№ 2-958/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Г.С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1, ФИО2 к МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области о признании незаконным отказ в согласовании проекта и выдаче разрешения на установку индивидуального котла отопления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области о признании незаконным отказ в согласовании проекта и выдаче разрешения на установку индивидуального котла отопления. Обосновывают его тем, что они являются собственниками квартиры по адресу: (адрес). ДДММГГГГ ФИО1 обратилась в МУП «Коммунсервис» Костромского района с заявлением о согласовании проекта на установку котла индивидуального отопления в указанной квартире. К заявлению были приложены: разрешение председателя ТСЖ «Минское 4», разрешение от всех собственников дома, проект отопления. В ответ получила отказ в согласовании проекта со ссылкой на ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении», в которой предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 307, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения» и на письмо администрации Костромского района от ДДММГГГГ Считают данный отказ необоснованным и незаконным. Данным отказом нарушено право истцов совершать какие-либо действия в отношении принадлежащего им имущества и противоречит ч. 2 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основу отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные в ст. 27 ЖК РФ. Закон N 190-ФЗ не запрещает, а устанавливает запрет на использование источников тепловой энергии, которые не отвечают перечню условий, указанных в Постановлении Правительства от 16.04.2012 г. N 307. Современные котлы для отопления квартир соответствуют всем требованиям. Согласно проекту переустройства системы отопления и ГВС данные требования, условия установки учтены и разрешено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии к установке в многоквартирном доме. Истцом были заказаны и получены техзадания и проекты на внутреннее газооборудование, отопление от ООО «Горгаз». Были собраны подписи собственников квартир многоквартирного дома, дано разрешение председателя ТСЖ «Минское 4» на установку котла индивидуального отопления. Ни о каком запрете на установку индивидуальных котлов отопления со стороны МУП «Коммунсервис» и местной администрации объявлено не было. Люди оформляли проекты, ставили индивидуальные котлы, им согласовали проекты и выдавались разрешения на установку котлов индивидуального отопления. Во многих квартирах уже установлены котлы индивидуального отопления. От других жителей нет жалоб, на то, что переустройство негативно повлияло на отопление в доме. В доме № ранее были колонки и техническая возможность установки котла имеется. Квартира находится на пятом этаже пятиэтажного кирпичного дома. Причиной для установки индивидуального котла отопления является высокая плата за отопление, а также не устраивают условия подачи тепла и горячей воды. Просят суд признать незаконными действия МУП «Коммунсервис», выраженное в отказе в согласовании проекта и выдаче разрешения на установку индивидуального котла отопления.
К участию в деле привлечено ТСЖ «Минское-4», Комитет ЖКХ и природных ресурсов администрации Костромского муниципального района Костромской области, АО «Газпромраспределение Кострома», администрацию Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, ООО «Горгаз».
В судебном заседании истец ФИО1, действующая также в интересах истца ФИО2 по доверенности, исковые требования поддержала. Пояснила, что в их доме одна квартира принадлежит администрации Минского сельского поселения. Согласия на переустройство у администрации они не получили, В администрации Минского сельского поселения им сказали, что если МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области согласуют проект, они дадут разрешение на установку. Такую оплату за отопление, которую начисляют сейчас, по своим средствам, она не может оплачивать. В 27 квартирах их дома установлены котлы индивидуального отопления.
Представитель ответчика МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области ФИО3 исковые требования не признала. Пояснила, что многоквартирный дом (адрес) подключен к центральной системе отопления. Частью 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 307, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Схемой теплоснабжения Минского сельского поселения не предусмотрена возможность перехода отдельных квартир в МКД на иной вид теплоснабжения. В случаях перехода квартир на автономное отопление производится отключение отдельных квартир от центральной системы теплоснабжения, чем нарушается гидравлический баланс здания, и, как следствие, могут происходить недотопы, снижение температуры в помещении ниже нормативов, или перетопы, повышение температуры в помещении выше нормативов, квартир с центральным отоплением, что ущемляет права и интересы других собственников, получающих коммунальную услугу «отопление». Система центрального отопления относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды. В Правилах № 354 не предусмотрено варианта расчета платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений собственников для собственника жилья, установившего в квартире автономную систему отопления. Кроме того, в соответствии с п. 7.3.7 СНиПП13-01-2003 «Здания жилые мн6огоквартирные» переход на поквартирное автономное теплоснабжение возможен только либо при реконструкции здания, либо во вновь строящемся. В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.10.2014 г., поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Проект, предоставленный истцом соответствует всем нормам в части самой квартиры, а должен быть предоставлен проект на весь многоквартирный дом. Также обратила внимание, что в списке собственников дома, давших согласие, на переустройство, имеются одинаковые подписи.
Представитель ответчика МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования также не признала. Пояснила, что раньше давали разрешения на установку индивидуальных котлов отопления в квартирах многоквартирных домом, так как не была разработана схема теплоснабжения Минского сельского поселения. В 2014 года была разработана данная схема, и она не предусматривает возможности перехода отдельных квартир в МКД на иной вид теплоснабжения. Ни один дом не был внесен в данную схему для установки котлов индивидуального отопления. На основании разработанной схемы регулируется теплоснабжение в населенном пункте. Теплоснабжение идет по батареям и может получиться, что некоторые квартиры, которые находятся на центральном отоплении, останутся без тепла. В проектах перехода на автономное отопление не указано, какой эффект будет для системы центрального отопления.
Представитель ТСЖ «Минское-4» ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в их доме в квартирах установлены газовые колонки, диаметр газовых труб нормальный. По пять квартир на стояке установили газовые котлы, стояк обрезали, пропускная способность нормальная, жалоб нет. Они консультировались с газовиками, которые сказали, что в их доме имеется техническая возможность поменять газовую трубу. Между ТСЖ «Минское 4» и МУП «Коммунсервис» нет договора поставки тепла и водоснабжения, хотя они инициировали заключение данного договора еще в 2013 году. МУП «Коммунсервис» прописал в протоколе 1 к договору, что ТСЖ обязано возместить им расходы на почту, банк, ЕИРКЦ. Изменения в договор МУП «Коммунсервис» не вносит и протокол разногласий не подписывает. Между собственниками и МУП «Коммунсервис» существует только договор оферты, то есть происходит оплата по квитанции ЕИРКЦ. Таким образом, считают, что МУП «Коммунсервис» не вправе диктовать собственникам приватизированных квартир свои условия и нарушать их права на переустройство квартиры. МУП «Коммунсервис» предоставляет тепло по температурному графику, который утверждает глава сельского поселения. Обе организации отказались предоставлять график, как эксплуатирующие МКД организации, чтобы они, ТСЖ «Минское-4» не смогли зафиксировать нарушения подачи тепла и многоквартирный дом и обратиться к ним за перерасчетом фактически потребляемого тепла или в суд. Тариф на теплоноситель рассчитан на зимнюю температуру. Получается, что сентябрь- октябрь, когда температура на улице еще минусовая, им приходится платить по зимнему тарифу и переплачивать за качество услуги, которое они не получили. Установка индивидуальных котлов в доме производится так же как одно из мероприятий в исполнение ФЗ N-261 в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности многоквартирного дома. Многоквартирный дом не может единовременно выйти всем домом на «котлы». Не понятно, почему МУП «Коммунсервис» и администрация Минского сельского поселения не довела информацию до собственников квартир, что в настоящее время запрещено оборудование индивидуального отопления в квартирах. Если бы собственники об этом знали, они бы не стали заказывать проекты. Одинаковые подписи в списке собственников жилых помещений, давших согласие на переустройство системы отопления в квартире истцов, объясняется тем, что родители расписывались за своих детей.
Представитель третьего лица ООО «Горгаз» ФИО6 в судебном заседании пояснил, что проекты по установке индивидуального отопления делаются на основании технического задания АО «Газпром газораспределение Кострома». В данном техническом задании указаны точки подключения, направление использования газа, установленный объем потребления природного газа, давление газа. Готовый проект предоставляется на согласование в АО «Газпром газраспределение Кострома». Если все нормы соблюдены, при составлении проекта, то АО «Газпром газораспределение Кострома» его согласуют. Что касается системы отопления, то потеря тепла маленькая и не может влиять на отопление в других квартирах в многоквартирном доме. Они могут сделать расчет тепловой энергии по всему дому, если им будет предоставлено техническое задание из МУП «Коммунсервис». Для расчета тепловой энергии необходимо знать какое количество тепла подается на весь дом и как влияет теплоснабжение на данную квартиру. Им МУП «Коммунсервис» такое техническое задание не выдавали, поэтому расчет тепловой энергии по всему они не производили.
Третье лицо АО «Газпром газораспределение Кострома» просили рассматривать дело без участия их представителя. Ранее их представитель ФИО7 в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда. Пояснил, что их организация выдавали техническое задание по газу и рассматривали техническую возможность по поставке газа. По газоснабжению данной квартиры, никаких препятствий не было. Пункт 6.5 Свода правил СП60.13.330- 2011 г.не запрещает установку газовых отопительных приборов в квартирах. Проект истцов был по системе отопления в квартире и размещению газового котла. Расчеты по поставке газа с учетом всех квартир в многоквартирном доме, не требуются. Бывает, при установке индивидуального отопления в квартире убирают стояки системы теплоснабжения дома. Они производят расчеты по стояку. В цепи дома по стояку каждая отдельная квартира влияет на один стояк. На каждый отдельный стояк подается определенное давление газа, когда стояк убирается, то это не влияет на давление. Они имеют общий коллектор, в нем давление газа одинаковое, и оно подается по всем трубам. Каждая труба имеет пропускную способность независимо от давления. Стояк имеет диаметр 30 см. В данном случае может возникнуть проблема не в давлении, а в диаметре трубы. В среднем для расчета: если на одном стояке расположено пять квартир и давление поступает для газовой плиты, то для трех квартир газа на отопление хватит, а двум квартирам они могут разрешение и не дать. Тем гражданам у кого имеется в квартирах техническая возможность по установке газовых котлов, они не отказывают.
Представитель третьего лица Комитета ЖКХ и природных ресурсов администрации Костромского муниципального района Костромской области в судебном заседании не присутствует, просили рассматривать дело без их участия. В ходе рассмотрения дела их представитель ФИО8 возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 Пояснила, что пока не была разработана и утверждена схема теплоснабжения в населенных пунктах, установка котлов индивидуального отопления происходила. После того, как схема теплоснабжения была утверждена, МУП «Коммунсервис» перестали согласовывать проекты, поскольку схемой теплоснабжения Минского сельского поселения не предусмотрена возможность перехода отдельных квартир в многоквартирных домах на иной вид теплоснабжения. В соответствии со ст. 12 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации от 08 августа 2013 г. № 808 единая теплоснабжающая организация в пределах осуществления своей деятельности обязана заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии и теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Схема теплоснабжения выносилась на общественные слушания, и жители населенных пунктов могли внести в нее свое мнение. Схемой теплоснабжения не предусмотрена возможность перехода отдельных квартир многоквартирного дома на иной вид теплоснабжения. Установка котлов индивидуального отопления в отдельных квартирах может привести теплоснабжающую организацию в нерентабельное состояние и может получиться так, что граждане, которые не установили в своих квартирах индивидуальное отопление, останутся без тепла. В данном случаеМУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области не имеют право согласовать проект по переходу квартиры на автономное отопление, поскольку схемой теплоснабжения Минского сельского поселения не предусмотрена возможность перехода отдельных квартир в многоквартирных домах на иной вид теплоснабжения.
Представитель третьего лица администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Выслушав истца ФИО1, представителей ответчика ФИО3, ФИО4, представителей третьих лиц ФИО5, ФИО6, исследовав надзорное производство №, материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истцы ФИО1, ФИО2 являются собственниками квартиры № в многоквартирном доме (адрес) (л.д. 14-15).
Указанный многоквартирный дом подключен к системе центрального отопления. Услугу отопления предоставляет МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области. Истцы намерены отказаться от централизованного отопления принадлежащей им квартиры, установив котел индивидуального отопления.
В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 36 названного закона параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) такие действия являются переустройством жилого помещения, порядок проведения которого регулируется как главой 4 ЖК РФ, так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (получение проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.п.).
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным приказом Минэнерго от 13.01.2003 N 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (1.3.1) до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию, согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Истцы, в целях перехода их квартиры на индивидуальное отопление, обратились в ООО «Горгаз» для выполнения проекта на переустройство квартиры. ООО «Горгаз» на основании технического заданная на проектирование системы газопотребления (газораспределения) АО «Газпром газораспределение Кострома» (л.д. 17) составило рабочую документацию - проект (л.д. 16-29).
С данным проектом истцы обратились в МУП «Коммунсервис» для его согласования (л.д.6). Однако в согласовании проекта истцам было отказано на основании ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г., в связи с тем, что переоборудование отдельных квартир в многоквартирных домах п. Минское не предусмотрено схемой теплоснабжения Минского сельского поселения N 190-ФЗ (л.д. 7-8).
Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом, возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения (Письмо Минстроя России от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах»).
Вместе с тем, схема теплоснабжения Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2014 по 2028 года не предусматривает возможность переоборудования отдельных квартир на индивидуальное отопление.
Таким образом, истцам обоснованно отказано в изменении системы теплоснабжения квартиры на ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190 «О теплоснабжении».
Кроме того, суд обращает внимание на то, что в силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование (Письмо Минстроя России от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах».
Таким образом, для переустройства системы отопления в отдельной квартире, необходимо разработать проект на реконструкцию системы отопления всего многоквартирного дома.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1, ФИО2 к МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области о признании незаконным отказ в согласовании проекта и выдаче разрешения на установку индивидуального котла отопления отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | О.В. Гурьянова |