ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-95/2016 от 04.04.2016 Нейского районного суда (Костромская область)

г. Нея Дело №2н-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2016 года Нейский районный суд Костромской области в составе:

Председательствующего - судьи Кудрявцева В.М.

при секретаре Постыляковой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении районного суда гражданское дело по искам Нейского межрайонного прокурора в интересах Кирилловой С.Е., Мирзоевой Х.М., Волкова А.В. к Администрации муниципального района г.Нея и Нейский район Костромской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Нейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском (уточненным при рассмотрении дела) в интересах Кирилловой С.Е., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, о предоставлении жилого помещения (о возложении обязанности предоставить на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства)).

Нейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском (уточненным при рассмотрении дела) в интересах Волкову А.В., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, о предоставлении жилого помещения (о возложении обязанности предоставить на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства)).

Нейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском (уточненным при рассмотрении дела) в интересах Мирзоевой Х.М., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, о предоставлении жилого помещения (о возложении обязанности предоставить на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства)).

Требования мотивируются тем, что Кириллова С.Е. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Кирилловой С.Е. - ФИО1 решением Нейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении, в том числе дочери Светланы, лишена родительских прав; ФИО2 решением Нейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении, в том числе дочери Светланы, лишен родительских прав.

За Кирилловой С.Е. (до брака Хариновой С.Е.) было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Исходя из материалов дела, в том числе акта от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ в связи с непригодностью дальнейшего проживания снесен.

В настоящее время Кириллова С.Е. закончила обучение, но заселение её в жилое помещение по адресу: <адрес>, которое было закреплено, невозможно в связи со сносом и отменой постановления о закреплении жилого помещения.

Исходя из сведений Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, и приказа от ДД.ММ.ГГГГ Харинова С.Е. (после брака Кириллова С.Е.) включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Требования по Волкову А.В. мотивируются тем, что Волков А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Волкова А.В. - ФИО3 решением Нейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении, в том числе сына Волкова А.В., лишена родительских прав; ФИО4 согласно записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ умер ДД.ММ.ГГГГ.

За Волковым А.В. не было закреплено жилое помещение по причине отсутствия такового. В настоящее время Волков А.В. закончил обучение.

Исходя из сведений Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, и приказа от ДД.ММ.ГГГГ Волков А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Требования по Мирзоевой Х.М. мотивируются тем, что Мирзоева Х.М. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Мирзоевой Х.М. - ФИО5 и ФИО6 решением Нейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении, в том числе дочери Мирзоевой Х.М., лишены родительских прав.

За Мирзоевой Х.М. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

В настоящее время Мирзоева Х.М. закончила обучение, но заселение её в квартиру по вышеуказанному адресу невозможно, поскольку в указанной квартире уже проживают её брат и сестры: ФИО7ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО9ДД.ММ.ГГГГ г.р., брат ФИО10ДД.ММ.ГГГГ г.р..

Квартира дома по <адрес> является однокомнатной общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м..

Заключением межрайонного территориального отдела социальной защиты опеки и попечительства № 4 проживание Мирзоевой Х.М. в квартире по вышеуказанному адресу признано невозможным, т.к. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в указанном жилом помещении, менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.

Согласно приказа Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ Мирзоева Х.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Таким образом, Кириллова С.Е., Волков А.В., и Мирзоева Х.М. имеют право на получение квартиры как лица из числа детей-сирот.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В ходе проверки Нейской межрайонной прокуратурой установлены нарушения жилищных прав Кирилловой С.Е., Волкова А.В., Мирзоевой Х.М.. Кроме того, от Кирилловой С.Е., Волкова А.В., Мирзоевой Х.М. в Нейскую межрайонную прокуратуру поступили заявления о защите их жилищных прав.

В судебном заседании прокурор, Кириллова С.Е., и исходя из заявлений Волков А.В. и Мирзоева Х.М., поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Ответчиком в суд представлены письменные возражения на иск, в которых ответчик просит в удовлетворении требований отказать, указывая следующее.

В соответствии с Законом Костромской области от 29.12.2014 года № 620-5-ЗКО органы местного самоуправления муниципального района наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями.

При этом органы местного самоуправления муниципального района имеют право на

финансовое обеспечение переданных государственных полномочий, т.е. передача государственных полномочий может быть произведена только при передаче необходимых материальных и финансовых средств, что не сделано.Кроме того в соответствии с п.1 постановления департамента финансов Костромской области от 06.10.2015 года №27 "Об утверждении на 2016 год Перечня муниципальных образований Костромской области, распределенных в зависимости от доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в объеме собственных доходов местных бюджетов и признании утратившими силу отдельных постановлений департамента финансов Костромской области" утвержден на 2016 год перечень муниципальных образований Костромской области, распределенных в зависимости от доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в объеме собственных доходов местных бюджетов. Согласно данного перечня муниципальный район город Нея и Нейский район относится к муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет в объеме собственных доходов местных бюджетов превышала 20 процентов. В соответствии с ч.3 ст.136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. При этом ссылаются на методические рекомендации, как устанавливающие запрет. В связи вышесказанным, несмотря на то, что органы местного самоуправления муниципального района наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями считают, что они не могут быть надлежащими ответчиками.

На основании вышеизложенного просят в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального района г.Нея и Нейский район Костромской области Осокина Т.В.исковые требования не признала по изложенным в письменных возражениях основаниям.

При этом пояснила, что ответчик не оспаривает право Кирилловой С.Е., Волкова А.В., Мирзоевой Х.М. на предоставление на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства).

Дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц: администрации Костромской области в лице уполномоченных администрацией Костромской области органов: Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области и Департамента финансов Костромской области, надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав пояснения прокурора, Кириллову С.Е., представителя ответчика, третьих лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Нейского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Харинова С.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, родителями указаны ФИО2 и ФИО1 (л.д. 13).

Исходя из записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Харинова С.Е. заключила брак с ФИО12. Фамилия после заключения брака Кириллова С.Е. (л.д. 14).

Согласно записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Волков А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, родителями указаны ФИО4 и ФИО3 (л.д. 137).

Согласно записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Мирзоева Х.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, родителями указаны ФИО6 и ФИО5 (л.д. 160).

На основании решения Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 лишена родительских прав в отношении, в том числе дочери Светланы (л.д. 10).

На основании решения Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГФИО2 лишен родительских прав в отношении, в том числе дочери Светланы (л.д. 9).

На основании решения Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГФИО3 лишена родительских прав в отношении, в том числе сына Волкова А.В. (л.д. 135-136).

Согласно записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138).

На основании решения Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГФИО5 и ФИО6 лишены родительских прав в отношении, в том числе дочери Мирзоевой Х.М. (л.д. 157).

Согласно договора найма от ДД.ММ.ГГГГФИО7 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 161).

Исходя из пояснений сторон, договора, материалов дела в квартире по адресу: <адрес> зарегистрировано <данные изъяты> человек и проживают: сестра - ФИО7ДД.ММ.ГГГГ г.р., сестра - ФИО8ДД.ММ.ГГГГ г.р., сестра - ФИО9ДД.ММ.ГГГГ г.р., брат - ФИО10ДД.ММ.ГГГГ г.р..

На основании материалов дела, в том числе договора найма, квартира дома по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м..

Решением совета депутатов городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район от ДД.ММ.ГГГГ. установлена учетная норма площади жилого помещения - в отдельном жилом помещении - в размере <данные изъяты> кв.м. и менее общей площади жилого помещения на 1 человека (л.д. 164).

Из заключения Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проживание Мирзоевой Х.М. в жилом помещении по адресу: <адрес>, невозможно, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в указанном жилом помещении, менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (л.д. 166).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ МТОСЗН, О и П Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Харинова С.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 15).

Исходя из сведений указанных в отзыве Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ Кириллова С.Е. состоит в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ МТОСЗН, О и П Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Волков А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 132).

Исходя из сведений указанных в отзыве Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ Волков А.В. состоит в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Мирзоева Х.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 168).

Исходя из сведений указанных в отзыве Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ Мирзоева Х.М. состоит в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно справки ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ за Кирилловой (Хариновой) С.Е. объектов недвижимости на территории г. Неи и Нейского района не зарегистрировано (л.д. 19).

Согласно справки ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ за Кирилловым А.Н. объектов недвижимости на территории г.Неи и Нейского района не зарегистрировано (л.д. 82).

Согласно справки ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ за Кирилловым Н.М. объектов недвижимости на территории г.Неи и Нейского района не зарегистрировано (л.д. 83).

Исходя из справки ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ за Волковым А.В. объектов недвижимости на территории г.Неи и Нейского района не зарегистрировано (л.д. 139).

На основании справки ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ за Мирзоевой Х.М. объектов недвижимости на территории г.Неи и Нейского района не зарегистрировано (л.д. 159).

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных на Кириллову С.Е. (Харинову С.Е.), Кириллова А.Н., Кириллова Н.М..

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных на Мирзоеву Х.М..

Исходя из пояснений сторон, сведений ЗАГС, материалов дела Мирзоева Х.М. в браке не состоит.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных на Волков А.В..

Исходя из пояснений сторон, сведений ЗАГС, материалов дела Волков А.В. в браке не состоит.

Принимая решение суд исходит из того, что Кириллова С.Е., Волков А.В., Мирзоева Х.М. являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, пригодного для проживания, на условиях договора социального найма либо в собственности не имеют, членом семьи нанимателя жилого помещения не являются, право на обеспечение жилым помещением они не реализовали.

Нуждаемость Кирилловой С.Е., Волкова А.В., Мирзоевой Х.М. в жилом помещении участвующими в деле лицами не оспаривалась.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме указанных лиц, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом суд учитывает, что в соответствии со ст. 3 Закона Костромской области №

Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.

При этом исходя из Закона Костромской области от 29.12.2014 года N 620-5-ЗКО (ред.

от 25.12.2015) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", Закон регулирует отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Отсутствие в жилищном фонде свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцам право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке. Это обстоятельство правового значения для разрешения спора не имеет. Как установлено законом, право лица из числа детей-сирот на получение жилого помещения и обязанность администрации предоставить жилое помещение не являются производными от наличия свободных жилых помещений.

Ни положения данного Федерального закона, ни Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд также не может согласиться на ссылку ответчика на "Методические рекомендации

органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях", как устанавливающие запрет.

Исходя из смысла, рекомендации носят рекомендательный характер, а не запрещающий. Вышесказанное подтверждается самими Методическими рекомендациями. Исходя из положений "Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях", носят рекомендательный характер и не ограничивают бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по формированию межбюджетных отношений в рамках действующего федерального законодательства.

Кроме того вопросы финансирования, предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления, в т.ч. финансирования для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. Ссылка на то обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.

На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования необходимо удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области предоставить Кирилловой С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства). Обязать администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области предоставить Волкову А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства). Обязать администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области предоставить Мирзоевой Х.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства).

Руководствуясь ст.ст. 12, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области предоставить Кирилловой С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства).

Обязать администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области предоставить Волкову А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства).

Обязать администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области предоставить Мирзоевой Х.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через районный суд.

Председательствующий: Кудрявцев В.М.