ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-95/2012 от 16.03.2012 Михайловского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-95/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Михайловское 16 марта 2012 года

Михайловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Иванишиной Н.В.,

при секретаре Ковалевой Ю.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Сервис» о признании действий по нарушению прав потребителей противоправными,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о признании действий Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Сервис» (далее по тексту ООО «ЖКХ-Сервис») противоправными и нарушающими право неопределенного круга лиц потребителей р.<адрес> на получение необходимой и достоверной информации при оказании коммунальных услуг населению, имевших место ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности на ответчика прекратить противоправные действия и в дальнейшем осуществлять оказание коммунальных услуг при соблюдении требований, установленных ст.ст. 9, 10, 11 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307; внести в договоры на отпуск тепловой энергии обязательную для потребителей информацию о режиме работы исполнителя, адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; вести учет исполнения жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг; довести информацию о решении суда по настоящему иску до сведения потребителей, после вступления решения суда в законную силу, путем размещения решения суда на информационном стенде в административном здании предприятия, расположенном по адресу: <адрес>.

В обоснование иска истец указал, что при осуществлении планового мероприятия по надзору и контролю, проводимого ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЖКХ-Сервис», фактически осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, было выявлено, что в процессе деятельности по оказанию коммунальных услуг населению нарушаются требования Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 (далее по тексту - Правила), а именно:

-до сведения потребителей не доведена информация о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения (юридический адрес) и режиме работы, что является нарушением ст. 9, п. 3 ст. 11 Закона «О защите прав потребителей»;

-отсутствуют доски объявлений в придомовых территориях, в подъездах жилых домов с обязательной информацией для потребителей:

-наименование и место нахождения исполнителя коммунальных услуг, включая сведения о государственной регистрации, режиме работы и Ф.И.О. руководителя обслуживающей организации;

-адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб;

-размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавки к тарифам и реквизиты нормативно-правовых актов, на основании которых применяются тарифы, - что является нарушением подпункта «п» пункта 49 Правил;

-типовые договоры на отпуск тепловой энергии не содержат обязательную для потребителей информацию о режиме работы исполнителя; о правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, что является нарушением подпункта «п» пункта 49 Правил;

-в журнале учета жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, отсутствует учет их исполнения, что является нарушением подпункта «з» пункта 49 Правил, согласно которому исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения. ООО «ЖКХ-Сервис» регистрирует жалобы потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг в специальном журнале, однако об их исполнении в журнале отсутствует информация.

Факты нарушений подтверждаются протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении.

Представитель ответчика ООО «ЖКХ-Сервис» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявлений и ходатайств об отложении не поступало. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Выслушав объяснения представителя истца ФИО1, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон «О защите прав потребителей») потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Согласно п. 1 и 3 ст. 9 Закона «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

В силу ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «з, п» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307), исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);

параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);

сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);

наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил, а также вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителейна режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ТО Управления Роспотребнадзора в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах в ходе осуществления планового мероприятия по надзору и контролю в ООО «ЖКХ-Сервис» выявлены нарушения положений Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»: до сведения потребителей не доведена информация о фирменном наименовании организации, месте её нахождения (юридический адрес), о режиме работы, отсутствует вывеска на здании предприятия; кроме того, в придомовых территориях, относящихся к домам по <адрес><адрес> отсутствуют: достоверная информация об исполнителе услуг; доски объявлений в придомовых территориях, в подъездах жилых домов с обязательной информацией для потребителей: наименование и место нахождения исполнителя коммунальных услуг, включая сведения о государственной регистрации, режиме работы и Ф.И.О. руководителя обслуживающей организации; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской службы; размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавки к тарифам и реквизиты нормативно-правовых актов, на основании которых применяются тарифы; типовые договоры не содержат информацию о режиме работы, правилах предоставления услуг, а также не ведется учет исполнения поступивших от потребителей жалоб (требований, обращений, претензий) на режим и качество предоставления коммунальных услуг, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-27).

На основании акта проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЖКХ-Сервис» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в нарушении иных прав потребителей (л.д. 28-30).

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖКХ-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 31-33).

Факты нарушений подтверждаются административным материалом: протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении.

Таким образом, в судебном заседании документально подтверждены противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц по нарушению прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации при оказании коммунальных услуг населению ООО «ЖКХ-Сервис», имевшие место ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска органа государственного надзора, обратившегося в суд с иском в отношении неопределенного круга потребителей, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании данной нормы закона суд находит обоснованным требование истца об обязании ООО «ЖКХ-Сервис» довести информации о решении суда до сведения потребителей путем размещения текста решения суда в административном здании предприятия по адресу: <адрес>, полагая возможным установить десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Такое извещение потребителей необходимо для устранения последующих аналогичных нарушений в области защиты прав потребителей.

С учетом изложенного, и с целью не допущения в дальнейшем при осуществлении ответчиком в своей деятельности нарушений ст.ст. 9, 10, 11 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления Территориального отдела в Михайловском, Волчихинском, Ключевском, Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Территориального отдела в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю удовлетворить в полном объеме.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Сервис» <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес><адрес> противоправными и нарушающими право неопределенного круга лиц потребителей <адрес> на получение необходимой и достоверной информации при оказании коммунальных услуг населению, имевшие место ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Сервис» прекратить противоправные действия и в дальнейшем осуществлять оказание коммунальных услуг при соблюдении требований, установленных ст.ст. 9, 10, 11 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 23 мая 2006 г. № 307.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Сервис» внести в договоры на отпуск тепловой энергии обязательную для потребителей информацию о режиме работы исполнителя, адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Сервис» вести учет исполнения жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Сервис» довести информацию о решении суда по настоящему иску до сведения потребителей в течение десяти дней после вступления его в законную силу, путем размещения решения суда на информационном стенде в административном здании предприятия по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения, через Михайловский районный суд.

Председательствующий Н.В. Иванишина