ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-957/2022 от 24.06.2022 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-957/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.06.2022 г.

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

Председательствующего судьи Федяковой М.В.,

При ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В. с участием помощника Сальского городского прокурора Суворова Н.А. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района об обязании разработать проекты санитарно-защитных зон общественных кладбищ,

УСТАНОВИЛ:

Сальской городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района Ростовской области об обязании разработать проекты санитарно-защитных зон общественных кладбищ, указывая на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле на территории Сальского района, было установлено, что на территории Кручено-Балковского сельского поселения находятся земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений, расположенные в следующих местах: КН , площадью 33214 кв.м; , КН , площадью 5829 кв.м; х, КН , площадью 5829 кв.м.

Данные кладбища являются действующими и являются источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, вокруг которых должна быть установлена специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).

В нарушение норм п. 22 ч. 1, ч. 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 2, 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 50,51 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 2 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года № 222, земельные участки общественных кладбищ не имеют санитарно-защитных зон, что создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, поскольку препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения, что может вызвать нарушение санитарных норм и правил, возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека, а также может привести к захоронению тел на смежных земельных участках, не предназначенных для захоронений, что не исключает нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Установленное в ходе проверки прокуратуры отсутствие санитарно-защитной зоны общественных кладбищ свидетельствует о нарушении законодательства в сфере охраны окружающей среды, а также санитарного законодательства, подтверждает факт незаконного бездействия ответчика и оказывает вредное воздействие на условия жизни граждан населенных пунктов.

Руководствуясь ст. ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит обязать Администрацию Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района Ростовской области в 12-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты санитарно-защитных зон общественных кладбищ, расположенных на территории Кручено-Балковского сельского поселения, расположенных по адресам: , КН ; , ; кадастровый .

Помощник Сальского городского прокурора Суворов Н.А. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель Администрации Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района в зал судебного заседания не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке ст. 113 ГПК РФ, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.217), суд считает возможным дело в отсутствии представителя ответчика по имеющимся материалам дела применительно положений ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, считает, требования подлежат удовлетворению.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.

Часть 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусматривает, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Часть 3 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции содержит запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

По принадлежности места погребения могут быть государственными или муниципальными, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (часть 2 статьи 15, часть 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле").

В указанном Законе не содержится такого понятия, используемого в Земельном кодексе Российской Федерации, как "земли захоронений", вместе с тем, в статье 4 указанного закона определены "места погребения", которыми являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В предмет регулирования Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением местами погребения, не входят.

При этом, зоны, занятые кладбищами, крематориями, включаются в состав зон специального назначения (пункт 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 42 Конституции РФ, статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, Сальской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле на территории Сальского района.

В ходе проверки установлено, что на территории Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района находятся земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений, расположенные в следующих местах: КН ; КН ; КН , площадью 5829 кв.м.

Данные кладбища являются действующими и являются источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, вокруг которых должна быть установлена специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее -СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), которые устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища к объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания, и устанавливает размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от их площади.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Для сельских кладбищ ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 50 м (класс V). Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года № 222 «Об утверждении правил, установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Правила), пунктом 2 которого определено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил (проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны).

Согласно п.п. «б» п. 3 указанных Правил, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности,, принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

В соответствии с п. 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно п. 30 указанных Правил со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении санитарно-защитной зоны.

В части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" закреплено - на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 1 статьи 17 названного закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Исходя из анализа норм действующего законодательства, установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушены требования названных законов, в том числе на содержание мест погребения в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, что является основанием для принятия решения об обязании Администрации Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района Ростовской области с учетом применения положений ст. 206 ГПК РФ в 12-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты санитарно-защитных зон общественных кладбищ, расположенных на территории Кручно-Балковского сельского поселения, расположенных по адресам: КН ; КН КН

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Кручено-Балковского сельского поселения Сальского района Ростовской области в 12-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты санитарно-защитных зон общественных кладбищ, расположенных на территории Кручно-Балковского сельского поселения, расположенных по адресам: КН ; КН ; КН

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Мотивированное решение составлено 29.06.2022 г.