ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-959/2021 от 09.08.2021 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

УИД23RS0033-01-2021-001420-94

Дело № 2-959/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт Мостовской 09 августа 2021 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ермолова В.В.,

при секретаре Шабалиной И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края к администрации муниципального образования Мостовский район о признании права собственности,

установил:

администрация Андрюковского сельского поселения Мостовской район Краснодарского края обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Мостовский район, в котором просила:

- Признать права собственности на гидротехнические сооружения:

1) берегоукрепительная дамба, расположенная: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Школьный, длина – 688 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

2) берегоукрепительная дамба, расположенная: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Чкалова, длина – 6500 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

3) берегоукрепительная дамба, расположенная: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Чернышевского, длина – 1701 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

4) берегоукрепительная дамба, расположенная: <...> длина – 688 м, назначение – для защиты жилой застройки с. Соленого от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

5) берегоукрепительная дамба, расположенная: <...> длина – 1915 м, назначение – для защиты жилой застройки с. Соленого от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

- Указать, что принятое решение является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Краснодарскому краю сведений в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

Исковое заявление мотивировано тем, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2006 № 1178-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мостовский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Мостовский район, в состав которого они входят" (далее – Закон КК № 1178-КЗ), требованиями статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 31 Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", на основании согласованных предложений соответствующих органов местного самоуправления осуществлено разграничение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мостовский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Мостовский район, в состав которого они входят, а именно утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Мостовский район Андрюковскому сельскому поселению, в который входят, в соответствии с разделом 5 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ, недвижимое имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения – берегоукрепительные дамбы на реках Малая Лаба, ФИО1, без указания протяженности и иных характеристик, без правоустанавливающих документов.

Проведенным администрацией комиссионным обследованием берегоукрепительных дамб, изготовлением технических паспортов, установлено наличие следующих сооружений:

1) берегоукрепительная дамба, расположение: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Школьный, длина – 688 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

2) берегоукрепительная дамба, расположение: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Чкалова, длина – 6500 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

3) берегоукрепительная дамба, расположение: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Чернышевского, длина – 1701 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

4) берегоукрепительная дамба, расположение: <...> длина – 688 м, назначение – для защиты жилой застройки с. Соленого от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

5) берегоукрепительная дамба, расположение: <...> длина – 1915 м, назначение – для защиты жилой застройки с. Соленого от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ.

Передача вышеуказанных объектов в муниципальную собственность Андрюковского сельского поселения осуществлена на основании части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Основанием возникновения права собственности муниципального образования Андрюковское сельское поселение, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации – Закон КК № 1178-КЗ, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

06.04.2021 администрация обратилась с заявлением в Управление Росреестра по Краснодарскому краю в целях регистрации права собственности на вышеуказанные гидротехнические сооружения, как ранее учтенные, в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из межмуниципального отдела по Мостовскому и Отрадненскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю было получено уведомление об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по основаниям, что имущество, о кадастровом учете которого представлен документ, не является объектом недвижимости: Объект, сведения о котором содержатся в представленных документах, не является имуществом, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости, а именно: в соответствии с представленными документами объектом учета является – «Дамба», однако в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ – данный объект не относится к объектам капитального строительства», а так же: «Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что такой объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке
с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. В связи с чем, при решении вопроса
об отнесении гидротехнических сооружений к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права
на которые должны осуществляться в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ, необходимо руководствоваться наличием у таких сооружений признаков, способных относить их в силу природных свойств или на основании закона
к недвижимым объектам, а также их способностью выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Дамба представляет собой грунтовую насыпь, которая служит для сдерживания или регулирования водных потоков. В связи с чем, такой объект не обладает признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого может быть осуществлен в соответствии с Законом № 218-ФЗ,
в том числе в качестве ранее учтенного объекта недвижимости.».

Однако, регистрация права собственности на вышеуказанные гидротехнические сооружения является необходимым действием.

Так, согласно статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", гидротехническое сооружение – плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", собственник гидротехнических сооружений - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническими сооружениями.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Таким образом, принятие в собственность поселения берегоукрепительных дамб будет способствовать решению такого закрепленного за поселением вопроса местного значения, как участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а неисполнение – влечет возможность возникновения неконтролируемой чрезвычайной ситуации и соответственно угрозу жизни и здоровью граждан.

Совокупность всех обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что
в данном случае возникший спор является результатом стечения индивидуально определенных особенностей, позволяющих суду признать
за муниципальным образованием Андрюковское сельское поселение право собственности, так как реализовать свое право иным образом
не предоставляется возможным, а все предусмотренные законом мероприятия не могут быть выполнены по независящим от администрации обстоятельствам.

В судебном заседании представитель истца - администрации Андрюковского сельского поселения Мостовской район Краснодарского края по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, согласно заявлению, поступившему в адрес суда, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации МО Мостовский район по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явился, согласно заявлению, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования администрации Андрюковского сельского поселения удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Исследовав в совокупности все представленные сторонами в дела доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, пришел к выводу о том, что заявленные требования администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрены возможные способы защиты гражданских прав. Одним из таких способов является – признание права. Признание судом принадлежности права конкретному лицу исключает возникающие сомнения в наличии у него субъективного права, предотвращает возможные споры, а также служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов. Законодатель прямо предусмотрел возможность защиты права путем его признания.

В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности подлежит государственной регистрации в едином государственной реестре органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с

В силу статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации
в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав
и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, администрацией Андрюковского сельского поселения проведено комиссионное обследованием берегоукрепительных дамб и изготовлением технических паспортов, установлено наличие следующих сооружений:

1) берегоукрепительная дамба, расположенная: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Школьный, длина – 688 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

2) берегоукрепительная дамба, расположенная: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Чкалова, длина – 6500 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

3) берегоукрепительная дамба, расположенная: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Чернышевского, длина – 1701 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

4) берегоукрепительная дамба, расположенная: <...> длина – 688 м, назначение – для защиты жилой застройки с. Соленого от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

5) берегоукрепительная дамба, расположенная: <...> длина – 1915 м, назначение – для защиты жилой застройки с. Соленого от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ.

Вышеуказанные берегоукрепительные дамбы состоят на балансе в администрации Андрюковского сельского поселения, что подтверждается выписками из реестра муниципального имущества Андрюковского сельского поселения от 29.01.2021.

Судом установлено, что 06.04.2021 администрация Андрюковского сельского поселения обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о регистрации права собственности на вышеуказанные гидротехнические сооружения, как ранее учтенные, в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Однако ей было отказано уведомлением в связи с тем, что имущество, о кадастровом учете которого представлен документ, не является объектом недвижимости. Объект, сведения о котором содержатся в представленных документах, не является имуществом, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости, а именно: в соответствии с представленными документами объектом учета является – «Дамба», однако в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ – данный объект не относится к объектам капитального строительства», а так же: «Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что такой объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. В связи с чем, при решении вопроса об отнесении гидротехнических сооружений к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на которые должны осуществляться в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ, необходимо руководствоваться наличием у таких сооружений признаков, способных относить их в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам, а также их способностью выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Дамба представляет собой грунтовую насыпь, которая служит для сдерживания или регулирования водных потоков. В связи с чем, такой объект не обладает признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого может быть осуществлен в соответствии с Законом № 218-ФЗ,
в том числе в качестве ранее учтенного объекта недвижимости.

Как следует из объяснения истца, регистрация права собственности на вышеуказанные гидротехнические сооружения является необходимым действием.

Так, согласно статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", гидротехническое сооружение – плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", собственник гидротехнических сооружений - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническими сооружениями.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Таким образом, принятие в собственность поселения берегоукрепительных дамб будет способствовать решению такого закрепленного за поселением вопроса местного значения, как участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а неисполнение – влечет возможность возникновения неконтролируемой чрезвычайной ситуации и соответственно угрозу жизни и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах, с учетом выше изложенного, суд считает исковые требования Администрации Андрюковского сельского поселения подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать за администрацией Андрюковского сельского поселения Мостовской район Краснодарского края право собственности на гидротехнические сооружения:

1) берегоукрепительная дамба, расположенная: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Школьный, длина – 688 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

2) берегоукрепительная дамба, расположенная: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Чкалова, длина – 6500 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

3) берегоукрепительная дамба, расположенная: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца ФИО1, р. Малая Лаба, пер. Чернышевского, длина – 1701 м, назначение – для защиты жилой застройки ст-цы ФИО1 от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

4) берегоукрепительная дамба, расположенная: <...> длина – 688 м, назначение – для защиты жилой застройки с. Соленого от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ;

5) берегоукрепительная дамба, расположенная: <...> длина – 1915 м, назначение – для защиты жилой застройки с. Соленого от затопления паводковыми водами, год постройки – 2002; сооружение, указанное в п. 5.7 приложения 2 статьи 1 Закона КК № 1178-КЗ.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности администрации Андрюковского сельского поселения Мостовской район Краснодарского края на указанные выше гидротехнические сооружения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья В.В. Ермолов