Дело № 2-959/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2018 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Левченко В.Ю.
при секретаре Зубакиной А.О.
с участием истца ФИО1, его представителя истца ФИО2 (доверенность от 02.06.2017),
в отсутствие представителя ответчика Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о признании права на установку стационарной электроплиты для пищеприготовления,
УСТАНОВИЛ:
В 2016 году истец обратился в Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области по вопросу выдачи разрешения на установку бытовой электроплиты.
Ответчиком, со ссылкой на положения «Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов», утвержденной Минтопэнерго РФ 24.11.1992, сообщено истцу, что в данной инструкции перечислены случаи, когда разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется, которым случай истца не относится.
Дополнительно Комиссией отмечено, что указанная инструкция, в том числе и п. 4.1, не содержит положений, уполномочивающих Комиссию, являющуюся органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, на выдачу разрешений на установку бытовых электроплит.
Дело инициировано иском ФИО1 обратившегося с иском к Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, в котором просил суд признать за ним право на установку стационарной электроплиты для пищеприготовления по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, <адрес>, сославшись на нарушение ответчиком его прав потребителя.
В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали, пояснили, что ответчиком нарушены положения Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку истец как потребитель лишен возможности приобрести электрическую бытовую плиту ввиду несогласования ответчиком разрешения на её установку. Полагает, что ответчик уполномочен на согласование такого разрешения, однако в нарушение закона свои обязанности не реализовывает. Истец указал, что возникшие между ним и ответчиком правоотношения регулируются положениями Закона РФ «О защите прав потребителей».
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил возражения, которыми иск не признал и указал на невозможность применения к спорным правоотношениям Закона РФ «О защите прав потребителей» поскольку является органом государственной власти, решения и действия которого оспариваются в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Как установлено судом, в 2016 году истец обратился в Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области по вопросу выдачи разрешения на установку бытовой электроплиты.
Ответом от 12.07.2016, истцу сообщено что в «Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов», утвержденной Минтопэнерго РФ 24.11.1992, перечислены случаи, когда разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется, которым случай истца не относится.
Кроме того, указанная инструкция, в том числе и п. 4.1, не содержит положений, уполномочивающих Комиссию, являющуюся органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, на выдачу разрешений на установку бытовых электроплит.
Согласно п. 1.1. Положения о Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2015 № 247-пп Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) является органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за установленным порядком ценообразования, а также иные регулятивные функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области.
Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов - Федеральной службой по тарифам на единой нормативно-методической основе, утверждаемой Правительством Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти области и местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями, и принимает решения самостоятельно в пределах полномочий, предоставленных ей законодательством, а также настоящим Положением. (п. 1.3 Положения).
Указанным Положением также определены полномочия, задачи и функции Комиссии.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) признаются организации независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели.
Как указано выше, Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, является органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за установленным порядком ценообразования. Цели её создания и деятельности не связаны с продажей товара, производством работ и оказанием услуг.
Доказательств того, что Инструкция о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденная Минтопэнерго РФ 24.11.1992, а также Положение о Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденное Постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2015 № 247-пп, содержит положения, уполномочивающие Комиссию, являющуюся органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, на оказание услуг потребителям по выдаче разрешений на установку бытовых электроплит, материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что между истцом и ответчиком не возникло отношений, которые регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей», а соответственно требования истца, которые он основывает на нормах данного Закона, удовлетворены быть не могут.
Таким образом, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Приходя к такому выводу, суд не находит оснований для оценки в рамках рассмотрения настоящего дела действий ответчика по отказу в согласовании с истцом применения электроплиты и невыдаче соответствующего разрешения.
Данный спор суд находит не связанным с правоотношениями, основанными на положениях Закона РФ «О защите прав потребителей», в связи с этим истец не является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины.
На основании ч. 2 ст. 103 ГПК РФ, с истца подлежит взысканию госпошлина в бюджет Старооскольского городского округа, подлежащая уплате при предъявлении исков неимущественного характера в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о признании права на установку стационарной электроплиты для пищеприготовления, отказать.
Взыскать с ФИО3 в бюджет Старооскольского городского округа государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Ю. Левченко
Решение в окончательной форме принято 26.03.2018