Дело №2-95/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2014 года г. Карабаш
Карабашский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.М. Хайрутдиновой
при секретаре Е.А. Колотушкиной
с участием заместителя Челябинского природоохранного прокурора Н.Н. Дримановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, Территориального управления Росимущества по Челябинской области, Главного управления лесами Челябинской области, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к ФИО1, администрации Карабашского городского округа Челябинской области о признании права собственности отсутствующим, снятии объекта недвижимости с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга, Территориального управления Росимущества по Челябинской области, Главного управления лесами Челябинской области, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к ФИО1, администрации Карабашского городского округа Челябинской области о признании права собственности отсутствующим, снятии объекта недвижимости с кадастрового учета.
В обоснование требований указал, что Челябинской природоохранной прокуратурой проверено соблюдение федерального законодательства администрацией Карабашского городского округа Челябинской области при предоставлении земельных участков для дачного строительства в границах памятника природы Челябинской области озера Увильды, его водоохранной и охранной зоны. Распоряжением Главы Карабашского городского округа Челябинской области от 18.11.2008 № 1830 «Об утверждении уточненных характеристик земельного участка, принадлежащего ФИО1» утверждены, по результатам рассмотрения материалов межевания земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО1 на основании Свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №, уточненные характеристики земельного участка с указанным кадастровым номером: площадь земельного участка - 237,0 кв. метров; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>.
Решением территориального управления № 3 (Карабашский городской округ) Управления Роснедвижимости по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет. Указанное постановление органа местного самоуправления издано в нарушение требований федерального законодательства, с превышением главой органа местного самоуправления полномочий. ДНТ «Чайка-4», площадью 11,3 га, расположено в квартале 151 <данные изъяты> участкового лесничества - бывший квартал 45 <данные изъяты> лесничества; до лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ - квартал 102 <данные изъяты> лесничества. Постановлением Администрации города Карабаша Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельного участка площадью 1,8 га дачно-строительному кооперативу «Чайка» утвержден акт выбора земельного участка площадью 1,8 га, расположенного в 45 квартале <данные изъяты> лесничества, на условиях аренды без права вырубки леса. Земельный участок ФИО1 расположен в квартале 151 (ранее квартал 102, 45 <данные изъяты> лесничества) <данные изъяты> участкового лесничества (Свидетельство о регистрации права собственности Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ; выкопировка из материалов лесоустройства), располагается на землях Лесного фонда. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда зарегистрировано в силу прямого указания закона в соответствии со статьей 4.4 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Информация в кадастровом паспорте о том, что земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, относится к землям сельскохозяйственного назначения, является необоснованной. Распоряжение Главы Карабашкого городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении уточненных характеристик земельного участка, принадлежащего ФИО1» принят Главой Карабашского городского округа Челябинской области за пределами полномочий, установленных федеральным законодательством, чем нарушены интересы Российской Федерации единообразного применения вышеприведенных законов, соблюдением прав собственности на федеральные земли и обеспечением режима их использования.
Земельный участок ФИО1 расположен в границах памятника природы Челябинской области озера Увильды, водоохранной и охранной зоны указанного водного объекта. Оспариваемый акт, вынесенный Главой Карабашского городского округа, на основании которого спорный земельный участок передан в собственность физическому лицу, нарушает интересы Российской Федерации, собственника земель, закрепившей режим охраны зон с особыми условиями использования, создает предпосылки причинения ущерба окружающей среде на территории муниципального образования, а именно, водному объекту, являющемуся источником питьевого и хозяйственно-бытового назначения, региональным памятником природы. Также создает предпосылки для злоупотреблений должностными полномочиями при отчуждении федеральных земель и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности при использовании природных, рекреационных ресурсов памятника природы регионального значения озера Увильды, свободный доступ к озеру.
В соответствии с протестом Челябинской природоохранной прокуратуры отменено распоряжение Главы Карабашского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении уточненных характеристик земельного участка, принадлежащего ФИО1»
Согласно части 1 статьи 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Просил признать несуществующим право собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности ФИО1, площадь земельного участка - 237,0 кв. метров; категория земель -земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>. Аннулировать запись от ДД.ММ.ГГГГ за № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № ФИО1 (площадь земельного участка- 237,0 кв. метров; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>). Внести в Государственный кадастр недвижимого имущества сведения об аннулировании объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО1, площадь земельного участка - 237,0 кв. метров; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>; погасить в Государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером №.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просил признать отсутствующим право собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности ФИО1, площадь земельного участка - 237,0 кв. метров; категория земель -земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>.
Аннулировать запись от ДД.ММ.ГГГГ за № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № ФИО1 (площадь земельного участка- 237,0 кв. метров; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>).
Внести в Государственный кадастр недвижимого имущества сведения об аннулировании объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО1, площадь земельного участка - 237,0 кв. метров; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>; погасить в Государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером №.
Заместитель Челябинского природоохранного прокурора Дриманова Н.Н. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше, просила иск удовлетворить.
Представитель истца Территориального управления Росимущества по Челябинской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, возражений и просьб об отложении дела не направил.
Представитель истца Главное управление лесами Челябинской области ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше.
Представитель Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше.
Представитель Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании с иском не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика адвокат Тараканов Д.А. в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что необходимо применить положения ГК РФ о пропуске срока исковой давности. Необходимо исходить, когда стало известно о нарушении прав. О регистрации земельного участка на землях Лесного фонда стало известно в ДД.ММ.ГГГГ в момент издания распоряжения. Срок общий составляет 3 года. Считает, что срок пропущен. Течение срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать, независимо от того, кто обратился. Прокурор относится к тем самым иным лицам. Неопределенному кругу лиц стало известно в ДД.ММ.ГГГГ, срок исчисляется с этой даты. Время выявления нарушения не может влиять на исчислении. Исковое заявление основано на нормах Лесного, Водного Кодекса. Однако правоотношения в ДНТ регулируются в первую очередь Законом №66-ФЗ от 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Никем не оспаривается, что земельный участок является дачным участком, находится в пределах ДНТ Чайка-4. Как следует из ответа Росреестра, предоставлен определенный земельный участок под товарищество и произведено зонирование его территории. Изначально земельный участок был предоставлен отцу ФИО1, был площадью 47 кв.м., был зарегистрирован земельный участок под строением, и определена площадь. Отмена распоряжения администрацией не может сейчас влиять на права собственности ФИО1. Категории в свидетельстве о праве собственности, где указано, что земли сельхозназначения, не изменена и не оспорена. Эти земли являются сельхозназначения, как зарегистрированы в кадастре недвижимости. Право собственности РФ на земельный участок из категории земель Лесного фонда, на котором якобы расположен земельный участок, зарегистрирован позже права ФИО1 и выделения самого земельного участка. Просил в иске отказать.
Представитель ответчика администрация Карабашского городского округа Челябинской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежаще, возражений и просьб об отложении дела не направили. В прошлом судебном заседании представитель ответчика ФИО4 признал исковые требования в полном объеме, пояснив, что администрация признает иск и согласилась с протестом прокуратуры, признав тем самым, что при выполнении межевания в ДД.ММ.ГГГГ сотрудники администрации не достаточно внимательно отнеслись к согласованию границ, и произошло нарушение Земельного Кодекса РФ, и земельный участок площадью 47 кв.м, и граница этого участка обозначены в старом свидетельстве, границы участка равны были зданию, которое там находится. При межевании получилось присоединение части земельного участка из земель, прилегающих к этому строению, которые были на тот момент землями общего пользования. То, что отсутствовало согласование с землями лесного фонда, до ДД.ММ.ГГГГ примерно все земельные участки, которые проходили межевание за исключением города, всегда включался представитель Лесхоза. Потом в кадастровом учете это требование отменилось, и соответственно межевые организации перестали включать представителей лесного реестра, поэтому в акте согласования этих представителей нет. Если бы они были на стадии согласования, то может быть, этот вопрос решился бы. Администрация посчитала, что в данном случае были допущены нарушения, поэтому администрация выпустила постановление об отмене распоряжения об уточненных границах, которым границы были уточнены с прибавлением территории общего пользования на той территории, которая не может быть предоставлена – это береговая полоса. В связи с тем, что выяснилось то, что эти земли числятся в лесном реестре, здесь косвенно администрация признает ошибку, но в акте согласования не был включен представитель ГУ лесами. Поэтому администрация согласна с иском, что были допущены нарушения.
Представитель третьего лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Челябинской области» в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении и дела в отсутствие представителя
Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, возражений и просьб об отложении дела не направил.
Представитель третьего лица Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, возражений и просьб об отложении дела не направил.
Представитель третьего лица ДНТ «Чайка-4» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, возражений и просьб об отложении дела не направил.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с частью 2 ст. 15, ст. 130 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статьи 7 пп.3 п.1 статьи 16, ч. 1 ст. 51 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131- ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты; к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьями 8 и 9 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В судебном заседании установлено, что Челябинской природоохранной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ было проверено соблюдение федерального законодательства администрацией Карабашского городского округа Челябинской области при предоставлении земельных участков для дачного строительства в границах памятника природы Челябинской области озера Увильды, его водоохранной и охранной зоны.
ДНТ «Чайка-4» площадью 11,3 га расположено в квартале 151 <данные изъяты> участкового лесничества (бывший квартал 43 <данные изъяты> лесничества, до лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ квартал 102 <данные изъяты> лесничества).
Постановлением администрации города Карабаша Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ.№ «Об отводе земельного участка площадью 1,8 га ДНТ «Чайка», утвержден акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.,принято решение об отводе дополнительного земельного участка площадью 1,8 га, расположенного в 45 квартале <данные изъяты> лесничества на правах аренды без права рубки леса (л.д.31-34).
Договор аренды лесного участка ДСК «Чайка» не оформлялся.
Распоряжением Главы Карабашского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении уточненных характеристик земельного участка, принадлежащего ФИО1» утверждены, по результатам рассмотрения материалов межевания земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО1 на основании Свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №, уточненные характеристики земельного участка с указанным кадастровым номером: площадь земельного участка - 237,0 кв. метров; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>.
Решением территориального управления № 3 (Карабашский городской округ) Управления Роснедвижимости по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет. Указанное постановление органа местного самоуправления издано в нарушение требований федерального законодательства, с превышением главой органа местного самоуправления полномочий. ДНТ «Чайка-4», площадью 11,3 га, расположено в квартале 151 <данные изъяты> участкового лесничества - бывший квартал 45 <данные изъяты> лесничества; до лесоустройства 1987 года - квартал 102 <данные изъяты> лесничества.
Как видно из материалов дела ФИО1 на основании договора дарения, зарегистрированного в нотариальной конторе г.Карабаша от ДД.ММ.ГГГГ. № является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Площадь земельного участка 47 кв.м.. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности на землю, договором дарения, где изначально полностью исчерпывался пятном застроек, на котором располагались принадлежащие: садовый дом полезной площадью 12,1 кв.м с надворными постройками: холодный пристрой, сарай, холодной пристрой (л.д.4-7 т.2). Земельному участку был присвоен кадастровый номер №(л.д.140,203-209 т.1).
Постановлением Главы Карабашского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении уточненных характеристик земельного участка, принадлежащего ФИО1», утверждены, по результатам рассмотрения материалов межевания земельного участка, уточненные характеристики земельного участка с кадастровым номером №, площадь земельного участка 237,0 кв.м, категория земель -земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>.
Указанное распоряжение было издано в нарушение требований федерального законодательства, с превышением полномочий, незаконно увеличена площадь земельного участка за счет отчуждения земель государственного лесного фонда, береговой полосы.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 зарегистрирован за собой право собственности на земельный участок (копия свидетельства о государственной регистрации права т.1 л.д.140).
Вместе с тем законные основания для предоставления ФИО1 дополнительного земельного участка в соответствующих границах у администрации Карабашского городского округа отсутствовали.
Земельный участок ФИО1 с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, расположен в квартале 151 (ранее квартал 102, 45 <данные изъяты> лесничества) <данные изъяты> участкового лесничества, что подтверждается Свидетельством о регистрации права собственности Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ; выкопировкой из материалов лесоустройства, располагается на землях лесного фонда (л.д.34-39 т.1).
Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда зарегистрировано в силу прямого указания закона в соответствии со статьей 4.4 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно ст. 3 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (утв. Законом СССР от 17 июня 1977 г.) (в редакции от 16 ноября 1979 г., от 8 июня 1984 г.), ст. 2 Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 года № 4613-1,ст. 19 Лесного Кодекса РФ 1997г. все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации, лесной фонд находится в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Согласно статье 4.3. Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 237 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, расположен в квартале 151 (ранее квартал 102,45 <данные изъяты> лесничества) <данные изъяты> участкового лесничеств, таким образом, получается, что вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № располагается на землях лесного фонда. Данная категория земель - земли лесного фонда предназначена для ведения лесного хозяйства. Субъектом права собственности указанного лесного участка выступает Российская Федерация (свидетельство о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 35 т.1). Данное свидетельство никем не оспаривалось, является действующим.
Факт нахождения спорного участка на землях лесного фонда подтверждается также материалами лесоустройства ( акт обследования земельного участка, выкопировка из планшета № лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ.), где границы участка с кадастровым номером № полностью лежат в границах лесного фонда. Материалы землеустроительного дела с лесничеством не согласовывались.
Ст. 12 Лесного кодекса РФ от 22.01.1997 № 22-ФЗ было установлено, что оборот земель лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено Лесным Кодексом РФ от 22.01.1997 № 22-ФЗ.
Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются. В соответствии со ст. 3 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, ст. 27 Земельного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ оборот земельных участков из земель лесного фонда ограничен в обороте.
Федеральным государственным информационным ресурсом является Государственный кадастр недвижимости. Кадастровый паспорт - это документ технического характера, представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные сведения об объекте недвижимости (ст. 1,14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Информация в кадастровом паспорте о том, что земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения является ошибочной, поскольку документов о переводе спорного земельного участка из лесных земель в земли сельскохозяйственного назначения суду не представлено.
В соответствии со ст. 16 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (утв. Законом СССР от 17 июня 1977 г.), ст. 37 Лесного кодекса РСФСР (1978 года), ст. 2,3,19,22 Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 года № 4613-1, ст. 63 Лесного кодекса РФ (1997 г.), Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 № 201-ФЗ перевод лесных земель в нелесные входит в компетенцию государственных органов.
Согласно постановления Правительства от 23.10.1993 № 1064 «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда» все леса, предоставленные для ведения лесного хозяйства образуют лесной фонд РФ, перевод земель в нелесные в лесах 1 группы, для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства РФ по согласованию с соответствующим органом государственной власти.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации (ст. 8 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ).
Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий установлен ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Отнесение спорного участка к землям сельскохозяйственного значения, осуществленное без соблюдения предусмотренной законом процедуры, при осуществлении кадастрового учета, правообразующего значения не имеет.
Право перевода возникает у главы муниципального образования, если земельный участок включен в реестр муниципальной собственности или право собственности на землю не разграничено. Земельные участки, в том числе и «земли общего пользования», занимаемые ДНТ «Чайка-4», являются федеральной собственностью. Орган местного самоуправления не вправе распоряжаться участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований. В связи с чем вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет незаконно.
Суд соглашается с тем, что Распоряжение Главы Карабашкого городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении уточненных характеристик земельного участка, принадлежащего ФИО1», которым незаконно увеличена площадь земельного участка за счет отчуждения земель государственного лесного фонда, береговой полосы, принят Главой Карабашского городского округа Челябинской области за пределами полномочий, в нарушение федерального законодательства, чем нарушены интересы Российской Федерации единообразного применения вышеприведенных законов, соблюдением прав собственности на федеральные земли и обеспечением режима их использования.
Согласно ч.1,2,6,7 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч.1,2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования ( береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В судебном заседании установлено, что вышеуказанный земельный участок ФИО1 расположен в границах памятника природы Челябинской области озера Увильды, водоохранной и охранной зоны указанного водного объекта, тогда как согласно п. 16 Положения о Памятнике природы Челябинской области озере Увильды, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.05.2006 № 112-п, в границах Памятника природы запрещаются новое строительство; проведение отсыпки дна и береговой полосы водного объекта, за исключением использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей на основании договоров водопользования или решений о предоставлении участков водного объекта в пользование для организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов; сброс сточных вод; сброс грунта, мусора, строительных и других материалов; ухудшение качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира и т.д..
Озеро Увильды отнесено к Памятникам природы областного значения. Постановлением Правительства Челябинской области от 18.05.2006 года № 112-п «Об утверждении Положения о памятнике природы Челябинской области озере Увильды» определен правовой статус зоны Памятника природы, допустимые виды использования. В соответствии с пунктами 17-19 указанного Положения в целях защиты Памятника природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к нему участках создана охранная зона, в границах которой запрещается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред Памятнику природы, окружающей природной среде или ухудшающая их состояние. На территории охранной зоны Памятника природы запрещаются: отвод земельных участков и предоставление в аренду участков лесного фонда под новое строительство, размещение новых дачных и садоводческих некоммерческих товариществ и других объектов; размещение мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов и иные виды деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов Памятника природы. Озеро Увильды является региональным памятником природы, источником хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Предоставлением земельного участка, расположенного в охранной зоне Памятника природы Челябинской области - озера Увильды нарушены императивные требования федерального законодательства, закона Челябинской области и подзаконных актов, регламентирующих особый режим особо охраняемой природной территории - охранной зоны памятника природы Челябинской области озера Увильды; органом местного самоуправления при издании ненормативного правового акта превышены полномочия, предоставленные ему нормами федерального законодательства, незаконно отчужден участок особо охраняемой природной территории.
Суд приходит к выводу, что нарушения закона, допущенные при издании акта местного самоуправления влекут за собой нарушение прав и законных интересов Челябинской области в лице Территориального управления Росимущества по Челябинской области, Главного управления лесами Челябинской области, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, а также нарушение прав неопределенного круга лиц в части гарантированной Конституцией РФ и федеральным законодательством особой охраны памятников природы и особо ценных экологических систем.
В соответствии с протестом Челябинской природоохранной прокуратуры отменено распоряжение Главы Карабашского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении уточненных характеристик земельного участка, принадлежащего ФИО1».
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно ч.1 ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
К искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ.
Срок исковой давности Челябинским природоохранным прокурором не пропущен, поскольку истцу о нарушении прав стало известно в ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки по соблюдению федерального законодательства администрацией Карабашского городского округа Челябинской области при предоставлении земельных участков для дачного строительства в границах памятника природы Челябинской области озера Увильды, его водоохранной и охранной зоны, истец обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3 т.1).
Пунктом 52 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда №10/22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» установлено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущество из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что требования природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Челябинского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, Территориального управления Росимущества по Челябинской области, Главного управления лесами Челябинской области, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к ФИО1, администрации Карабашского городского округа Челябинской области о признании права собственности отсутствующим, снятии объекта недвижимости с кадастрового учета, удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности ФИО1, площадь земельного участка - 237,0 кв. метров; категория земель -земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>.
Аннулировать запись от ДД.ММ.ГГГГ за № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № ФИО1, площадь земельного участка- 237,0 кв. метров; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>.
Внести в Государственный кадастр недвижимого имущества сведения об аннулировании объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО1, площадь земельного участка - 237,0 кв. метров; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - ведение дачного хозяйства; местоположение: <адрес>; погасить в Государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карабашский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: