ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-95/2014 от 13.03.2014 Питкярантского городского суда (Республика Карелия)

     Дело № 2-95/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 13 марта 2014 года                                                                           г. Питкяранта

 Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

 председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,

 с участием прокурора Ануфриева О.О.,

 при секретаре Басовой О.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Питкярантского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 1 г. Питкяранта Республики Карелия (далее также МОУ СОШ №1, школа), администрации Питкярантского муниципального района об обязании выполнить определенные действия,

 установил:

 прокурор обратился с иском в суд по тем основаниям, что в ходе проверки соблюдения требований в области гражданской обороны МОУ СОШ № 1, расположенного по адресу: г. Питкяранта, ул. Ленина, д.45, были выявлены нарушения ФЗ «О гражданской обороне», а именно: нарушен порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических и иных средств (работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты -противогазами из расчета на 105% от общей численности работников и на 40% от общей численности работников дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно-химически опасных веществ; нарушен порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов медицинских средств, работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты - комплексами индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% об общей численности работников. В заявлении указывается, что учредителем школы является администрация Питкярантского муниципального района, которая в соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляет функции и полномочия учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Прокурор просит в срок до 01 ноября 2014 года обязать администрацию Питкярантского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений, указанных в акте № 6 - ГО от 26.06.2013г., обязать администрацию МОУ СОШ № 1 организовать порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических и иных средств, а именно работников организации обеспечить средствами индивидуальной защиты - противогазами из расчета на 105% от общей численности работников и на 40 % от общей численности работников дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно-химических опасных веществ; организовать порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов медицинских средств (работников организации обеспечить медицинскими средствами индивидуальной защиты - комплексами индивидуальной защиты в военное время из расчета 100% от общей численности работников) в срок до 01 декабря 2014 г.

 Неоднократно меняя исковые требования, прокурор в судебном заседании 13.03.2014г. окончательно просил обязать администрацию Питкярантского муниципального района в срок до 01.06.2014г. организовать порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических и иных средств, а именно обеспечить работников школы средствами индивидуальной защиты - противогазами из расчета на 105% от общей численности работников и на 40 % от общей численности работников дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно-химических опасных веществ, в части поддержания требований об обязании администрации Питкярантского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений, указанных в акте № 6 - ГО отказался, в связи с чем определением Питкярантского городского суда от 13.03.2014г. в этой части производство по делу прекращено.

 Представитель ответчика, МОУ СОШ №1 г.Питкяранта, в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.

 Представитель ответчика, администрации Питкярантского муниципального района, действующая на основании доверенности Каява Т.И., исковые требования не признала.

 3-е лицо, представитель отдела надзорной деятельности Олонецкого, Питкярантского районов УНД ГУ МЧС РФ по РК Ярвенпяя А.С., заявленные требования поддержал.

 Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

 Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки отдела надзорной деятельности Олонецкого, Питкярантского районов УНД ГУ МЧС РФ по РК 26 июня 2013 года в отношении МОУ СОШ № 1, расположенного в Питкяранта, ул. Ленина, д.45, были выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, о чем составлен акт № 6 - ГО. Из данного акта следует, что в школе в нарушение пунктов 3 и 5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 379 от 27.04.2000 года; пунктов 1, 2, 3, 4, 8, 9, 25 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России № 993 от 21.12.2005г., ст.9 ФЗ «О гражданской обороне» работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты - противогазами из расчета на 105% от общей численности работников и на 40% от общей численности работников дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно-химических опасных веществ.

 Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

 Согласно статье 2 Федерального закона «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

 Статьей 8 поименованного Закона установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

 В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится вопросам местного значения муниципального района.

 Статьями 6, 7 Федерального закона «О гражданской обороне» установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны, определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (редакция Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 № 49, от 15.06.2009 № 473, от 23.12.2011 № 1113).

 Согласно пунктам 5, 6, 9 данного Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

 Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают и содержат запасы.

 Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральным агентством по государственным резервам.

 Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 № 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (редакция от 19.04.2010). В соответствии с пунктом 4 данного Положения органами местного самоуправления осуществляется обеспечение средствами индивидуальной защиты работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений. Согласно пункту 23 - органы местного самоуправления ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Пунктом 8 указанного положения предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, в частности, для работников организаций - противогазами из расчета на 100% от общей численности их работников, при этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах) дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.

 Из пояснений представителя отдела надзорной деятельности Олонецкого, Питкярантского районов УНД ГУ МЧС РФ по РК Ярвенпяя А.С. следует, что на территории г. Питкяранта осуществляет деятельность ОАО «Питкяранта Палм» (бывший целлюлозный завод), в производстве которого применяется химическое вещество фтор, данное вещество транспортируется на завод по федеральной дороге, которая проходит по всему городу, в случае опрокидывания этого вещества или аварии на заводе возникнет химическое заражение минимум в радиусе трех километров. Школа расположена в пределах действия химического вещества, поэтому ее работники должны быть снабжены противогазами.

 Обстоятельства, свидетельствующие о возможности возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной разлитием фтора, в судебном заседании сторонами не оспаривались.    

 Приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года № 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях. Пунктом 15 данного Положения установлено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.

 Согласно положению об организации и ведении гражданской обороны на территории Питкярантского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Питкярантского муниципального района о 27.10.2010г. № 1145-н следует, что подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такая подготовка осуществляется органами местного самоуправления Питкярантского муниципального района, органами местного самоуправления городского и сельских поселений во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Республики Карелия, находящихся на территории района (пункты 3 и 4 Положения).

 Кроме того, из материалов дела следует, что учредителем МОУ СОШ № 1 является муниципальное образование «Питкярантский муниципальный район». Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Питкярантского муниципального района, согласно статье 36 его Устава, является администрация Питкярантского муниципального района.

 В судебном заседании представитель администрации Питкярантского муниципального района не смог пояснить каким образом организована работа по гражданской обороне в районе, в том числе, какова потребность школы в противогазах. Тот факт, что в школе отсутствуют противогазы, а администрацией денежные средства на приобретение, хранение противогазов и патронов к ним не выделялись, представителем ответчика не оспаривался.

 Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку на администрацию Питкярантского муниципального района, как на орган местного самоуправления в целях гражданской обороны, возложена обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты работников созданных ею учреждений.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуальной кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 исковые требования прокурора удовлетворить.

 Обязать администрацию Питкярантского муниципального района в срок до 01 июня 2014 года организовать порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических и иных средств в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 1 г. Питкяранта Республики Карелия, а именно обеспечить работников и обучающихся данного учреждения средствами индивидуальной защиты - противогазами из расчета на 105% от общей численности работников и обучающихся, и на 40 % от общей численности работников и обучающихся дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно-химических опасных веществ.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.

 Судья                                           Ю.Г. Халецкая