ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-95/2021 от 09.03.2021 Аннинского районного суда (Воронежская область)

№ 2-95/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Анна «09» марта 2021 г. Воронежской области

Аннинский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Аннинского районного суда Воронежской области Круговой С.А.,

представителя истца-ФИО3,

представителя ответчика- ФИО1,

при секретаре судебного заседания Седовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Воронежской области о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку выплаты и причинение морального вреда

установил:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Воронежской области о взыскании недоплаченных денежных выплат и компенсации за задержку выплаты и причинение морального вреда, при этом указывая, что приказом Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 17 августа 2020 г. № 02-05-05/106@ "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежскойобласти" Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Воронежской области (далее - МИ ФНС России № 5 по Воронежской области) реорганизована путем присоединения к МИ ФНС России № 3 по Воронежской области и установлено, что МИ ФНС России № 3 по Воронежской области является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИ ФНС России № 5 по Воронежской области.

В МИ ФНС России № 5 по Воронежской области ФИО2 занимала должность начальника аналитического отдела.

Приказом № 02-05/088 от 27.11.2020 г. заключенный с ней служебный контракт К-141 от 17.01.2012 г. был расторгнут с 27.11.2020 г. и она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.

При увольнении работодателем ей была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 119274,88 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 22,2 календарных дня в размере 21659,87 руб., что подтверждено справкой 2 НДФЛ за 2020 год и расчетным листком.

При получении выплат, связанных с увольнением по сокращению, ей стало известно о неполном исчислении выплат, а именно работодателем - МИ ФНС России № 5 по Воронежской области в расчет денежного содержания не обосновано не включались суммы выплаченных ей средств материального стимулирования и «разовых» премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС при исчислении следующих выплат: отпускных за 2020 год, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении.

Произведя свои расчеты с учетом выплаченных ей сумм СМС и «разовых» премий, общая сумма недоплаченных вышеуказанных денежных средств составила 178 997,34 руб., в том числе: по отпускным выплатам – 28469,85 руб.; по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 126555,48 руб. ; по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – 23972,01 руб.

Комиссия по трудовым спорам в МИ ФНС России № 3 по Воронежской области не образована, поэтому она вынуждена за защитой своих прав обратиться в судебный орган.

Считает, что работодатель без законных на то оснований не включал в расчет денежного содержания суммы выплаченных СМС и «разовых» премий.

Из начисленных ей и полученных выплат СМС и "разовых" премий удерживался НДФЛ, а также все предусмотренные законодательством страховые взносы (обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве) и перечислены в соответствующие бюджеты РФ. Согласно справкам о доходах за 2019, 2020 годы по форме 2-НДФЛ, данные выплаты входят в общую сумму дохода и отнесены на коды доходов: «2002» - суммы премий, выплаченные за производственные результаты и иные подобные показатели, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами), и (или) коллективным договором; "2760" - суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, определяемые согласно п. 28 ст. 217 НК РФ.

Тот факт, что выплаты СМС и "разовых" премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС РФ, не означает, что данные средства не являются ее заработком (доходом) и ее денежным содержанием. Считает, что выплаты в виде СМС и «разовых» премий по своей природе являются таковыми, так как выплачивались систематически и должны входить в фонд оплаты труда государственного служащего и соответственно должны учитываться при расчете денежного содержания.

В её служебном контракте в разделе «Оплата труда» имеется пункт, в котором приведен перечень входящих в денежное содержание выплат, в частности - "другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами".

Следовательно, слово «Другие выплаты» оставляет за собой открытый перечень выплат государственному служащему. Кроме того, в разделе "Права и обязанности представителя нанимателя" в подпунктах "в" и "г" отмечено, что представитель нанимателя обязуется соблюдать законодательство РФ о государственной гражданской службе РФ, положения нормативных актов ФНС, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе РФ. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливает ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

Ей подлежат выплате суммы оплаты очередного отпуска за 2020 год, компенсации за неиспользованный отпуск и четырехмесячного денежного содержания, рассчитанные с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования, премий.

Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплатах при увольнении в связи с сокращением должности, были нарушены трудовые права истца, в связи с чем ответчик причинил истцу нравственные страдания, то есть моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Также бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме.

Моральный вред она оценивает в размере 50 000 руб.

Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер денежной компенсации за задержку выплат за период с момента задержки выплаты до даты подачи искового заявления в суд составил 2375,31руб.

Просит взыскать с Межрайонной ИФНС России № 3 по Воронежской области в ее пользу:- 28469,85руб., составляющих задолженность ответчика по денежному содержанию на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске в период с 10.02.2020 года по 22.02.2020 года и с 31.08.2020 по 14.09.2020 г., - 126555,48 руб., составляющих задолженность ответчика по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание); - 23972,01 руб., составляющих задолженность ответчика по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы; - 2375,31 руб., составляющих денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выше выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления, а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов с 11.12.2020 года по день фактического расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России; - 50 000 руб., составляющих компенсацию морального вреда.

Истец ФИО2 в судебном заседании не присутствовала, предоставив осуществление своих полномочий представителю по доверенности ФИО3 ( л.д. 7).

В судебном заседании представитель истца ФИО2 – ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МИФНС России №3 по Воронежской области в судебном заседании исковые требования истца ФИО2 не признала, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме, о чем предоставила отзыв на исковое заявление.

Согласно отзыву ответчика на исковое заявление ФИО2 Межрайонная ИФНС России № 3 по Воронежской области исковые требования ФИО2 считает несостоятельными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила) предусматривает, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемойим должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;г) ежемесячное денежное поощрение;д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 г. № 562 утвердил Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 642).

Определяя порядок исчисления денежного содержания гражданских служащих, пункт 2 Правил устанавливает исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, который соответствует частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания).

Федеральным законодателем определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Частью 10 статьи 50 указанного Федерального закона предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

С 2013 г. в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).

На основании вышеуказанных правил материальное стимулирование не должно учитываться судом при расчете спорных выплат, поскольку они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

Межрайонная ИФНС России №3 по Воронежской области руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением № 562 от 06.09.2007 года, а не положениями письма Минфина России от 15.07.2014 №, которое является ненормативным правовым актом, что согласуется с п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N1009.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Воронежской области также считает необоснованным взыскание морального вреда с инспекции в размере 50 000 рублей.

К спорным правоотношениям должны быть применены положения ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, а также разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".

При определении размера компенсации морального вреда должны быть учтены все обстоятельства дела, требования разумности и справедливости.

Материалами дела не подтверждено, каким образом недополученные суммы ограничили заявителя в правах и привели к нравственным страданиям, переживаниям ( л.д. 65-68).

Определением Аннинского районного суда Воронежской области суда от 05 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено УФНС России по Воронежской области ( л.д. 78-79.

Представитель третьего лица УФНС по Воронежской области по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, представила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Также предоставила возражения на исковое заявление, согласно которых Управление возражает против заявленных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями; далее по тексту - Закон № 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом, одним из существенным условием которого являются положения об оплате труда (размер должностного оклада государственного гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (пункт 8 части 3 статьи 24 Закона № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 13 статьи 46 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее по тексту - Указ № 763) порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее по тексту - Правила № 562), которое содержит специальные правила для исчисления денежного содержания гражданских служащих в соответствии с п. п. "б" пункта 13 Указа № 763.

Пунктом 2 Правил установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из:

1) оклада месячного денежного содержания государственного гражданского служащего (далее по тексту - оклад денежного содержания), который состоит из:-месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее по тексту - должностной оклад), размер которого устанавливается Указом № 763 (часть 3 статьи 50 Закона № 79-ФЗ); - месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы, размер которого устанавливается Указом № 763 (часть 3 статьи 50 Закона № 79-ФЗ);

2) дополнительных выплат, к которым относятся:а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет нагосударственной гражданской службе в размере от 10 до 30 процентов в зависимости от стажа государственной гражданской службы от одного года с увеличением до 15 лет (пункт 1 части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ); б)ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условиягосударственной гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада (пункт 2 части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ), размер и порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя в границах, определенных Указом № 763 (часть 7 статьи 50 Закона 79-ФЗ); в)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работусо сведениями, составляющими государственную тайну, в размере и порядке определяемых законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 5 статьи 50 Закона 79-ФЗ); г)ежемесячное денежное поощрение (пункт 6 части 5 статьи 50 Закона79-ФЗ), размер которого устанавливается Указом № 763 (часть 6 статьи 50 Закона № 79 - ФЗ); д)премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядоквыплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; максимальный размер премии не ограничивается (пункт 4 части 5 статьи 50 Закона 79- ФЗ); е)материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплатытруда государственных гражданских служащих (пункт 6 части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ), порядок выплаты которойопределяется соответствующим положением, утверждаемым представителя нанимателя (часть 8 статьи 50 Закона - ФЗ);ж) единовременная выплата при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска (часть 11 статьи 46, пункт 6 части 5 статьи 50 Закона № 79 - ФЗ).

Приведенный перечень выплат в составе денежного содержания государственного гражданского служащего в целях применения Правил № 562 является исчерпывающим, закрытым (строго ограниченным) и расширительному истолкованию не подлежит.

На основании пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Таким образом, при исчислении размера денежного содержания на период нахождения федерального государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (равно как и при выплате денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении) учитываются, помимо ежемесячных выплат, предусмотренных частью 2, пунктами 1,2,3 и 5 части 5 и частью 9 статьи 50 Закона № 79-ФЗ (аналогично предусмотренных абзацем первым и подпунктами «а», «б», «в» и «г» пункта 2 и пунктом 4 Правил № 562), только премии за выполнение особо важных и сложных заданий (пункт 4 части 5 статьи 50 Закона № 79- ФЗ, подпункт «д» пункта 2 Правил № 562) и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих (пункт 6 части 5 статьи 50 Закона 79-ФЗ, подпункт «е» пункта 2 Правил № 562), в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск или дате расторжения служебного контракта.

В связи с этим, спорные по настоящему делу денежные средства материального стимулирования в данном случае учтены быть не могут как не относящиеся ни к одному из вышеперечисленных составляющих денежного содержания в целях применения Правил № 562.

Ссылка истца на положения статей 50 и 51 Закона 79-ФЗ представляется ошибочной, поскольку предметом их регулирования не является непосредственно порядок (правила) исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в отличие от Правил № 562 упомянутые статьи Закона 79-ФЗ напрямую не регулируют (не регламентируют) данные правоотношения сторон, т.е. не являются применимыми материальным законом для рассмотрения и разрешения настоящего гражданского дела по спорному вопросу (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).

В силу части 10 статьи 50 Закона 79- ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативным правовыми актами.

Буквальное истолкование данной правовой нормы в конструкции (системе норм) статьи 50 Закона 79-ФЗ позволяет говорить о том, что такие выплаты не входят в состав денежного содержания государственных гражданских служащих, установленного частями 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ закрытым перечнем.

Применительно к таким выплатам законодатель употребляет словосочетание «другие выплаты», а не «иные дополнительные выплаты», обособляет их в отдельный пункт под № 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ вместо включения подпунктом № 7 в пункт № 5 статьи 50 Закона 79-ФЗ, определяющий перечень дополнительных выплат (ежемесячных и единовременных) как составляющих денежного содержаниягосударственных гражданских служащих.

Согласно частям 3 и 5 статьи 51 Закона-79 ФЗ фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных на эти выплаты, однако ни положения этой статьи Закона № 79-ФЗ, ни нормы Указа № 763 не расширяют состав денежного содержания, предусмотренный частями 2 и 5 статьи 50 Закона №-79-ФЗ, спорными по настоящему делу денежными средствами материального стимулирования, о чем ошибочно со ссылкой на часть 10 статьи 50 Закона 79-ФЗ утверждает истец.

Иными словами, то обстоятельство, что такие «другие выплаты» по закону выплачиваются за счет установленного фонда оплаты труда, само по себе не относит их к денежному содержанию, тем более, в понятии, определенном пунктом 2 Правил № 562. Примечательно, что, формулируя пункт 2 Правил № 562, Правительство Российской Федерации ссылается только на части 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, но не ссылается на часть 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ.

Спорные по настоящему делу денежные средства материального стимулирования и разовые премии выплачивались истцу исключительно за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, что следует из содержания распорядительных документов (приказов и писем Управления и ФНС России), что опровергает утверждение истца о том, что они должны учитываться при соответствующих расчетах только потому, что нормативно - формально предусмотрены к выплате из фонда оплаты труда.

Управление полагает, что спорные денежные средства материального стимулирования не являются премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку порядок их выплаты не определяется приказом ФНС России от 02.10.2009 года № ММ-7-5/483@.

Скорее следует полагать, что выплата спорных средств материального стимулирования осуществлялась в соответствии с абзацем десятым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», согласно которому Правительству Российской Федерации было предписано обеспечить реализацию следующего мероприятия: до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.

Такая форма материальной и моральной мотивации практиковалась в системе территориальных органов ФНС России с 2007 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.12.2010 года № 1104, от 26.01.2012 года № 31, от 05 июня 2013 года, № 475; и изданного в соответствии с ним Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.2007 года № 90н,согласнокоторому предусмотренное Постановлением №611материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС России.

В исковом заявлении ФИО2 ссылается на положения письма Минфина России от 15.07.2014 года № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 года № 238-7.

Управление считает, что ссылка истца на вышеуказанное письмо в обоснование своих требований не может быть принята во внимание, поскольку разъяснения Минфина России, изложенные в форме письма, в т.ч. относительно формирования денежного содержания государственных гражданских служащих, действующим законодательством не признаются официальным и общеобязательным для правоприменения толкованием.

Более того, данное письмо Минфина России не определяет конкретного порядка расчета применительно к денежным средствам материального стимулирования, что также не позволяет использовать его в правоприменительной практике и разрешении судебных споров.

То обстоятельство, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию, в т.ч., в сфере бюджетной деятельности, не свидетельствует о том, что Минфин России наделен полномочиями в сфере государственного регулирования оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и имеет право давать официальные разъяснения в этой сфере компетенции.

Более того, письмо Минфина России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 официально не опубликовано ни в порядке пункта 9 указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти ни на официальной сайте Минфина России в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», не прошло государственную регистрацию в Министерстве Юстиции Российской Федерации в порядке раздела II Правил № 1009.

Таким образом, письмо Минфина России от 15.07.2014 года № 14-04- 05/34482 не может регулировать спорные правоотношения и применяться к ним.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 года № 238-7 официально не опубликовано, а потому не является нормативным правовым актом (статья 23 ФКЗ от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа от 11.08.2016 года № 403, утвержденнным Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы, только Минтруд России может давать официальные разъяснения относительно вопросов оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, в том числе относительно исчисления денежного содержания в тех или иных правовых ситуациях.

При определении размера морального вреда должны учитываться установленные законом требования разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ). Другими словами, компенсация морального вреда не должна являться источником обогащения потерпевшего.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Таким образом, утверждение истца о том, что материальное стимулирование и так называемые «разовые» премии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, в связи с чем учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации при увольнении с государственной гражданской службы с выплатой в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, является ошибочным, основанной на неправильном истолковании норм применимого материального закона и оценке фактических обстоятельств, поэтому оснований для удовлетворения полностью иска ФИО2., предъявленного к Инспекции, не имеется.

С учетом изложенного, Управление сообщает о несогласии в полном объеме с заявленными требованиями ФИО2, а также Управление просит отказать в части требований о взыскании компенсации за задержку спорных выплат; в части требований о взыскании с Инспекции компенсации морального вреда, Управление просит отказать в удовлетворении заявленных требований в размере 50 000 руб., снизив заявленный размер морального вреда до разумных пределов ( л.д. 86-94).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 17 августа 2020 г. @ "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области" Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Воронежской области реорганизована путем присоединения к МИ ФНС России № 3 по Воронежской области и установлено, что МИ ФНС России № 3 по Воронежской области является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИ ФНС России № 5 по Воронежской области ( л.д. 8-11).

В МИ ФНС России № 5 по Воронежской области ФИО2 занимала должность начальника аналитического отдела.

Приказом № 02-05/088 от 27.11.2020 г. заключенный с ней служебный контракт К-141 от 17.01.2012 г. был расторгнут с 27.11.2020 г. и она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе ( л.д. 12, 13-18).

На основании данного приказа истцу подлежали выплате компенсация за 22,20 календарных дня неиспользованного отпуска, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания ( ч. 3.1 ст. 37 79-ФЗ).

При увольнении ФИО2 была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 119274,88 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 22,2 календарных дня в размере 21659,87 руб., что подтверждено справкой 2 НДФЛ за 2020 год и расчетным листком за ноябрь 2020 года ( л.д. 40, 46).

В рассматриваемый период ФИО2 производились выплаты средств материального стимулирования и премий за 2019 год, за 2020 год.

Руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России: от ДД.ММ.ГГГГ- за 1 квартал 2019 года, от ДД.ММ.ГГГГ – за 2 квартал 2019 года, отДД.ММ.ГГГГ- за 3 квартал 2019 года, от ДД.ММ.ГГГГ – за 1 квартал 2020 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за 4 квартал 2019 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за 1 квартал 2020 года, от ДД.ММ.ГГГГ – за 2 квартал 2020 года, в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих инспекции ( л.д. 20,23,26,30, 33,36).

Кроме того, руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России: от ДД.ММ.ГГГГ- за май 2019 года, от ДД.ММ.ГГГГ – за июль 2019 года, от ДД.ММ.ГГГГ – за август 2019 года, отДД.ММ.ГГГГ – за ноябрь 2018 года, от ДД.ММ.ГГГГ – за ноябрь 2019 года, отДД.ММ.ГГГГ- за декабрь 2019 года, отДД.ММ.ГГГГ – за февраль 2020 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за май 2020 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за июнь 2020 года, от ДД.ММ.ГГГГ – за июль- август 2020 года, от ДД.ММ.ГГГГ – за сентябрь 2020 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за октябрь 2020 года, от ДД.ММ.ГГГГ- за ноябрь 2020 года, за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФСН России, за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда (л.д.19, 21,22,24,25,27.28,29,31,32,34,35,37,38).

Во исполнение указанных приказов и приказов УФНС России по Воронежской области издавались соответствующие приказы руководителем МИ ФНС № 5 по Воронежской области, которыми осуществлялось материальное стимулирование государственных гражданских служащих налогового органа, в том числеФИО2

Факт получения указанных сумм и их размер сторонами не оспаривался и подтверждается справками о доходах и суммы налога физического лица за 2019 год, 2020 год.Данные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период 10.02.2020 г. по 22.02.2020г., и с 31.08.2020 г. по 14.09.2020 г., а также при расчете компенсаций при увольнении ФИО2 в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск.

Обосновывая свою позицию, представитель работодателя истца ссылался на положения Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, постановления Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности подразделений ФНС, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.При этом руководствовался положениями пункта 4 части 1 статьи 14, частей 3.1, 3.2 статьи 37, частей 1, 10 статьи 50, частей 1, 2, 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктами 8,9, подпункта "б" пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", пункта 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, пункта 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, и исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о том, что эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания ФИО2 для исчисления компенсаций при ее увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Ответчик также сослался на то, что письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 (о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7) не отменяет действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, и которым определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Вместе с тем, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливает ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 этого Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.

На основании ч. 1 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В свою очередь, денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ).

Также согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил.

Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных в том числе пп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) п. 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца (абз 1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

В силу ст. 51 ФЗ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1,5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2 окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3 окладов денежного содержания.

Кроме того, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также в том числе за счет средств на выплату: районного коэффициента (коэффициента); повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

В силу п.п. 8,9 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25 июля 2006 года № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года № 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, с 2014 года Правительством РФ ежегодно принимаются постановления, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов на соответствующий год.

Материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось в период с 2015 по 2017 годы за счет бюджетных ассигнований на это, выделяемых ФНС России Постановлениями Правительства РФ от 31 марта 2015 года № 302-12, от 23 апреля 2016 года № 347-7 и от 23 февраля 2017 года № 228-7. Доведение сведений об объемах указанных ассигнований до распорядителей за соответствующие периоды осуществлялось как приказами, так и письмами ФНС России. Размер сумм материального стимулирования конкретного государственного гражданского служащего определялся исходя из критериев оценки качества выполнения им должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик его работы и устанавливался руководителем конкретного налогового органа по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы ФНС России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ).

Таким образом, доводы ответчика и третьего лица о том, что спорные выплаты осуществлялись не за счет ассигнований, предусмотренных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО2 материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Ссылка ответчика и третьего лица на постановление Правительства РФ «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» от 25 сентября 2017 года № 611 и вынесенный на его основании приказ МФ РФ от 17 октября 2007 г. N 90н не состоятельна, поскольку выплата дополнительного материального стимулирования данными нормативно-правовыми актами предусматривалась лишь в периоды с 2007 по 2013 годы, то есть за пределами спорного периода, после чего, с 2014 года, выделение денежных средств на эти цели осуществляется ежегодно соответствующими Постановлениями, указанными выше.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме МФ РФ от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) всоответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31 марта 2015 года, № 347-7 от 23 апреля 2016 года и № 228-7 от 23 февраля 2017 года).

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Оно обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.п. 1, 5.5 Положения).

Учитывая, что на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, суд учитывает данные в вышеназванном письме Министерства разъяснения.

В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 апреля 2010 года № 5905-17 указанные средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Аналогичные разъяснения давали ФСС РФ в своем письме от 10 июля 2008 года№ 02-08/07-2248П.

При таких обстоятельствах истцу подлежат выплате суммы оплаты очередного отпуска в 2020 году, компенсации за неиспользованный отпуск и четырехмесячного денежного содержания, рассчитанные с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования.

Согласно расчету истца, не вызывающему у суда сомнений в своей правильности, и который не оспорен ответчиком, сумма недоплатыФИО2 по отпускным выплатам составила 28469, 85 рублей, недоплата четырехмесячного денежного содержания составила 126666, 48 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск-23972, 01 рублей.

На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда. Как следует из ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Под моральным вредом в соответствии со ст. 151 ГК РФ понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина.

Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплатах при увольнении в связи с сокращением должности, нарушение трудовых прав истца не вызывает сомнения, в связи с чем ответчик причинил истцу нравственные страдания, то есть моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Также бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме.

Определяя размер подлежащей к взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, объем причиненного вреда, требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несёт ответственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Такая ответственность предусмотрена ст. 236 ТК РФ в виде денежной компенсации, представляющей собой уплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Проверяя расчёт сумм денежной компенсации за задержку выплат в период с10 февраля 2020 года по 10 декабря 2020 года в сумме 2375, 31 рублей, представленный истцом, суд приходит к выводу, что расчет истца является арифметически верным.

Учитывая требования истицы, денежная компенсация составила 2375, 31 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в ее пользу.

Поскольку при рассмотрении гражданского дела судом было установлено нарушение работодателем установленного срока выплаты взысканных в пользу истца сумм, подлежит взысканию компенсация за задержку указанных выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, суд не находит правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца о взыскании указанной компенсации и за период с 11.12.2020 года по день фактического расчета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Воронежской области в пользу ФИО2

- задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с 10 февраля 2020 года по 22 февраля 2020 года и с 31 августа 2020 года по 14 сентября 2020 года в сумме 28469 (двадцать восемь тысяч четыреста шестьдесят девять) рублей 85 копеек ;

- задолженность ответчика при компенсации при увольнении с государственной гражданской службы ( четырехмесячное денежное содержание) в сумме 126555 ( сто двадцать шесть тысяч пятьсот пятьдесят пять) рублей 48 копеек;

- задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 23972 ( двадцать три тысячи девятьсот семьдесят два) рубля 01 копеек ;

- неустойку за задержку выплаты денежного содержания за период с10 февраля 2020 года по 10 декабря 2020 года в сумме 2375 ( две тысячи триста семьдесят пять) рублей 31 копеек.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Воронежской области самостоятельно рассчитать и выплатить ФИО2 неустойку за задержку выплаты денежного содержания за период с 11 декабря 2020 года по день фактической выплаты задолженности по денежному содержанию, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Банка России.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Воронежской области в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 10000 ( десять тысяч) рублей.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья С.А. Кругова

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2021 года.

№ 2-95/2021