Дело № 2- 95/ 2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой A.M., при секретаре Борисовой И.А.,
с участием: представителя истца ФИО3- адвоката Пуляевой И.Ю., представителя ответчика – ГКУ АО «ОСЗН по ...» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по ...» о признании незаконным отказа в выплате единовременной денежной выплаты, возложении обязанности произвести единовременную денежную выплату на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по ...» с учетом уточнения требований о признании отказа в единовременной денежной выплате на приобретение инвентаря для детей, представляющих ... на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере ... рублей незаконным, возложении обязанности произвести единовременную денежную выплату на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере ... рублей.
Требования мотивированы тем, что её дочь, ФИО1 обучалась на художественном отделении МБУ ДО ..., под руководством педагога ФИО2 принимала участие в Восьмом международном конкурсе журнала ФИО5 сторона, проходившем в марте ... года в ..., получила Диплом за участие; с ...г. по ...г. принимала участие в проекте ..., где дочь получила диплом лауреата 2 степени в номинации «живопись». Истец, являясь многодетной матерью, обратилась к ответчику за единовременной денежной выплатой на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах фестивалях, в размере ... рублей на ребенка. В выплате было отказано на основании информации Министерства образования и науки Архангельской области и информации Министерства культуры Архангельской области о том, что Восьмой международный конкурс журнала ФИО5 сторона, проходивший в марте ... года в ..., и проект ...» в план мероприятий Министерства образования и науки Архангельской области и единый календарный план мероприятий Министерства культуры Архангельской области на 2015 год не входит. Считает отказ незаконным, так её дочь, принимая участие в указанных мероприятиях, представляла Архангельскую область, поэтому имеет право на единовременную денежную выплату на основании пп. 9 п. 2 ст. 5 Областного закона №55-4 -03 от 22.06.2005г. «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области».
Истец ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, на иске настаивала.
Представитель истца Пуляева И.Ю. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - ГКУ АО «ОСЗН» ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась, по доводам изложенным в письменном отзыве, пояснив, что на оснований, предусмотренных Порядком предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, для такой выплаты истцу ФИО3 не имеется, так как указанные в иске мероприятия, в которых принимала участие дочь истца, не включены в совместный план мероприятий Министерства образовагния и науки Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых к реализации в рамках государственной программы «Развитие образования» в 2015 году, решения об участии и о направлении ребенка на указанные в иске мероприятия исполнительным органом Архангельской области не принималось, заявки на участие в мероприятиях направлялось участником самостоятельно.
Представитель третьего лица –Министерства образования и науки Архангельской области просили рассмотреть дело без их участия, иск не поддержали, пояснили в отзыве, что предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям в форме единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, регулируется Порядком регистрации многодетных семей, выдачи им удостоверений и предоставления мер социальной поддержки, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 24 сентября 2007 года № 166-па. Участие детей в данных мероприятиях предполагается по решению (и, соответственно, по направлению) уполномоченных исполнительных органов государственной власти. Истец не подтверждает какими-либо документами факт наличия решения Министерства по вопросу участия несовершеннолетней ФИО1 в мероприятиях. Конкурс-фестиваль ... являлся проектом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения ... и не был включен в совместный план мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых к реализации в рамках государственной программы «Развитие образования» в 2015 году, утвержденный заместителем Министра образования и науки Российской Федерации ...г. Согласно положению, размещенному на официальном сайте проекта, участником которого являлась несовершеннолетняя ФИО1, заявки на участие в мероприятии обучающийся направляет самостоятельно, то есть на данном мероприятии она представляла себя лично.
По определению суда на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя третьего лица Министерства образования и науки ....
Заслушав представителей истца и ответчика ГКУ АО «ОСЗН», исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу части 2, части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу п.1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.
Из системного анализа положений приведенных правовых норм, следует, что социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и Архангельской области, которая осуществляется на основании принятых областных законов.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» органам исполнительной власти областей необходимо было определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально- экономическом и демографическом развитии региона.
Пунктом 3 Указа Президента РФ Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом.
Порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом до настоящего времени не разработан.
Областным законом от 22 июня 2005 года № 55-4-03 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» определен статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы социальной поддержки многодетной семьи в Архангельской области.
В соответствии с абзацем первым и вторым статьи 1 областного закона от 22 июня 2005 года № 55-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» (далее - областной закон № 55-4-ОЗ) многодетная семья - это семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных, принятых на воспитание в приемную семью) и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста. Члены многодетной семьи - родители и дети (усыновители и усыновленные).
Документом, подтверждающим статус многодетной семьи, является удостоверение установленного образца, которое выдается одному из родителей (усыновителей) государственным учреждением социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи ( ст.3 областного закона № 55-4-ОЗ).
Судом установлено, что ...г. ФИО3 Отделением социальной защиты населения по ... выдано удостоверение многодетной семьи ... со сроком действия до ...г..
Таким образом, семья ФИО3 до ...г. относилась к категории многодетной. В составе семьи ФИО3 имеется дочь ФИО1, ... г.р., что подтверждается свидетельством о рождении серии .... Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 5 Областного закона № 55 -4 -ОЗ многодетным семьям в качестве дополнительных мер социальной поддержки, в том числе предусмотрена единовременная денежная выплата на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере 30 000 рублей на ребенка.
Участие ФИО1 в марте 2015 года в Восьмом международном конкурсе журнала об искусстве «ФИО5 сторона» в ..., и с ... августа по ...г. в проекте ... подтверждается материалами дела, в том числе справкой, выданной генеральным редактором журнала об искусстве ..., дипломом за участие в конкурсе на стипендию журнала, дипломом лауреата 2 степени в номинации «Живопись» конкурса-фестиваля ..., проездными документами. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Согласно справкам МБУ ДО «... от ...г.ФИО1 обучалась с ...г. по ...г. в подгруппе художественного отделения, а с ...г. по ...г. на художественном отделении МБУ ДО ..., направлялась для представления школы в вышеуказанных мероприятиях.
Постановлением Администрации Архангельской области от 24.09.2007 N 166-па "О мерах по реализации областного закона "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" утвержден, в том числе Порядок регистрации многодетных семей, выдачи им удостоверений и предоставления мер социальной поддержки, который разработан в соответствии с областным законом N 55-4-ОЗ ( далее- Порядок).
Согласно п.2 Порядка меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, проживающим на территории Архангельской области и зарегистрированным государственным казенным учреждением Архангельской области - отделением социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи.
В соответствии с четвертым разделом Порядка единовременная денежная выплата на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях (далее - единовременная денежная выплата), назначается и выплачивается в размере 30 000 рублей на ребенка (п.31); единовременная денежная выплата назначается гражданам Российской Федерации из числа лиц, указанных в пункте 33 Порядка, проживающим (пребывающим) на территории Архангельской области, семья которых имеет статус многодетной, ранее не реализовавшим право на получение единовременной денежной выплаты (п.32); единовременная денежная выплата выплачивается одному из родителей (усыновителей) по их выбору, единственному родителю (усыновителю), одному из приемных родителей по их выбору, единственному приемному родителю, воспитывающему детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях и принимающих участие в указанных мероприятиях в соответствии с решениями министерства образования и науки Архангельской области, министерства культуры Архангельской области, министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области. Спортивные соревнования должны быть включены в единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий Министерства спорта Российской Федерации или в календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Архангельской области, или в календарный план всероссийских федераций по видам спорта ( п.33).
Пунктами 35, 36 Порядка предусмотрено, что лица, претендующие на единовременную денежную выплату, либо их представители подают заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты (далее - заявление) и документы, указанные в пункте 36 Порядка, подтверждающие право на выплату (далее - документы), в государственные казенные учреждения Архангельской области - отделения социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи. Заявление подается по форме согласно приложению N 5 к данному Порядку. К заявлению при выезде для участия в мероприятиях в сфере культуры также представляется протокол или иной документ об участии в областном, всероссийском, международном конкурсе, фестивале, олимпиаде, выставке; при выезде для участия в мероприятиях в сфере образования - справка о составе творческого коллектива (команды) (подписанная руководителем образовательной организации и заверенная печатью), в котором занимается ребенок; протокол конкурса, фестиваля, подписанный руководителем образовательной организации, в котором обучается ребенок.
Суд приходит к выводу, что законом Архангельской области в пределах полномочий в соответствии с федеральным законодательством установлены меры социальной поддержки для многодетных семей и порядок их предоставления, которые не противоречат действующему федеральному законодательству.
На основании областного закона от 22 июня 2005 года № 55-4-ОЗ и установленного Порядка единовременная денежная выплата предусмотрена для детей из многодетных семей, которые предоставляют Архангельскую область на мероприятиях в соответствии с решениями министерства образования и науки Архангельской области, министерства культуры Архангельской области, министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области.
Установлено, что истец обращалась в конце ... года в отделение социальной защиты населения по месту жительства многодетной семьи с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря, однако в соответствии с ответами ГКУ АО «ОСЗН» от ...г. и от ...г. в данной выплате ей отказано ввиду того, что по информации министерства образования и науки Архангельской области (письмо ... от ...г.) и информации Министерства культуры Архангельской области (письмо ... от ...г.) Восьмой международный конкурс журнала ... не включен в совместный план мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых к реализации в рамках государственной программы «Развитие образования» в 2015 году и в единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных культурных мероприятий Министерства культуры Российской Федерации, а также в календарный план министерства культуры Архангельской области на 2015 год.
Данные основания для отказа подтверждены соответствующими ответами министерств, совместным планом мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых к реализации в рамках государственной программы «Развитие образования» в 2015 году, утвержденным заместителем Министра образования и науки Российской Федерации от 27 февраля 2015 года № Вк-32/09 вн., планами областных мероприятий, утвержденными Министерством образования и науки Архангельской области.
Доказательств того, что ФИО1, участвуя в Восьмом международном конкурсе журнала об ... и в проекте ... представляла Архангельскую область, суду не предоставлено.
Таким образом, законных оснований для признания за истцом ФИО3 права на получение меры социальной поддержки, установленной п. 9 ч. 2 ст. 5 Областного закона № 55 -4 - ОЗ, у суда не имеется, поэтому отказ ответчика в единовременной денежной выплате на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, обоснован, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести единовременную денежную выплату на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере 30 000 рублей, не имеется.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО3 по иску к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по ...» о признании отказа в единовременной денежной выплате на приобретение инвентаря для детей, представляющих ... на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере 30 000 рублей незаконным, возложении обязанности произвести единовременную денежную выплату на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере 30 000 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий судья - А.М. Рогачева