Дело №2-95/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2019 года г.Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
судьи Бондаревой Ж.Н.,
при секретаре Балан М.С.,
с участием представителя истца ФИО1 – адвоката Нечаевой Т.Н.,
представителя ответчика администрации МО «Бологовский район» Тверской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны,
установил:
ФИО1 обратилась с иском к Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, мотивируя иск тем, что является вдовой участника Великой отечественной войны. Удостоверение №... от 31 октября 2018 года. Удостоверение выдано лишь в 2018 году, а ФИО1 является вдовой более 50 лет - муж умер 20 марта 1967 года.
26 октября 2018 года ФИО1 исполнилось 100 лет. ФИО1 проживает одна в неблагоустроенном доме, собственником которого является на основании свидетельства о праве на наследство после смерти мужа - Т.И.И.. Общая площадь дома 29,1 кв.м., жилая составляет 20, 4 кв.м. В доме отсутствует отопление, водопровод, туалет находится вне жилого помещения, в холодное время года ФИО1 не может им пользоваться. При доме также отсутствует баня. Никакого другого жилья ни в собственности, ни в пользовании ФИО1 не имеет.
В октябре 2018 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714, Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ФИО1 обратилась с заявлением о постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий.
08 января 2019 года получен ответ Администрации МО «Бологовский район» о том, что в признании нуждающейся в жилом помещении на основании ч.1 ст.54 ЖК РФ отказано.
ФИО1 имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5. Согласно ст. 21Закона «О ветеранах» - для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ предоставляются меры социальной поддержки как обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. На основании п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Необходимость установления непригодности жилья для проживания этой нормой не предусмотрена. Помимо этого, как вдова участника Великой Отечественной войны, ФИО1 относится к числу лиц, которым в силу статуса государство определило особые меры социальной защиты и поддержки.
Учитывая изложенное, истец ФИО1 просит суд признать отказ Администрации МО «Бологовский район» о признании ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий и в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны незаконным. Обязать Администрацию МО «Бологовский район» поставить ФИО1, вдову участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признав нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Нечаева Т.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что в соответствии с положениями ст.51 Жилищного кодекса РФ, ст.21 Конституции Российской Федерации ФИО1 должна быть обеспечена благоустроенным жилым помещением, поскольку в силу возраста ФИО1 не может без посторонней помощи проживать в неблагоустроенном жилом помещении, в котором нет туалета, бани, водопровода. При этом не имеет значения то обстоятельство, что жилье не признано аварийным, поскольку достаточно того, что жилье, занимаемое ФИО1 не отвечает критериям, которые обеспечивают нормальные условия жизни истицы, достигшей преклонного возраста и являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО «Бологовский район» Тверской области ФИО2 иск не признала, пояснив, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма осуществляется в соответствии с Законом Тверской области от 27.09.2005 N 112-30 "О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". В соответствии со статьей 3 указанного Закона состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма имеют право малоимущие граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Тверской области. В соответствии со статьей 5 данного Закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган или многофункциональный центр по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частями 4, 7.1 и 7.2 статьи 5 данного Закона документов и сведений, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (статья 7 №113-30). В соответствии со статьей 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
-представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Согласно справке УПФР в Бологовском районе Тверской области от 02.11.2018 размер страховой пенсии по старости ФИО1 Составляет 12004, 19 руб. ежемесячно.
Согласно пункту 1 Постановления администрации МО "Бологовский район" от 23.09.2016 N 225-п "Об установлении предельных величин среднедушевого дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда муниципального образования городское поселение город Бологое Тверской области" предельная величина среднедушевого дохода для признания граждан малоимущими установлена в размере, равном величине прожиточного минимума на душу населения, утвержденной Правительством Тверской области на момент подачи заявления о признании малоимущими. В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 29.10.2018 N 322-пп "О величине прожиточного минимума населения Тверской области за третий квартал 2018 года" величина прожиточного минимума населения Тверской области составляет:
на душу населения - 10410,07 руб.;
для трудоспособного населения - 11219,41 руб.;
для пенсионеров - 8634,29 руб.;
для детей - 10860,04 руб.
На основании изложенного, ФИО1 было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии со статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При этом, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом". Согласно пункту 42 указанного Положения проведение мероприятий по обследованию жилых помещений на предмет их соответствия требованиям носят заявительный характер.
ФИО1 С заявлением о признании жилого дома аварийным, либо помещения жилого дома непригодным для проживания не обращалась.
На основании изложенного представитель ответчика просила суд в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Правительство Тверской области и Министерство социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представителем Правительства Тверской области представлен отзыв по иску, состоящий в том, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным, законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению определенных мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению этих мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном, бюджете в виде субвенций.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, и Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, и положения Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», связывают право на получение спорной меры социальной поддержки, не только с наличием у истца статуса участника (вдовы участника) Великой Отечественной войны, но и с ее нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Тверской области утвержден постановлением Правительства Тверской области от 03.12.2018 N 338-пп.
Представителем Министерства социальной защиты населения Тверской области направлен отзыв на исковое заявление, состоящий в том, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечиваются жильем.
Статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 2 части 1 данной статьи, состоять на учете имеют право граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что основанием обеспечения члена семьи (в частности, супруги) умершего участника Великой Отечественной войны жилым помещением является установление факта его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей третьих лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 21 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Критерием постановки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с указанным Федеральным законом является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Решением Совета депутатов Бологовского городского поселения от 28.11.2007 №79-1 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Бологовском городском поселении» установлена учетная норма 10 кв.м на человека.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ФИО1 является нетрудоспособным членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается копией удостоверения, выданного ФИО1 31 октября 2018 года ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Бологовского района.
В соответствии с копией свидетельства о праве на наследство по закону, выданным 10 июля 1987 года нотариусом Бологовской государственной нотариальной конторы ФИО3, ФИО1 является наследником Т.И.И., умершего ДАТА. Наследственное имущество состоит из жилого дома по адресу: ..., общей полезной площадью 29.1 кв.м., в том числе жилой площадью 20,4 кв.м.
Согласно информации Вышневолоцкого отделения ГБУ Тверской области «Центр кадастровой оценки» жилой дом по адресу: ... зарегистрирован за ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ГНК 10.07.1987 г. №1-1507.
Из копии справки администрации МО «Бологовский район» усматривается, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: .... Совместно зарегистрированных с ФИО1 в данном жилом доме нет.
Согласно представленным документам, ФИО1 в 2018 году обратилась с заявлением в администрацию МО «Бологовский район» о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Из выписки из распоряжения администрации МО «Бологовский район» от 25 декабря 2018 года №938-р следует, что на основании протокола №8 заседания жилищной комиссии администрации МО «Бологовский район» Тверской области от 25 декабря 2018 года ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях п.1 ст.54 ЖК РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ, поскольку ею представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно копии акта проверки жилищных условий от 03 декабря 2018 года, комиссия в составе гл. специалиста отдела ЖКХ Ж.А.А., главного архитектора Б.О.М., инспектора отдела Ш.А.С. проверила жилищные условия ФИО1, проживающей: ..., установила следующее. Занимаемое жилое помещение состоит из 2 комнат, жилой площадью 20,4 кв.м, общей 29,1 кв.м., в шлакоблочном доме 1948 года постройки, комнаты сухие, светлые. Отопление печное. На данной площади проживает ФИО1
Правоотношения по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей урегулированы помимо общих положений ЖК РФ также нормами Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Порядок и основания признания члена семьи (в частности, супруги) умершего участника Великой Отечественной войны нуждающимся в жилых помещениях указанными выше Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ не установлены, поэтому для определения возможности их отнесения к соответствующей категории граждан следует применять общие положения, изложенные в ст.51 ЖК РФ. Исходя из положений указанных нормативных актов суд считает, что статус вдовы участника Великой Отечественной войны не является достаточным основанием для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Специальные нормы законодательства о ветеранах, не обуславливая право на получение мер социальной поддержки участниками Великой Отечественной войны и их вдовами имущественным положением, возможность их получения ставит в зависимость от наличия общих оснований признания лиц соответствующей категории нуждающимися в жилом помещении. Доводы представителя истца, направленные на иное истолкование закона, являются несостоятельными.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
По смыслу статьи 51 ЖК РФ основанием для признания члена семьи является обеспеченность общей жилой площадью и иные обстоятельства, предусмотренные пунктами 2-4 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, признавая законность отказа администрации МО «Бологовский район» в признании ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий и в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, суд исходит из того, что из представленных истцом документов следует, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий с предоставлением жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Таким образом, поскольку общая площадь жилого дома, в котором проживает истец, составляет 29.1 кв.м, в жилом доме проживает один человек, что превышает учетную норму жилой площади на одного члена семьи, установленную в Бологовском городском поселении в размере 10 кв.м на человека, оснований для признания истца нуждающейся в жилом помещении не имеется.
Кроме того, вопреки доводам искового заявления, жилое помещение, в котором проживает ФИО1, отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28 января 2006 года.
Согласно п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно п. 41, указанного Положения, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
В силу ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в 2018 году ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию МО «Бологовский район» Тверской области о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на семью из одного человека. Из имеющихся в материалах дела документов и показаний сторон усматривается, что ФИО1 зарегистрирована и проживает в жилом доме общей площадью 29.1,3 кв.м., расположенном по адресу: ..., принадлежащем истцу на праве собственности.
В соответствии с решением Совета депутатов Бологовского городского поселения предусмотрена учетная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма 10 кв.м на человека.
Таким образом, с учетом нормы предоставления от 10 кв.м при площади занимаемого жилого помещения 29.1 кв.м, истица не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Принимая во внимание, что истец не представила документы в полном объеме, которые подтверждают ее право состоять на учете, то есть не признана нуждающейся в жилом помещении, обеспечена общей жилой площадью свыше учетной нормы, администрация МО «Бологовский район» обоснованно отказала ФИО1 в принятии её на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом принято во внимание то обстоятельство, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны, однако признание данной категории граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий производится в общем порядке и самостоятельным основанием для постановки на учет не является.
Учитывая, что ФИО1 не исполнила обязанность представить документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании нуждающейся в благоустроенном жилье как вдову участника Великой Отечественной войны, поскольку истец является собственником жилого помещения, отвечающего требованиям жилищного законодательства относительно учетной нормы.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании отказа Администрации МО «Бологовский район» о признании ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий и в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны незаконным и обязывании Администрации МО «Бологовский район» поставить ФИО1, вдову участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признав нуждающийся в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, а именно с 15 марта 2018 года.
Судья Ж.Н.Бондарева