ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-95/18 от 18.01.2018 Лобненского городского суда (Московская область)

Дело № 2-95/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2018 года г. Лобня Московской обл.

Лобненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Платовой Н.В.

при секретаре: Мамаевой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юкните Л А к Администрации г. Лобня об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Юкните Л.А. обратилась с иском к Администрации г. Лобня об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, компенсации морального вреда, указав, что она проживает по адресу: ................. Автомобильная дорога вдоль ................ не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Дорога не оборудована искусственными неровностями для принудительного снижения скорости и знаком 1.17 «Искусственная неровность», на ней отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», п. 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости», 3.26 «Подача звукового сигнала запрещена». Дорожный знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» установлен с нарушением угла обзора проезжающих автомобилей. Мусорные контейнеры установлены вдоль дороги с нарушением п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п.1.2 СанПиН 24-128-4690-88. Она неоднократно обращалась в Администрацию г. Лобня с жалобами на нарушение организации дорожного движения. В ответе от 14.08.2017 Администрация г. Лобня подтвердила нарушение дислокации дорожных знаков 3.4 «Грузовое движение запрещено». В ответах от 14.08.2017 и 26.10.2017 ответчиком указано о необходимости установки ИДН и знаков 1.23 и 5.20, которые до настоящего времени не установлены. Отсутствие данных дорожных знаков ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, а также безопасность дорожного движения. Просит обязать Администрацию г. Лобня установить на автодороге вдоль ул. Булычева вблизи детских учреждений искусственные неровности и дорожные знаки «Дети», «Ограничение максимальной скорости», «Подача звукового сигнала запрещена»; установить знак «Движение грузовых автомобилей запрещено» без нарушения угла обзора для проезжающих автомобилей; обязать ответчика устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к размещению площадки для установки мусорных контейнеров путем демонтажа площадки и переноса ее в другое место; взыскать компенсацию морального вреда 50 000 руб., а также расходы на юридические услуги 106 500 руб. и расходы по госпошлине.

В судебном заседании представитель истца (по доверенности Емец А.В.) пояснил, что к моменту разрешения настоящего спора искусственные неровности на проезжей части установлены, нарушения санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к размещению площадки для установки мусорных контейнеров, устранены, в связи с чем иск в указанной части не поддержал. Просит удовлетворить иск в остальной части.

Представитель ответчика Администрации г. Лобня (по доверенности Шаловская О.А.) иск не признала и пояснила, что дорожные знаки установлены в точном соответствии с утвержденной дислокацией. Установка дорожных знаков «Дети», «Движение грузовых автомобилей запрещено» выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. Знак "Ограничение максимальной скорости" применяется при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке. Знак "Подача звукового сигнала запрещена" устанавливается в прямо предусмотренных случаях. На участке автодороги ул. Булычева установка таких знаков не требуется. Нарушений Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Правил дорожного движения РФ, технических регламентов при организации дорожного движения на ул. Булычева г. Лобня не имеется.

Представитель третьего лица ОМВД России по г.о.Лобня в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о его времени и месте.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Законодательство о безопасности дорожного движения состоит из Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно статьям 1, 3, 5 указанного Федерального закона задачами Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, установления полномочий и ответственности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществления деятельности по организации дорожного движения.

Согласно п. 4 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6 указанного Федерального закона».

Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности определены в ст. 13 указанного Федерального закона, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст. 17 Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Как установлено пунктами 9, 10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утв. приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит также разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки. В состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входит, в том числе, установка недостающих дорожных знаков, светофорных объектов и других элементов обустройства дорог.

В обоснование иска Юкните Л.А. ссылается на нарушение требований Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 № 120-ст.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 №295-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения".

Согласно п. 5.2.25 ГОСТ Р52289-2004 знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

Согласно представленной дислокации дорожных знаков и разметки и акту осмотра от 18.12.2018 на ул. Булычева г. Лобня имеются искусственные неровности и установлены дорожные знаки «Дети» вдоль школы и детского сада с обеих сторон проезжей части.

В соответствии с п. 5.4.5 ГОСТ знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» применяют для запрещения движения грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин. Действие знака не распространяется на автомобили, предназначенные для перевозки людей.

Знак 3.4 установлен на проезжей части в начале и конце улицы Булычева, что подтверждается актом осмотра 18.12.2018, а также ответом зам. Главы Администрации г. Лобня от 26.10.2017. Доказательств, что знак установлен с нарушением угла обзора, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке (пункт 5.4.22. ГОСТ Р 52289-2004).

Знак 3.26 «Подача звукового сигнала запрещена» применяют для запрещения звукового сигнала, кроме случаев подачи сигнала для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, вне населенных пунктов, обозначенных знаками 5.23.1, 5.23.2, на участках дорог, проходящих в непосредственной близости от санаториев, домов отдыха, оздоровительных лагерей, больниц и т.п. (п. 5.4.24 ГОСТ).

Знаки 3.24, 3.26 на ул. Булычева не установлены. При этом доказательств, обосновывающих необходимость установки таких запрещающих знаков, суду не представлено.

Каких-либо нарушений при осуществлении дорожной деятельности на ул. Булычева г. Лобня Администрацией г. Лобня не допущено, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Основания компенсации морального вреда установлены ст. 1100 ГК РФ. Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку истицей не представлено доказательств того, что действиями ответчика ей причинены физические или нравственные страдания, которые бы нарушали ее личные неимущественные права, либо посягали на другие нематериальные блага, а законом в данном случае не предусмотрена компенсация морального вреда, вытекающего из нарушения имущественных прав граждан, в удовлетворении иска в указанной части следует отказать.

В связи с отказом в иске понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, компенсации морального вреда Юкните Л А отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Лобненский городской суд.

Судья - Н.В. Платова

Мотивированное решение составлено 23 января 2018 года