Дело № 2-95/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кумылженский районный суд Волгоградской области
В составе:
председательствующего судьи Исаевой Л.П.
при секретаре Вихлянцевой Е.В.,
с участие с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
10 июня 2020 года в ст. Кумылженская Волгоградской области
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кумылженском районе о признании ответа в установлении надбавки за работу в сельском хозяйстве незаконным, зачете периодов работы в специальный стаж, обязании начислить надбавку за работу в сельском хозяйстве, и перерасчете задолженности доплаты к трудовой пенсии,
У с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кумылженском районе Волгоградской области с исковыми требованиями о признании ответа в установлении надбавки за работу в сельском хозяйстве незаконным, зачете периодов работы в специальный стаж, обязании начислить надбавку за работу в сельском хозяйстве, и перерасчете задолженности доплаты к трудовой пенсии, просила о зачете в сельский стаж периодов работы с 20.01.1981 по 30.10.1985 в должности библиотекаря, с 02.04.1993 по 15.04.2000 в должности бухгалтера-экономиста крестьянского фермерского хозяйства ФИО3, перерасчете пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ( далее Федеральный закон № 400-ФЗ) с даты постановки на учет в качестве пенсионера.
В обоснование своих требований ФИО1 указала, что в установленном законом порядке обращалась в УПФ РФ с заявлением о включении обозначенных периодов в свой трудовой стаж, с целью получения пенсии по возрасту в большем размере. Письмом УПФ РФ от 11.11.2019 № П-390-02-36\01 получила отказ, мотивированный тем, что должность библиотекаря и бухгалтера-экономиста отсутствует в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако, поскольку она работала в сельской местности в указанные периоды, считает, что имеет право на повышение размера пенсии в установленном законом порядке.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика УПФ РФ в Кумылженском районе ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований, считая отказ обоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства осуществления заявителем трудовой деятельности в сельском хозяйстве 30 лет. Указывает, что юридическим основанием для определения права на включение периода работы в сельский стаж является документальное подтверждение осуществления деятельности на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком № 1440.
Согласно записей трудовой книжки ФИО1 была принята на должность библиотекаря Краснополовского филиала Подтелковской районной библиотеки 20.01.1981, уволена с должности 30.10.1985. Данная организация не является сельскохозяйственной, не поименована в пункте 4 Списка № 1440. Работа в должности библиотекаря не относится к работе в сельском хозяйстве и в сельский стаж не может быть засчитана.
Согласно Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 должности «библиотекарь», «бухгалтер», «экономист» относятся к должностям служащих, в то время как в Списке № 1440 указаны должности рабочих всех наименований. Согласно записей трудовой книжки ФИО1 с 02.04.1993 по 15.04.2000 работала в должности бухгалтера-экономиста в крестьянско-фермерском хозяйстве ФИО3 За данный период времени в КФХ ФИО3 наемного труда не зарегистрировано, страховые взносы не уплачивались. 10.01.1994 в Управлении было зарегистрировано КФХ ФИО1. Снято с учета – 01.10.1998. Страховые взносы были уплачены за период с 10.01.1994 по 31.12.1994. Данный период в страховой стаж и в сельский стаж засчитаны.
Пенсия истцу была назначена с 05.02.2012. В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости осуществляется с 1 января 2019 года, если пенсионер обратится за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года. Таким образом в случае соблюдения всех необходимых условий, предусмотренных Правилами № 1440 перерасчет пенсии может быть произведен только с 01.01.2019. У истца право на данный перерасчет отсутствует, просит в иске отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
С 01.01.2019 года в соответствии частью 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ), устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Закона № 400-ФЗ, на весь период их проживания в сельской местности.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости осуществляется с 1 января 2019 года, если пенсионер обратится за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года.
Из содержания ч. 11, ч. 16 ст. 17 Закона № 400-ФЗ следует, что порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400 – ФЗ, а также списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400 – ФЗ, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В связи с чем, в целях реализации вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации были приняты:
- постановление от 29.11.2018 № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Список № 1440, Правила № 1440 соответственно);
- постановление от 29.11.2018 № 1441 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности» (далее по тексту – Правила № 1441).
В соответствии с Правилами № 1440 установление лицу, являющемуся получателем страховой пенсии по старости (по инвалидности), повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности) по основанию, предусмотренному ч. 14 ст. 17 Закона № 400 – ФЗ возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
- наличие стажа работ в сельском хозяйстве не менее 30 календарных лет на работах, в производствах, должностях, специальностях, предусмотренных Списком № 1440;
- факт неосуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию,
- факт проживания в сельской местности.
В стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
- периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком.
В Списке № 1440 приведен исчерпывающий перечень наименований работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Закона № 400 – ФЗ, который расширительному толкованию не подлежит.
Для того чтобы приобрести право на повышение фиксированной выплаты необходимо, чтобы работа имела место в производствах, на работах, должностях, предусмотренных соответствующим Списком. В противном случае право на повышение фиксированной выплаты отсутствует.
Вместе с тем, необходимо отметить, что по смыслу п. 4 Списка № 1440 работа (деятельность) в колхозах, на машино-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г. включается в «сельский стаж» независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Периоды работы (деятельности) могут включаться в сельский стаж при условии их подтверждения в порядке, установленном Правилами № 1440.
Так, по смыслу п. 6 Правил № 1440, периоды работы (деятельности), указанные в под. «а» п. 3 Правил № 1440, имевшие место с 01.01.2019 подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а периоды работы (деятельности), указанные в под. «а» п. 3 Правил № 1440, имевшие место до 01.01.2019 на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, юридическим основанием для определения права на включение периода работы в сельский стаж является документальное подтверждение осуществление деятельности на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком № 1440.
Список № 1440 основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), а также на предложениях Минсельхоза России. Понятия основного вида деятельности "сельское хозяйство" законодателем не предусмотрено, в ОКВЭД указывается, чем конкретно занималось предприятие; выращиванием сельскохозяйственной продукции, научной работой, переработкой сельхоз продукции и т.д.
Законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списков, изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. В этой связи концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях, фермах и т.п.
Согласно пункта 4 Списка N 1440 работа (деятельность) в сельском хозяйстве до 01.01.1992 на территории Российской (бывшей РСФСР) засчитывается в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, совхоз, машино-тракторная станция, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельско-хозяйственная артель и межколхозное предприятие). Любая работа в указанных организациях до 1992 года засчитывается в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
В силу пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1015 от 02.10.2014 г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно записей трудовой книжки ФИО1 была принята на должность библиотекаря Краснополовского филиала Подтелковской районной библиотеки 20.01.1981, уволена с должности 30.10.1985. Данная организация не является сельскохозяйственной, не поименована в пункте 4 Списка № 1440. Работа в должности библиотекаря не относится к работе в сельском хозяйстве и в сельский стаж не может быть засчитана.
Согласно записей трудовой книжки ФИО1 с 02.04.1993 по 15.04.2000 работала в должности бухгалтера-экономиста в крестьянско-фермерском хозяйстве ФИО3. За данный период времени в КФХ ФИО3 наемного труда не зарегистрировано, страховые взносы не уплачивались.
10.01.1994 в Управлении ПФ в Кумылженском районе было зарегистрировано КФХ ФИО1, снято с учета 01.10.1998, страховые взносы были уплачены за период с 10.01.1994 по 31.12.1994. Данный период в страховой стаж и в сельский стаж засчитаны.
Судом установлено, что ФИО1 является получателем пенсии по возрасту с 05.02.2012. 30.10.2019 истец обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Кумылженском районе Волгоградской области с письменным обращением о перерасчете пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ. Письмом от 11.11.2019 № П-390-02-36/01 ФИО1 был дан ответ с разъяснением по данному вопросу.
Стаж работы в сельском хозяйстве составил 20 лет 01 месяц 18 дней, при требуемом стаже – 30 лет.
Таким образом, суд считает, что исковые требования ФИО1 о включении в сельский стаж спорных периодов работы не подлежат удовлетворению, поскольку работа в должности библиотекаря Краснополовского филиала Подтелковской районной библиотеки не может быть зачтена в сельский стаж, так как данные должности не поименованы в Списке № 1440, в период работы в должности бухгалтера-экономиста в крестьянско-фермерском хозяйстве ФИО3 с 02.04.1993 по 15.04.2000, поскольку по данным индивидуального (персонифицированного) учета в КФХ ФИО3 не было зарегистрировано наемного труда, страховые взносы в указанный период не уплачивались.
Требования истца о перерасчете пенсии со дня постановки на учет в качестве пенсионера не подлежат удовлетворению.
Пенсия истцу была назначена с 05.02.2012.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости осуществляется с 1 января 2019 года, если пенсионер обратится за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, при условии наличия требуемого специального стажа.
Таким образом в случае соблюдения всех необходимых условий, предусмотренных Правилами № 1440 перерасчет пенсии может быть произведен только с 01.01.2019.
Поскольку у ФИО1 отсутствует необходимый 30-ти летний стаж работы в сельской местности и в сельском хозяйстве, оснований для перерасчета пенсии ФИО1 судом не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
Доводы истца о возможности зачета спорных периодов в сельский стаж, так как она проживала в сельской местности, Списком № 1440 предусмотрены должности «рабочий всех наименований» в животноводстве, растениеводстве, рыбоводстве, суд признает несостоятельными, поскольку это обстоятельство не является основанием для зачета спорных периодов в сельский стаж. Согласно Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 должности «библиотекарь», «бухгалтер», «экономист» относятся к должностям служащих, в то время как в Списке № 1440 указаны должности рабочих всех наименований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-196 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кумылженском районе о признании ответа в установлении надбавки за работу в сельском хозяйстве незаконным, зачете периодов работы в специальный стаж, обязании начислить надбавку за работу в сельском хозяйстве, и перерасчете задолженности доплаты к трудовой пенсии,- отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Кумылженский районный суд.
Судья: Л. П. Исаева.
Мотивированный текст решения изготовлен 15 июня 2020 года.
Судья: Л. П. Исаева.