ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-958 от 20.05.2011 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Иркутска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Иркутска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2011г. г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Петровой Н.Д., при секретаре судебного заседания Олзоевой С.И., с участием представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2, представителей ответчика ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-958/11 по иску ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска к ФИО2 о взыскании налога, пени, штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании налога, пени, штрафа. В обоснование предъявленных требований истец указал, что ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на доходы физических лиц за 2008 год представленная ФИО2, в ходе проверки выявлены следующие нарушения. В нарушение п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик занизил налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц за 2008 год на 429753.38 рублей за счет завышения суммы документально подтвержденных расходов в соответствии со ст.214.1 ПК РФ, применяемого при продаже ценных. В соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком (включая расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд). К указанным расходам относятся: суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором; оплата услуг, оказываемых депозитарием; комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг, скидка, уплачиваемая (возмещаемая) управляющей компании паевого инвестиционного фонда при продаже (погашении) инвестором инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ об инвестиционных фондах; биржевой сбор (комиссия); оплата услуг регистратора; налог на наследование, уплаченный налогоплательщиком при получении ценных бумаг в порядке наследования; налог, уплаченный налогоплательщиком при получении в порядке дарения акций, наев в соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса; другие расходы, непосредственно связанные с куплей, продажей и хранением ценных бумаг, произведенные за услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности. В случае если организацией-эмитентом был осуществлен обмен (конвертация) акций, при реализации акций, полученных налогоплательщиком в результате обмена (конвертации), в качестве документально подтвержденных расходов налогоплательщика признаются расходы по приобретению акций, которыми владел налогоплательщик до их обмена (конвертации). В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Сравнительный анализ данных декларации по налогу на доходы за 2008г. и данных камеральной налоговой проверки следующий: общая сумма дохода: по данным плательщика 868736,22, по данным инспектора 864725,72, отличие - 0,00; общая сумма дохода, подлежащего налогообложению: по данным плательщика 868736,22, по данным инспектора 864725,72, отличие - 0,00; общая сумма расходов и налоговых вычетов: по данным плательщика 461845,72, по данным инспектора 8085,34, отличие - 453760,38; налоговая база: по данным плательщика 426890,00, по данным инспектора 856643,38, отличие - 429753,38; сумма налога, исчисленная к уплате: по данным плательщика 55495,00, по данным инспектора 111364,00, отличие - 55869; общая сумма налога, удержанная у источника выплаты: по данным плательщика 29800, по данным инспектора 29453, отличие - 0,00; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет: по данным плательщика 25696, по данным инспектора 81911, отличие - 56215. Расчет налоговой базы по операциям с ценными бумагами: сумма документально подтвержденных расходов: по данным плательщика 7685,34, по данным инспектора 7685,34, отличие - 0,00; сумма дохода по совершенным операциям: по данным плательщика 637765,00, по данным инспектора 637765,00, отличие - 0,00; сумма облагаемого дохода по указанному источнику выплаты дохода: по данным плательщика 630079,66, по данным инспектора 630079,66, отличие - 0,00. В результате допущенных нарушений, налогоплательщиком занижена налогооблагаемая база для исчисления налога на доходы физических лиц за 2008 год на 432423.00 рублей, с которой не исчислен налог в сумме 56 215.00 рублей. Таким образом, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 ПК РФ, не уплата налога на доходы физических лиц за 2008 год в результате занижения налоговой базы. В нарушение п.6 ст. 227 НК РФ налогоплательщик не уплатил налог на доходы Физического лица за 2008 год в установленный законодательством срок. В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога на доходы начислены пени. В соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 208 и с учетом положений статьи 209 НК РФ доходы от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг являются объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Порядок определения налоговой базы в отношении доходов, полученных от операций с ценными бумагами, включая акции, установлен статьей 214.1 НК РФ. В отношении доходов, полученных от продажи акций в 2007 году и позднее, налоговая база определяется с учетом документально подтвержденных расходов, в том числе на приобретение таких ценных бумаг ранее, а также на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с хранением и реализацией указанных акций. При этом, для целей исчисления налога в данном случае не имеет значения срок владения такими акциями. Налоговая база по операциям реализации (выбытии) ценных бумаг определяется как разница между доходами и расходами. При этом расходы по операциям реализации возникают лишь на момент реализации, т.е. на момент выбытия ценной бумаги и получения доходов от этого выбытия. Датой возникновения расходов на приобретение ценных бумаг налогоплательщиками, использующими метод начисления для налогообложения, является дата реализации бумаг, т.к. до этой даты нельзя определить обоснованность данных расходов. Поэтому такие расходы списываются пропорционально выбывшим бумагам. Если имеются расходы на хранение бумаги, то такие расходы - не прямые, поэтому списываются по методу начислений. К расходам при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг относятся: цена приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение); затраты на ее реализацию; оплата услуг, оказываемых депозитарием; оплата услуг регистратора; скидки с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. Конкретно перечень расходов в НК РФ не поименован. По общему правилу, при определении суммы налогооблагаемого дохода, налогоплательщик должен доказать размер и правомерность понесенных расходов. При этом документы, подтверждающие понесенные расходы не должны иметь противоречий и фактически подтверждать реальность хозяйственных операций. Согласно материалам, в т.ч. справки об операциях с ценными бумагами ОАО «***», проведенных по лицевому счету *** за период с *** по ***, ФИО2 реализовано *** обществу ОАО «***» 28 625 обыкновенных именных акций (эмитент ОАО «***») по цене 22,28 руб., на общую сумму 637 765.0 рублей из зачисленных *** на указанный счет физического лица обществом (ЗАО «***») при его ликвидации в количестве 28 625 акций. Полученные акции от ЗАО «***» являются эквивалентом доли, которую имел ФИО2 при ликвидации общества. Налогоплательщик на момент ликвидации общества имел 250 акции ЗАО «***», номинальной стоимостью 0,8 руб. каждая. По имеющимся в Инспекции документам уставный капитал ЗАО «***» был разделен на 703 170 акций номинальной стоимостью 0.8 руб., соответственно, размер уставного капитала общества составил 562 536 руб. и оставался неизменным до момента ликвидации ***. Ликвидационной комиссией ЗАО «***» был составлен ликвидационный баланс, утвержденный общим собранием акционеров, согласно которому у общества осталось имущество, подлежащее распределению между акционерами, в т.ч. 80512965 штук акций ОАО «***», а также денежные средства в сумме 6258 тыс.рублей (указанные обстоятельства также подтверждаются Выпиской от *** из Протокола *** внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «***»). Размер добавочного капитала составлял 64 410 372 руб. (и соответствовал стоимостной оценке акций ОАО «***», подлежащих распределению, 80 512 965 акций * 0,8 руб.). ФИО2 при ликвидации закрытого общества передано имущество ЗАО «***» в виде акций ОАО «***» в количестве 28 625 штук. Количество переданных акций ОАО «***» рассчитано путем умножения коэффициента распределения на количество акций ЗАО «***». Так как на момент распределения ФИО2 имел 250 акций ЗАО «***», количество полученных акций ОАО «***» составило 28 625 штук (250*114,5). При этом стоимостная оценка доли в уставном капитале ЗАО «***» должна быть рассчитана как 200 руб. (250 акций * 0.8 руб.), а с учетом коэффициента распределения стоимость распределенного имущества эквивалентна 22 900,0 руб. (250 * 0,8 * 114,5). ФИО5 в качестве расходов на приобретение реализуемых ценных бумаг ОАО «***» представлено соглашение от *** о приобретении 1-й обыкновенной акции АО «***» по цене 34 000 руб.. оплаченных 2 приватизационными чеками, 11 542 руб. из приватизационного фонда и 2 458 руб. наличными (в ценах 1993 года). Приобретенные акции АО «***» в дальнейшем переданы в качестве вклада в ЗАО «***». Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Согласно пункту 1 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками. Имущество, включенное в уставный капитал акционерного общества, является собственностью юридического лица. Обязательственные отношения складываются между акционером и акционерным обществом и заключаются в праве акционера на получение дивидендов и на участие в управлении обществом. Имущество (в т.ч. ценные бумаги), передаваемое в уставный капитал акционерного общества, являются собственностью общества. Таким образом, при передаче акций АО «***» в качестве вклада в уставный капитал ЗАО «***» ФИО2 утратил право собственности на данные акции и приобрел право участия в управлении ЗАО «***», стал владельцем акций ЗАО «***». В силу п.1 ст.235 ГК РФ право собственности на акции АО «***» было прекращено при отчуждении собственником (ФИО2) своего имущества (акций) другому лицу (ЗАО «***»). Акционер ЗАО «***» - физическое лицо не является собственником акций ОАО «***», составляющих уставный капитал такого закрытого акционерного общества. В соответствии с нормами материального права ФИО2 утратил право собственности на акции ОАО «***», приобретенные в *** году, с момента передачи их в уставный капитал ЗАО «***», и не приобретал такого права в момент ликвидации общества. При таких обстоятельствах правовые основания для принятия расходов налогоплательщика на приобретение именной обыкновенной акции ОАО «***», понесенных в ***., в дальнейшем переданных в качестве вклада в уставный капитал ЗАО «***», отсутствуют. При дальнейшем рассмотрении, согласно имеющимся в деле документам ФИО2 *** реализовано 28625 акции ОАО «***» ОАО «***» по цене 22,28 руб. за акцию на общую сумму 637 765,0 рублей. В соответствии со ст. ст. 41, 209 НК РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками, т.е. экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В данном случае экономическая выгода должна быть рассчитана как цена по сделки, определенная сторонами в размере 637 765,0 руб., за минусом расходов, понесенных на приобретение, хранение и реализацию передаваемых (реализуемых) акций. Сумма дохода, полученного от продажи (реализации) акций, приобретенных за ликвидации ЗАО «*** (участником которого являлся налогоплательщик), может быть уменьшена на сумму их стоимостной оценки на момент их передачи, т.е. на 22 900,0 руб. (22900 руб. / 28625 шт.* 28625 шт.). Налогоплательщиком представлена квитанция ф.ПД-4 от *** *** на сумму 7685,34 руб. об оплате за услуги перерегистрации ОАО «Регистратор РОСТ» на имя ФИО2 ФИО6, подтверждающих произведение каких-либо иных расходов, в т.ч. связанных с хранением и реализацией ценных бумаг, налогоплательщиком не представлено. ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска принята сумма расходов в размере 30 585,34 руб. (расходы по «приобретению» - 22 900,0 руб., расходы, связанные с реализацией - 7 68534руб.). Таким образом, сумма облагаемого дохода по совершенной операции купли-продажи ценных бумаг составит 607 179,66 рублей (637 765,0 руб. - 30 58534 руб.). Налогоплательщиком в 2008 году получены следующие доходы от налоговых агентов: Филиал ОАО «Корпорация «ИРКУТ» общая сумма дохода - 234 581,47 руб., стандартный вычет -400 руб., сумма исчисленного и удержанного налога (ставка 13%) - 30 444 руб.; филиал ОАО «***» общая сумма дохода - 4 007,50 руб., налоговый (по коду 601) - 151,94 руб., сумма исчисленного и удержанного налога (ставка 9%) - 347руб. Общая сумма дохода: код строки 010, по данным налогоплательщика 868736,22, по итогам рассмотрения материалов 872346,47, расхождение +3610,25; сумма расходов и налоговых вычетов: код строки 040, по данным налогоплательщика 461845,72, по итогам рассмотрения материалов 30985,34, расхождение -430860,38; налоговая база: код строки 050, по данным налогоплательщика 426890,00, по итогам рассмотрения материалов 841361,13, расхождение -414471,13; общая сумма налога, исчисленная к уплате: код строки 060, по данным налогоплательщика 55495, по итогам рассмотрения материалов 109377, расхождение -53882; общая сумма налога, удержанная у источника выплаты: код строки 070, по данным налогоплательщика 29800, по итогам рассмотрения материалов 30444, расхождение +644; сумма налога, подлежащая к уплате (доплате) в бюджет: код строки 110, по данным налогоплательщика 25696, по итогам рассмотрения материалов 78933, расхождение -53237. В результате неправомерно занижения суммы налоговой базы при исчислении налога на доходы физических лиц за 2008 года занижена сумма НДФЛ (по ставке 13%), подлежащая уплате в бюджет, на 53 237 рублей. Инспекцией при всестороннем, полном, объективном и непосредственном рассмотрении материалов (конкретных обстоятельств и представленных налогоплательщиком документов) обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения (ст.111 НК РФ), обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности и совершение налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ), отягчающих обстоятельств, позволяющих увеличить размер налоговой санкции (ст. 112,114 НК РФ) не установлено. Пунктом 3 ст. 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения. При рассмотрения вопроса о смягчении штрафных санкций Инспекцией установлено следующее: при расчете сумм расходов уменьшающих налогооблагаемую базу в целях исчисления
налога на доходы с физических лиц, по операциям при реализации ценных бумаг учтена
неопределенность норм закона, его различное истолкование. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Уплата штрафных санкций в полном размере (10 647.40 руб.) негативно отразится на финансовом состоянии налогоплательщика. Указанные выше обстоятельства приняты как смягчающие, ФИО2 уменьшен размер налоговой санкции до 500 рублей. Руководствуясь ст. 101 Налогового кодекса РФ ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска вынесено Решение от *** *** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ, ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска выставлено Требование об уплате сумм налога, сбора, пени, штрафа по налогу на доходы физических лиц. В срок, до ***, укачанный в требовании от *** *** об уплате налога, пени, штрафа ответчик в добровольном порядке сумму налога на доходы физических в размере 53237 рублей, сумму пени в размере 276034 рублей, сумму штрафа в размере 500 рублей в бюджет государства не внес. В исковом заявлении истец просил взыскать с ответчика ФИО2 сумму налога на доходы физических лиц в размере 53237руб., пени в размере 2760,34руб., сумму штрафа в размере 500руб. Всего 56497,34руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности, с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, предъявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, письменных пояснениях от ***, ***, дополнив, что *** ответчику налоговым органом было направление требование об уплате налога, пени, штрафа заказным письмом, о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела реестр заказной корреспонденции. Уведомление о получении ответчиком указанного требования возможности представить нет. ФИО1 просил взыскать с ФИО2 сумму налога на доходы физических лиц в размере 53237руб., пени в размере 2760,34руб., штраф в размере 500руб. Всего 56497,34руб.

Ответчик ФИО2 предъявленные требования о взыскании с него налога на доходы физических лиц в размере 53237руб., пени в размере 2760,34руб., штрафа в размере 500руб., не признал по тем основаниям, что дохода от продажи акций как такового не было, при исчислении налога нужно учитывать инфляцию. ФИО2 пояснил, что поскольку требования налогового органа об уплате налога, пени, штрафа у него дома нет, полагает, что требование не получал.

Представитель ответчика ФИО3 предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях и представленном тексте выступления, дополнив, что истец также нарушил порядок уведомления ФИО2 об уплате налога, пени, штрафа. Требование об уплате было направлено ответчику простым письмом.

Представитель ответчика ФИО4 предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях и представленном тексте выступления, дополнив, что истцом кроме того, нарушен порядок уведомления ответчика, требование об уплате налога, пени, штрафа направлено простой корреспонденцией. Уведомления о вручении требования истцом суду не представлено.

Заслушав пояснения сторон, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.ст. 208, 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций.

Судом установлено, что согласно справке ОАО «ФИО7 С.Т.» об операциях с ценными бумагами, проведенных по лицевому счету за период с *** по ***, ОАО «***», а также передаточному распоряжению от ***, заявлению ФИО2 о продаже ценных бумаг от ***, *** ФИО2 реализовано ОАО «***» 28625 обыкновенных именных акций (эмитент ***») по цене 22,28руб. за каждую на общую сумму 637765руб.

Согласно ст. 214.1 НК РФ, налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтверждёнными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведёнными налогоплательщиком (включая расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, осуществляющим паевой инвестиционный фонд).

К указанным расходам относятся:

1) суммы, уплачиваемые эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг, а также суммы, уплачиваемые в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона;

2) суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по контрактам, а также иные периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями финансовых инструментов срочных сделок;

3) оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами;

4) надбавка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при приобретении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;

5) скидка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;

6) расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд;

7) биржевой сбор (комиссия);

8) оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра;

9) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им ценных бумаг в порядке наследования;

10) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им в порядке дарения акций, паев в соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса;

11) суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (включая проценты по кредитам и займам для совершения маржинальных сделок), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов - для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте;

12) другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.

В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 29.09.2009г. № 3-5-04/1473, в отношении доходов, полученных от продажи акций в 2007г. и позднее, налоговая база определяется с учетом документально подтвержденных расходов, в том числе на приобретение таких ценных бумаг ранее, а также на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с хранением и реализацией указанных акций. Срок владения такими акциями для целей исчисления налога в данном случае значения не имеет.

Из представленного соглашения от *** следует, что ФИО2 приобрел одну обыкновенную акцию АО «***» по цене 34000руб.

В декабре 1993г. по результатам чекового аукциона произошло дробление: одна обыкновенная именная акция ОАО «***» преобразована в пакет акций из 25 штук, рыночной стоимостью 34000руб. Данное обстоятельство подтверждается протоколом *** от ***

После деноминации в 1998г. проведена переоценка основных фондов ОАО «***», в соответствии с Постановлением Правительства № 1442 от 07.12.1996г., за счет средств переоценки основных фондов на одну обыкновенную акцию дополнительно распределялось 1144 обыкновенных акции, так пакет стал составлять 28625шт., что подтверждается решением о выпуске ценных бумаг от ***

Согласно выписке из протокола *** внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «***» от ***, на момент ликвидации ЗАО «***» общее количество именных обыкновенных акций ОАО «***», подлежащих распределению между акционерами составило 80512965 штук, общее количество именных обыкновенных акций ЗАО «***» - 703170 штук, количество именных обыкновенных акций ОАО «***», приходящихся на одну именную обыкновенную акцию ЗАО «***» - 114,5 штук.

Как следует из уведомлений Иркутского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России от *** ***, от *** ***и, осуществлена регистрация отчета об итогах выпуска обыкновенных именных акций бездокументарной формы ЗАО «***», размещенных путем конвертации акций с меньшей номинальной стоимостью при дроблении, согласно которому эмитентом размещено: количество ценных бумаг выпуска - 703170 штук, номинальная стоимость одной ценной бумаги выпуска - 0,8руб., общий объем выпуска - 562536руб. Одновременно по результатам конвертации погашены все обыкновенные именные бездокументарные акции предыдущих выпусков ЗАО «***». Размер добавочного капитала составлял 64140372руб. и соответствовал стоимостной оценке акций ОАО «***», подлежащих распределению. Данные обстоятельства также подтверждаются протоколом заседания Наблюдательного совета ЗАО «***» *** от ***; Решением о выпуске ценных бумаг ЗАО «***» от *** ***.

Как следует из справки ОАО «ФИО7 С.Т.» об операциях с ценными бумагами, проведенных по лицевому счету за период ***-***, содержания искового заявления и не оспорено ответчиком - при ликвидации ЗАО «***» ФИО2 передано имущество ЗАО «***» в виде акций ОАО «***» в количестве 28625шт. На момент распределения ФИО2 имел 250 акции ЗАО «***», с учетом коэффициента распределения количество акций ОАО «***» составило 28625шт. /250х114,5/.

Из письма ***» от *** ***юр следует, что ОАО «***» (прежнее наименование ОАО «***») создано путем преобразования государственного предприятия «***» в открытое акционерное общество в ходе приватизации. Приобретение акций осуществлялось по второму варианту льгот в соответствии с государственной программой приватизации на 1992г., то есть по закрытой подписке среди работников предприятия на условиях возмездности и без каких-либо льгот. Акции АО «***» номинальной стоимостью 20000руб. (неденоминированных) каждая продавались работникам по цене 34000руб. (неденоминированных). Данных об иной стоимости акций (средневзвешенной, рыночной) не имеется, так как продажа осуществлялась по закрытой подписке среди работников предприятия по единой цене. На момент приватизации предприятия акций в свободной продаже не обращалось. Акции оплачивались работниками следующим способом: часть стоимости, кратная 10000руб. - приватизационными чеками, остальная часть - денежными средствами, в том числе из средств приватизационного фонда. С гражданами были заключены соглашения на приобретение акций, на обороте которого ставились отметки о количестве ваучеров и денежных средств, внесенных в оплату акций. С учетом введенной в 1995г. ФЗ «Об акционерных обществах» системы ведения реестров акционеров, а также в связи с истечением сроков хранения документов, указанные соглашения, а также иные документы, относительно оплаты акций, были уничтожены. Сведения о способе оплаты ФИО2 акций ОАО «***» предоставить не представляется возможным.

ФИО2 приобрел одну обыкновенную акцию АО «***» по цене 34000руб., оплаченную двумя приватизационными чеками (ваучерами), 11542руб. - из приватизационного фонда, 2458руб. - личными денежными средствами, о чем свидетельствует соглашение от ***

ФИО2 представлена квитанция ф. ПД-4 от *** *** на сумму 7685,34руб. об оплате за услуги перерегистрации ОАО «Регистратор РОСТ». Данное обстоятельство установлено Решением ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска *** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от *** и не оспорено ответчиком.

Иных документально подтвержденных и фактически осуществленных ФИО2 расходов, связанных с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, ответчиком суду не представлено.

Производя расчет суммы расходов на приобретение ценных бумаг, понесенных ФИО2, суд учитывает, что с момента приобретения акций до их реализации, одна обыкновенная именная акция ОАО «***» в результате дробления преобразована в пакет акций из 28625шт.

На основании п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 217 "Об особенностях обращения ценных бумаг в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", принятого во исполнение Указа президента РФ от 04.08.1997 года, номинальная стоимость акций и облигаций, эмитированных негосударственными эмитентами до 01.01.1998, подлежит пересчету исходя из изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и нового масштаба цен.

Таким образом, сумма расходов на приобретение акций, понесенных ФИО2, составила 20014руб. /10000руб.+10000руб.+11,542руб.+2,458руб./, где 10 000 - это номинальная стоимость 1-го ваучера, а 11,542руб. и 2,458руб. - это деноминированные денежные средства из приватизационного фонда и личных денежных средств, при этом в соответствии с письмом ФНМ России от 01.08.2009 года № 3-5-03/1224 «Об учёте в составе расходов стоимости ваучера при реализации ценных бумаг», расходы на приобретение акций за приватизационные чеки определяются без каких-либо пересчётов, то есть 10000 руб. за 1 ваучер.

Следовательно, сумма облагаемого дохода по совершенной операции купли-продажи ценных бумаг составила - 610065,66руб. /637765 - 20014-7685,34/, а сумма налога на доход физических лиц, подлежащая уплате ФИО2 в бюджет за 2008 год составляет 79308,53руб. /610065,66 х 13%/.

Расчеты налоговой базы, представленные истцом и ответчиком, не основаны на нормах налогового законодательства, в связи с чем, не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно акту *** камеральной проверки от ***, ИФНС России по Ленинскому округу г.Иркутска проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации «ФЛ. Декларация по форме 3-НДФЛ 2008г.» за 2008 отчетный год, регистрационный номер декларации 11928103, представленной ФИО2 ***

Судом исследована налоговая декларация на налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ» за отчетный 2008 год, представленная ФИО2 в ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска и данные налогового органа по итогам рассмотрения материалов проверки, согласно которым общая сумма дохода по данным налогоплательщика составила 868736,22, по итогам рассмотрения материалов - 872346,47, расхождения «+3610,25»; сумма расходов и налоговых вычетов по данным налогоплательщика составила 461845,72, по итогам рассмотрения материалов - 30985,34, расхождения «-430860,38»; налоговая база по данным налогоплательщика составила 426890, по итогам рассмотрения материалов - 841361,13, расхождения «-414471,13»; общая сумму налога, исчисленная к уплате по данным налогоплательщика составила 55495, по итогам рассмотрения материалов - 109377, расхождения «-53882»; общая сумма налога, удержанная у источника выплаты по данным налогоплательщика составила 29800, по итогам рассмотрения материалов - 30444, расхождения «+644»; сумма налога подлежащая к уплате (доплате) в бюджет по данным налогоплательщика 25696, по итогам рассмотрения материалов - 78933, расхождения «-53237». Таким образом, в результате занижения суммы налоговой базы при исчислении налога на доходы физических лиц за 2008г. занижена сумма налога на доходы физических лиц по ставке 13%, подлежащая уплате в бюджет, на 53237руб.

Решением ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска *** от *** ФИО2 привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога. Предложено ФИО2 уплатить налог на доходы физических лиц с доходов в размере 53237руб. в срок до *** Доказательств уплаты налога в размере 53237руб. в указанный срок, ответчиком суду не представлено.

В силу требований ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, в связи с чем, анализируя представленные доказательства в их совокупности, учитывая факт получения ФИО2 дохода от реализации ценных бумаг, что свидетельствует об обязанности уплатить установленный законодательством о налогах и сборах в Российской Федерации, налог на доходы физических лиц в размере 79308,53руб., суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования о взыскании с ФИО2 налога, в пределах заявленных исковых требованиях, в размере 53237руб.

Доводы представителей ответчика о том, что доход определяется вычитанием из рыночной стоимости цены реализации акций рыночной цены расходов на их приобретение, не основаны на законе, поскольку особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлены ст. 214.1 НК РФ, согласно которой доходы от операций купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммой дохода, полученного от реализации ценных бумаг и документально подтвержденного расхода на приобретение, реализацию и хранению ценных бумаг, фактически произведенных налогоплательщиком.

Не могут быть приняты судом во внимание и доводы ответчика и его представителей об отсутствии у ФИО2 экономической выгоды после реализации акций в связи с ростом цен и инфляцией, поскольку в соответствии с действующим налоговым законодательством полученная за продажу акций денежная сумма является доходом ответчика, с которого он должен уплачивать налог в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ. При этом Налоговым Кодексом РФ возможность учёта инфляции и индексации стоимости приватизационного чека при исчислении налога с доходов, полученных от реализации ценных бумаг, не предусмотрена.

Неуплата налога на полученные доходы является основанием для взыскания с ФИО2 в силу требований ч. 1 ст. 75 НК РФ пени - денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.

В силу требований ч. 3, 4 ст. 75 НК РФ размер пени составляет 2760,34руб.

В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В соответствии со ст. 112 обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Согласно ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска учтены смягчающие ответственность обстоятельства, такие как неопределенность норм закона, его различное толкование, а также негативное отражение на финансовом состоянии налогоплательщика уплаты штрафных санкций в полном размере, на основании чего размер налоговой санкции уменьшен до 500руб.

Решением ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска *** от *** ФИО2 привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, назначен штраф в размере 500руб., начислены пени по состоянию на *** в размере 2760,34руб., предложено ФИО2 уплатить указанные штраф и пени в срок до ***

В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

ФИО2 направлено ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска требование *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа *** Данное обстоятельство подтверждается Реестром требований на уплату налога, пени, штрафа заказной корреспонденции.

Согласно письму Иркутского почтамта филиала ФГУП «Почта России» УФПС Иркутской области от *** ***, информацию по факту отправки заказной корреспонденции в адрес ФИО2 по реестру от *** не представляется возможным, так как срок предъявления претензий шесть месяцев со дня отправки почтового отправления /ст. 52 Правил оказания услуг почтовой связи. Согласно Перечня о сроках хранения документов Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, документы за указанный период уничтожены.

Доказательств уплаты ФИО2 пеней в размере 2760,34руб., штрафа в размере 500руб. ответчиком суду не представлено.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание, что судом установлена неуплата ФИО2 налога, что является основанием для взыскания пени, штрафа, учитывая, что размер налоговых санкций уменьшен ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска до 500руб. с учетом смягчающих обстоятельств, суд считает, что исковые требования в части взыскания пени в размере 2760,34руб., штрафа в размере 500руб. подлежат удовлетворению.

Не влияют на вывод суда доводы ответчика ФИО2 о неполучении им требования ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска об уплате налога, поскольку доказательств указанного суду не представлено, а ссылка представителя ответчика ФИО4 об отсутствии у налогового органа уведомления о получении ФИО2 требования об уплате налога не основана на нормах налогового законодательства.

Кроме того, из представленного Реестра требований на уплату налога, пени, штрафа следует, что корреспонденция направлена в адрес ответчика заказной почтой и с учетом требований ст. 69 НК РФ считается полученной по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст.333.19 НК РФ государственная пошлина по данному иску составляет 1894,92руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 налог на доходы физических лиц в размере 53237руб., пени в размере 2760,34руб., штраф в размере 500руб., всего взыскать 56497,34руб.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 1894,92руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья