Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-9587/10
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Ошманкевич Р.А.
при секретаре Коломейцеве Д.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 8 ноября 2010г . дело по иску Кирина А.В. к ГУ-РО ФСС РФ по РК об отмене приказа от 14 июля 2010г. о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, взыскании морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Кирин А.В. обратился в суд с иском к ГУ-РО ФСС РФ по РК об отмене приказа от 14 июля 2010г. о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, взыскании компенсации морального вреда в сумме ... руб..
В обоснование иска указал, что приказом от 14 июля 2010г. ответчиком было объявлено замечание за заключение в 2008-2009 годах договоров с ОАО «СОГАЗ» на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения торгов в форме конкурса или аукциона и за заключение в 2009 году государственного контракта с ООО «...» на оказание услуг по проведению аудиторской проверки без проведения открытого конкурса. С данным приказом он не согласен, поскольку в его должностные обязанности никогда не входило и не входит заключение государственных контрактов и договоров от имени ответчика. Вышеуказанные договоры и госконтракты он не заключал. В нарушение ст.193 ТК РФ до применения к нему дисциплинарного взыскания ответчиком не была проведена служебная проверка. Управляющему им была дано объяснение по акту ревизии финансово-хозяйственной (а не входе проведения служебной проверки), проводимой ревизорами ФСС РФ в июне-июле 2010г., в котором он обосновал законность действий ответчика, выступающего как государственный заказчик, по выбору способа размещения государственного заказа при заключении ответчиком договоров на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и при заключении государственного контракта на оказание услуг по проведению аудиторской проверки. Ответчиком нарушен и срок применения дисциплинарного взыскания, установленный ст.193 ТК РФ. Уже более года он работает в другой должности – .... Нынешние его должностные обязанности коренным образом отличаются от обязанностей ..., поэтому, применение к нему в настоящее время дисциплинарного взыскания за период работы в совершенно иной должности выглядит не логично.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с требованиями истца, поддержав доводы изложенные в отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Кирин А.В. работал ... ГУ-РО ФСС РФ по РК.
Приказом ГУ-РО ФСС РФ по РК от 14.07.2010г. Кирину А.А. было объявлено замечание.
В силу ст.192 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется только за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17.03.2004г. № 2, следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Как следует из оспариваемого приказа, основанием для применения дисциплинарного взыскания к Кирину А.В. явилось нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договоров с ОАО «СОГАЗ» «Об организации осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» без проведения торгов в форме конкурса или аукциона; нарушение части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», выразившееся в заключении государственного контракта с ООО «...» на сумму ... рублей на оказание услуг по проведению аудиторской проверки без проведения открытого конкурса (по итогам запроса котировок).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основаниях своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик в обоснование обоснованности применения дисциплинарного взыскания указал, что в период с 22.06.2010г. по 08.07.2010г. ФСС РФ проводилась плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности по исполнению бюджета региональным отделением Фонда, по результатам которой составлен Акт .
Указанным Актом ревизии установлено, что в нарушение части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» региональным отделением Фонда в 2009 году заключен госконтракт с ООО «...» на сумму ... тыс.рублей на оказание услуг по проведению аудиторской проверки без проведения открытого конкурса (по итогам запроса котировок). Отделением Фонда в 2008-2009 годах без проведения торгов в форме конкурса или аукциона по договорам с ОАО «СОГАЗ» произведены расходы на обязательное страхование автогражданской ответственности, чем не соблюдены требования статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Как следует из оспариваемого приказа, истцу вменяется ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, а именно, нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договоров с ОАО «СОГАЗ» «Об организации осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 503 от 16.12.2008г., № 547 от 30.12.2008г., № 097 от 10.03.2009г., № 205 от 15.06.2009г. без проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
Кроме того, вменяются истцу нарушение части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», выразившееся в заключении государственного контракта с ООО «...» на сумму ... рублей на оказание услуг по проведению аудиторской проверки без проведения открытого конкурса (по итогам запроса котировок).
Согласно должностной инструкции начальника отдела организации торгов ГУ-РО ФСС РФ по РК, утвержденной 14.02.2008г., в должностные обязанности входит: организация и обеспечение эффективной работы отдела в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, ведомственными нормативными актами (2.1); определение круга обязанностей работников отдела, представление на утверждение управляющему Региональным отделением должностных инструкций работников отдела (2.2); осуществление контроля за исполнительской и трудовой дисциплиной в отделе (п.2.3); представление на утверждение управляющему Региональным отделением проекта плана работы отдела (п.2.4); ведение реестра проведенных процедур размещения государственных заказов, составление аналитической информации (сведений, отчетов) по поводу деятельности отдела (п.2.5); согласование писем и иных документов, относящихся к деятельности отдела (п.2.6); организация ведения делопроизводства, учета, контроля исполнения, хранения документации и служебных материалов отдела (п.2.7); проведение семинаров, совещаний по вопросам, входящим в компетенцию отдела, по поручению управляющего Региональным отделением, информирование работников Регионального отделения по вопросам проведения процедур размещения заказов для государственных нужд (п.2.8); координация деятельности структурных подразделений Регионального отделения по вопросам, входящим в компетенцию отдела (п.2.9); при необходимости личное выполнение функций, возложенных на отдел Положением об отделе организации торгов Регионального отделения (п.2.10); подготовка проектов приказов управляющего Региональным отделением о проведении закупки путем проведения торгов или запроса котировок (2.10.1); подготовка извещений о проведении открытого конкурса и конкурсных документаций, извещений о проведении открытого конкурса и конкурсных документаций, извещений о проведении аукциона, документации об аукционе, извещений о проведении запроса котировок на основании представленных профильными отделами (группой), филиалами Регионального отделения технических заданий на закупку; согласование конкурсной, аукционной документаций, извещений о проведении запроса котировок с профильными отделами (группой), планово-экономическим отделом, отделом финансов, бухгалтерского учета и отчетности Регионального отделения (п.2.10.2); размещение утвержденных управляющим Региональным отделением извещений о проведении открытого конкурса, конкурсных документаций, извещений о проведении открытого аукциона, документации об аукционе, извещений о проведении запроса котировок на официальном сайте (п.2.10.3); своевременное предоставление конкурсной, аукционной документации на основании поступивших заявлений заинтересованных лиц. При необходимости – направление запроса котировок предполагаемым исполнителям государственного контракта (п.2.10.4); подготовка и представление для подписания управляющему Региональным отделением разъяснений положений конкурсной, аукционной документации по запросу участников размещения заказа. Своевременное направление подписанных управляющим Региональным отделением разъяснений адресату запроса и размещение разъяснений на официальном сайте (п.2.10.5); подготовка проектов решений и проектов извещений о принятии решений о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса (открытого аукциона) и в конкурсную (аукционную) документацию. Своевременное направление указанных решений и извещений, подписанных управляющим Региональным отделением, участникам размещения заказа, которым была представлена конкурсная (аукционная) документация, а также размещение указанных решений, извещений на официальном сайте (п.2.10.6); подготовка проектов извещений об отказе от проведения открытого конкурса (аукциона) и уведомлений об этом участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе (аукционе). Своевременное размещение извещений об отказе от проведения открытого конкурса (аукциона), подписанных управляющим Региональным отделением, на официальном сайте (п.2.10.7); регистрация поступивших конвертов с заявками на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок. Выдача расписок в получении конвертов (заявок) по требованию участников размещения заказа. Возврат конвертов с конкурсными заявками, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок, поступивших после окончания срока подачи заявок, участникам размещения заказа (п.2.10.8); обеспечение сохранности конвертов с заявками на участие в конкурсе до их вскрытия (п.2.10.9); оформление протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколов рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколов рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколов аукциона, протоколов рассмотрения и оценки котировочных заявок. Представление указанных протоколов на подписание членам единой конкурсной, аукционной, котировочной комиссии Заказчика, управляющему Региональным отделением. Своевременное размещение протоколов на официальном сайте (п.2.10.10); ведение аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, аудиозаписи аукциона (п.2.10.11); подготовка проектов извещений управляющего Региональным отделением участникам размещения заказа о допуске и об отказе в допуске к участию в конкурсе (аукционе) (п.2.10.12); подготовка проектов разъяснений управляющего Региональным отделением результатов открытого конкурса (аукциона) по письменному запросу участников размещения заказа (п.2.10.13); оформление государственных контрактов с участниками размещения заказа, с которыми Единой комиссией Заказчика принято решение о заключении государственных контрактов (п.2.10.14); контроль за соблюдением участниками размещения заказа сроков возврата подписанных государственных контрактов (п.2.10.15); регистрация подписанных Сторонами государственных контрактов. Передача подлинника контракта для хранения в отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности Регионального отделения, копии – для информации и исполнения – профильному отделу (группе) либо филиалу Регионального отделения (п.2.10.16); предоставление органам федеральной антимонопольной службы сведений об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные контракты по решению суда были расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных контрактов (п.2.10.17); своевременное предоставление органам федерального казначейства сведений о заключении, изменении, исполнении и расторжении государственных контрактов (п.2.10.18); контроль за соблюдением сроков исполнения государственных контрактов (п.2.10.19).
Анализ должностных обязанностей начальника отдела организации торгов ГУ-РО ФСС РФ по РК позволяет сделать вывод, что в обязанности начальника отдела не входит заключение договоров на обязательное социальное страхование автогражданской ответственности и государственных контрактов на оказание услуг по проведению аудиторской проверки.
Наряду с этим, согласно приказу истцу объявлено замечание за нарушение должностных обязанностей, выразившееся в заключении договоров с ОАО «СОГАЗ» , а также в заключении государственного контракта с ООО «...» на оказание услуг про проведению аудиторской проверки. В то время как указанные договора и государственный контракт был подписан управляющим ГУ-РО ФСС РФ по РК В.. В указанных договорах и государственном контракте имеется лишь отметка о согласовании Кирина А.В. Таким образом, вменив истцу нарушение должностных обязанностей, выразившихся в заключении договоров с ОАО «СОГАЗ» без проведения торгов в форме конкурса или аукциона и заключении государственного контракта с ООО «...» без проведения открытого конкурса (по итогам запроса котировок), ответчик наложил взыскание за ненадлежащее исполнении обязанностей, которые на него не возложены в силу должностных обязанностей, поскольку истцу не представлено право заключать договора и государственные контракты от имени ГУ-РО ФСС РФ по РК.
Кроме того, часть первая статьи 193 Трудового Кодекса обязывает работодателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать от работника объяснение в письменной форме. Данное положение направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания.
Как следует из материалов дела, у истца было затребовано объяснение по результатам ревизии 2010г., что подтверждается объяснением Кирина А.В. , из которого следует, что истец дает объяснение по Акту ревизии.
Документов, подтверждающих, что у истца было затребовано объяснение по обстоятельствам вменяемого ему деяния по факту заключения договоров и государственного контракта, ответчик суду не представил.
Таким образом, суд считает, что ответчиком был нарушен порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что ответчиком нарушен срок применения дисциплинарного взыскания, поскольку в силу ст.193 Трудового кодекса РФ по результатам ревизии, проверки финансово- хозяйственной деятельности или аудиторской проверки дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее двух лет со дня его совершения. Учитывая, что вмененные нарушения приходятся на период с декабря 2008г. по июнь 2009 года, а приказ издан 14.07.2010г., двухгодичный срок привлечения к дисциплинарной ответственности не истек.
На основании изложенного, суд считает, что приказ от 14.07.2010г. об объявлении замечания Кирину А.В. является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с ч.4 ст.3 и ч.9 ст.394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части 1) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Поскольку ответчиком незаконно издан приказ об объявлении замечания Кирину А.В., суд считает подлежащим удовлетворению требования истца о компенсации морального вреда и определяет его в сумме ... руб.. с учетом обстоятельств данного дела.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере ... руб..
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кирина А.В. удовлетворить.
Приказ Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от 14 июля 2010г. в отношении Кирина А.В. отменить.
Взыскать с Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Коми в пользу Кирина А.В. в счет компенсации морального вреда ... руб..
Взыскать с Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми госпошлину в доход государства ... руб..
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней.
Судья Р.А. Ошманкевич