ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-95/18 от 22.01.2018 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-95/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Антиповой И.М.,

при секретаре Фроловой С.С.,

с участием прокурора Барейша В.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске

22 января 2018 года

дело по иску прокурора города Междуреченска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида "Уголек", Администрации Междуреченского городского округа о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Междуреченска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида № 41 "Уголек" (далее МБДОУ детский сад комбинированного вида "Уголек"), Администрации Междуреченского городского округа о понуждении к совершению действий, просит с учетом уточнения иска возложить на администрацию Междуреченского городского округа обязанность по финансовому обеспечению исполнения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Уголек» положений подпункта «а» пункта 17, подпункта «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 в части выделения необходимых бюджетных средств на охрану объектов и территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Уголек», расположенных по <адрес>, путем привлечения сотрудников охранных организаций, обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Уголек», при наличии бюджетного финансирования, заключить контракт с охранной организацией на оказание услуг по охране объектов и территории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Уголек», расположенного по <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в срок до 01.07.2018, в течение которого, указанный действия должны быть исполнены.

Требования мотивированы тем, что в июле текущего года прокуратурой города проведена проверка исполнения муниципальными дошкольными образовательными организациями законодательства о противодействии терроризму.

Установлено, что здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида "Уголек" и прилегающая к нему территория, расположенные по <адрес> не обеспечены физической охраной, что является нарушением требований законодательства о противодействии терроризму Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235.

Согласно пунктам 1.4, 1.5 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида "Уголек" учреждение осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Междуреченский городской округ» в лице органа местного самоуправления - администрации Междуреченского городского округа.

Согласно Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Исполнение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, в том числе по обеспечению охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Отсутствие в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида "Уголек" физической охраны людей, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, работников образовательных учреждений и иных лиц, что является недопустимым.

Согласно ответу заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида "Уголек" Т. от 18.08.2017 на представление прокуратуры города устранение, нарушений законодательства о противодействии терроризму не представляется возможным в силу отсутствия финансирования из местного бюджета расходов на обеспечение физической охраны людей в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида "Уголек" в 2017 году.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Междуреченска Кемеровской области Барейша В.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида "Уголек" ФИО1, действующая на основании доверенности от 28.11.2017г., заявленные исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в их удовлетворении, согласно письменных возражений.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Междуреченского городского округа Греб Т.Ф., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования законные, обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» правовую основу противодействию терроризму составляет Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, настоящий Склеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 2 закона противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и или) ликвидация последствий проявления терроризма.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-Ф3 юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно- энергетического комплекса).

Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 (далее - Требования) антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).

Подпунктом «г» пункта 18 Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В соответствии с пунктом 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

В силу ч. 2 ст. 4 Закона 124-ФЗ, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах: ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Согласно ст. 9 Закона 124-ФЗ, при осуществлении деятельности в области требования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Пунктом 11 Приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 сентября 2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установлены антитеррористические мероприятия, к которым отнесены установка, в том числе, инженерно-технические средства охраны (ОПС, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля), обеспечение охраны.

Как следует из материалов дела и установлено судом,

Прокуратурой г.Междуреченска Кемеровской области проведена проверка на антитеррористическую защищенность, согласно акта от 26.05.2017г. (л.д. 10) в ходе которой установлено, что в МБДОУ детский сад «Уголек»: охрана объекта осуществляется - в дневное время дежурным, в ночное время сторожем; лицензия на право деятельности: не требуется; охраны, постов, спаренного пешего патруля нет; на объекте организовано круглосуточное дежурство руководящего состава (да, нет), в праздничные и выходные дни (да), график дежурства (да); для наблюдения используется восемь видеокамер, четыре наружных, внутренних четыре, архивирования и хранения данных системы видеонаблюдения в течение 30 суток, планируется две видеокамеры, другие технические средства охраны: пожарная сигнализация; имеется паспорт антитеррористической защищенности объекта, кнопка экстренного вызова: (имеется) в количестве одной штуки, имеется инструкция по действиям для персонала и охраны (дежурных).

17.07.2017 прокуратурой города руководителю МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Уголек» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму(л.д.11-13).

18.08.2017 за заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Уголек» Т. был дан ответ на представление прокуратуры города о том, что устранение, нарушений законодательства о противодействии терроризму не представляется возможным в силу отсутствия финансирования из местного бюджета расходов на обеспечение физической охраны людей в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Уголек» в 2017 году (л.д.14-15)

Также, 22.08.2017 прокуратурой города главе Междуреченского городского округа К. внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (л.д.16-19).

22.09.2017г. администрацией Междуреченского городского округа за был дан ответ о том, что действующий в настоящее время в МОУ комплекс мер по физической охране не противоречит указанным Требованиям и позволяет в достаточной мере обеспечить как безопасное функционирование муниципальных образовательных учреждений, так и безопасность воспитанников во время их пребывания в учреждении. В связи с чем отсутствуют основания для привлечения должностных лиц администрации Междуреченского городского округа к дисциплинарной ответственности (л.д.20-21).

В соответствии с вышеуказанным законодательством, пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1235 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации» (далее по тексту Требования), положениями которого регламентировано в разделе 3 Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), где указано в п. 17, что Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:…. на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), что в соответствии с п. 18 достигается посредством, в том числе: … г) обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Однако, как следует из вышеуказанного акта проверки и не отрицается представителями ответчиков в ходе рассмотрения дела, по настоящее время указанные требования не выполнены.

При этом, возражения представителей ответчиков о том, что требования прокурора об обязании организации физической охраны в МБДОУ являются преждевременными, поскольку согласно порядку, установленному Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлен срок для выполнения мероприятий антитеррористической защищенности, в том числе обеспечение охраны объектов путем привлечения сотрудников охранных организаций, который согласно частям 7, 8, 10, 14,1 5 Требований установлен и необходим для проведения категорирования объекта по решению руководителя органа (организации), создания комиссия по обследованию и категорированию объекта в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) (в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований), оформления акта, которым с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) (Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории)) не состоятельны, поскольку, как указано выше, для выполнения требований по антитеррористическая защищенность объектов путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты посредством обеспечения охраны объектов путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов инженерно-техническими средствами и системами охраны подлежит обеспечению независимо от их категории опасности.

В соответствии с частями 1-3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ( МБДОУ) является бюджетным учреждением, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом, и финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

В силу пунктов 7.1 и 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (ст. 78.1 БК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция) предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В связи с чем, обязанностью по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений является обязанностью как образовательного учреждения, так и органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить ответчику срок для совершения указанных действий до 01.07.2018 г.

Руководствуясь статьями 194- 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Междуреченска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида "Уголек", Администрации Междуреченского городского округа о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Возложить на администрацию Междуреченского городского округа обязанность по финансовому обеспечению исполнения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Уголек» положений подпункта «а» пункта 17, подпункта «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 в части выделения необходимых бюджетных средств на охрану объектов и территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Уголек», расположенных по <адрес>, путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Уголек», при наличии бюджетного финансирования, заключить контракт с охранной организацией на оказание услуг по охране объектов и территории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Уголек», расположенного по <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в срок до 01.07.2018, в течение которого, указанный действия должны быть исполнены.

В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные федеральным законом.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.М. Антипова

Мотивированное решение изготовлено 27.01.2018 года.

Судья: И.М. Антипова