№ 2-9593/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] г.Н.Новгород
Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего Котеевой М.Г., при секретаре Федюнине Д.С.,
с участием представителя ФИО1 – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3, в лице законного представителя ФИО1 к ОАО АК «Уральские Авиалинии» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО3, в лице законного представителя ФИО1 обратились в суд с иском к ОАО АК «Уральские Авиалинии» о взыскании денежных средств.
В обоснование требований указали, что согласно свидетельству о рождении ФИО3, ФИО1 является отцом ФИО3, дата рождения [ 00.00.0000 ]
[ 00.00.0000 ] семья ФИО1 в составе 3-х человек летела рейсом U63172 (из Tivat Черногория в Домодедово РФ), Перевозчиком являлось ОАО АК «Уральские авиалинии». Билеты были приобретены электронным способом на сайте Ozon Travel
Перед вылетом из [ адрес ] семья ФИО1 сдала багаж, а именно 2 чемодана. Багаж был зарегистрирован без объявленной ценности на имя несовершеннолетней дочери -ФИО3 При прилете в аэропорт Домодедово и получении багажа, один из чемоданов не был обнаружен (PNR: [ № ], [ № ], [ № ], [ № ]; [ № ]). [ 00.00.0000 ] по факту утери багажа в службе аэропорта Домодедово был составлен Акт о неприбытии багажа №[ № ]. Спустя 21 (двадцать один) календарный день багаж найти не удалось. На момент составления настоящего иска багаж не найден.
[ 00.00.0000 ] ФИО1 обратился с претензией в адрес перевозчика с требованием о возмещении денежных средств за утерянный багаж. Претензия осталась без ответа, денежные средства выплачены не были.
ФИО1 направил перевозчику повторную претензию. В ответе на данную претензию перевозчик оценил стоимость утерянного багажа в размере 12 000 руб., и заверил, что денежные средства будут перечислены в ближайшее время. На момент составления иска денежные средства ФИО1 не перечислены.
ФИО1 оценивает стоимость утраченного багажа в размере 40 754,70 руб., что подтверждается чеками, квитанциями, списком утерянных вещей.
2, Правовая позиция, требования Истца
2.1. В пользу Истца подлежат возмещению убытки за утрату перевозчиком багажа.
В соответствии со ст. 309 ПК РФ: «обязательства должны исполняться надлежащим
образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов».
Согласно п.1 ст.793 ГК РФ: «в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон».
Как следует из ч.2 ст. 2М ГК РФ: «ущерб, причиненный при перевозке груза иди багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
[ 00.00.0000 ] в адрес ФИО1 от ОАО АК «Уральские авиалинии» поступил ответ на повторную претензию от [ 00.00.0000 ] , в котором перевозчик оценил стоимость утерянного багажа в 12 000 руб, ссыпаясь на подп.2 п.1 ст. 119 Воздушного Кодекса РФ: «за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза». Перевозчик посчитал стоимость компенсации из расчета: 20 кг — бесплатной нормы провоза багажа.
Истец не согласен с расчетом стоимости понесенных им убытков ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ: «перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты».
Договор перевозки, уведомление об ограничении ответственности за багаж,
размещенные на официальном сайте ОАО АК «Уральские авиалинии» и на которые
ссылается Ответчик в ответе на повторную претензию, прямо предусматривают, что правила об определении стоимости убытков из расчета не более шестисот рублей за килограмм веса багажа применяются только к внутренним воздушным перевозка. Ввиду того, что воздушная перевозка Истца была международной, данное положение подп.2 п.1 ст.119 Воздушного кодекса применяться не может.
Согласно п. 3 ст. 119 Воздушного кодекса РФ: «за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации».
Согласно ст.3 Воздушного кодекса РФ: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
Международным договором РФ в данном случает выступает Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г., к которой РФ присоединилась с оговоркой (Федеральный закон от 03.04.2017 N 52-ФЗ). Для РФ Конвенция вступила в силу [ 00.00.0000 ] , то есть на момент осуществлен указанной выше перевозки, она распространяла свое действие на возникшие между сторонами правоотношения. Черногория также является участником данной Конвенции.
Согласно п. 2 ст. 22 Конвенции, при перевозке багажа ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира, за исключением случаев, когда пассажир сделал в момент передачи зарегистрированного багажа перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленную сумму, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке.
Как следует из ч.1 ст.23 Конвенции, регламентирующей перевод валютных единиц, суммы, указанные в специальных правах заимствования в настоящей Конвенции, рассматриваются как относящиеся к специальным правам заимствования, как они определены Международным валютным фондом. Перевод этих сумм в национальные валюты в случае судебных разбирательств производится в соответствии со стоимостью таких валют в специальных правах заимствования на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства-участника, которое является членом Международного валютного фонда, исчисляется в соответствии с методом определения, стоимости, применяемым Международным валютным фондом для его собственных операций и расчетов на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства-участника, которое не является членом Международного валютного фонда, исчисляется по методу, установленному этим государством-участником. Согласно данным ЦБ РФ, на дату составления настоящего иска ([ 00.00.0000 ] ) стоимость 1 СДР составляет 88,8373 руб., соответственно 1000 специальных прав заимствования == 1 000 СДР х 88,8373 =88837,3 руб.
Размер убытков ФИО1 не превышает данную сумму и составляет 40 754, 70 руб. Данная сумма подтверждается чеками и квитанциями на веши, которые находились в чемодане.
Таким образом, с перевозчика подлежит взысканию убытки в размере 40 754,70 руб.
2.2. Кроме того, с перевозчика подлежит взысканию неустойка за нарушение сроков
оказания услуг.
В силу требований ст.ст.786, 792 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется оплатить установленную плату за проезд при сдаче багажа и за провоз багажа. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Перевозчик нарушил сроки доставки багажа.
Согласно п.2 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором».
Согласно п.5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»: «В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работ (услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа».
Цена билета составляет 12 023 руб. Сумма неустойки 12 023 руб. за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] .
Помимо этого, с перевозчика подлежит взысканию неустойка за нарушение сроков удовлетворения требований ФИО1 о возврате денежных средств.
Согласно ст.29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»: «Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя».
Согласно п.1, п.3 ст.31 Закона Российской Федерации «0 защите прав потребителей»:
«1. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу, услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пункт 1и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
3. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения
отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона».
ФИО1 направил перевозчику претензию [ 00.00.0000 ] , что подтверждается почтовой квитанцией. [ 00.00.0000 ] перевозчик получил претензию, что подтверждается уведомлением о вручении. Перевозчик не ответил на претензию, убытки не возместил в течение 10 дней с момента направления претензии. Последний день для удовлетворения требований —[ 00.00.0000 ] . Сумма неустойки составляет 40754, 70 руб. за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] .
В связи с тем, что багаж был утерян и не найден, перевозчик долгое время не
уплачивает убытки, ФИО1 и его семья испытывает нравственные
переживания, чем ему и его семье причинен моральный вред в размере 5 000 руб.;
Указанную сумму морального вреда считает отвечающей требованиям разумности и
справедливости.
В пользу Истца подлежит взысканию штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Истец, с учетом заявления об изменении иска, просит суд взыскать в пользу истцов убытки за утерянный багаж в размере 28 754,70 рублей.
Взыскать в пользу истцов солидарно неустойку в размере 12 023 руб. за нарушение сроков доставки багажа.
Взыскать в пользу истцов солидарно неустойку в размере 40 754, 70 руб. за нарушение сроков удовлетворения требования о возмещении убытков.
Взыскать в пользу истцов солидарно компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Взыскать в пользу истцов солидарно штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В судебном заседании представитель Истца исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Требование о возмещение убытков в размере 40 754 руб. 70 коп. заявлено истцами незаконно.
ФИО1 приобретены авиабилеты на рейс U6 3172 по маршруту Тиват-Москва на [ 00.00.0000 ] .
Истец ФИО1, при регистрации на рейс сдал к перевозке два места багажа с личными вещами, который был зарегистрирован без объявленной ценности и оформлен на пассажира ФИО3
В аэропорте назначения (аэропорт Домодедово (Москва)) истцом не получен багаж по багажной бирке [ № ]. Сотрудниками аэропорта Домодедово был составлен РЖ акт о неприбытии багажа [ № ] от [ 00.00.0000 ] .
Согласно п. 126 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса от [ 00.00.0000 ] Ш 82 (далее ФАП [ № ]) пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа. Ценность зарегистрированного багажа объявляется для каждого места багажа в отдельности. За перевозку багажа с объявленной ценностью взимается плата, размер которой устанавливается перевозчиком. Оплата перевозки багажа с объявленной ценностью удостоверяется ордером разных сборов или квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа, в которой указываются пункты, между которыми пассажиром заявлена перевозка багажа с объявленной ценностью.
Истец при сдаче багажа заявлений о заинтересованности в его доставке не делал, ценность багажа не объявлял, специальный сбор по квитанции не оплатил, доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к этому, не представил.
В соответствии с п.1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ГК РФ) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно ст. 116 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ВК РФ) перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорам! Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
В силу положений ст.118 ВК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа жди груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случай, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.
Согласно положениям н.1 ст. 119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик несет ответственность в следующих размерах: за утрату, недостачу или повреждение груза, принятого к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности (н.1); за утрату, недостачу или повреждение груза, принятого к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза (п. 2).
Прошу суд принять во внимание, что в соответствии со ст. 118,119 ВК РФ ответственность авиаперевозчика ограничена.
[ 00.00.0000 ] в адрес ОАО АК «Уральские авиалинии» поступила претензия о возмещении ущерба в связи с утратой багажа от истца ФИО1,
[ 00.00.0000 ] был дан ответ на претензию, из которой требования истца ФИО1 по неприбытию багажа были удовлетворены в сумме 12000 руб., исходя из расчета бесплатной нормы провоза багажа по приобретенному авиабилету - 20 кг. утраченного багажа, (вес утраченного багажа не был установлен в аэропорту прибытия), указанные обстоятельства подтверждаются платежным поручением [ № ] от [ 00.00.0000 ] , с отметками банка (приложение [ № ]).
Истцом заявлены требования согласно ч.2 ст,22 "Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок" при перевозке багажа ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира, за исключением случаев, когда пассажир сделал в момент передачи зарегистрированного багажа перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленную сумму, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке.
Указанная норма Конвенции определяет верхний предел ответственности перевозчика, в связи с чем требования истца в сумме 1000 специальных прав заимствования является противодействующим законодательству.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч.1 ст.5б Гражданского процессуального кодекса РФ)
Просит суд обратить внимание, что истцом не доказан факт нахождения в утерянном чемодане вещей на общую сумму 40 754 руб. 70 коп., поскольку при сдаче истцом вещей в багаж опись не составлялась и ценность не объявлялась. Оснований для применения к перевозчику максимальной ответственности в размере 1 000 специальных прав заимствования удовлетворению судом не подлежат.
В соответствии с Варшавской конвенцией ответственность авиаперевозчика ограничена. В силу ст,22 Варшавской конвенции устанавливает пределы ответственности перевозчика, а именно согласно п.2 ст.22 при перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается, суммой в двести пятьдесят франков за килограмм, за исключением случаев, когда отправитель сделал в момент передачи места перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор.
Следовательно, если в момент передачи багажа отправитель не сделает перевозчику особые заявления о заинтересованности в доставке, подкрепленные соответствующими отметками в перевозочном документе, сторонами договора не могут быть установлены более высокие пределы ответственности перевозчика за каждый килограмм веса,
Объем ответственности определен в соответствии с резолюцией Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, согласно которой ответственность за утерю багажа ограничена 20 долларами США за килограмм, если заранее в декларации не указана более высокая ценность и не уплачиваются дополнительные сборы, которая и при ее рекомендательном характере не противоречит положениям Варшавской конвенции,
Учитывая то обстоятельство, что истец ФИО4, не доказал причинение ущерба на заявленную им сумму, ответственность ответчика по нормам ВК РФ ограничивается суммой в 600 руб. за 1 кг утерянного багажа.
Требования о взыскании неустойки в размере 12 023 руб., 40 754 руб. 70 коп, удовлетворению не подлежат.
Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09,1994г, WI «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами,
С учетом положений ст. 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием: гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (ст. 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 13), о возмещении вреда (ст. 14), о компенсации морального вреда (от, 15), об альтернативной подсудности (н. 2 ст. 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17) в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 333.36 НК РФ.
Принимая во внимание, что истец является потребителем услуг по перевозке, в том числе перевозке принадлежащего ему багажа, оказываемых ответчиком, к возникшим: между сторонами правоотношениям применяются положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в той части, в которой данные правоотношения не урегулированы специальными нормами, в том числе взыскании неустойки за просрочку исполнения требования потребителя,Согласно абз.8 ст.29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать также полного возмещений убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Истец просит взыскать неустойку именно за нарушение срока устранения недостатков оказанной услуги, то есть за нарушение срока возмещения причиненного ущерба (убытков), а поскольку конкретный срок устранения недостатков оказанной услуги в претензии истцом не установлен, то следует руководствоваться сроком, установленным ст.127.1 ВК РФ,
Согласно ст. 127.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.
Из материалов дела следует, что претензия истца была получена ответчиком [ 00.00.0000 ] , истцом в исковом заявление данные обстоятельства подтверждаются. Таким образом, требования истца должно было быть удовлетворено ответчиком не позднее [ 00.00.0000 ] Требования истца о возмещении убытков удовлетворено [ 00.00.0000 ] .
Следовательно, учитывая положения ст. 127.1 Воздушного кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», оснований для удовлетворения требований о взыскании неустойки за просрочку исполнения требования истца, не имеется.
Кроме того, п.5 ст.28 применяется- при нарушении сроков удовлетворения требований потребителя, когда убытки причинены вследствие отказа от исполнения договора. Поскольку у истца произошла утрата багажа, то указанная норма материального права к возникшим между сторонами правоотношениям применению не подлежит,
Истцом указанно, что претензию в адрес ОАО АЖ «Уральские авиалинии» направил в [ 00.00.0000 ] . Однако исходя из текста указанной претензии (приложение [ № ]), истцом запрашивается акт об утрате багажа (Property Irregularity Report (РЖ), других претензионных требований истцом указано не было. Истцу был дан ответ и направлен акт об утрате багажа ([ № ] от [ 00.00.0000 ] ), что подтверждается копией исходящего письма и реестром внутренних почтовых отправлений (приложение [ № ],4), В связи с чем, требования истца о взыскании неустойки по п.1, п,3 ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей» удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Требование истцов о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5000 руб. необоснованно.
Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20,12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания.
Учитывая изложенное, исходя из установленных обстоятельств, истцами не доказан тот факт, что они понесли от действий ответчика какие-либо физические и нравственные страдания. В случае, изложенные выше доводы ответчика будут признаны не обоснованными и если судом, будет принято решение в пользу заявленных требований истца, то при рассмотрение вопроса о взыскании штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу истца в соответствии с н. 5 ст. 13 Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07,02,1992 необходимо учитывать соблюдение баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба» причиненного в результате конкретного правонарушения.
На основании ст. 333 Гражданского кодекса РФ, просит отказать в иске и суд уменьшить размер штрафа в связи с несоблюдением добровольного порядка удовлетворения требований, для соблюдения баланса между применяемой мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 119 Воздушного кодекса Российской Федерации за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади без объявления ценности перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза.
Согласно с абз. 2 п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
В соответствии с п. 1 ст. 18 "Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок" (заключена в г. Монреале 28.05.1999) (далее - Монреальская конвенция) перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, утери или повреждения груза, только при условии, что событие, ставшее причиной такого вреда, произошло во время воздушной перевозки.
В силу п. 2 ст. 17 вышеуказанной Конвенции, перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, утери или повреждения зарегистрированного багажа, только при условии, что случай, который явился причиной уничтожения, утери или повреждения, произошел на борту воздушного судна или во время любого периода, в течение которого зарегистрированный багаж находился под охраной перевозчика. Однако перевозчик не несет ответственности, если и в той мере, в какой вред явился результатом присущего багажу дефекта, качества или порока.
Согласно п. 2 ст. 22 Монреальской конвенции при перевозке багажа ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира, за исключением случаев, когда пассажир сделал в момент передачи зарегистрированного багажа перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленную сумму, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке.
В силу п. 1 ст. 23 Монреальской конвенции суммы, указанные в специальных правах заимствования в настоящей Конвенции, рассматриваются как относящиеся к специальным правам заимствования, как они определены Международным валютным фондом. Перевод этих сумм в национальные валюты в случае судебных разбирательств производится в соответствии со стоимостью таких валют в специальных правах заимствования на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства-участника, которое является членом Международного валютного фонда, исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом для его собственных операций и расчетов на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства-участника, которое не является членом Международного валютного фонда, исчисляется по методу, установленному этим государством-участником.
На основании Федерального закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ Россия присоединилась к данному документу, который для нее вступил в силу 21.08.2017.
Настоящая Конвенция имеет преимущественную силу перед любыми правилами, применяемыми к международной воздушной перевозке.
В соответствии со ст. 23 Монреальской конвенции перевод сумм специальных прав заимствования в национальные валюты в случае судебных разбирательств производится в соответствии со стоимостью таких валют в специальных правах заимствования на дату судебного решения.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 26 от 26.06.2018 если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и невозможно доказать его действительную (документальную) стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что размер убытков нельзя установить с разумной степенью достоверности (п. 5 ст. 393 ГК РФ). В этом случае суд определяет размер убытков, подлежащих возмещению, с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 13).
Судом установлено, что ФИО1 приобретены авиабилеты на рейс [ № ] по маршруту Тиват-Москва на [ 00.00.0000 ] . При регистрации на рейс был сдан к перевозке багаж (два места) с личными вещами, который был зарегистрирован без объявленной ценности и оформлен на пассажира ФИО3
Согласно свидетельству о рождении ФИО1 является отцом ФИО3, дата рождения [ 00.00.0000 ]
В аэропорте назначения (аэропорт Домодедово (Москва)) истцом не получен багаж по багажной бирке [ № ]. Сотрудниками аэропорта Домодедово был составлен РЖ акт о неприбытии багажа [ № ] от [ 00.00.0000 ] .
[ 00.00.0000 ] ФИО1 обратился с претензией в адрес перевозчика с требованием о возмещении денежных средств за утерянный багаж. Претензия осталась без ответа, денежные средства выплачены не были.
[ 00.00.0000 ] в адрес ОАО АК «Уральские авиалинии» поступила претензия о возмещении ущерба в связи с утратой багажа от истца ФИО1
[ 00.00.0000 ] был дан ответ на претензию, из которой требования истца ФИО1 по неприбытию багажа были удовлетворены в сумме 12000 руб., исходя из расчета бесплатной нормы провоза багажа по приобретенному авиабилету - 20 кг. утраченного багажа, (вес утраченного багажа не был установлен в аэропорту прибытия), указанные обстоятельства подтверждаются платежным поручением [ № ] от [ 00.00.0000 ] , с отметками банка (приложение [ № ]).
Согласно п. 2 ст. 22 Конвенции, при перевозке багажа ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира, за исключением случаев, когда пассажир сделал в момент передачи зарегистрированного багажа перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленную сумму, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке.
Как следует из ч.1 ст.23 Конвенции, регламентирующей перевод валютных единиц, суммы, указанные в специальных правах заимствования в настоящей Конвенции, рассматриваются как относящиеся к специальным правам заимствования, как они определены Международным валютным фондом. Перевод этих сумм в национальные валюты в случае судебных разбирательств производится в соответствии со стоимостью таких валют в специальных правах заимствования на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства-участника, которое является членом Международного валютного фонда, исчисляется в соответствии с методом определения, стоимости, применяемым Международным валютным фондом для его собственных операций и расчетов на дату судебного решения. Стоимость в специальных правах заимствования национальной валюты государства-участника, которое не является членом Международного валютного фонда, исчисляется по методу, установленному этим государством-участником.
Согласно данным ЦБ РФ, стоимость 1 СДР на дату вынесения решения составляет 89,1305 руб., соответственно 1000 специальных прав заимствования == 1 000 СДР х 89,1305 =89130,5 руб.
Поскольку размер убытков ФИО3 не превышает данную сумму и составляет 40 754, 70 руб., учитывая произведенную выплату, в пользу ФИО3 в лице законного представителя, подлежат взысканию убытки в сумме 28754,70 рублей.
Исковые требования о взыскании неустойки за нарушение срока доставки багажа также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
В связи с тем, что багаж был сдан ответчику [ 00.00.0000 ] , в аэропорте назначения (аэропорт Домодедово (Москва)) истцом не получен багаж по багажной бирке [ № ], сотрудниками аэропорта Домодедово был составлен акт о неприбытии багажа [ № ] от [ 00.00.0000 ] , с требованием о возврате денег истец обратился [ 00.00.0000 ] , исковые требования о взыскании неустойки за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в размере 12 023 рублей подлежат удовлетворению.
Исковые требования о взыскании неустойки за просрочку исполнения требования истца подлежат удовлетворению в части.
Истец просит суд взыскать неустойку за просрочку исполнения требования истца за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] .
Исходя из заявленных требований, истцом в обоснование требования о взыскании неустойки указано на неудовлетворение ответчиком в добровольном порядке в установленные сроки требования потребителя о возврате денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, если во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
На основании п. 1 ст. 31 Закона о защите прав потребителей, требования потребителя, в том числе о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Согласно п. 3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей, за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Статьей 127.1 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрен срок рассмотрения претензии к перевозчику - тридцать дней со дня поступления претензии.
Поскольку, как установлено судом, претензия была получена ответчиком [ 00.00.0000 ] , денежные средства истцу не возвращены, то со стороны ответчика имеет место нарушение 30-дневного срока удовлетворения требования о возврате денежных средств, за которое п. 3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей предусмотрена ответственность в виде взыскания неустойки.
В связи с тем, что заявление Истца о возврате денежных средств поступило ответчику [ 00.00.0000 ] , тридцатидневный срок истекает [ 00.00.0000 ] , соответственно, неустойка может быть взыскана с [ 00.00.0000 ] .
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию неустойка за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в размере 40 754,70 рублей.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков».
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда от 28 июня 2012 г. №17 «45. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости».
Суд, исходя из принципа разумности и справедливости, принимая во внимание, что страховое возмещение было выплачено Истцу после обращения в суд, взыскивает с Ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., в остальной части данного требования отказывает.
Истцом также заявлены требования о взыскании штрафа.
Согласно п.3 ст.16.1 Закона об ОСАГО, при удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Как разъяснено в п.84 постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 года №58, наличие судебного спора о взыскании страхового возмещения указывает на неисполнение страховщиком обязанности по уплате его в добровольном порядке, в связи с чем удовлетворение требований потерпевшего в период рассмотрения спора в суде не освобождает страховщика от уплаты штрафа.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 47267рублей (28754,70+12023+ 40 754,70 +1000/2).
Суд не находит правовых оснований для применения ст.333 ГК РФ, поскольку обстоятельств, подтверждающих несоразмерность неустойки и штрафа последствиям нарушения обязательства, судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить в части.
Взыскать в пользу ФИО3, в лице законного представителя ФИО1 с ОАО АК «Уральские Авиалинии» убытки – 28754,70 рублей, неустойку за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в размере 12 023 рублей, неустойку за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в размере 40 754,70 рублей, моральный вред – 1 000 рублей, штраф – 47267 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода.
Судья М.Г. Котеева