ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-959/19 от 08.11.2019 Миллеровского районного суда (Ростовская область)

2-959/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2019 года г. Миллерово

Ростовской области

Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Мишель Г.Б.,

при секретаре судебного заседания Серединой Н.Н.,

с участием представителя истца Минко О.Ю.,

представителей ответчика Ковалева С.В. и Клименко М.А.,

заместителя Лиховского транспортного прокурора Абдуллаева Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Штепа Дмитрия Ивановича к Миллеровской таможне о признании незаконными действия (бездействия) Миллеровской таможни и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Штепа Дмитрий Иванович обратился в Миллеровский районный суд Ростовской области с исковым заявлением к Миллеровской таможне о признании незаконным её действий (бездействия) по непринятию решения о назначении и выплате Штепе Дмитрию Ивановичу единовременного пособия в связи получением им в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, и о возложении обязании выплатить сумму единовременного пособия в размере 2 337 352 рублей 50 копеек.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период времени с 13.11.1997 года по 10.11.1999 года и с 08.04.2002 года по 26.10.2015 года он проходил службу в таможенных органах. Являясь оперуполномоченным специального отряда быстрого реагирования Миллеровской таможни, 08 мая 2015 года в 9-00 часов, следуя в качестве пассажира на служебном автомобиле под управлением младшего инспектора - оперативного водителя прапорщика таможенной службы ФИО5 из СПК таможенного поста Донецк в Миллеровскую таможню для получения инструктажа при работе в праздничные дни, автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие. В результате чего истец получил закрытую черепно-мозговую травму: ушиб головного мозга легкой степени.

В связи с полученными телесными повреждениями истец проходил длительное лечение. 30 сентября 2015 года по направлению заместителя начальника Миллеровской таможни для определения категории годности по состоянию здоровья к службе в таможенных органах был освидетельствован гарнизонной военно-врачебной комиссией Консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 ВКГ» МО РФ. По заключению военно-врачебной комиссии, утвержденному 15 октября 2015 года, формализованному в свидетельство о болезни , был установлен диагноз и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: последствия закрытой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга легкой степени в виде контузионного очага в базальных отделах правой височной и лобной долей, левосторонней пирамидной недостаточности, редких, генерализованных эпилептических припадков, умеренно выраженного астено-невротического синдрома. Указанное заболевание квалифицировано как военная травма. Установлена категория годности к службе: В - ограниченно годен к службе в таможенных органах.

26 октября 2015 года на основании приказа начальника Миллеровской таможни от 21.10.2015 истец уволен со службы в таможенных органах в соответствии с пп.8 п.2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах).

26 октября 2015 года истец обратился в Миллеровскую таможню с заявлением о выплате ему единовременного пособия в связи с получением увечья или иного повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах. 05 ноября 2015 года ему в связи с полученной травмой была установлена 2-я группа инвалидности.

Письмом от 25 ноября 2015 года , подписанным Заместителем начальника Миллеровской таможни - начальником отдела тылового обеспечения ФИО6, истец был уведомлен о продлении срока рассмотрения его заявления до 25.12.2015 года в связи с необходимостью проведения служебного расследования по факту причинно-следственной связи между полученными телесными повреждениями и исполнением служебных обязанностей.

Решением от 23.12.2015 года «О рассмотрении заявления» истцу было отказано в выплате единовременного пособия в связи с получением телесных повреждений в соответствии с п. 10 приказа ФТС России от 06.08.2013 «Об утверждении правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей». Как следует из текста решения, основанием, для принятия решения послужил акт служебного расследования б/н, утвержденный 04 декабря 2015 года начальником Миллеровской таможни, в соответствии с которым комиссия Миллеровской таможни не установила наличие причинно-следственной связи телесных повреждений, полученных истцом 08 мая 2015 года в 08 час.40 мин. с исполнением служебных обязанностей.

Не согласившись с принятым решением, истец 31 декабря 2015 года обжаловал его в вышестоящий таможенный орган - Южное таможенное управление. По результатам рассмотрения 29 января 2016 года ему направлен письменный ответ , в котором указано, что «у Южного таможенного управления имеются основания полагать о наличии противоречий в документах, в связи с чем Миллеровской таможне будет предписано рассмотреть вопрос о пересмотре принятых ею решений, а также указано привести их в соответствие с медицинскими документами и требованиями действующего законодательства.

06 апреля 2016 года истцу направлена информация о том, что в ответ на его заявления Миллеровской таможней внесены изменения в акт служебного расследования от 04 декабря 2015 года, которыми устранены противоречия с актом о несчастном случае на производстве и установлена причинно-следственная связь полученных им телесных повреждений с исполнением служебных обязанностей.

03 июня 2016 года Миллеровской таможней ему было вновь незаконно отказано в назначении единовременного пособия. Ответ мотивирован тем, что ВВК не исследован вопрос о возможности дальнейшего прохождения мною службы в таможенных органах. При этом разъяснено его право на самостоятельное обращение в ВВК за разрешением этого вопроса и указано, что при исследовании ВВК вопроса о возможности дальнейшего прохождения службы Миллеровская таможня вернется к вопросу о выплате единовременного пособия.

Требование о предоставлении заключения ВВК по вопросу о возможности дальнейшего прохождения истцом службы в таможенных органах, во-первых, противоречило Правилам №1452. А во-вторых, выдача каких-либо иных документов о возможности дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, кроме имевшегося в распоряжении таможенного органа свидетельства о болезни от 15.10.2015 года, которым установлена категория годности к службе «В» - ограниченно годен к службе в таможенных органах и установлена причинная связь полученных мною увечий с прохождением служб, в компетенцию ВВК не входит.

08 июля 2017 года истец вновь обращался с заявлением о выплате единовременного пособия, но 28.07.2017 года ему в его назначении было отказано в связи с внесением 26.07.2016 года изменений в п. 20 Правил №1452.

17 июня 2019 года в суд поступило заявление Штепа Д.И. об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, в которых истец, с учетом коэффициентов индексации просил взыскать с Миллеровской таможни сумму единовременного пособия по состоянию на 17 июля 2019 года в размере 2 672 283 рубля 15 копеек.

В ходе судебного заседания, назначенного на 08 ноября 2019 года, представитель истца вновь уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, согласно которым просила суд: признать незаконными действия (бездействия) Миллеровской таможни по непринятию на основании заявлений Штепы Дмитрия Ивановича решения о назначении и выплате ему единовременного пособия в связи получением им в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, а также взыскать с Миллеровской таможни в пользу Штепа Дмитрия Ивановича расходы на оплату услуг представителя в сумме 36 000 рублей.

При этом указала, что в соответствии с п.8 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» При одновременном возникновении в случаях, предусмотренных настоящей статьей, нескольких оснований для получения выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации выплаты осуществляются по одному из оснований по выбору получателя.

У истца в связи с полученной 8 мая 2015 года травмой одновременно возникли основания для получения ежемесячной денежной компенсации и единовременного пособия.

Исковые требования в части обязания Миллеровской таможни выплатить Штепе Дмитрию Ивановичу единовременное пособие были предъявлены в суд в связи с отказом в удовлетворении исковых требований Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Штепы Д.И. к Миллеровской таможне о признании незаконными действий (бездействия) Миллеровской таможни и обязании таможенного органа принять по тем же основаниям решение о выплате ежемесячной денежной компенсации апелляционным определением Судебной коллегии но гражданским делам Ростовского областного суда от 11 мая 2017 года по гражданскому делу .

05 августа 2019 года апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 мая 2017 года по гражданскому делу отменено по новым обстоятельствам Верховным Судом Российской Федерации.

08 октября 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда вынесла апелляционное определение по делу , которым решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 08 февраля 2017 года в части удовлетворения исковых требований Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Штепы Д.И. к Миллеровской таможне о признании незаконными действий (бездействия) по непринятию решения о назначении и выплате Штепе Д.И. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - оставила без изменения. В остальной части это же решение отменила, постановив в отмененной части новое решение о частичном удовлетворении исковых требований: обязать Миллеровскую таможню назначить и выплачивать Штепе Д.И. ежемесячную денежную компенсацию в размере 16875 руб. начиная с 05 ноября 2015 года с дальнейшей индексацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что на дату рассмотрения настоящего дела вступившим в законную силу судебным актом удовлетворено требование об обязании назначить и выплачивать истцу один из двух видов выплат, право па получение которых возникло одновременно, основания назначения второго вида выплаты - единовременного пособия, отпали. При этом вынесенное судом апелляционное определение о назначении ежемесячной денежной компенсации не легитимирует действия (бездействия) Миллеровской таможни по непринятию решения о назначении и выплате Штепе Дмитрию Ивановичу единовременного пособия до обращения истца в суд с настоящим иском.

Истец Штепа Д.И., будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В адрес суда направил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя адвоката Минко О.Ю.

С учетом указанных обстоятельств, а также мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие истца в соответствии с требования ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца адвокат Минко О.Ю. поддержала уточненные исковые требования, пояснения дала в рамках уточненного заявления.

Представители ответчика Ковалев С.В. и Клименко М.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований Штепа Д.И., а также ходатайствовали о прекращении производства по делу в соответствии со ст. 220 ГК РФ, при этом ссылались на то, что апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовской областного суда от 08.10.2019 года решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 08.02.2017 года в части удовлетворения исковых требований Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Штепа Д.И. к Миллеровской таможни о признании незаконными действий (бездействий) по непринятию решения о назначении и выплате Штепе Д.И. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч.5 ст. 12 ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных законов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - оставлено без изменения. В остальной части это же решение отменено, постановлено в отмененной части новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Постановлено обязать Миллеровскую таможню назначить и выплачивать Шепе Д.И. ежемесячную денежную компенсацию в размере 16 875 рублей, начиная с 05.11.2015 года с дальнейшей индексацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Таким образом имеется вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу по исковому заявлению Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Штепы Д.И. в соответствии с которой признаны незаконными действий (бездействия) Миллеровской таможни по непринятию решения о назначении и выплате Штепе Д.И. ежемесячной денежной компенсации. Предметом споров по настоящему делу и делу Лиховского транспортного прокурора в интересах Штепы Д.И. являются выплаты, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. Имеется волеизъявление Штепы Д.И. в виде поданного им в Миллеровскую таможню заявления от 14.10.2019 года о выплате ему ежемесячной денежной компенсации.

Выслушав стороны, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего уточненное исковое заявление Штепы Д.И. подлежащим удовлетворению в полном объеме, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Прохождение службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статьи 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).

В статье 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ предусмотрены основания увольнения со службы в таможенных органах.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах.

Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по основанию, предусмотренному подпунктом 8 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах, доступную ему по состоянию здоровья, или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность (подпункт 2 пункта 5 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).

Сотрудникам таможенных органов и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации (статья 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 1 названного закона, далее также - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).

Статьей 12 этого федерального закона установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причинённого в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе выплата единовременного пособия.

Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусмотрено, что при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ размер единовременного пособия, выплачиваемого в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанного пособия принимается Правительством Российской Федерации.

Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в том числе в части 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Приказом руководителя Федеральной таможенной службы от 6 августа 2013 г. № 1452 в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ и в целях обеспечения социальных гарантий сотрудникам таможенных органов Российской Федерации утверждены Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей (далее также - Правила).

В пункте 4 названных правил содержится норма, аналогичная положениям части 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.

В силу пункта 9 Правил сотрудник (члены семьи и иждивенцы) для решения вопроса о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации или сумм возмещения имущественного ущерба подает(ют) письменное заявление на имя начальника таможенного органа, где сотрудник проходит службу (замещал последнюю должность).

Перечень документов, которые необходимо представить сотруднику, уволенному из таможенных органов, для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, содержится в пункте 20 Правил.

К таким документам относятся: заявление о выплате единовременного пособия; копия акта служебного расследования; копии соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного расследования; копия приказа об увольнении из таможенных органов: по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности сотрудника к службе в таможенных органах или по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности сотрудника к службе в таможенных органах; копия заключения военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в формулировке «В - ограниченно годен к службе в таможенных органах» или «Д - не годен к службе в таможенных органах» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма» (подпункты «а - д» пункта 20 Правил в редакции приказа Федеральной таможенной службы от 23 июня 2015 г. № 1228, действовавшей на момент подачи Штепой Д.И. 26 октября 2015 г. и 5 мая 2016 г. в Миллеровскую таможню заявлений и документов для выплаты единовременного пособия).

Приказом Федеральной таможенной службы от 26 июля 2016 г. № 1454 в Правила внесены изменения. Пункт 20 Правил был изложен в следующей редакции: «Для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, сотрудником, уволенным из таможенных органов, представляются заявление о выплате единовременного пособия; копия акта служебного расследования; копия приказа об увольнении со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности сотрудника к службе в таможенных органах; копия заключения военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в формулировке «Д - не годен к службе в таможенных органах» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма» (подпункты «а-в» и «д» пункта 20 Правил).

В целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) согласно пункту 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проводится военно-врачебная экспертиза.

Основания вынесения военно-врачебной комиссией заключения о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний с прохождением военной службы приведены в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565) (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).

Так, согласно подпункту «а» пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий с формулировкой «военная травма», если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Исходя из пункта 1 названного положения в целях определения годности сотрудников к службе, военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе, в таможенных органах Российской Федерации.

Приказом Федеральной таможенной службы от 30 декабря 2013 г. № 2460 утверждены Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы по контракту, сотрудников таможенных органов и граждан, прошедших службу в таможенных органах Российской Федерации.

В пункте 2 названных требований предусмотрены следующие категории годности к службе в таможенных органах: «А - годен к службе в таможенных органах»; «Б - годен к службе в таможенных органах с незначительными ограничениями»; «В - ограниченно годен к службе в таможенных органах»; «Г - временно не годен к службе в таможенных органах»; «Д - не годен к службе в таможенных органах».

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ установлена социальная гарантия для сотрудника, в частности таможенных органов, в случае получения им в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, в виде выплаты единовременного пособия в размере двух миллионов рублей (часть 4 статьи 12 названного закона). Законом предусмотрена ежегодная индексация этого пособия на основании решений Правительства Российской Федерации. Право сотрудника таможенных органов на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, обусловлено как фактом получения увечья или иного повреждения здоровья при осуществлении служебной деятельности, так и невозможностью в связи с этим продолжать службу в таможенных органах.

Таким образом, обязательными условиями выплаты единовременного пособия в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ являются получение сотрудником таможенных органов увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей и невозможность в связи с этим дальнейшего прохождения им службы в таможенных органах.

Невозможность прохождения службы подтверждается заключением военно-врачебной комиссии об установлении сотруднику таможенных органов определённой категории годности к службе и приказом об увольнении со службы по соответствующему основанию, предусмотренному Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

На момент подачи Штепой Д.И. 26 октября 2015 года и 5 мая 2016 года в Миллеровскую таможню заявлений с документами для выплаты единовременного пособия пунктом 20 Правил, действовавшим в редакции приказа Федеральной таможенной службы от 23 июня 2015 г. № 1228, к числу документов, необходимых для решения начальником таможенного органа вопроса о выплате единовременного пособия в случае получения сотрудником таможенных органов в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, относились:

- копия заключения военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в формулировке «В - ограниченно годен к службе в таможенных органах» или «Д - не годен к службе в таможенных органах» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма»;

- копия приказа об увольнении из таможенных органов по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности сотрудника к службе в таможенных органах или по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности сотрудника к службе в таможенных органах.

С 4 сентября 2016 года вступили в силу изменения, внесённые приказом Федеральной таможенной службы от 26 июля 2016 года № 1454 в Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утверждённые приказом Федеральной таможенной службы от 6 августа 2013 года № 1452.

Согласно этим изменениям к числу документов, необходимых для рассмотрения начальником таможенного органа вопроса о выплате сотруднику таможенных органов единовременного пособия, стали относиться:

- копия заключения военно-врачебной о категории годности сотрудника к службе в формулировке «Д - не годен к службе в таможенных органах» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма» (подпункт «д» пункта 20 Правил);

- копия приказа об увольнении со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности сотрудника к службе в таможенных органах (подпункт «в» пункта 20 Правил).

Следовательно, до вступления в силу указанных изменений (до 4 сентября 2016 года) решение о выплате единовременного пособия сотруднику таможенных органов принималось начальником таможенного органа в том числе на основании заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к службе в формулировке «В - ограниченно годен к службе в таможенных органах» с установлением причинной связи увечья в формулировке «военная травма» и копии приказа об увольнении из таможенных органов по состоянию здоровья на основании такого заключения военно-врачебной комиссии. После 4 сентября 2016 года названные документы были исключены из содержащегося в пункте 20 Правил перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременного пособия сотруднику таможенных органов.

Как усматривается из материалов дела, при обращении Штепа Д.И. в Миллеровскую таможню с заявлениями о рассмотрении вопроса о выплате ему единовременного пособия 26 октября 2015 года и 5 мая 2016 года (до вступления в силу с 4 сентября 2016 года приказа Федеральной таможенной службы от 26 июля 2016 года № 1454, которым внесены изменения в Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утверждённые приказом Федеральной таможенной службы от 6 августа 2013 года № 1452) он к этим заявлениям прикладывал необходимые документы, предусмотренные пунктом 20 Правил (в редакции приказа Федеральной таможенной службы от 23 июня 2015 года № 1228), включая копию заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к службе в формулировке «В - ограниченно годен к службе в таможенных органах» с установлением причинной связи увечья в формулировке «военная травма» и копию приказа об увольнении из таможенных органов по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности сотрудника к службе в таможенных органах.

Выяснение вопроса о невозможности прохождения Штепы Д.И. службы в таможенных органах вследствие установления ему военно-врачебной комиссией категории годности к службе в формулировке «В - ограниченно годен к службе в таможенных органах», также является обязательным.

Так, в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 48 Федерального закона N 114-ФЗ увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по основаниям, предусмотренным пп. 8 п. 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах, доступную ему по состоянию здоровья, или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 1 марта 2017 года № 3-П признал не противоречащим Конституции Российской Федерации положение части 5 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», поскольку оно не препятствует выплате предусмотренного ею единовременного пособия сотруднику органов внутренних дел, получившему увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей и уволенному со службы по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе, за исключением случаев, когда увольнению предшествовал отказ сотрудника от перевода на другую должность в органах внутренних дел, подходящую ему по состоянию здоровья.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что сотрудники, признанные ограниченно годными к службе (категория «В») и годными к службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), увольняются только при отсутствии возможности перемещения по службе, то есть перевода на другие должности в органах внутренних дел, подходящие им по состоянию здоровья, или при отказе от такого перевода (абзац четвёртый пункта 4 названного постановления).

Как установлено в судебном заседании полученное Штепой Д.И. 8 мая 2015 года при выполнении служебных обязанностей увечье исключало для него возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, так как после установления ему военно-врачебной комиссией ограниченной годности к службе в таможенных органах ответчик не предложил Штепе Д.И. для занятия вакантные должности в таможенных органах, доступные ему по состоянию здоровья, он от перевода на другую должность, подходящую ему по состоянию здоровья, не отказывался.

Данные факты подтверждаются материалам дела, а также показаниями свидетелей, допрошенными в судебном заседании.

Оценивая указанные доказательства, суд приходит к выводу о невыполнении таможенными органами требований по начислению и выплате Штепе Д.И. единовременной выплаты, предусмотренной ч.4 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Разрешая ходатайство представителей ответчика о прекращении дела в связи с вступившим в законную силу решением суда, суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении по следующим основаниям.

Апелляционным определением Судебном коллегий по гражданским делам Ростовского областного суда решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 08 февраля 2017 года в части удовлетворения исковых требований Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Ш. к Миллеровской таможне о признании незаконными действий (бездействия) по непринятию решения о назначении и выплате Штепы Д.И. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - оставлено без изменения.

В остальной части это же решение отменено, постановлено в отмененной части новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Обязании Миллеровской таможню назначить и выплачивать Штепе Д.И. ежемесячную денежную компенсацию в размере 16 875 рублей, начиная с 05 ноября 2015 года с дальнейшей индексацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, рассматривался вопрос о признании незаконными действий (бездействия) Миллеровской таможни по непринятию решения о назначении и выплате Штепе Д.И. ежемесячной денежной компенсации, а не единовременной выплаты, предусмотренной ч.4 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

От требования о взыскании единовременного пособия в размере 2 672 283 рубля 15 копеек, истец отказался в связи с частичным удовлетворением исковых требований и возложении обязанности на Миллеровскую таможню назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию в размере 16 875 рублей, начиная с 05 ноября 2015 года с дальнейшей индексацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Суд также не принимает довод ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку Штепа Д.И. 10.12.2017 года обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия (бездействия) Миллеровской таможни обязании выплатить сумму единовременного пособия (т.1 л.д. 3-7), решением Миллеровского районного суда Ростовской области 23.04.2018 года Штепе Д.И. было отказано в удовлетворении исковых требований (т.2 л.д.42-49). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31.07.2018 года решением Миллеровского районного суда оставлено без изменения (т.2 л.д. 115-122). Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2019 года решением Миллеровского районного суда от 23.04.2018 года и апелляционного определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31.07.2018 года отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В связи с чем, суд приходит к выводу о соблюдении Штепой Д.И. срока обращения в суд, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ.

Разрешая требования о взыскании судебных расходов, суд принимает во внимание следующее.

Согласно п.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, а также иные расходы, понесенные стороной при рассмотрении гражданского дела.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 декабря 2004 года N 454-О и Определении от 20 октября 2005 года N 355-О, применимой к гражданскому процессу, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представлять сторона, требующая возмещения указанных расходов.

Разумность размеров, как категория оценочная, определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела и зависит от сложности, характера рассматриваемого спора, категории дела, объема доказательной базы по делу, количества судебных заседаний и их продолжительности, а также ценности защищаемого права.

Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных Штепа Д.И., суд принимает во внимание, что необходимость затрат им на услуги адвоката связана с нарушением его прав и необходимостью обращения в Миллеровский районный суд с исковым заявлением к Миллеровской таможне, поскольку решить данный вопрос во внесудебном порядке не представлялось возможным.

Представленные стороной истца документы: соглашение (договор) на оказание юридической помощи от 19.04.2018 года (т. 3, л.д.244), соглашение (договор) на оказание юридической помощи от 14.06.2019 года (т. 3, л.д.245), квитанции к приходным кассовым ордерам на общую сумму 36 000 рублей (т. 3, л.д.246-248), отчет адвоката о фактически оказанных услугах по соглашения (договорам) на оказание юридической помощи от 19.04.2018 года и от 14.06.2019 года (т. 3, л.д.249), отвечают требованиям ст.71 ГПК РФ, предъявляемым к письменным доказательствам, а также требованиям относимости и допустимости (ст.59, 60 ГПК РФ).

Таким образом, с учетом указанных выше норм права, суд, дав оценку изложенным обстоятельствам, принимая во внимание объект судебной защиты и объем защищаемого права, категорию спора и уровень его сложности, затраченное время на его рассмотрение, совокупность представленных сторонами в подтверждение своей правовой позиции документов и фактические результаты рассмотрения заявленных требований, исходя из разумности размера подлежащих отнесению на ответчика судебных расходов, считает, что оплата услуг представителя в размере 36 000 рублей, которую просит истец, является вполне адекватной исходя из обстоятельств дела, в связи с чем, подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.

На основании вышеизложенного, с учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Штепа Дмитрия Ивановича к Миллеровской таможне о признании незаконными действия (бездействия) Миллеровской таможни и взыскании судебных расходов, в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Штепа Дмитрия Ивановича к Миллеровской таможне о признании незаконными действия (бездействия) Миллеровской таможни и взыскании судебных расходов - удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными действия (бездействия) Миллеровской таможни по непринятию на основании заявлений Штепа Дмитрия Ивановича решения о назначении и выплате ему единовременного пособия в связи с получением им в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах.

Взыскать с Миллеровской таможни, ОГРН , дата присвоения ОГРН ДД.ММ.ГГГГ, ИНН , КПП , юридический адрес: <адрес>, в пользу Штепа Дмитрия Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 36 000 (тридцать шесть тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено 13.11.2019 года, после чего может быть получено сторонами.

Судья Миллеровского районного суда

Ростовской области Г.Б. Мишель

Решение в окончательной форме

изготовлено 13.11.2019 года.