ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-958/20 от 29.12.2020 Сасовского районного суда (Рязанская область)

Дело №2-958/20 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2020 года р.п. Пителино

Сасовский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Рожковой Г.А.

при секретаре Федюшкиной Г.М.

с участием

истца помощника прокурора Пителинского района Донской А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пителинского района в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры»

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пителинского района предъявил иск в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования – Администрации муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры», мотивируя тем, что прокуратурой Пителинского района Рязанской области совместно со специалистом Касимовского межрайонного ОНДиПР УНДиПР МЧС России по Рязанской области проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области, расположенном по адресу: <...>. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон №69-ФЗ) пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения, перечисленных в ст. 15 настоящего ФЗ, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является муниципальное образование – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области. Функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения осуществляются администрацией муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области (пункт 1.3. раздела 1 Устава МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области). В соответствии с п.5.1. раздела 5 данного Устава финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет ассигнований учредителя, бюджетных средств, перечисленных на основе утвержденных нормативов и целевых программ. Согласно п.2.2. раздела 2 Устава и в соответствии с договором о передаче в оперативное управление муниципального имущества от 20.12.2018 года имущество бюджетного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. На основании вышеизложенного администрация муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области, как собственник имущества осуществляет финансирование мероприятий по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области. В ходе проверки, проведенной в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области, выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В соответствии с п.21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 (далее – Правил) руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты. Однако в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» не осуществлена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) чердачного помещения. В соответствии с главой 5 норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 №645 специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Утверждение специальных программ для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется руководителями указанных органов и согласовывается в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях. Специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов. При подготовке специальных программ особое внимание уделяется практической составляющей обучения: умению пользоваться первичными средствами пожаротушения, действиям при возникновении пожара, правилам эвакуации, помощи пострадавшим. Однако в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» отсутствует специальные программы для обучения работников мерам пожарной безопасности. В соответствии с п.7 Правил на объекте с массовым пребыванием людей обеспечивается наличие планов эвакуации людей при пожаре. Согласно п.6.2.3, п.6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные. Требования и методы контроля», планы эвакуации должны быть выполнены с использованием фотолюминесцентных материалов. Однако в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» планы эвакуации разработаны не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные. Требования и методы контроля». В нарушение ст.83 ФЗ-123 от 22.07.2008, п.4, п.14, Приложение таблица 1 НПБ 110-03, п.1.2, раздел 13, приложение А Свода правил СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) тамбур возле запасного эвакуационного выхода, помещение вестибюля и помещение для реквизитов в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. В силу п.3.11 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 №323 размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. Однако в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» не установлен световой оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом здания клуба, ведущий из помещения вестибюля непосредственно наружу. Указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности могут повлечь необратимые последствия в виде нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в результате пожара.

Просит обязать администрацию муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области, расположенном по адресу: <...>, а именно: - осуществить проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) чердачного помещения; - разработать специальные программы для обучения работников мерам пожарной безопасности; разработать планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные. Требования и методы контроля»; - оборудовать тамбур возле запасного эвакуационного выхода, помещение вестибюля и помещение для реквизитов в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» автоматической пожарной сигнализацией; - установить световой оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом здания клуба, ведущий из помещения вестибюля непосредственно наружу; - установить ответчику срок для совершения указанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора Пителинского района Донская А.М. поддержала исковые требования в полном объеме.

В суд представитель ответчика Администрации муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно, представлен Отзыв на исковое заявление №322 от 11.12.2020, исковые требования прокурора признают полностью, последствия признания иска понятны, просят установить срок по совершению указанных действий – один год после вступления решения суда в законную силу. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

Помощник прокурора Пителинского района Донская А.М. с данным сроком для исполнения решения суда согласна.

В суд представитель третьего лица МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно, согласно Отзыва №29 от 27.12.2020 просят рассмотреть в отсутствие представителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Судом установлено, что прокуратурой Пителинского района совместно со специалистом Касимовского межрайонного ОНДиПР УНДиПР МЧС России по Рязанской области проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального образования Рязанской области, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: не осуществлена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) чердачного помещения; не разработаны специальные программы для обучения работников мерам пожарной безопасности; не разработаны планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные. Требования и методы контроля»; не оборудован тамбур возле запасного эвакуационного выхода, помещение вестибюля и помещение для реквизитов в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» автоматической пожарной сигнализацией; не установлен световой оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом здания клуба, ведущий из помещения вестибюля непосредственно наружу.

В соответствии с п.21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 (далее – Правил) руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты.

Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов. При подготовке специальных программ особое внимание уделяется практической составляющей обучения: умению пользоваться первичными средствами пожаротушения, действиям при возникновении пожара, правилам эвакуации, помощи пострадавшим.

В соответствии с п.7 Правил на объекте с массовым пребыванием людей обеспечивается наличие планов эвакуации людей при пожаре.

Согласно п.6.2.3, п.6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные. Требования и методы контроля», планы эвакуации должны быть выполнены с использованием фотолюминесцентных материалов.

В нарушение ст.83 ФЗ-123 от 22.07.2008, п.4, п.14, Приложение таблица 1 НПБ 110-03, п.1.2, раздел 13, приложение А Свода правил СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) тамбур возле запасного эвакуационного выхода, помещение вестибюля и помещение для реквизитов в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

В силу п.3.11 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 №323 размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является муниципальное образование – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляются администрацией муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области (пункт 1.3. раздела 1 Устава МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области).

В соответствии с п.5.1. раздела 5 данного Устава финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет ассигнований учредителя, бюджетных средств, перечисленных на основе утвержденных нормативов и целевых программ. Согласно п.2.2. раздела 2 Устава и в соответствии с договором о передаче в оперативное управление муниципального имущества от 20.12.2018 года имущество бюджетного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления.

Из изложенного следует, что ответчик как собственник имущества обязан обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности в учреждении и устранить выявленные нарушения.

Суд удовлетворяет требования прокурора Пителинского района и обязывает Администрацию муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Возложение обязанностей совершить какие-либо действия в силу части 2 ст. 206 ГПК РФ предполагает установление предельного срока, в течение которого решение должно быть исполнено руководителем учреждения. Суд полагает установить срок для исполнения решения – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Иск прокурора Пителинского района в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования – Потапьевское сельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области устранить нарушения требований пожарной безопасности в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» муниципального образования – Потапьевскоесельское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области, расположенном по адресу: <...>, а именно:

- осуществить проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) чердачного помещения;

- разработать специальные программы для обучения работников мерам пожарной безопасности;

- разработать планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные. Требования и методы контроля»;

- оборудовать тамбур возле запасного эвакуационного выхода, помещение вестибюля и помещение для реквизитов в МБУК «Потапьевский сельский дом культуры» автоматической пожарной сигнализацией;

- установить световой оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом здания клуба, ведущий из помещения вестибюля непосредственно наружу.

Установить срок для исполнения решения – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Сасовский районный суд Рязанской области (р.п. Пителино) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Г.А.Рожкова