Абинский районный суд Краснодарского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Абинский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К делу № 2-959/11
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
«15» августа 2011 года г. Абинск
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего при секретаре
с участием помощника прокурора Абинского района Яблоковой А.И., главы Холмского сельского поселения Ахуба В.В.,
представителей ответчика администрации Холмского сельского поселения Семендяева А.В. и Дровосекова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абинского района Тимошенко Д.В. к администрации Холмского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Холмского сельского поселения по не выполнению требований законодательства по решению вопросов местного значения, к которым отнесены вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обязании администрации Холмского сельского поселения Абинского района осуществить действия по постановке на учет объектов внутрихозяйственных оросительных систем: насосных станций рисовых систем №№ 14,15,16, внутрихозяйственной оросительной системы и коллекторно-дренажной сети рисовой оросительной системы общей площадью 2314 га, расположенных на территории Холмского сельского поселения Абинского района, как бесхозяйных недвижимых вещей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Абинского района обратился в Абинский районный суд с заявлением к администрации Холмского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Холмского сельского поселения по не выполнению требований законодательства по решению вопросов местного значения, к которым отнесены вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обязании администрации Холмского сельского поселения Абинского района осуществить действия по постановке на учет объектов внутрихозяйственных оросительных систем: насосных станций рисовых систем №№ 14,15,16, внутрихозяйственной оросительной системы и коллекторно-дренажной сети рисовой оросительной системы общей площадью 2314 га, расположенных на территории Холмского сельского поселения Абинского района, как бесхозяйных недвижимых вещей, ссылаясь на то, что прокуратурой Абинского района в связи с рассмотрением обращения ООО «Абрис-Агро» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены следующие нарушения. Постановлением Правительства Краснодарского края от 25.05.1992 г. №266 в связи с проведением земельной реформы внутрихозяйственные оросительные системы с насосными станциями, сооружения и поливной техникой подлежали передаче от объединения «Краснодарреммелиорация» колхозам и совхозам на баланс без исчисления налога на добавленную стоимость. Согласно сводным материалам приема-передачи от 23.07.1992 г. с баланса Абинского управления оросительных систем на баланс колхоза «Кавказ» передана внутрихозяйственная оросительная система с насосными станциями №№14,15,16. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2005 г. колхоз «Кавказ» признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Согласно определению Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2008 г. конкурсное производство в отношении колхоза «Кавказ» завершено, социально значимые объекты, к которым отнесены насосные станции рисовых систем №№14,15,16, внутрихозяйственная оросительная система и коллекторно-дренажная сеть рисовой оросительной системы общей площадью 2314 га, в соответствии со ст. 148 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» подлежали передаче на баланс местной администрации.Как следует из выписки ИФНС России по Абинскому району от. 20.07.2011 г. колхоз «Кавказ» 17.04.2008 г. исключен из единого государственного реестра юридических лиц в связи с его банкротством. В связи с ликвидацией колхоза «Кавказ» судебное постановление о передаче названного имущества с баланса предприятия-банкрота на баланс местной администрации не исполнено, акты приема-передачи этих объектов не подписаны. До настоящего времени собственник имущества не определен, использование этих объектов осуществляется без соблюдения требований о их безопасности. В ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. Эти обязанности согласно ст.9 названного Федерального закона возлагаются на собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующую организацию. Указанные требования названного Федерального закона в отношении этих гидротехнических сооружений в виду отсутствия собственника и балансодержателя не исполняются: декларация безопасности гидросооружений отсутствует, мероприятия по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций не проводятся, что может повлечь аварии, в том числе связанные с затоплением земельных участков и жилых помещений граждан, причинению им ущерба, угрозой их жизни и здоровью. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Управление муниципальной собственности администрации муниципального образования Абинский район, администрация Холмского сельского поселения в ответах от 20.07.2011г. сообщают, что в реестрах объектов муниципальной собственности муниципального района и сельского поселения насосные станции №№14,15,16 и внутрихозяйственная оросительная система не значатся, право муниципальной собственности на эти объекты не зарегистрировано. По сообщению Абинского отдела Управления Россреестра по Краснодарскому краю от 20.07.2011 г. право собственности РФ, субъекта РФ и муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Неправомерное бездействие администрации Холмского сельского поселения Абинского района по признанию насосных станций рисовых систем №№14,15,16, внутрихозяйственной оросительной системы и коллекторно-дренажной сети рисовой оросительной системы общей площадью 2314 га бесхозяйными объектами нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в районе функционирования гидротехнических сооружений, их имуществу.
В судебном заседании помощник прокурора Абинского района Яблокова А.И. на доводах заявления настаивала в полном объеме.
Представители ответчика администрации Холмского сельского поселения Семендяева А.В., Дровосекова А.В., и глава Холмского сельского поселения Ахуба В.В. в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований, и представили письменное возражение, из которого следует, что согласно доводов искового заявления бездействие ответчика выразилось в отсутствии действий направленных на постановку на учет имущества, оставшегося после банкротства колхоза «Кавказ», как бесхозного и признания в дальнейшем муниципального права собственности. Данная обязанность возникла у ответчика в силу определения Арбитражного суда Краснодарского края, а также в силу норм ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также указывается, что в настоящее время собственник данных объектов не определён, эксплуатация объектов ведется без соблюдения требований о их безопасности установленных нормами ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», что может повлечь аварии, в том числе связанные с затоплением земельных участков и жилых помещений граждан и т.д., считают данные доводы необоснованными в связи со следующим: согласно статье 10 Закона «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В силу статьи 11 Закона о мелиорации земель к федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных данным законом. Государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и надзору за мелиоративным состоянием земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц. Часть «Закубанской мелиоративной системы» в 1992г. была передана на баланс колхозов и совхозов, в частности объекты оросительная сети в отношении которых заявлено о бездействии Ответчика, была передана колхозу «Кавказ», который стал ее балансодержателем. Согласно абз. 4 п. 36 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» - факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения. Таким образом, имущество, находящееся на балансе колхоза «Кавказ», переданное в управление на основании акта, в силу норм ст. 131 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не могло быть включено в конкурсную массу, т.к. его собственником является Российская Федерация. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе письмом ФГУ «Кубаньмелеовотхоз» в адрес конкурсного управляющего. Согласно положениям ст. 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего. В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности по передачи имущества, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей. Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном п. 4 ст. 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Полномочия Российской Федерации в сфере мелиорации, согласно «Положению о министерстве сельского хозяйства РФ», отнесены к компетенции Министерства сельского хозяйства РФ, в соответствии с приказом №242 от 13 марта 2002г. ФГУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» является его структурным подразделением. Таким образом, в результате банкротства балансодержателя насосных станций расходы по их содержанию должен был нести собственник - в лице соответствующего органа. Согласно ст. 148 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» имущество, которое в силу закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность. Также в названой статье указан порядок принятия имущества, органами местного самоуправления, либо федеральными органами власти. Данные объекты не могут быть признаны бесхозными по основаниям указанными выше, а именно нормами Закона о мелиорации установлено право собственности государства на данный вид имущества, ранее они находились на балансе ФГУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», после передачи на баланс колхоза «Кавказ» право собственности иного лица в отношении них не регистрировалось, в конкурсную массу должника включены не были (на торги не выставлялись), следовательно право собственности Российской Федерации в отношении указанных объектов сохранилось, что исключает возможность нахождение их в муниципальной собственности. Действующее законодательство не устанавливает критерии отнесения объектов к социально значимым (системам жизнеобеспечения), полагаем, что этот вопрос в каждом конкретном случае должен служить предметом исследования Суда. В соответствие ГОСТ Р 22.3.05-96утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 13.06.1996 N 370 «Вид жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации, относится деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации» Примечания 1. к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости.Объекты мелиоративной системы (часть «Закубанской мелиоративной системы)» не попадают по данный критерий, т.к. их назначение обеспечение водного режима посевов риса в вегетационный период. Нормальный режим работы данных объектов зависит от работы других элементов «Закубанской мелиоративной системы» находящихся на балансе ФГУ «Кубаньмелиоводхоз», которые подают воду от водозабора, что исключает риск аварий и возможности затопления, т.к. указанные объекты не автономны, т.е. не имеют собственного водозабора (источника поступления воды), что в свою очередь исключает возможность наступления чрезвычайной ситуации при отсутствии их должной эксплуатации. Согласно п. 3 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. Поскольку в отношении иного имущества, не являющегося муниципальной собственностью, органы местного самоуправления не имеют прав владения, пользования и распоряжения, то на них не может быть возложена обязанность по обращению этого имущества в свою собственность. По правилам п.3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления самостоятельно решает вопрос об обращении в соответствующий регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и также самостоятельно обращается в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на такое имущество. Судебный порядок возложения на муниципальное образование обязанности по обращению в регистрационный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, а затем в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество, законом не предусмотрен. Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 17 сентября 2003 года N 580, где судебный порядок урегулирования спора также не предусмотрен.
Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседанииПостановлением Правительства Краснодарского края от 25.05.1992 г. №266 в связи с проведением земельной реформы внутрихозяйственные оросительные системы с насосными станциями, сооружения и поливной техникой подлежали передаче от объединения «Краснодарреммелиорация» колхозам и совхозам на баланс без исчисления налога на добавленную стоимость.
Согласно сводным материалам приема-передачи от 23.07.1992 г. с баланса Абинского управления оросительных систем на баланс колхоза «Кавказ» передана внутрихозяйственная оросительная система с насосными станциями №№14,15,16.
Согласно определению Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2008 г. конкурсное производство в отношении колхоза «Кавказ» завершено, социально значимые объекты, к которым отнесены насосные станции рисовых систем №№14,15,16, внутрихозяйственная оросительная система и коллекторно-дренажная сеть рисовой оросительной системы общей площадью 2314 га, в соответствии со ст. 148 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» подлежали передаче на баланс местной администрации. Данное определение Арбитражного суда Краснодарского края обжаловано сторонами не было и вступило в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются также обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.
Как следует из выписки ИФНС России по Абинскому району от. 20.07.2011 г. колхоз «Кавказ» 17.04.2008 г. исключен из единого государственного реестра юридических лиц в связи с его банкротством. В связи с ликвидацией колхоза «Кавказ» судебное постановление о передаче названного имущества с баланса предприятия-банкрота на баланс местной администрации не исполнено, акты приема-передачи этих объектов не подписаны. До настоящего времени собственник имущества не определен, использование этих объектов осуществляется без соблюдения требований о их безопасности.
Из ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Эти обязанности согласно ст.9 названного Федерального закона возлагаются на собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующую организацию.
Указанные требования названного Федерального закона в отношении этих гидротехнических сооружений в виду отсутствия собственника и балансодержателя не исполняются: декларация безопасности гидросооружений отсутствует, мероприятия по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций не проводятся, что может повлечь аварии, в том числе связанные с затоплением земельных участков и жилых помещений граждан, причинению им ущерба, угрозой их жизни и здоровью.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Из сообщений Управление муниципальной собственности администрации муниципального образования Абинский район, администрация Холмского сельского поселения в ответах от 20.07.2011г. следует, что в реестрах объектов муниципальной собственности муниципального района и сельского поселения насосные станции №№14,15,16 и внутрихозяйственная оросительная система не значатся, право муниципальной собственности на эти объекты не зарегистрировано.
По сообщению Абинского отдела Управления Россреестра по Краснодарскому краю от 20.07.2011г. право собственности РФ, субъекта РФ и муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано.
Согласно ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Как установлено в судебном заседании, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2008 г. конкурсное производство в отношении колхоза «Кавказ» завершено, социально значимые объекты, к которым отнесены насосные станции рисовых систем №№14,15,16, внутрихозяйственная оросительная система и коллекторно-дренажная сеть рисовой оросительной системы общей площадью 2314 га, в соответствии со ст. 148 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» подлежали передаче на баланс местной администрации.
Вместе с тем, Арбитражный суд Краснодарского края не обязал именно Администрацию Холмского сельского поселения Абинского района, осуществить действия по постановке на учет объектов внутрихозяйственных оросительных систем: насосных станций рисовых систем №№ 14,15,16, внутрихозяйственной оросительной системы и коллекторно-дренажной сети рисовой оросительной системы общей площадью 2314 га, расположенных на её территории, как бесхозяйных недвижимых вещей, в связи с чем суд считает, что бездействие администрации Холмского сельского поселения Абинского района в невыполнении требований законодательства по решению вопросов местного значения, к которым отнесены вопросы участия в предупреждении ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения не может быть установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора по данному иску и обязании администрацию Холмского сельского поселения Абинского района осуществить действия по постановке на учет объектов внутрихозяйственных оросительных систем: насосных станций рисовых систем №№ 14,15,16, внутрихозяйственной оросительной системы и коллекторно-дренажной сети рисовой оросительной системы общей площадью 2314 га, расположенных на территории Холмского сельского поселения Абинского района, как бесхозяйных недвижимых вещей, а в части бездействия администрации Холмского сельского поселения Абинского района по невыполнению требований законодательства по решению вопросов местного значения, к которым отнесены вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отказать.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Абинского района Тимошенко Д.В. к администрации Холмского сельского поселения удовлетворить частично.
Обязать администрацию Холмского сельского поселения Абинского района осуществить действия по постановке на учет объектов внутрихозяйственных оросительных систем: насосных станций рисовых систем №№ 14,15,16, внутрихозяйственной оросительной системы и коллекторно-дренажной сети рисовой оросительной системы общей площадью 2314 га, расположенных на территории Холмского сельского поселения Абинского района, как бесхозяйных недвижимых вещей, в остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Абинский райсуд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: