ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-95/2021 от 09.04.2021 Алейского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-95/2021

Решение в окончательной форме

изготовлено 09 апреля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 апреля 2021 года г.Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи В.П. Долженко,

при секретаре Ю.А. Тюбиной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации, Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный) о признании бездействия Пенсионного фонда РФ незаконным

УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Пенсионному фонду РФ, ГУ – Отделению Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный) о признании бездействия Пенсионного фонда РФ незаконным, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами.

Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения, в ходе которой установлено, что среднесписочная численность работников межрайонного УПФР в г.Алейске и Алейском районе на июль 2020 года составляет 118 человек. Предусмотренная Законом Алтайского края от 06 июля 2006 года №59-ЗС квота приема на работу инвалидов в размере 4% к среднесписочной численности работников, численность которых составляет более 100 человек, межрайонным УПФР в г.Алейске и Алейском районе не соблюдается, в межрайонном УПФР в г.Алейске и Алейском районе должно быть как минимум 4 инвалида. На отчетный период трудоустроено 2 инвалида, соответственно установленная квота не соблюдается, локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах инвалидов, не разработаны. В своем ответе от 23 октября 2020 года №4496 на представление межрайонное УПФР в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края указало, что в соответствии с Положением Управление ПФР и возглавляющий его начальник не наделены полномочиями по самостоятельному созданию или выделению рабочих мест для приема инвалидов, возможностью по принятию соответствующего локального нормативного акта.

Просят признать бездействие Пенсионного фонда Российской Федерации, ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, ГУ – Управление ПФР в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный), выразившееся в не создании и в не выделении рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников, а также в не принятии локального нормативного акта, содержащего сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, незаконным; обязать ГУ – Управление ПФР в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный) создать или выделить рабочие места для инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников и принять локальный нормативный акт, содержащий сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов в рамках установленного штатного расписания, внести предложение ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю о включении в штатное расписание созданных или выделенных рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников ГУ – Управление ПФР в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный).

В ходе судебного разбирательства Алейским межрайонным прокурором исковые требования были уточнены, дополнено, что среднесписочная численность межрайонного УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края для расчета квоты составляла 118 человек на июль 2020 года, следовательно, должно быть в УПФР трудоустроено 4 инвалида. Фактически трудоустроено 2 инвалида, рабочие места в количестве 2, в счет квоты не выделены (не созданы). Межрайонным УПФР в г. Алейске и Алейском районе не были разработаны локальные нормативные акты. Содержащие сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Согласно пункту 9 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации» правление ПФР утверждает бюджет, схемы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об исполнении, а также его структуру и штаты. В соответствии с пунктом 10.32 Положения ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, утвержденное постановлением Правления ПФР от 11.11.2016 года №1000п отделение осуществляет функции утверждения и представления в ПФР в установленном порядке штатного расписания отделения, штатных расписаний подведомственных территориальных органов в пределах штатной численности, установленной актами ПФР. В соответствии с пунктом 15.2 указанного положения управляющий отделением утверждает положение о структурных подразделениях и должностные инструкции работников отделения. В силу пункта 14 Положения о ГУ – Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Алейске, Алейском районе (межрайонное) штатное расписание Управления утверждается управляющим отделения, согласно пункта 15.3 Положения заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с работниками Управления, в силу пункта 15.4 Положения вносит предложения управляющему Отделением Пенсионного фонда по Алтайскому краю о численности и штатном расписании Управления. Однако, какие-либо меры для создания или выделения рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников начальником межрайонного УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края и управляющим ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю не принимаются, предложения о внесении в штатное расписание изменений не вносятся, в связи с чем рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы и не выделены, локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, не разработаны и не приняты. Просят признать бездействие Пенсионного фонда Российской Федерации, ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алтайском крае, выразившееся в не создании и в не выделении рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников, а также в не принятии локального нормативного акта, содержащего сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, незаконным; обязать ГУ – Управление ПФР в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный) создать или выделить рабочие места для инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников и принять локальный нормативный акт, содержащий сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов в рамках установленного штатного расписания, внести предложение ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю о включении в штатное расписание созданных или выделенных рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников ГУ – Управление ПФР в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный); возложить обязанности на Пенсионный фонд РФ осуществить финансирование созданных или выделенных рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников Управления ПФР в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный).

В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объёме, по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель Пенсионного фонда РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в представленных до начала судебного заседания возражениях указал, что в соответствии со статьями 5, 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат, имеют целевое назначение. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ (ст. 13 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, средства бюджета ПФР имеют строго целевое назначение, расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. На основании изложенного и в связи с тем, что признание бездействия и возложение обязанности на ПФР, не основано на нормах материального права, заявленных в обоснование иска, просят исключить ПФР из числа ответчиков и отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ – Отделению Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в представленных до начала судебного заседания возражениях указал, что считает заявленные требования незаконными, необоснованным и неподлежащими удовлетворению, поскольку предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее- Закон № 181-ФЗ) обязанности возлагаются на работодателей. В силу ст. 20 ТК РФ Отделение не является работодателем по отношению к работникам Управления, следовательно, не может быть привлечено в качестве ответчика по данному делу. Требование о признании незаконным бездействия Отделения, выразившееся в не создании и не выделении рабочих мест для инвалидов, а также непринятии локального нормативного акта, содержащего сведения о таких рабочих местах в отношении Управления, является необоснованным и не соответствует нормам законодательства Российской Федерации на которые ссылается истец. Управление является самостоятельным юридическим лицом. Кроме того, Отделение является территориальным органом ПФР и входит в единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации (Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Системный анализ положений Конституции РФ и действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что полномочия, которыми наделен и дополнительно наделяется ПФР и его территориальные органы относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов. Таким образом, ПФР и его территориальные органы действуют строго в рамках предоставленных им полномочий. Необоснованным и не соответствующим нормам материального права, положенным в обоснование иска, и обстоятельствам дела является также требование истца об обязании Управления внести Отделению предложение о включении в штатное расписание созданных или выделенных рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников Управления. Согласно Положению штатное расписание Управления утверждается Отделением в пределах численности, утвержденной ПФР. Начальник Управления вправе вносить предложения о внесении изменений в штатное расписание, но только в пределах утвержденной численности, полномочия по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов, равно как и внесение предложений по данному поводу у Управления отсутствуют. Такие полномочия отсутствуют и у Отделения, поскольку согласно Положению о Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, Отделение входит в единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования и в своей деятельности подотчетно ПФР, создается по решению Правления ПФР. Согласно п. 10.36. Положения единственным полномочием по формированию штата является утверждение и представление в ПФР штатного расписания Отделения и подведомственных ему территориальных органов в пределах штатной численности, установленной актами ПФР. Таким образом, Отделение не имеет полномочий по внесению в штатное расписание Управления дополнительных единиц за пределами утвержденной ПФР штатной численности. Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона № 167-ФЗ средства бюджета ПФР имеют целевое назначение и направляются, в том числе, на финансовое и материально-техническое обеспечение его текущей деятельности (включая содержание его центральных и территориальных органов). Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. ПФР и его территориальные органы несут ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Каких-либо относимых, допустимых и достаточных доказательств того, что ПФР и его территориальные органы обязаны либо наделены полномочиями в части создания или выделения рабочих мест для инвалидов истцом не представлено.

Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный) в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в представленных до начала судебного заседания возражениях указал, что Управление ПФР не согласно с уточненными исковыми требованиями Прокурора поскольку Управление ПФР осуществляет деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правления ПФР от 04 сентября 2020 года № 624п (далее- Положение), в соответствии с пунктом 14 которого штатное расписание Управления ПФР утверждается управляющим Отделением Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю. При этом управляющие отделениями Пенсионного фонда РФ утверждают штатные расписания отделения ПФР и подведомственных ему территориальных органов ПФР, руководствуясь типовыми структурами территориальных органов ПФР, утвержденными постановлениями Правления ПФР. Расходы на обеспечение деятельности ПФР и его структурных подразделений, в числе основных характеристик бюджета Пенсионного фонда РФ, утверждаются Федеральным законом (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Частью 1 статьи 18 названного закона установлено, что расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. Бюджет ПФР на 2021-2023 гг. принят Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 388-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Из изложенного прямо следует, что какими-либо полномочиями по самостоятельному созданию либо выделению рабочих мест для приема инвалидов, возможности принятия соответствующего локального нормативного акта Управление ПФР и возглавляющий его начальник Управления ПФР не наделены. В уточненном исковом заявлении Прокурор со ссылкой на пункты 15.4,15.7 и 15.9 Положения указывает на наделение начальника Управления ПФР функциями заключения, изменения и прекращения (расторжения) трудовых договоров с работниками, внесения предложений управляющему Отделением о численности и штатном расписании Управления ПФР, полномочиями по изданию в пределах своей компетенции приказов, подписанию документов от имени Управления ПФР. Отмечает, что Управление ПФР, являясь работодателем, обязано выполнять предусмотренные законом мероприятия по обеспечению гарантий трудовой занятости инвалидов. Между тем, как полагает ответчик, Прокурором не учтены вышеприведенные нормы права и то обстоятельство, что основанием для признания бездействия Управления ПФР незаконным является невыполнение полномочий, относящихся к его компетенции. Однако Управление ПФР правом выполнять мероприятия по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов не наделено. Также Управление ПФР отмечает, что имеет статус межрайонного, при этом численность работников Управления ПФР без учета штата структурных подразделений составляет 62,1 единицы (62 человека). Кроме того, ответчик подчеркивает, что не уклоняется от выполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с квотой, установленной Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», однако в период с даты государственной регистрации ответчика в качестве юридического лица – 01 августа 2016 года и до настоящего времени обращения инвалидов в целях трудоустройства, равно как и случаи отказа инвалидам в приеме на работу в Управление ПФР отсутствуют. Просит в удовлетворении уточненных исковых требований Прокурора отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Алейску и Алейскому району» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил удовлетворить заявленные исковые требования.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ГУ УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края в силу пункта 1 Положения о ГУ УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 04 сентября 2020 г. №624п, является территориальном органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который создается по решению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Управление в своей деятельности подчиняется непосредственно Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (пункт 3 указанного Положения).

В силу пункта 14 Положения штатное расписание Управления утверждается управляющим Отделением.

Начальник Управления согласно пункта 15.3, пункта 15.4 Положения в установленном порядке заключает, изменяет и прекращает (расторгает) трудовые договоры с работниками Управления, вносит предложения управляющему Отделением о численности и штатном расписании Управления.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются самостоятельными юридическими лицами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 Правлением ПФР, Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее - ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

В соответствии с пунктом 9 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 Правление ПФР несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР; определяет перспективные и текущие задачи ПФР; утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты.

Конвенцией о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г., документ вступил в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.) предусмотрено, что государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими, оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда (подпункт "a" пункта 1 статьи 27 названной Конвенции).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ). Целью такой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного Закона).

В части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано понятие инвалида как лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В пункте 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

В статье 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ дано определение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, под которыми понимаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (часть 1 статьи 22 названного Федерального закона).

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (пункт 3 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов (абзацы первый, седьмой пункта 1 статьи 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

В силу абзаца третьего пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину (пункт 5 статьи 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).

Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Так, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 1 названной статьи).

В Законе Алтайского края от 6 июля 2006 г. № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» установлено, что работодателям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере четырех процентов к среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.

Под квотой в Приказе УТЗН Алтайского края от 13 мая 2013 г. № 10-01/96 «Об утверждении Порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края» понимается минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов, с учетом рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

Рабочие места, на которых работают инвалиды на момент установления квоты приема на работу инвалидов, засчитываются в счет установленной квоты (пункт 2.3 данного Приказа).

В пункт 2.5 данного Приказа определено, что выполнением квоты приема на работу инвалидов считается трудоустройство инвалидов в количестве, соответствующем установленной квоте приема на работу инвалидов, на созданные или выделенные рабочие места.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, что предусмотрено пунктом 3.1 Приказа УТЗН Алтайского края от 13 мая 2013 г. № 10-01/96 «Об утверждении Порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края».

Работодатели при невыполнении квоты приема на работу инвалидов могут самостоятельно осуществлять резервирование рабочих мест путем принятия локального нормативного акта с указанием количества резервируемых рабочих мест для инвалидов в разрезе профессий и специальностей (пункт 3.6 данного Приказа).

Из материалов дела следует, что Алейским межрайонной прокуратурой Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты в ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный).

Среднесписочная численность работников ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный) по состоянию на момент проверки на 31 октября 2020 года составляла 116,8 человек.

Согласно штатного расписания ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный), утвержденного приказом ОПРФ по Алтайскому краю от 14 августа 2020 года №323, всего 112 штатных единиц.

Следовательно, согласно квоте приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников, трудоустройству в указанном учреждении подлежат 4 инвалида.

.Из ответа КГКУ «Управления социальной защиты населения по городу Алейску и Алейскому району» от 10 февраля 2021 года №19 следует, что согласно представленной информации о выполнении квоты за январь 2021 года ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный) установленная квота составляет 4 квотируемых рабочих места, в счет квоты трудоустроено 2 инвалида, на конец рабочего периода свободны 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов. Те же самые обстоятельства имели место на момент проверки.

Из вышеуказанного следует, что в ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный) созданы (имеются) рабочие места для приема инвалидов в количестве четырех единиц, при этом трудоустроено два инвалида.

В вину ГУ УПФР по г. Алейску и Алейскому району поставлено то, что незанятые два рабочих места, о которых ответчик сообщил в органы социальной защиты, вакантными не являются, заняты другими работниками фонда, что является нарушением. В связи с чем, прокурор считает необходимым возложить на ответчиков обязанность создать дополнительные 2 рабочих места, которые должны быть вакантны и зарезервированы для последующего трудоустройства инвалидов, финансирование данных рабочих мест возложить на Пенсионный фонд РФ.

Вместе с тем, стороной истца не учтены следующие обстоятельства.

В соответствии со статьями 5, 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат, имеют целевое назначение. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. (ст. 13 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, средства бюджета ПФР имеют строго целевое назначение, расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Следовательно, возложение на Пенсионный фонд РФ обязанности осуществить финансирование созданных или выделенных дополнительных рабочих мест для приема инвалидов в размере среднесписочной численности работников Управления Пенсионного фонда РФ г. Алейске и Алейском районе и их резервированием на неопределенный срок, без участия Российской Федерации невозможно.

К нарушению законодательства со стороны ответчика – ГУ УПФР по г. Алейску и Алейскому району прокурором отнесено отсутствие фактического трудоустройства инвалидов на вакантные места в пределах установленной законом квоты, в частности на 2 рабочих места.

Вместе с тем согласно положению части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду, в связи с чем фактическое возложение на учреждение обязанности по трудоустройству инвалидов в пределах квоты, не может быть признано соответствующим законодательству.

Из ответа КГКУ «Управления социальной защиты населения по городу Алейску и Алейскому району» следует, что заявки на трудоустройство инвалидов в 2020 году в Центр занятости не поступали.

Доказательств отказов ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный) в приеме на работу инвалидов в оспариваемый период стороной истца не предоставлено, как и не предоставлено сведений о привлечении указанного работодателя за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.

То есть, не заполнение рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов по причине не обращения лиц такой категории по вопросу трудоустройства и направления их соответствующей службой занятости, свидетельствует об отсутствии вины организации, не может быть квалифицировано как невыполнение обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Часть 1 статьи 3 ГПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст.46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Алейский межрайонный прокурор, обращаясь с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Пенсионного фонда РФ незаконным, доказательств указанного бездействия не представил, отсутствие локального нормативного акта, содержащего сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, не нарушает прав инвалидов, поскольку сведения о размере квоты для приема инвалидов на работу, о вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в КГКУ «Управлении социальной защиты населения по городу Алейску и Алейскому району» имеются.

На основании изложенного, уточненные исковые требования Алейского межрайонного прокурора о признании бездействия Пенсионного фонда РФ незаконным удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе, выразившееся в не создании и в не выделении рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников, а также в не принятии локального нормативного акта, содержащего сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов; возложении обязанности на Государственное учреждение – Управление ПФР в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный) создать или выделить рабочие места для инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников и принять локальный нормативный акт, содержащий сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов в рамках установленного штатного расписания, внести предложение Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю о включении в штатное расписание созданных или выделенных рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников Государственного учреждения – Управления ПФР в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный); возложении обязанности на Пенсионный фонд Российской Федерации осуществить финансирование созданных или выделенных рабочих мест для приема инвалидов в размере квоты от среднесписочной численности работников Управления ПФР в г. Алейске и Алейском районе (межрайонный), - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Алейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья Алейского городского суда В.П. Долженко