ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-959/2014 от 13.03.2014 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г.Рязань                                                                               13 марта 2014 года

 Судья Советского районного суда г.Рязани Прошкина Г.А.,

 при секретаре Булатовой Е.А.,

 с участием представителя заявителя Хмара А.А., действующего на основании доверенности,

 представителя заинтересованного лица - Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Рязанской области Шуваловой О.И., действующей на основании доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Юркасса 24» - учредителя Некоммерческой организации Общества взаимного страхования «Кремлевское 24» об оспаривании решения органа государственной власти,

 УСТАНОВИЛ:

      «Юркасса 24» (ООО), как учредитель НО ОВС «Кремлевское 24», обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, просила признать незаконным решение Минюста России по Рязанской области об отказе в государственной регистрации НО ОВС «Кремлевское 24» от 30.09.2013 года. Иск мотивировала тем, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.2 ст.1 ФЗ от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Пункт 3 ст.2 данного Закона предусматривает создание некоммерческих организаций, как в форме общественных, религиозных организаций, общин, казачьих обществ, учреждений, фондов, союзов, так и в других формах, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с ФЗ от 29.11.2007 года № 289 «О взаимном страховании», страхование осуществляется обществом взаимного страхования, согласно п.1 ст.5 которого в целях взаимного страхования создается основанная на членстве некоммерческая организация в форме общества взаимного страхования. Взаимным страхование является страхование имущественных интересов членов общества на взаимной основе путем объединения в обществе взаимного страхования необходимых для этого средств. Наименование НО ОВС «Кремлевское 24» содержит указание на характер ее деятельности, а в ст. 4 Устава НО ОВС «Кремлевское 24» указано, что целью общества является обеспечение страховой защиты имущественных интересов членов общества посредством осуществления взаимного страхования. В соответствии с ч.2 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. В силу положений ст.17 ФЗ «О взаимном страховании», иные незапрещенные законодательством Российской Федерации поступления могут являться источниками формирования имущества общества взаимного страхования. Отказ государственного органа нарушает права юридических лиц ООО «Юркасса 24», ООО «Ритуал 24», ООО «Водолей 24» на создание некоммерческой организации с целью достижения социальных и экономических целей, поскольку создание некоммерческой организации было направлено на удовлетворение потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иных целях, направленных на достижение общественных благ.

         В судебном заседании представитель заявителя «Юркасса 24» (ООО) Хмара А.А. заявление поддержал и просил его удовлетворить.

         Представитель Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Рязанской области Шувалова О.И. просила в удовлетворении заявления отказать. По существу пояснила, что представленные заявителем для государственной регистрации документы, в том числе Устав, противоречили требованиям законодательства Российской Федерации, что и послужило основанием для отказа в государственной регистрации.

         Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         Принятие решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации относится к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческий организаций, и его территориальных органов (п.п.2, 3 ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - ФЗ «О некоммерческих организациях»).

 Предоставление государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и ее его территориальными органами в рамках «Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций», утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011 года № 455 (далее по тексту - Административный регламент).

          В п.8 ст.13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» указано, что решение о государственной регистрации некоммерческой организации принимается уполномоченным органом при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации или приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации, установленных ст. 23.1 данного Закона.

 При этом, пп.1 п.1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что в случае, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат КонституцииРоссийской Федерации или законодательству Российской Федерации, в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано.

 Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте.

 В судебном заседании установлено:

 17 сентября 2013 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области для государственной регистрации создания поступили документы Некоммерческой организации Общество взаимного страхования «Кремлевское 24».

          Для государственной регистрации создания некоммерческой организации в Управление были представлены заявление, Устав некоммерческой организации в трех экземплярах, решение о создании некоммерческой организации - протокол от 12 сентября 2013 года в двух экземплярах, документ об уплате государственной пошлины.

 30 сентября 2013 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации в соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» было принято решение об отказе в государственной регистрации создания Некоммерческой организации Общество взаимного страхования «Кремлевское 24» по основаниям, предусмотренным пп.1 п.1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях».

 Решением департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации от 7 ноября 2013 года жалоба генерального директора ООО «Юркасса 24» на решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации от 30 сентября 2013 года оставлена без удовлетворения.

         Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.

 «Юркасса 24» (ООО), считая, что решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации от 30 сентября 2013 года нарушены ее права, как учредителя Некоммерческой организации Общество взаимного страхования «Кремлевское 24», воспользовавшись правом на обжалование в суд отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, предоставленным ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

 Установленный ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок на подачу заявления об оспаривании решения государственного органа заявителем пропущен не был, поскольку заявление, согласно почтовому штампу было сдано на почту 25.12.2013 года.

           Между тем, рассмотрев заявление ООО «Юркасса 24» по существу, суд не находит законных оснований для его удовлетворения.

 В соответствии с п.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

            Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п.3 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях).

           Так, в соответствии с п.1 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 года № 286-ФЗ «О взаимном страховании» (далее по тексту - ФЗ «О взаимном страховании»), в целях взаимного страхования может быть создана основанная на членстве некоммерческая организация в форме общества взаимного страхования.

 Статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.1 ст.4 ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливают, что некоммерческая организация должна иметь наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

            Федеральный закон «О взаимном страховании» предусматривает, что в наименовании некоммерческой организации в форме общества взаимного страхования должны содержаться слова «некоммерческая организация» и «взаимное страхование» (ст.5).

             Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму; а также порядок управления деятельностью; предмет и цели деятельности, иные положения, предусмотренные федеральными законами, должны определяться в учредительных документах (п.3 ст.14 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

             При этом, по общему правилу, содержащемуся в п.1 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, но в любом случае не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

 Поскольку общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями, то на них распространяются, как эти, так и другие положения ФЗ «О некоммерческих организациях» (за исключением п.п.3, 5, 7, 10 и 14 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» - п. 2 ст. 5 ФЗ «О взаимном страховании»).

 Как усматривается из материалов дела, представленные для регистрации некоммерческой организации документы и ее наименование «Некоммерческая организация Общество взаимного страхование «Кремлевское 24»» указывали на то, что организационно-правовой формой некоммерческой организации является общество взаимного страхования.

 Пунктом 2 ст.1 ФЗ «О взаимном страховании» определено, что взаимным страхованием является страхование имущества интересов членов общества на взаимной основе путем объединения в обществе взаимного страхования необходимых для этого средств.

             Таким образом, в наименовании организации содержалось указание, как на организационно-правовую форму, так и на характер деятельности, как того требует ст.5 ФЗ «О взаимном страховании».

            Однако, несмотря на то, что в п.1 ст.4 Устава Организации было указано, что целью организации, как раз и является обеспечение страховой защиты имущественных интересов общества посредством осуществления взаимного страхования, в пп.5 п.4 ст.4 Устава Организации предмет деятельности общества определялся как «оказание консультационных, информационных, юридических, консалтинговых и иных услуг, как членам общества, так и другим юридическим и физическим лицам».

           Вместе с тем, предмет деятельности общества взаимного страхования прямо определен в нормах п.3 ст.1 и п.1 ст.5 ФЗ «О взаимном страховании» - осуществление взаимного страхования своих членов. Цель деятельности общества взаимного страхования следует из определения понятия «взаимное страхование», которое приведено в норме п. 2 ст.1 этого же закона: осуществление на взаимной основе страховой защиты имущественных интересов членов общества.

          Соответственно, деятельность по оказанию иных услуг, помимо страхования, тем более другим юридическим и физическим лицам, не являющимся членами общества, явно не охватывается понятием взаимного страхования.

          Таким образом, организация позиционировала себя, как осуществляющая одновременно несколько разных по характеру видов деятельности, что избранное ею наименование, как это предусмотрено ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.1 ст.4 ФЗ «О некоммерческих организациях», в полном объеме не отражало.

 Следовательно, в нарушение требований ст.14 ФЗ «О некоммерческих организациях» Устав не определял всех целей, для которых она создавалась (цели деятельности).

 При таких обстоятельствах, выводы уполномоченных органов о противоречии Устава Организации п.2 ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» и п.2 ст.1 ФЗ «О взаимном страховании» полностью обоснованны.

 В соответствии с общей нормой п.1 ст.53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Там же установлено, что порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

            В силу п.1 ст.28 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческой организации должны быть установлены: структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации.

 В ст.6 ФЗ «О взаимном страховании» также указано, что Устав общества взаимного страхования в обязательном порядке должен содержать порядок управления обществом, состав и компетенцию органов управления общества и органа контроля общества, порядок их создания и порядок принятия ими решений.

 Согласно ст.29 ФЗ «О некоммерческих организациях», состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

 Органами управления общества взаимного страхования являются: общее собрание членов общества, правление общества и директор общества. Деятельность общего собрания членов общества, правления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, директора общества регламентируется в соответствии с настоящим Федеральным законом уставом общества и положениями об органах управления общества и органе контроля общества, утвержденными общим собранием членов общества (ст.9 ФЗ «О взаимном страховании»).

 В п.3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» перечислены вопросы, которые относятся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, а также вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

           Анализ правовых норм ФЗ «О взаимном страховании» позволяет сделать вывод о том, что данный специальный закон иного правового регулирования по данному вопросу не предусматривает.

 На основании ст.11 Устава Организации высшим органом ее управления было поименовано Общее собрание и в п.2 ст.11 Устава указаны вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания.

 Однако вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления, в Уставе отсутствуют, что является нарушением п.3 ст.29 ФЗ «О некоммерческих организациях».

 Кроме того, в Уставе не указан порядок голосования по вопросам исключительной компетенции, что является нарушением п.4 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях».

 В соответствии с пп.3 п.5 ст.13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» и п.42 Административного регламента, протокол (выписка из протокола) Общего собрания, заседания высшего органа управления организации, содержащей решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен содержать сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членов руководящих и контрольно-ревизионных органов.

 Вместе с тем, представленный в Управление для государственной регистрации Организации протокол Общего собрания учредителей от 12.09.2013 года не соответствовал вышеуказанным нормам закона, так как не содержал сведения об избрании руководящего органа - Правления общества, об избрании контрольно-ревизионного органа, и их избрание не значилось в повестке дня.

 Невыполнение названных выше требований влекло за собой неработоспособность юридического лица, поскольку в Уставе общества, в нарушение требований закона полномочия по определению повестки дня общего собрания членов общества, изложены не были, а в силу п.8 ст.11 ФЗ «О взаимном страховании», только Правление общества наделено полномочиями по определению повестки дня общего собрания членов общества.

 Наряду с указанными нарушениями ряд пунктов Устава были изложены в соответствии с недействующими редакциями ФЗ «О взаимном страховании».

 Так, ст.15 Устава «Ревизионная комиссия общества» пп.1 и 3 п.3 «Заключение ревизионной комиссии общества должно содержать» были изложены в недействующей редакции ст.14 ФЗ «О взаимном страховании»: вместо: «1) сведения о подтверждении достоверности данных, содержащихся в годовых отчетах и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества; 3) информацию о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного законодательством Российской Федерации, и предложения об устранении таких нарушений, если они имеются» (в редакции ФЗ №251 от 23.07.2013 года) было указано: «1) сведения о подтверждении достоверности данных, содержащихся в годовых отчетах и годовой бухгалтерской отчетности общества; 3) информацию о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством Российской Федерации, и предложения об устранении таких нарушений, если они имеются» (в прежней редакции закона).

 Пункт 5 ст. 11 Устава указано, что «решением правления общества определяется форма проведения общего собрания членов общества собрания или заочного голосования», что не соответствует п.6 и 7 ст.11 ФЗ «О взаимном страховании», согласно которым общее собрание может проводиться в очной форме либо в форме заочного голосования с использованием бюллетеней или электронных бюллетеней…», «общее собрание членов общества, повестка дня которого включает в себя вопросы об избрании или о досрочном прекращении полномочий членов правления общества, его председателя, членов ревизионной комиссии общества, ее председателя и рассмотрение отчетов об их деятельности, а также вопросы о назначении на должность и (или) об освобождении от должности директора общества и рассмотрение отчетов о его деятельности, не может проводиться в форме заочного голосования».

 Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что решение Управления об отказе в регистрации некоммерческой организации со ссылкой на пп.1 п.1 ст.23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», то есть на то, что учредительные документы некоммерческой организации противоречат законодательству Российской Федерации, является законным и обоснованным.

 Кроме того, согласно ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащий», исходя из положений ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения (действий, бездействия) лишь в случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает прав и свободы заявителя.

 Признание заявления об оспаривании решения (действий, бездействия) обоснованным, влечет принятие судом решения об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица устранить в полном объеме нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению прав (ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

 По смыслу вышеуказанных норм, суд не может признать незаконным решение об отказе в регистрации организации в части и последствием признания незаконным решения об оспаривании отказа в государственной регистрации организации может явиться лишь возложение на уполномоченный орган обязанности по осуществлению такой регистрации.

 Однако, в судебном заседании, бесспорно, установлено, что 09 января 2014 года Управлением МЮ РФ по Рязанской области на основании вновь поданного заявления и нового пакета документов, уже была зарегистрирована Некоммерческая организация Общество взаимного страхования «Кремлевское 24».

 Данное обстоятельство, является самостоятельным основанием для отказа в иске, как в силу положений ст.1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и в силу прямого запрета ст.23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», не допускающих регистрацию некоммерческой организации с таким же наименованием.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

 РЕШИЛ:

          В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Юркасса 24» - учредителя Некоммерческой организации общества взаимного страхования «Кремлевское 24» о признании незаконным решения Минюста России по Рязанской области об отказе в государственной регистрации Некоммерческой организации Общества взаимного страхования «Кремлевское 24» от 30.09.2013 года - отказать.

         На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Советский районный суд г.Рязани в течении месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.

 Судья -                                                             Г.А.Прошкина

 Решение вступило в законную силу 22.04.2014г.