ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-95/2020ГОДА от 14.05.2020 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-95/2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Кокаревой Н.А.

при секретаре Кудревановой Е.С.,

с участием представителя ответчика по доверенности Багрова С. А.,

представителя третьего лица Абдулхаликова М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове

гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области к Мучнику Д.А. об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения путем их продажи с публичных торгов,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обратилось в суд с исковым требованием к Мучнику Д.А., в котором просит:

изъять у Мучника Д.А. земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:

- с кадастровым номером , площадью 85481 кв.м. с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 65268 кв.м. с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>

Указанные земельные участки реализовать путем продажи с публичных торгов.

Определить способ определения начальной цены изъятых земельных участков в виде начальной цены изъятых земельных участков в виде кадастровой стоимости, определенной в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 20.11.2019 №11-нп.

Требования мотивирует тем, что Мучник Д.А. является собственником земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью 85481 кв.м.; с кадастровым номером , площадью 65268 кв.м. с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенные по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>

В ходе внеплановых выездных проверок установлено, что в нарушение требований земельного законодательства Мучник Д.А. не использует земельные участки по целевому назначению более трех лет. Им не проводятся агротехнические мероприятия, работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почв. Ответчик не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорной растительностью и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель. В результате чего произошло зарастание спорных земельных участков деревьями (сосна, ель, береза) и сорной растительностью, залесенность и (или) закустаренность на пашне составляет свыше 15 процентов площади земельного участка, на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка.

В ходе проведенной на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям от 25 сентября 2014 проверки установлено, что на земельных участках с кадастровым номером , с кадастровым номером произрастают сорные растения, изредка встречается кустарник и молодая поросль березы, участки не используются для выращивания сельскохозяйственных культур, о чем составлены соответствующие акты от 16 октября 2014.

16 октября 2014 выданы соответствующие предписания (№№08-09/767, 08-09/766) об устранении выявленных нарушений и проведению мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью.

В отношении Мучника Д.А. Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям составлены протоколы об административном правонарушении: 25 ноября 2014 (№№08-09/1401,08-09/1402), на основании которых постановлениями от 16 декабря 2014 ответчик привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ за невыполнение мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (ПСТ-08-09/2944 от 16 декабря 2014, ПСТ-08-09/2942 от 16 декабря 2014).

На основании приказа от 29 апреля 2015 Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям 18 июня 2015 проведена выездная проверка с целью контроля исполнения Мучников Д.А. предписаний от 16 октября 2014.

В ходе проведенной проверки 18 июня 2015 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:4641 произрастали деревья: сосна, ель, береза, сорные растения, следы сельскохозяйственной деятельности отсутствуют. На земельном участке с кадастровым номером произрастали сорные растения: пырей ползучий, пижма, зверобой продырявленный, молодая поросль березы, кустарник, следы сельскохозяйственной деятельности отсутствуют, о чем составлены соответствующие акты.

В отношении Мучника Д.А. Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям 18 июня 2015 составлены протоколы об административном правонарушении, на основании которых постановлением мирового судьи судебного участка №182 района проспект Вернадского города Москвы от 11 сентября 2015 Мучник Д.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.25 ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства) и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

Также 18 июня 2015 в отношении Мучника Д.А. Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям вынесены предписания об устранении допущенных нарушений в срок до 19 ноября 2015.

В ходе внеплановой выездной проверки, производимой на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям от 15 октября 2015, установлено невыполнение Мучником Д.А. предписаний от 18 июня 2015, о чем составлены соответствующие акты 23 ноября 2015, на основании которых составлены протоколы об административных правонарушениях и постановлением мирового судьи судебного участка №182 района проспект Вернадского города Москвы от 04 февраля 2016 Мучник Д.А. привлечен к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.

В отношении Мучника Д.А. 23 ноября 2015 Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям вынесены предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 19 апреля 2016.

В рамках назначенного Заместителем руководителя Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям 02 ноября 2018 задания 08 ноября 2018 проведено обследование спорных земельных участков, выявлены невыполнение собственником участков Мучником Д.А. требований и обязательных мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, о чем старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям составлен соответствующий акт.

В соответствии с приказом от 03 декабря 2018 № 1583-ФЛ Управления Россельхознадзора по Тверской области 04 декабря 2018 года с участием представителя Мучника Д.А. по доверенности Багрова С.А. проведена внеплановая выездная проверка в отношении земельных участков с кадастровым номером , с кадастровым номером , принадлежащих Мучнику Д.А., выявлен факт зарастания древесной кустарниковой растительностью и также неиспользования земельных участков в соответствии с их целевым назначением в период с 16 октября 2014 по 04 декабря 2018, то есть более трех лет с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельных участков по целевому назначению.

По результатам внеплановой выездной проверки Управлением Россельхознадзора по Тверской области 04 декабря 2018 в адрес Мучника Д.А. выдано предписание об устранении выявленных нарушений до 23 апреля 2019, а также 13 февраля 2019 составлены протоколы об административном правонарушении, на основании которых ответчик постановлениями заместителя руководителя Управления Россельхознадзра по Тверской области от 28 марта 2019 признан виновным в неиспользовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, то есть в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, и ему назначены наказания в виде административного штрафа (ПСТ-04-20/281 от 28 марта 2019 года, ПСТ-04-20/280 от 28 марта 2019).

В ходе внеплановой выездной проверки, производимой на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской от 29 мая 2019, установлено невыполнение Мучником Д.А. предписаний от 04 декабря 2018, о чем государственным инспектором составлен акт 05 июня 2019, на основании которого 18 июня 2019 составлен протокол об административном правонарушении и постановлением мирового судьи судебного участка №182 района проспект Вернадского города Москвы от 15 июля 2019 Мучник Д.А. привлечен к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.

С целью контроля устранения выявленных в действиях Мучника Д.А. нарушений земельного законодательства старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области также было выдано предписание №04-20/169/01 от 05 июня 2019, которое до настоящего времени не исполнено.

В силу подп.1 п.6 ст.6 Федерального закона №101-ФЗ в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области 20 ноября 2019 из Управления Россельсхознадзора по Тверской области поступило информационной письмо №04-08-РМ/8116 от 14 ноября 2019 о том, что Мучник Д.А. не использует земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии с их целевым назначением для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, а также до настоящего времени не устранил выявленные нарушения ст.42, п.1 ст.78 Земельного кодекса РФ, п.3 ст.6 Федерального закона №101-ФЗ, в связи с чем Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обратилось в суд с настоящими требованиями.

Протокольным определением суда от 20 февраля 2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа (том 1 л.д.194-195).

Протокольным определением суда от 05 марта 2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Абдулхаликов М.К. (том 2 л.д.22-25).

Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности Бородулина Е.А. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без её участия, доводы и требования искового заявления поддержала.

Ответчик Мучник Д.А. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, представил в суд письменное заявление, в котором возражал относительно заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении, просил о рассмотрении дела без его участия, о чем представил письменное ходатайство.

Представитель ответчика Мучника Д.А. по доверенности Багров С.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истцом нарушен порядок принудительного изъятия земельного участка, предусмотренный п.3 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в части исчисления трехлетнего срока. Также пояснил, что спорные земельные участки использовались по целевому назначению сельскохозяйственным предприятием ООО «Покровское» и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Абдулхаликовым М.К. на основании договоров аренды №3/14 от 01.03.2014 года и от 26.04.2019. Проверки в основном проводились поздней осенью, за исключением двух, которые были проведены 18.06.2015 и 05.06.2019, то есть в то время, когда сельскохозяйственная деятельность на открытой местности в данном регионе не осуществляется. Абдулхаликовым М.К. в период с мая по июль 2019 проводились работы по расчистке территории арендуемых земельных участков от древесно-кустарниковой и сорной растительности, в том числе и на спорных земельных участках. С целью определения местоположения границ спорных земельных участков для расчистки их территории, были проведены геодезические работы, в результате которых выяснилось о наложении земельного участка на лесной участок, что препятствовало использованию участка по целевому назначению. Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков является сельскохозяйственное использование, в содержание которого включительно животноводство. Спорные земельные участки в период с 2014 по 2017 использовались сельскохозяйственным предприятием ООО «Покровское» для выпаса крупного рогатого скота. Так как действующим земельным законодательством не установлены императивные нормы использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с видами сельскохозяйственных угодий в составе этих участков, считает не имеющим юридического значения для разрешения спора вхождение в состав спорных земельных участков сельскохозяйственных угодий – пашни и сенокосов. Территория спорных земельных участков полностью была расчищена от древесно-кустарниковой и сорной растительностью в период с мая по июль 2019, и до настоящего времени остается не заросшей.

Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Тверской области о разбирательстве дела уведомлен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее представитель по доверенности Макеева А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, подтвердив факт неиспользования ответчиком земельных участков по целевому назначению, что было установлено при проведении проверок в 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, а также в 2019 годах.

Представители третьих лиц Администрации Осташковского городского округа, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа о времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, возражений против удовлетворения исковых требований не представили, просили о рассмотрении дела без их участия, о чем представили письменные ходатайства.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Абдулхаликов М.К. возражал против иска по доводам аналогичным представителя ответчика.

Выслушав представителя ответчика по доверенности Багрова С.А., третье лицо Абдулхаликова М.К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Из положений п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ следует, что земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п.1 ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Частью 1 ст.78 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно ст.44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

В соответствии со ст.284 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Пунктом 1 ст.286 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст.284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Согласно ч.7 ст.71 Земельного кодекса РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, предусмотренном п.7 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.39.2 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 9).

В силу п.1 ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 № 354-ФЗ) принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ (п.3). В срок, указанный в п.3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в п.3 настоящей статьи (п.4).

Случаи, когда допускается принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, описанные в п.3 и 4 ст.6 вышеназванного федерального закона, по сути представляют собой составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена как ст.8.8 КоАП РФ, так и ст.8.7 КоАП РФ. Соответственно совершение правообладателем земельного участка любого из указанных правонарушений может служить основанием для его изъятия в порядке, предусмотренном ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2002 № 101-ФЗ).

Пунктом 5 ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ предусмотрено, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в п.2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены Правительством РФ в Постановлении от 23 апреля 2012 № 369.

Согласно указанному Постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Согласно материалам дела Мучник Д.А. является собственником земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:

- с кадастровым номером , площадью 85481 кв.м. с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 65268 кв.м. с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вблизи д<адрес> (том 1 л.д.28,29; том №2 л.д.83-85,86-88).

Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области усматривается, что согласно информации, содержащейся в Проекте землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Покровское» Осташковского района Тверской области, выполненном Тверским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием «ЦентрНИИгипрозем» (г. Тверь, 1992 года), в состав земельных участков, расположенных в Осташковском районе Тверской области, с кадастровыми номерами входят следующие виды сельскохозяйственных угодий: – сенокос, – пашня (том №1 л.д.30).

20 ноября 2019 в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области на рассмотрение поступило информационное письмо от 14 ноября 2019 года №04-08-РМ/8116 и материалы административных дел в отношении Мучника Д. А., направленные Управлением Россельхознадзора по Тверской области (том №1 л.д.26-27).

Согласно п.7 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в п.6 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных п.2 и п.3 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 N 73-пп, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Тверской области в сфере имущественных и земельных отношений.

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обладает полномочиями по обращению в суд с требованием об изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (п.я-21 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области).

Из представленных материалов дела следует, что 16 октября 2014 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям на основании приказа заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям №2393-А от 25 сентября 2014 года, произведены осмотры земельных участков с кадастровыми номерами 69:24:0000013:4641, 69:24:0000013:4637, в результате которых установлено, что на земельных участках произрастают деревья (ель, береза), сорные растения. Составлены акты обследования с фототаблицей и схемой фотофиксации, возбуждены дела об административном правонарушении (том №1 л.д.31,32-33,34-35).

Постановлениями заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям №ПСТ-08-09/2944 от 16 декабря 2014, №ПСТ-08-09/2942 от 16 декабря 2014, Мучник Д.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа. Копии постановлений были направлены в адрес ответчика 17 декабря 2014 (том №1 л.д.52-53,54-55).

Одновременно старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям 16 октября 2014 вынесены предписания №08-09/767, №08-09/766 об устранении допущенного правонарушения в области земельного законодательства, в соответствии с которыми Мучнику Д.А. предписано в срок до 17 июня 2015 осуществить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью, а именно провести культуртехнические мероприятия (л.д.36,37).

Все принятые в отношении Мучника Д. А. в 2014 году постановления и предписания административного органа направлены ответчику по месту жительства.

18 июня 2015 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям от 29 апреля 2015 №1068-ФЛ проведена выездная проверка в отношении Мучника Д.А., в ходе которой установлено, что на земельном участке , площадью 8,5484 га произрастают деревья: сосна, ель, береза, сорные растения; на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6,5268 га произрастают: сорные растения: пырей ползучий, пижма, зверобой продырявленный, молодая поросль березы, кустарник. Составлен акт обследования с фототаблицей и схемой фотофиксации (том №1 л.д.60-62, 63-64,65-66).

18 июня 2015 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям выданы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №08-09/767 (02) (01), №08-09/766 (02) (01) в соответствии с которым Мучнику Д.А. предписано в срок до 19 ноября 2015 осуществить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и сорной растительностью, а именно провести агротехнические и агрохимические мероприятия (том 1 л.д.67-68, 69-70).

11 сентября 2015 постановлениями мирового судья судебного участка №182 района проспект Вернадского г.Москвы по делам об административном правонарушении №5-365/2015 и №5-364/2015 Мучник Д.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа (том1 л.д.89,91).

23 ноября 2015 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзор по Тверской и Псковской областям на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям от 15 октября 2015 №2681-ФЛ проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что Мучником Д.А. предписания №08-09/767(02)(01), №08-09/766(02)(01) от 18 июня 2015 не выполнены. На земельном участке с кадастровым номером площадью 8,5484 га произрастают деревья: сосна, ель, береза, сорные растения; на земельном участке с кадастровым номером площадью 6,5268 га произрастают: сорные растения: пырей ползучий, пижма, зверобой продырявленный, молодая поросль березы, кустарник. оссельхознадзора по Тверской области

Земельные участки для выращивания сельскохозяйственных культур не использовались. Составлен акт обследования с фототаблицей. Возбуждены дела об административном правонарушении (том 1 л.д.92-94,96-97, 98-99).

23 ноября 2015 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям выданы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №08-09/767(02)(01), №08-09/766(02)(01) в соответствии с которым Мучнику Д.А. предписано в срок до 19 апреля 2016 осуществить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и сорной растительностью, а именно провести агротехнические и агрохимические мероприятия (том 1 л.д.100-101,102-103).

04 февраля 2016 постановлениями мирового судья судебного участка №182 района проспект Вернадского г. Москвы по делам об административном правонарушении №5-26/2016 и №5-25/2016 Мучник Д.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа (том1 л.д.112,114).

08 ноября 2018 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзор по Тверской и Псковской областям, на основании задания Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям от 02 ноября 2018 №04-24/485 проведено административное обследование объекта земельных отношений, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:4641 площадью 8,5484 га выявлены факты зарастания древесной кустарниковой растительностью; на земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:4637 площадью 6,5268 га выявлены факты зарастания сорной растительностью. Признаки использования земельных участков по целевому назначению отсутствуют. Составлен акт административного обследования (том 1 л.д.115-116, 117-118).

04 декабря 2018 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзор по Тверской и Псковской областям, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям от 03 декабря 2018 года №1583-ФЛ проведена внеплановая выездная проверка в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:4641 площадью 8,5484 га выявлены факты зарастания древесной кустарниковой растительностью (ольха, береза, осина, ель); на земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:4637 площадью 6,5268 га выявлены факты зарастания сорной растительностью. На пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почты; залесенность и (или) закустаренность на пашне составляет 15 процентов площади земельного участка; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность составляет свыше 30 процентов. При проведении проверки присутствовал представитель Мучника Д.А. по доверенности Багров С.А. (том 1 л.д.124-127,128-129).

04 декабря 2018 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №04-20/169 в соответствии с которым Мучнику Д.А. предписано в срок до 23 апреля 2019 осуществить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и сорной растительностью, а именно провести агротехнические и агрохимические мероприятия (том 1 л.д.130-131).

Постановлениями заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области №ПСТ-04-20/281 от 28 марта 2019, №ПСТ-04-20/280 от 28 марта 2019 Мучник Д.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.8.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа (том 1 л.д.162-164,165-168).

05 июня 2019 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзор по Тверской и Псковской областям, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям от 29 мая 2019 года №805-ФЛ проведена выездная проверка в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:4641 площадью 8,5484 га выявлены факты зарастания древесной кустарниковой растительностью (ольха, береза, осина, ель); на земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:4637 площадью 6,5268 га выявлены факты зарастания сорной растительностью (пырей ползучий, бодяк полевой). Признаки использования земельных участков по целевому назначению отсутствуют (том 1 л.д.134-136,174-176).

05 июня 2019 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям вынесено предписание №04-20/169/01 об устранении допущенного правонарушения в области земельного законодательства, в соответствии с которыми Мучнику Д.А. предписано в срок до 12 ноября 2019 осуществить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и сорной растительностью, а именно провести агротехнические и агрохимические мероприятия (том 1 л.д.137).

15 июля 2019 постановлением мирового судьи судебного участка №182 района проспект Вернадского г. Москвы по делу №5-866/2019 Мучник Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа. Постановление вступило в законную силу 16 августа 2019 года (том 1 л.д.152-154).

25 ноября 2019 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям от 08 ноября 2019 года №1946-ФЛ проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что выданные Мучнику Д.А. предписания не выполнены. На земельном участке с кадастровым номером площадью 8,5481 га выявлены факты зарастания древесной кустарниковой растительностью (ольха, береза, осина, ель); на земельном участке с кадастровым номером площадью 6,5268 га выявлены факты зарастания сорной растительностью; на вышеуказанных земельных участках усматриваются признаки неиспользования участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, выражающиеся в следующем: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; залесенность и (или) закустаренность на пашне составляет свыше 15 процентов площади земельного участка; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка. Земельные участки для выращивания сельскохозяйственных культур не использовались. Составлен акт обследования с фототаблицей. (том 2 л.д.79-82).

Старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области 05 июня 2019 вынесено предписание №04-20/169/01 об устранении допущенного правонарушения в области земельного законодательства, в соответствии с которым Мучнику Д.А. предписано в срок до 12 ноября 2019 года осуществить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и сорной растительностью, а именно провести агротехнические и агрохимические мероприятия (том 1 л.д.137).

Мировым судьей судебного участка №182 района проспект Вернадского г. Москвы 24 января 2020 Мучник Д. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.26 ст.19.5 КоАП РФ (повторное невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа (том 2 л.д.75-78).

Вышеуказанные постановления о назначении административного наказания Мучником Д.А. не обжалованы, вступили в законную силу.

Факт проведения проверок Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям в 2014, 2015, 2016, 2018, 2019 годах, обстоятельства, установленные в ходе проверок, выдачу предписаний и их неисполнение, а также привлечение к административной ответственности за неисполнение предписаний, ответчик Мучник Д.А. не оспаривал.

В соответствии частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, обстоятельства установленные вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка №182 района проспект Вернадского г. Москвы от 11 сентября 2015, 04 февраля 2016, 15 июля 2019, 24 января 2020 о неисполнении в установленный срок законного предписания федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства имеют по настоящему делу преюдициальное значение, в связи с чем ссылки представителя ответчика Мучника Д.А. по доверенности Багрова С.А. об использовании ответчиком спорных земельных участков по целевому назначению нельзя признать обоснованными.

Проверки использования земельных участков по целевому назначению проводились контролирующим органом непрерывно, начиная с 2014 года. Результаты проверок подтверждены допустимыми доказательствами.

В судебном заседании нашел свое подтверждение факт неиспользования Мучником Д.А. спорных земельных участков в соответствии с их целевым назначением для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение более трех лет подряд с момента их обследования 16 октября 2014, проведенного на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской области от 25 сентября 2014 №2393-А.

Ответчик Мучник Д.А. предупреждался в установленном законом порядке о допущенных нарушениях земельного законодательства, неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение земельного законодательства. Вместе с тем, предписания об устранении нарушения земельного законодательства ответчиком исполнены не были, к использованию земельных участков в соответствии с его целевым назначением Мучник Д.А. не приступил.

Доказательств того, что земельные участки в период с 2014 по 2019 год не могли быть использованы по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, ответчиком Мучником Д.А. не представлено.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, заявленные требования истца об изъятии земельных участков, подлежат удовлетворению.

Кроме того, поскольку изъятие в связи с длительным неиспользованием спорных земельных участков невозможно без прекращения права собственности ответчика, суд считает необходимым прекратить право собственности Мучника Д.А. на спорные земельные участки после выплаты ответчику средств, вырученных от продажи земельных участков с публичных торгов либо приобретения указанных земельных участков в государственную или муниципальную собственность.

Доводы представителя ответчика по доверенности Багрова С.А. о том, что истцом нарушен порядок принудительного изъятия земельных участков, предусмотренный п.3 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в части исчисления трехлетнего срока, а также то, что спорные земельные участки использовались по своему целевому назначению сельскохозяйственным предприятием ООО «Покровское» и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Абдулхаликовым М.К. на основании договоров аренды №3/14 от 01.03.2014 и от 26.04.2019, суд признает необоснованными, поскольку указанные обстоятельства направлены на оспаривание фактов, установленных вступившими в законную силу постановлениям мирового судьи судебного участка №182 района Проспект Вернадского города Москвы от 11 сентября 2015, 04 февраля 2016, 15 июля 2019, а также от 24 января 2020, в котором принимал участие представитель ответчика Мучника Д.А., и для которых указанные судебные решения имеют преюдициальное значение в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ.

Вопреки доводам представителя ответчика, именно с видами сельскохозяйственных угодий в составе участков земель сельскохозяйственного назначения, законодатель определяет и связывает признаки неиспользование земельного участка. В состав принадлежащих Мучнику Д.А. земельных участков с кадастровыми номерами входят следующие виды сельскохозяйственных угодий: 69:24:0000013:4641 – сенокос, 69:24:0000013:4637 – пашня. Истцом полностью доказан факт неиспользования земельных участков ответчиком по целевому назначению: на пашне не производились работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; залесенность и (или) закустаренность на пашне составляет свыше 15 процентов площади земельного участка; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка. Земельные участки для выращивания сельскохозяйственных культур не использовались. Позиция ответчика о нецелесообразности и экономически необоснованности по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы на спорных участках свидетельствует об отсутствии у ответчика намерений по использованию земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:4637 по целевому назначению.

Спорные участки не содержат такого вида сельскохозяйственных угодий как пастбища, где производится выпас скота (абз.5 Постановления №369). В этой связи, суд соглашается с позицией истца о том, что договор аренды земельных участков №3/14 от 01 марта 2014, на основании которого по утверждению ответчика земельные участки использовались для выпаса скота, не может являться доказательством использования земельного участка в соответствии с законом. Кроме того, на протяжении с 2014 по 2019 год ответчик в ходе проводимых в отношении него проверок на наличие такого договора не ссылался, контролирующему органу, мировому судье его не представлял, что ставит под сомнение сам факт заключения такого договора.

Ссылки представителя ответчика и третьего лица Абдулхаликова М.К. на наличие наложений границ земельного участка ответчика на земли лесного фонда не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, так как сведения о пресечении границ взяты ответчиком и кадастровым инженером из публичной кадастровой карты, которая носит информационный характер. Данных о том, что имелся спор по границам участков и данное обстоятельство каким-либо образом препятствовало использованию участков по целевому назначению, не имеется.

В соответствии с п.10 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст.ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На территории Тверской области результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 20.11.2019 №11-нп, поэтому суд считает возможным определить способ определения начальной цены изъятых у Мучника Д.А. земельных участков в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 20.11.2019 №11-нп, вступившим в силу с 01.01.2020.

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области на основании подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, в связи с чем в силу ст.103 ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчика Мучника Д. А. в размере 6094,38 руб. исходя из цены иска 289438,08 руб. (кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером – 164123,52 руб., с кадастровым номером – 125314,56 руб.).

Принятые определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 24 января 2020 меры по обеспечению иска надлежит сохранить до исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области удовлетворить.

Изъять у Мучника Д.А. земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения:

- с кадастровым номером площадью 85 481 кв.м. с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>

- с кадастровым номером , площадью 65 268 кв.м. с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>

Указанные земельные участки реализовать путем продажи с публичных торгов.

Определить способ определения начальной цены изъятых земельных участков в виде кадастровой стоимости, определенной в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 20.11.2019 №11-нп.

Прекратить право собственности Мучника Д.А. на земельные участки с кадастровым номером , площадью 85 481 кв.м.; с кадастровым номером , площадью 65 268 кв.м. после выплаты Мучнику Д.А. средств, вырученных от продажи земельных участков с публичных торгов либо приобретения указанных земельных участков в государственную или муниципальную собственность.

Взыскать с Мучника Д.А. в доход бюджета муниципального образования Осташковский городской округ государственную пошлину в размере 6094 (шесть тысяч девяносто четыре) рубля 38 копеек.

Принятые определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 24 января 2020 года меры по обеспечению иска в виде запрета Управлению Росреестра по Тверской области совершать учетно-регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , площадью 85481 кв.м.; , площадью 65268 кв.м. сохранить до исполнения решения суда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 21 мая 2020 года.

Судья Кокарева Н.А.