч. детские) и т.п.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел забор груза у грузоотправителя с перевозкой в терминал г. Тюмени.

Истец был извещен о несоответствии упаковки характеру груза и необходимости дополнительной жесткой упаковки.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГН. отказался от жесткой доупаковки груза, указав, что перевозку груза без упаковки берет под свою ответственность, претензий при получении груза иметь не будет.

ДД.ММ.ГГГГ груз был принят к перевозке и отправлен ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец пояснил, что написал указанное заявление, так как в ином случае ответчик бы отказался перевозить груз.

Судом не принимаются во внимание доводы истца относительно повреждения груза вследствие перевозки от грузоотправителя до терминала перевозчика в г. Тюмени, так как доказательства в материалы дела не представлены.

На фотографиях стороны истца невозможно определить место его нахождения в момент съемки, в терминале перевозчика г. Тюмени либо на территории склад перевозчика в г. Ханты-Мансийске.

При указанных обстоятельств, с учетом характера повреждений груза, в также принимая во внимание тот факт, что условиями договора перевозки было предусмотрено требование об упаковке груза в дополнительную жесткую упаковку, но истец отказался, в силу чего риск повреждений груза истец как заказчик принял на себя, суд не усматривает основания для возложения ответственности на перевозчика, поскольку последним были предприняты все необходимые меры для его сохранности.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Н. к индивидуальному предпринимателю В. о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза, стоимости перевозки, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено и подписано 29 марта 2017 года.

Судья О.В. Костина